Когда Кристофер Нолан объявил, что следующий его фильм затронет тему Второй Мировой, это стало небольшой неожиданностью. Относится к режиссёру можно по разному, но, казалось, что головоломность его фильмов мягко говоря не очень подходит для жанра военного кино, в котором уже давно сложились свои правила хорошего тона. Но Нолан не был бы Ноланом, если бы последовал этим правилам, и в итоге снял совсем нетипичное военное полотно, не забыв туда добавить головоломности.
Фильм рассказывает об одном из самых спорных моментов в истории британской армии - четыреста тысяч человек отчаянно пытаются выбраться из окружения и попасть на другую сторону Ла-Манша, домой, в Британию. Им мешают вездесущие и незримые немцы, непогода, хаос и британское командование.
Нолан не церемонится и сразу бросает зрителя в гущу событий и до самого финала не даёт передохнуть. События показаны с трёх разных точек зрения: земли, воды и воздуха. Вместо классической трёхактной структуры Нолан выдаёт три отдельные истории, которые лишь ближе к финалу пересекаются. И этот ход с головой выдаёт в Дюнкерке фильм Нолана, где постоянно идёт игра со временем.
События на суше длятся неделю, на воде - один день, а в воздухе один час - и такой подход работает для фильма идеально. Напряжение, которое захватывает с первых секунд, благодаря умелому параллельному монтажу, не отпускает до самого финала картины.
Удивительнее всего, что конкретно сопереживать в Дюнкерке кому-либо сложно - Нолан, кажется, совсем плюнул на эмоции людей, про которых он рассказывает (за эмоциональную скупость в фильмах его ругают больше всего), и полностью сосредоточился на постановке. И не прогадал.
И в Дюнкерке Нолан доказывает все сомневающимся, что он возможно один из лучших режиссёров действия из ныне живущих. И именно постановка действия в ленте создаёт эмоциональную атмосферу. Да, переживать тут особо некому (кроме, разве что Тома Харди), но благодаря удручающей и тревожной атмосфере нескончаемой войны, преследования и бегства, ты будто бы переносишься туда на пляж к солдатам, которые бесконечно ждут спасения.
Кому-то такой подход Нолана может показаться даже чересчур радикальным, а сам фильм покажется не фильмом вовсе, а своеобразным упражнением в режиссуре - мол, смотрите, как я снимать умею и сейчас вас будут держать в напряжении! То есть в некотором смысле Дюнкерк - это, конечно, ещё тот аттракцион. Но если, кто и знает в этом толк, то точно Нолан.
Удивительно, но сравнивать Дюнкерк хочется даже не с военным кино, а с последним Безумным Максом Джорджа Миллера. Это такой же напористый фильм о действии и так же бодро и уверенно поставленный. Орудия Нолана для достижения необходимого погружения в фильм - это постановка действия, монтаж и музыка, что роднит скорее с немым кино (для Дороги Ярости это, кстати, тоже характерно). В этом фильме композитор Ханс Циммер и режиссёр Крис Нолан, кажется окончательно вышли на одну волну и слились в единую творческую единицу - музыка добавляет происходящему веса и ругать за это фильм бессмысленно, как ругать любой другой фильм за то, что в нём есть музыка.
Впрочем, совсем без слов в фильме не обошлось и оттого в Дюнкерке они так ценны. Нолану удаётся обойтись без классических штампов военных фильмов, которые чаще всего мечутся в две крайности - это либо героизация войны с налётом пропаганды, либо жёсткое осуждение любого насилия с уклоном в морализаторство и антимилитаризм. Холодность и беспристрастность Нолана в этом случае играет ему на руку - в Дюнкерке нет ни героизации, ни антимилитаризма.
Полностью убрав из кадра нацистов, режиссёр достигает блестящего эффекта. Враг которого не видно - самый страшный, а и чем меньше его в кадре, тем сильнее саспенс. Не зря ведь в "Психо" Альфреда Хичкока лицо убийцы не показывается до финала. Не зря Спилберг в "Челюстях" по-минимуму показывает акулу. Поэтому нацисты у Нолана - это та самая спилберговская акула. Или стихия, если угодно.
Незримость немецких войск также позволяет сосредоточиться на главной теме фильма - инстинктивном желании выжить и вернуться домой, что понятно абсолютно любому человеку. И тут Нолан допускает себе поднять важную риторику, которую очень легко передать одним предложением: "Выжить и вернуться домой с войны - уже подвиг".
Война здесь - это тот самый недостающий среди земли, воды и воздуха элемент. Война - это огонь. И если тебе удалось выйти из пожара невредимым - это ни в коем случае не плохо. В конце концов, ты можешь помочь его погасить.
Смерть в "Дюнкерке" - необратимая, страшная и безликая, поэтому и в ней нет ничего героического и поэтичного. Смерть - это конец, поэтому и важно выжить, и помогать тем, кто выжить стремится. Поэтому, несмотря на любое отношение к Кристоферу Нолану, Дюнкерк нужно посмотреть каждому.
Это очень хорошее, местами умопомрачительно красивое кино с безупречной постановкой и очень важной идеей, которую лучше всего иллюстрирует цитата Тириона Ланнистера из романов Джорджа Мартина: "Смерть окончательна и подводит жуткий итог, в то время как жизнь полна неисчислимых возможностей". Поэтому, выжить на войне и вернуться на Родину - уже подвиг.
