Обратил внимание на фильм «Монах и бес» по рекомендации давнего друга, имеющего вкус и чувство стиля, наделенного безошибочным чутьем в кинематографе. Предложение в мобильном приложении IVI окончательно убедило: кино пора смотреть.
Этот фильм вызвал у меня интерес сразу по нескольким причинам:
1) как историку по образованию, живущему в славном городе Великом Новгороде, наполненном средневековой храмовой архитектурой и кафедральной духовностью Софийского собора, хотелось посмотреть на свежее воплощение новгородских мотивов в кино.
2) личность режиссера, в фильмографии которого уже значились духовно-просветительские проекты «Облако рай», «Петя по дороге в Царствие Небесное», а также выразительный, прогремевший в свое время сериал «Штрафбат».
3) насколько фильм является популяризатором современной Русской православной церкви или ставит перед собой в большей степени художественные задачи.
«Монах и бес» – это трагикомедия о блаженном чудотворце первой половины XIX века. Невероятная, остроумная, легкая, веселая притча. Изумительная, приятная, совершенно не богохульная, но при этом очень смешная работа.
Главный герой – монах Иван, Семенов сын, одолеваемый по сюжету бесом Легионом, имеет реального прототипа – Преподобного Иоанна Новгородского. За его душевную простоту и чистоту сердца Господь дал ему власть над бесами. В любимой многими повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» этот мотив частично заимствован: кузнец Вакула получает власть над чертом и, эксплуатируя «безбожника», решает вопросы в личной жизни.
Фильм Николая Досталя действительно проникнут гоголевской мистикой с частичками социальной сатиры из смеси Пушкина и Салтыкова-Щедрина.
По смыслу и художественной композиции фильм делится на две части.
Первая часть наполнена юмористической составляющей, любованием игрой Тимофея Трибунцева, яркими диалоги и продуманные шутками. Текстовые шутки, основанные на древних русских пословицах, которыми пестрит фильм, пожалуй, самая сильная его сторона. Они легко воспринимаются, уместно вплетены в канву повествования, их хочется повторять и употреблять к месту в ироничном общении с друзьями.
Вторая часть не теряет в накале и интересности, как может показаться поначалу, но больше переходит в философскую диалоговую плоскость, как если бы человек имел возможность с глазу на глаз и лицом к лицу встретиться и поговорить со всеми одолевающими его пороками. Каждый из нас ежедневно сталкивается с множеством соблазнов. Легион – живое их воплощение в фильме. Почему одержим бесом, а изгнать его не могу? Как ответит на этот вопрос герой Тимофея Трибунцева?
В свое время Трибунцеву довелось играть приспешника сатаны в лирической комедии «Операция «Праведник». Фильм был приятным, но достаточно проходным. Его роль тем не менее запомнилась. А в облике блаженного юродивого актер выглядит еще более убедительно.
Работу всего актерского состава смело можно назвать выразительной, добротной. Здесь традиционно хорош Роман Мадянов. Борис Каморзин и Георгий Фетисов в качестве полноценных актеров полного метра мне вообще встретились впервые и очень достойно себя проявили.
Бес Легион («Отец лжи и всякого безобразия») показан искусителем в достаточной степени, без невероятной харизмы и неподражаемого бесовского темперамента, чтобы не переключать внимания зрителя с главного героя.
В такой же достаточной степени в картине использованы спецэффекты, они органично встроены в картинку, не режут глаз и сделаны довольно качественно.
«Монах и бес» адресован зрителю и не претендует на фестивальный уровень «Острова» Павла Лунгина, «Левиафана» Андрея Звягинцева или «Ученика» Кирилла Серебрянникова.
Досмотреть его обязательно нужно до конца, тогда понимаешь, что даже самый темный по природе души своей человек в результате глубокого эмоционального переживания может всегда пойти по верному пути.
Фильм оставляет одухотворенное послевкусие, как некогда прочитанный в глубоком детстве рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке».
Фильм «Монах и бес» трогает за душу, заставляет задуматься о содержании повседневной жизни. Это достойная русская романтическая комедия с уклоном на Православие, за которую не стыдно. Фильм оставляет веру в российское кино. Возможно, для зрителя это дороже всего остального и самое главное ощущение от увиденного.
