С сильным опозданием я посмотрел новую часть Бондианы с говорящим названием "Не время умирать" (вообще, если брать в расчёт сюжет ленты и контекст, в котором звучит эта фраза в заглавной песне в исполнении Билли Айлиш, было бы логичнее перевести название как "Нет времени умирать"). Наверное, именно по причине того, что я смог оценить фильм лишь спустя месяц после релиза, очень сложно будет сказать о нём что-то новое. Однако, никто не мешает мне порассуждать о замысле аж четырёх (!) сценаристов ленты (которые, я почти уверен, дописывали и переписывали друг за другом сюжетные моменты, из-за чего в повествовании периодически возникают «неуклюжие», порой даже алогичные ситуации).
Сейчас стало модно говорить, что Бонд - персонаж устаревший, ему придётся «научиться жить в мире #MeToo». Именно тут и возникает первый парадокс – в Джеймсе Бонде Дэниела Крейга нет ни намёка на Джеймса Бонда Шона Коннери или Пирса Броснана. Так называемая «токсичная маскулинность», на которую сетуют многие критики, если когда-то и существовала, то уже давно испарилась. «Мачизм», безусловно присущий в той или иной мере предыдущим Бондам, сошёл на нет – и женщины в эре Крейга стали заметно менее «доступными» (те же Веспер и Мадлен, за имением сильного, хорошо прописанного характера, вовсе не сразу попадают под чары шпиона), и сам Бонд не был откровенным сексистом и альфа-самцом.
Эта тема затрагивалась ещё в фильме «Золотой глаз» с Пирсом Броснаном, где М в исполнении Джуди Денч критиковала Бонда за те самые качества, что, впрочем, не помешало агенту пропустить мимо ушей это авторское иронизирование, вложенное в уста другого персонажа. Проблема получила заметное развитие в фильмах с Крейгом, достигнув своего апогея уже в «Скайфолле», концовка которого напрочь стёрла архетипическое представление персонажа. Если Бонд – альфа-самец, то почему же он тогда плачет? В какой-то момент просто становится очевидно, что образ «плейбоя» - лишь маска, самообман, за которым скрываются боль, сильнейшее чувство одиночества и вины. Бонд Крейга «застрял» в этом персонаже, чтобы скрыться от страшной истины.
В новом фильме исследуется гораздо тонкая и личная тема – недоверие. Вовсе не из-за довлеющего над здравым смыслом мужского эго и желания продолжать традицию разбивания женских сердец Бонд отказывается от тихой и спокойной жизни, окунувшись с головой в омут прошлого (в фильме появляются даже такие герои, которые не святились во франшизе с давних времён, вроде Феликса Лейтера). Вообще, в начале сразу проводится некая аналогия между Веспер и Мадлен – боясь повторить горький опыт прошлого, Бонд целых пять лет проводит в отшельничестве, растеряв, по большому счёту, все ценности и смысл существования. Замысел о моральной смерти Бонда, который, как, к примеру, посчитал обозреватель Иван Диденко, пытались вложить в предыдущую картину, наконец, реализовали в полной мере. Не просто так режиссёр намеренно обращает внимание зрителя на то, что Бонд постоянно оглядывается, видит подвох даже там, где его нет. Разумная предосторожность в конце концов сыграла с ним злую шутку – оттого и драматичнее развиваются события фильма, не давая зрителю возможности заскучать.
Интересен и главный злодей, татарин с необычным именем Люцифер (чтобы сразу стало понятно, что мы имеем дело с дьяволом) Сафин в исполнении Рами Малека (вообще, бондовские антагонисты всегда имели звучные имена – Аурик Голдфингер, Лё Шиффр и т.п.). К сожалению, прекрасная идея о злодее, фактически, являющимся сводным братом героя, была не в полной мере реализована в фильме «Спектр», да и, в целом, у Блофельда было очень мало экранного времени. Тем не менее в новой части нас ставят перед фактом – Сафин «больше», скрытнее и смертоноснее, чем вся организация «Спектр», которую Бонд смог обнаружить лишь в прошлом фильме. Невольно вспоминаются сказанные М слова в «Скайфолле» о неосязаемости врага в современном мире. И хотя слова о биологическом оружии, которое запрограммировано на контакт с ДНК конкретного человека, изначально покажутся бредом сумасшедшего, в конце концов в какой-то момент они начинают восприниматься как нечто актуальное. Теперь не только герои кино сталкиваются с неосязаемым злом, но и мы сами. Чуть ли не ежедневно.
