Сегодня существует несколько способов доказать, что та или иная страна входит в когорту великих держав. Для этого нужно обладать такими свойствами, как наличие ядерной триады, умение запускать человека в космос, разработка и производство суперкомпьютеров… Ну, и так, по мелочам. Например, нужно снимать блокбастеры для мирового проката. По большому счету на этой площадке сегодня толкаются только три страны: Америка, Китай и наша с вами Родина. Тут русские с китайцами пока отстают от заокеанского гегемона мирового кинопространства. Собственные блокбастеры российские прокатчики могут выпускать сегодня не чаще, чем пару-тройку раз в год. Настолько редко, что такая ситуация вполне может быть описана при помощи мема «собирайся зритель в кучу, щас я фильм отбондарчучу». У китайцев тоже не так много режиссеров, которым продюсеры могут доверить немаленькие средства для съемки настоящего кинохита. И Чжан Имоу – из их числа.
Его «Великую стену» ждали давно: настоящий мастер, лауреат всего на свете, который начал свою карьеру сразу с создания шедевра («Красный гаолян»), взялся осчастливить публику масштабным мифологическим боевиком. Как часто бывает, завышенные ожидания обернулись разочарованием. Сказка для малышей; китайский цирк; безыдейная поделка; фильм для разового просмотра; погнался за деньгами; где его диссидентские принципы. Вот неполный перечень претензий, которые вменяются мэтру. Мне кажется, большинство из них безосновательны. Что касается сказки. А в каком жанре прикажете снимать блокбастер? Здесь всего-то три варианта: про великую войну («Спасти рядового Райана»); про великую любовь («Титаник»); или в гостях у сказки («Аватар», все про Гарри Поттера, все по Толкиену). Возможны комбинации. Можно добавить крови, можно убавить эротики – тут уж какой рецепт шеф-повар предпочитает. Чжан Имоу выбрал вариант со сказкой, минус эротика, минус кровавый натурализм. Дохлые динозаврики не в счет, поскольку возрастные ограничения 12+. Ящерам сопереживают все-таки детки помладше. На всякий случай – кровища у монстров зеленая. Даже детсадовцы не станут испытывать эмпатию к существу, которое, будучи проткнуто чем-то острым, истекает соплями.
Итак, группа европейцев, среди которых затесалось одно лицо левантийской национальности, приближается к границам Поднебесной. Они испытывают всяческие лишения в виде горно-пустынных пейзажей и докучливых кочевников. Цель их странствий – самая что ни на есть шкурная. Они желают раздобыть черный порох. К концу путешествия их остается двое: англичанин Уильям и испанец Тобар. Они добираются до Великой стены и сдаются в плен китайскому гарнизону. Войска императора находятся в полной боевой готовности. И готовность эта скоро им пригодится. На стену обрушиваются бессчетные стаи ужасных тварей той самой динозаврово-сопливой разновидности (видом – чужие из одноименного фильма, числом – арахниды из «Звездного десанта» Верховена). Европейцы присоединяются к китайцам и принимают самое активное участие в увлекательном процессе избиения монстров. Фоном длительной баталии становится легкая, на уровне полунамека, эротическая симпатия между английским авантюристом Уильямом (Мэтт Дэймон) и воинственной китайской амазонкой Линь (Тянь Цзинь). Строгий Чжан Имоу не позволяет им насладиться ни даже легким поцелуйчиком. Только томный взгляд раскосых глазок на прощание и намек на продолжение. Поскольку мы до сих пор живы, можно догадаться, что в те далекие времена мир все-таки был спасен.
Снято все красочно, эффектно, изобретательно. Боевые сцены не грешат однообразием (помнится, от арахнидоцида в «Звездном десанте» я устала очень быстро). Китайские товарищи используют для упокоения монстров самые хитроумные способы: тут тебе и стрелометы, и мясорезные ножницы, и файерболы, да много чего. Больше всего мне понравилось боевое использование китайским командованием женского контингента. Примерно таким образом в Таиланде дразнят крокодилов для развлечения туристов, только тайцы вместо живых женщин, одетых в нарядные блестящие доспехи, используют куриные тушки. Ну, так тут не для туристов – ради Родины и женских тушек не жалко. Что интересно: в китайской конституции говорится о том, что граждане обязаны любить Родину. О том, что к женщинам нужно относиться экономно (хотя бы во время ведения боевых действий), там ничего не сказано. Так что сказка удалась на славу.