7
,7
2016, Россия, Комедии
113 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Обратил внимание на фильм «Монах и бес» по рекомендации давнего друга, имеющего вкус и чувство стиля, наделенного безошибочным чутьем в кинематографе. Предложение в мобильном приложении IVI окончательно убедило: кино пора смотреть. Этот фильм вызвал у меня интерес сразу по нескольким причинам: 1) как историку по образованию, живущему в славном городе Великом Новгороде, наполненном средневековой храмовой архитектурой и кафедральной духовностью Софийского собора, хотелось посмотреть на свежее воплощение новгородских мотивов в кино. 2) личность режиссера, в фильмографии которого уже значились духовно-просветительские проекты «Облако рай», «Петя по дороге в Царствие Небесное», а также выразительный, прогремевший в свое время сериал «Штрафбат». 3) насколько фильм является популяризатором современной Русской православной церкви или ставит перед собой в большей степени художественные задачи. «Монах и бес» – это трагикомедия о блаженном чудотворце первой половины XIX века. Невероятная, остроумная, легкая, веселая притча. Изумительная, приятная, совершенно не богохульная, но при этом очень смешная работа. Главный герой – монах Иван, Семенов сын, одолеваемый по сюжету бесом Легионом, имеет реального прототипа – Преподобного Иоанна Новгородского. За его душевную простоту и чистоту сердца Господь дал ему власть над бесами. В любимой многими повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» этот мотив частично заимствован: кузнец Вакула получает власть над чертом и, эксплуатируя «безбожника», решает вопросы в личной жизни. Фильм Николая Досталя действительно проникнут гоголевской мистикой с частичками социальной сатиры из смеси Пушкина и Салтыкова-Щедрина. По смыслу и художественной композиции фильм делится на две части. Первая часть наполнена юмористической составляющей, любованием игрой Тимофея Трибунцева, яркими диалоги и продуманные шутками. Текстовые шутки, основанные на древних русских пословицах, которыми пестрит фильм, пожалуй, самая сильная его сторона. Они легко воспринимаются, уместно вплетены в канву повествования, их хочется повторять и употреблять к месту в ироничном общении с друзьями. Вторая часть не теряет в накале и интересности, как может показаться поначалу, но больше переходит в философскую диалоговую плоскость, как если бы человек имел возможность с глазу на глаз и лицом к лицу встретиться и поговорить со всеми одолевающими его пороками. Каждый из нас ежедневно сталкивается с множеством соблазнов. Легион – живое их воплощение в фильме. Почему одержим бесом, а изгнать его не могу? Как ответит на этот вопрос герой Тимофея Трибунцева? В свое время Трибунцеву довелось играть приспешника сатаны в лирической комедии «Операция «Праведник». Фильм был приятным, но достаточно проходным. Его роль тем не менее запомнилась. А в облике блаженного юродивого актер выглядит еще более убедительно. Работу всего актерского состава смело можно назвать выразительной, добротной. Здесь традиционно хорош Роман Мадянов. Борис Каморзин и Георгий Фетисов в качестве полноценных актеров полного метра мне вообще встретились впервые и очень достойно себя проявили. Бес Легион («Отец лжи и всякого безобразия») показан искусителем в достаточной степени, без невероятной харизмы и неподражаемого бесовского темперамента, чтобы не переключать внимания зрителя с главного героя. В такой же достаточной степени в картине использованы спецэффекты, они органично встроены в картинку, не режут глаз и сделаны довольно качественно. «Монах и бес» адресован зрителю и не претендует на фестивальный уровень «Острова» Павла Лунгина, «Левиафана» Андрея Звягинцева или «Ученика» Кирилла Серебрянникова. Досмотреть его обязательно нужно до конца, тогда понимаешь, что даже самый темный по природе души своей человек в результате глубокого эмоционального переживания может всегда пойти по верному пути. Фильм оставляет одухотворенное послевкусие, как некогда прочитанный в глубоком детстве рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке». Фильм «Монах и бес» трогает за душу, заставляет задуматься о содержании повседневной жизни. Это достойная русская романтическая комедия с уклоном на Православие, за которую не стыдно. Фильм оставляет веру в российское кино. Возможно, для зрителя это дороже всего остального и самое главное ощущение от увиденного.