К сожалению, голос Сафина в значительной степени подпортила озвучка. Вообще, в целом, работа над дубляжом оказалась на редкость омерзительной. Там, где в оригинале звучало безобидное «I met your new 007. She’s a disarming young woman», в дублированной версии звучит сымпровизированная быдло-шутка «Встретил вашего нового агента с двумя большими нулями». Ещё смешнее становится, когда, казалось бы, серьёзные критики вроде Антона Долина начинают ставить на этом акцент, даже не подозревая о том, что это был прокол переводчиков. И это лишь одна сцена! После таких моментов хочется вовсе откреститься от походов в кино на сеансы без оригинальной звуковой дорожки. За что получают деньги профессиональные переводчики – непонятно.
Разумеется, как и любой фильм Бондианы, «Не время умирать» имеет характерные жанровые условности и даже выбивающиеся из общего тона комедийные моменты, без которых не может обойтись типичный фильм про Бонда. Оттого и не очень понятно, когда фильм ругают за то, что он, казалось бы, местами соответствует общему тону франшизы. Хотя мы и имеем дело с более серьёзным по настрою фильмом, чем, например, «Живи и дай умереть» или «Умри, но не сейчас», всё же фильм про Бонда не может существовать без определённых особенностей. Убрать из шпионского фильма машину 60-ых с пулемётами внутри фар — это всё равно, что, к примеру, убрать тупых подростков из «Пятницы, 13-е».
В целом, нет впечатления, что Бонд, как персонаж, безусловно устарел. Критики говорят о вечном архетипе, но не о самом герое. А сам Бонд уже достаточно давно отошёл от концепта беспечного разбивателя женских сердец и очеловеченного идеала мужской успешности. Остаётся надеяться, что продюсер франшизы Барбара Брокколи, дочь Альберта Р. Брокколи (фактически, человека, ответственного за появление экранизации книг Яна Флеминга), не станет подстраиваться под критиков, беззастенчиво обслуживающих людей, выступающих «за всё хорошее, против всего плохого» и продолжит работать на ценителей Бондианы, ведь именно благодаря им мы имеем такие прекрасные картины, как «Голдфингер», «Шаровая молния», «Казино Рояль» и «Скайфолл». Без сомнений, Бонд получит очередной перезапуск – не отправлять же мега-успешный цикл фильмов на полку. Вот только, учитывая избыток «Сесилий Хименес» в эпоху нравственного и культурного упадка, сложно представить, что создатели не решатся на обработку того, что было давно сделано «Элиасом Гарсиа Мартинесом».
8
,0
2021, США, Боевики
156 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
С сильным опозданием я посмотрел новую часть Бондианы с говорящим названием "Не время умирать" (вообще, если брать в расчёт сюжет ленты и контекст, в котором звучит эта фраза в заглавной песне в исполнении Билли Айлиш, было бы логичнее перевести название как "Нет времени умирать"). Наверное, именно по причине того, что я смог оценить фильм лишь спустя месяц после релиза, очень сложно будет сказать о нём что-то новое. Однако, никто не мешает мне порассуждать о замысле аж четырёх (!) сценаристов ленты (которые, я почти уверен, дописывали и переписывали друг за другом сюжетные моменты, из-за чего в повествовании периодически возникают «неуклюжие», порой даже алогичные ситуации). Сейчас стало модно говорить, что Бонд - персонаж устаревший, ему придётся «научиться жить в мире #MeToo». Именно тут и возникает первый парадокс – в Джеймсе Бонде Дэниела Крейга нет ни намёка на Джеймса Бонда Шона Коннери или Пирса Броснана. Так называемая «токсичная маскулинность», на которую сетуют многие критики, если когда-то и существовала, то уже давно испарилась. «Мачизм», безусловно присущий в той или иной мере предыдущим Бондам, сошёл на нет – и женщины в эре Крейга стали заметно менее «доступными» (те же Веспер и Мадлен, за имением сильного, хорошо прописанного характера, вовсе не сразу попадают под чары шпиона), и сам Бонд не был откровенным сексистом и альфа-самцом. Эта тема затрагивалась ещё в фильме «Золотой глаз» с Пирсом Броснаном, где М в исполнении Джуди Денч критиковала Бонда за те самые качества, что, впрочем, не помешало агенту пропустить мимо ушей это авторское иронизирование, вложенное в уста другого персонажа. Проблема получила заметное развитие в фильмах с Крейгом, достигнув своего апогея уже в «Скайфолле», концовка которого напрочь стёрла архетипическое представление персонажа. Если Бонд – альфа-самец, то почему же он тогда плачет? В какой-то момент просто становится очевидно, что образ «плейбоя» - лишь маска, самообман, за которым скрываются боль, сильнейшее чувство одиночества и вины. Бонд Крейга «застрял» в этом персонаже, чтобы