6
,7
2017, Военные
106 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Когда Кристофер Нолан объявил, что следующий его фильм затронет тему Второй Мировой, это стало небольшой неожиданностью. Относится к режиссёру можно по разному, но, казалось, что головоломность его фильмов мягко говоря не очень подходит для жанра военного кино, в котором уже давно сложились свои правила хорошего тона. Но Нолан не был бы Ноланом, если бы последовал этим правилам, и в итоге снял совсем нетипичное военное полотно, не забыв туда добавить головоломности. Фильм рассказывает об одном из самых спорных моментов в истории британской армии - четыреста тысяч человек отчаянно пытаются выбраться из окружения и попасть на другую сторону Ла-Манша, домой, в Британию. Им мешают вездесущие и незримые немцы, непогода, хаос и британское командование. Нолан не церемонится и сразу бросает зрителя в гущу событий и до самого финала не даёт передохнуть. События показаны с трёх разных точек зрения: земли, воды и воздуха. Вместо классической трёхактной структуры Нолан выдаёт три отдельные истории, которые лишь ближе к финалу пересекаются. И этот ход с головой выдаёт в Дюнкерке фильм Нолана, где постоянно идёт игра со временем. События на суше длятся неделю, на воде - один день, а в воздухе один час - и такой подход работает для фильма идеально. Напряжение, которое захватывает с первых секунд, благодаря умелому параллельному монтажу, не отпускает до самого финала картины. Удивительнее всего, что конкретно сопереживать в Дюнкерке кому-либо сложно - Нолан, кажется, совсем плюнул на эмоции людей, про которых он рассказывает (за эмоциональную скупость в фильмах его ругают больше всего), и полностью сосредоточился на постановке. И не прогадал. И в Дюнкерке Нолан доказывает все сомневающимся, что он возможно один из лучших режиссёров действия из ныне живущих. И именно постановка действия в ленте создаёт эмоциональную атмосферу. Да, переживать тут особо некому (кроме, разве что Тома Харди), но благодаря удручающей и тревожной атмосфере нескончаемой войны, преследования и бегства, ты будто бы переносишься туда на пляж к солдатам, которые бесконечно ждут спасения. Кому-то такой подход Нолана может показаться даже чересчур радикальным, а сам фильм покажется не фильмом вовсе, а своеобразным упражнением в режиссуре - мол, смотрите, как я снимать умею и сейчас вас будут держать в напряжении! То есть в некотором смысле Дюнкерк - это, конечно, ещё тот аттракцион. Но если, кто и знает в этом толк, то точно Нолан. Удивительно, но сравнивать Дюнкерк хочется даже не с военным кино, а с последним Безумным Максом Джорджа Миллера. Это такой же напористый фильм о действии и так же бодро и уверенно поставленный. Орудия Нолана для достижения необходимого погружения в фильм - это постановка действия, монтаж и музыка, что роднит скорее с немым кино (для Дороги Ярости это, кстати, тоже характерно). В этом фильме композитор Ханс Циммер и режиссёр Крис Нолан, кажется окончательно вышли на одну волну и слились в единую творческую единицу - музыка добавляет происходящему веса и ругать за это фильм бессмысленно, как ругать любой другой фильм за то, что в нём есть музыка. Впрочем, совсем без слов в фильме не обошлось и оттого в Дюнкерке они так ценны. Нолану удаётся обойтись без классических штампов военных фильмов, которые чаще всего мечутся в две крайности - это либо героизация войны с налётом пропаганды, либо жёсткое осуждение любого насилия с уклоном в морализаторство и антимилитаризм. Холодность и беспристрастность Нолана в этом случае играет ему на руку - в Дюнкерке нет ни героизации, ни антимилитаризма. Полностью убрав из кадра нацистов, режиссёр достигает блестящего эффекта. Враг которого не видно - самый страшный, а и чем меньше его в кадре, тем сильнее саспенс. Не зря ведь в "Психо" Альфреда Хичкока лицо убийцы не показывается до финала. Не зря Спилберг в "Челюстях" по-минимуму показывает акулу. Поэтому нацисты у Нолана - это та самая спилберговская акула. Или стихия, если угодно. Незримость немецких войск также позволяет сосредоточиться на главной теме фильма - инстинктивном желании выжить и вернуться домой, что понятно абсолютно любому человеку. И тут Нолан допускает себе поднять важную риторику, которую очень легко передать одним предложением: "Выжить и вернуться домой с войны - уже подвиг". Война здесь - это тот самый недостающий среди земли, воды и воздуха элемент. Война - это огонь. И если тебе удалось выйти из пожара невредимым - это ни в коем случае не плохо. В конце концов, ты можешь помочь его погасить. Смерть в "Дюнкерке" - необратимая, страшная и безликая, поэтому и в ней нет ничего героического и поэтичного. Смерть - это конец, поэтому и важно выжить, и помогать тем, кто выжить стремится. Поэтому, несмотря на любое отношение к Кристоферу Нолану, Дюнкерк нужно посмотреть каждому. Это очень хорошее, местами умопомрачительно красивое кино с безупречной постановкой и очень важной идеей, которую лучше всего иллюстрирует цитата Тириона Ланнистера из романов Джорджа Мартина: "Смерть окончательна и подводит жуткий итог, в то время как жизнь полна неисчислимых возможностей". Поэтому, выжить на войне и вернуться на Родину - уже подвиг.