скрыться от страшной истины. В новом фильме исследуется гораздо тонкая и личная тема – недоверие. Вовсе не из-за довлеющего над здравым смыслом мужского эго и желания продолжать традицию разбивания женских сердец Бонд отказывается от тихой и спокойной жизни, окунувшись с головой в омут прошлого (в фильме появляются даже такие герои, которые не святились во франшизе с давних времён, вроде Феликса Лейтера). Вообще, в начале сразу проводится некая аналогия между Веспер и Мадлен – боясь повторить горький опыт прошлого, Бонд целых пять лет проводит в отшельничестве, растеряв, по большому счёту, все ценности и смысл существования. Замысел о моральной смерти Бонда, который, как, к примеру, посчитал обозреватель Иван Диденко, пытались вложить в предыдущую картину, наконец, реализовали в полной мере. Не просто так режиссёр намеренно обращает внимание зрителя на то, что Бонд постоянно оглядывается, видит подвох даже там, где его нет. Разумная предосторожность в конце концов сыграла с ним злую шутку – оттого и драматичнее развиваются события фильма, не давая зрителю возможности заскучать. Интересен и главный злодей, татарин с необычным именем Люцифер (чтобы сразу стало понятно, что мы имеем дело с дьяволом) Сафин в исполнении Рами Малека (вообще, бондовские антагонисты всегда имели звучные имена – Аурик Голдфингер, Лё Шиффр и т.п.). К сожалению, прекрасная идея о злодее, фактически, являющимся сводным братом героя, была не в полной мере реализована в фильме «Спектр», да и, в целом, у Блофельда было очень мало экранного времени. Тем не менее в новой части нас ставят перед фактом – Сафин «больше», скрытнее и смертоноснее, чем вся организация «Спектр», которую Бонд смог обнаружить лишь в прошлом фильме. Невольно вспоминаются сказанные М слова в «Скайфолле» о неосязаемости врага в современном мире. И хотя слова о биологическом оружии, которое запрограммировано на контакт с ДНК конкретного человека, изначально покажутся бредом сумасшедшего, в конце концов в какой-то момент они начинают восприниматься как нечто актуальное. Теперь не только герои кино сталкиваются с неосязаемым злом, но и мы сами. Чуть ли не ежедневно. К сожалению, голос Сафина в значительной степени подпортила озвучка. Вообще, в целом, работа над дубляжом оказалась на редкость омерзительной. Там, где в оригинале звучало безобидное «I met your new 007. She’s a disarming young woman», в дублированной версии звучит сымпровизированная быдло-шутка «Встретил вашего нового агента с двумя большими нулями». Ещё смешнее становится, когда, казалось бы, серьёзные критики вроде Антона Долина начинают ставить на этом акцент, даже не подозревая о том, что это был прокол переводчиков. И это лишь одна сцена! После таких моментов хочется вовсе откреститься от походов в кино на сеансы без оригинальной звуковой дорожки. За что получают деньги профессиональные переводчики – непонятно. Разумеется, как и любой фильм Бондианы, «Не время умирать» имеет характерные жанровые условности и даже выбивающиеся из общего тона комедийные моменты, без которых не может обойтись типичный фильм про Бонда. Оттого и не очень понятно, когда фильм ругают за то, что он, казалось бы, местами соответствует общему тону франшизы. Хотя мы и имеем дело с более серьёзным по настрою фильмом, чем, например, «Живи и дай умереть» или «Умри, но не сейчас», всё же фильм про Бонда не может существовать без определённых особенностей. Убрать из шпионского фильма машину 60-ых с пулемётами внутри фар — это всё равно, что, к примеру, убрать тупых подростков из «Пятницы, 13-е». В целом, нет впечатления, что Бонд, как персонаж, безусловно устарел. Критики говорят о вечном архетипе, но не о самом герое. А сам Бонд уже достаточно давно отошёл от концепта беспечного разбивателя женских сердец и очеловеченного идеала мужской успешности. Остаётся надеяться, что продюсер франшизы Барбара Брокколи, дочь Альберта Р. Брокколи (фактически, человека, ответственного за появление экранизации книг Яна Флеминга), не станет подстраиваться под критиков, беззастенчиво обслуживающих людей, выступающих «за всё хорошее, против всего плохого» и продолжит работать на ценителей Бондианы, ведь именно благодаря им мы имеем такие прекрасные картины, как «Голдфингер», «Шаровая молния», «Казино Рояль» и «Скайфолл». Без сомнений, Бонд получит очередной перезапуск – не отправлять же мега-успешный цикл фильмов на полку. Вот только, учитывая избыток «Сесилий Хименес» в эпоху нравственного и культурного упадка, сложно представить, что создатели не решатся на обработку того, что было давно сделано «Элиасом Гарсиа Мартинесом».