Но, как говорится: сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Если сказка рассказана в жанре блокбастера, то намек в нее может закладываться на самом высоком уровне. В Китае и России, как я уже говорила, пока маловато масштабных картин снимается, так что и там, и тут государство озабочено, чтобы идеологический посыл такие фильмы содержали самый правильный, самый патриотический. И обвинять хоть Бондарчука, хоть Чжан Имоу в том, что они подыгрывают властям – смысла не имеет. Хочешь снять такой фильм, за такие деньги, с такими прокатными перспективами? Будь ласков, прислушайся к совету Большого брата. Он плохому не научит. И Чжан Имоу прислушался. Что интересно: несмотря на совместный характер производства фильма, начинка сказочной конфетки оказалась полностью китайской. Понятно, кто тут заказывал музыку, то есть рецептуру кино-кондитерского изделия. Получилось очень поучительно. Итак, что мы видим: кучка волосатых немытых дикарей отправляется в высокоразвитую страну с целями военно-промышленного шпионажа. Они хотят добыть пороха. Забавно: эти папуасы настолько тупы, что собираются стырить столько мешков этой субстанции, сколько вывезут их лошади. Так и хочется спросить горе-шпионов: а что вы будете делать, когда израсходуете боезапас при осаде какого-нибудь завалященького замка? Снова в Китай? Берите, ребята, пример с советской разведки, которая один раз узнала секрет производства атомного оружия – и до сих пор оно у нас водится в нужных количествах. А китайцы вообще – беспардонно издеваются над автоматом Калашникова уже столько лет. Так что воровать надо не предмет, а идею, технологии осваивать. Ну что с них взять – варвары.
Цивилизованные китайцы, обнаружив, что пришельцы с Запада обладают серьезными боевыми навыками, отмывают их дочиста (воевать, когда с левого фланга несет псиной, абсолютно невозможно) и пристраивают к делу. Тут им ненавязчиво демонстрируют всю мощь военных технологий: узорчатые доспехи, всевозможные метательные орудия, даже летательные аппараты, не говоря уже о пороховых бомбах. Параллельно изумленных дикарей начинают перевоспитывать: прибыль бяка; коллектив нака. Им даже готовы отдать порох (пару замков в Европе китайцам совершенно не жалко), но возвращенцы должны донести до соотечественников одну важную идею: если кто-то, где-то, хотя бы еще один раз – вся надежда человечества только на Поднебесную. Ничего не поделаешь, бремя желтого человека. Такой вот получается муравьиный глобализм (раньше говорили про социализм).
Намек очень прозрачный. А что можем противопоставить китайскому кино-меморандуму мы? Пока Бекмамбетов и Бондарчук отдыхают от трудов, сил набираются, можно выпустить полнометражную анимацию про наших трех богатырей. Миру грозит нашествие вурдалаков. Богатыри русские собираются на битву. В стольный град, название которого во избежание не упоминается (известно только, что им на легитимной основе правит великий князь Владимир), приезжают с частным визитом Сид Компеадор из Испании, граф Роланд из Франции, Джеймс Бонд из Великобритании. Пролетом налетает Желтый император на Желтом драконе из Поднебесной. На случай восстановления дипломатических отношений с Грузией можно ввести второстепенного персонажа – Витязя в тигровой шкуре. Их снаряжают шапками-невидимками, сапогами-скороходами, мечами-кладенцами. Питают скатертями-самобранками, услащают гуслями-самогудами. И в бой. Под чутким руководством Добрыни Кожугетыча. Нам тоже не слабо сказки сказывать. С тонкими намеками на толстые обстоятельства. А «Великая стена» в России пользуется успехом. Тушенка неплохая.
7
,9
2016, США, Фэнтези
102 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Сегодня существует несколько способов доказать, что та или иная страна входит в когорту великих держав. Для этого нужно обладать такими свойствами, как наличие ядерной триады, умение запускать человека в космос, разработка и производство суперкомпьютеров… Ну, и так, по мелочам. Например, нужно снимать блокбастеры для мирового проката. По большому счету на этой площадке сегодня толкаются только три страны: Америка, Китай и наша с вами Родина. Тут русские с китайцами пока отстают от заокеанского гегемона мирового кинопространства. Собственные блокбастеры российские прокатчики могут выпускать сегодня не чаще, чем пару-тройку раз в год. Настолько редко, что такая ситуация вполне может быть описана при помощи мема «собирайся зритель в кучу, щас я фильм отбондарчучу». У китайцев тоже не так много режиссеров, которым продюсеры могут доверить немаленькие средства для съемки настоящего кинохита. И Чжан Имоу – из их числа. Его «Великую стену» ждали давно: настоящий мастер, лауреат всего на свете, который начал свою карьеру сразу с создания шедевра («Красный гаолян»), взялся осчастливить публику масштабным мифологическим боевиком. Как часто бывает, завышенные ожидания обернулись разочарованием. Сказка для малышей; китайский цирк; безыдейная поделка; фильм для разового просмотра; погнался за деньгами; где его диссидентские принципы. Вот неполный перечень претензий, которые вменяются мэтру. Мне кажется, большинство из них безосновательны. Что касается сказки. А в каком жанре прикажете снимать блокбастер? Здесь всего-то три варианта: про великую войну («Спасти рядового Райана»); про великую любовь («Титаник»); или в гостях у сказки («Аватар», все про Гарри Поттера, все по Толкиену). Возможны комбинации. Можно добавить крови, можно убавить эротики – тут уж какой рецепт шеф-повар предпочитает. Чжан Имоу выбрал вариант со сказкой, минус эротика, минус кровавый натурализм. Дохлые динозаврики не в счет, поскольку возрастные ограничения 12+. Ящерам сопереживают все-таки детки помладше. На всякий случай – кровища у монстров зеленая. Даже детсадовцы не станут испытывать эмпатию к существу, которое, будучи проткнуто чем-то острым, истекает соплями. Итак, группа европейцев, среди которых затесалось одно лицо левантийской национальности, приближается к границам Поднебесной. Они испытывают всяческие лишения в виде горно-пустынных пейзажей и докучливых кочевников. Цель их странствий – самая что ни на есть шкурная. Они желают раздобыть черный порох. К концу путешествия их остается двое: англичанин Уильям и испанец Тобар. Они добираются до Великой стены и сдаются в плен китайскому гарнизону. Войска императора находятся в полной боевой готовности. И готовность эта скоро им пригодится. На стену обрушиваются бессчетные стаи ужасных тварей той самой динозаврово-сопливой разновидности (видом – чужие из одноименного фильма, числом – арахниды из «Звездного десанта» Верховена). Европейцы присоединяются к китайцам и принимают самое активное участие в увлекательном процессе избиения монстров. Фоном длительной баталии становится легкая, на уровне полунамека, эротическая симпатия между английским авантюристом Уильямом (Мэтт Дэймон) и воинственной китайской амазонкой Линь (Тянь Цзинь). Строгий Чжан Имоу не позволяет им насладиться ни даже легким поцелуйчиком. Только томный взгляд раскосых глазок на прощание и намек на продолжение. Поскольку мы до сих пор живы, можно догадаться, что в те далекие времена мир все-таки был спасен. Снято все красочно, эффектно, изобретательно. Боевые сцены не грешат однообразием (помнится, от арахнидоцида в «Звездном десанте» я устала очень быстро). Китайские товарищи используют для упокоения монстров самые хитроумные способы: тут тебе и стрелометы, и мясорезные ножницы, и файерболы, да много чего. Больше всего мне понравилось боевое использование китайским командованием женского контингента. Примерно таким образом в Таиланде дразнят крокодилов для развлечения туристов, только тайцы вместо живых женщин, одетых в нарядные блестящие доспехи, используют куриные тушки. Ну, так тут не для туристов – ради Родины и женских тушек не жалко. Что интересно: в китайской конституции говорится о том, что граждане обязаны любить Родину. О том, что к женщинам нужно относиться экономно (хотя бы во время ведения боевых действий), там ничего не сказано. Так что сказка удалась на славу. Но, как говорится: сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Если сказка рассказана в жанре блокбастера, то намек в нее может закладываться на самом высоком уровне. В Китае и России, как я уже говорила, пока маловато масштабных картин снимается, так что и там, и тут государство озабочено, чтобы идеологический посыл такие фильмы содержали самый правильный, самый патриотический. И обвинять хоть Бондарчука, хоть Чжан Имоу в том, что они подыгрывают властям – смысла не имеет. Хочешь снять такой фильм, за такие деньги, с такими прокатными перспективами? Будь ласков, прислушайся к совету Большого брата. Он плохому не научит. И Чжан Имоу прислушался. Что интересно: несмотря на совместный характер производства фильма, начинка сказочной конфетки оказалась полностью китайской. Понятно, кто тут заказывал музыку, то есть рецептуру кино-кондитерского изделия. Получилось очень поучительно. Итак, что мы видим: кучка волосатых немытых дикарей отправляется в высокоразвитую страну с целями военно-промышленного шпионажа. Они хотят добыть пороха. Забавно: эти папуасы настолько тупы, что собираются стырить столько мешков этой субстанции, сколько вывезут их лошади. Так и хочется спросить горе-шпионов: а что вы будете делать, когда израсходуете боезапас при осаде какого-нибудь завалященького замка? Снова в Китай? Берите, ребята, пример с советской разведки, которая один раз узнала секрет производства атомного оружия – и до сих пор оно у нас водится в нужных количествах. А китайцы вообще – беспардонно издеваются над автоматом Калашникова уже столько лет. Так что воровать надо не предмет, а идею, технологии осваивать. Ну что с них взять – варвары. Цивилизованные китайцы, обнаружив, что пришельцы с Запада обладают серьезными боевыми навыками, отмывают их дочиста (воевать, когда с левого фланга несет псиной, абсолютно невозможно) и пристраивают к делу. Тут им ненавязчиво демонстрируют всю мощь военных технологий: узорчатые доспехи, всевозможные метательные орудия, даже летательные аппараты, не говоря уже о пороховых бомбах. Параллельно изумленных дикарей начинают перевоспитывать: прибыль бяка; коллектив нака. Им даже готовы отдать порох (пару замков в Европе китайцам совершенно не жалко), но возвращенцы должны донести до соотечественников одну важную идею: если кто-то, где-то, хотя бы еще один раз – вся надежда человечества только на Поднебесную. Ничего не поделаешь, бремя желтого человека. Такой вот получается муравьиный глобализм (раньше говорили про социализм). Намек очень прозрачный. А что можем противопоставить китайскому кино-меморандуму мы? Пока Бекмамбетов и Бондарчук отдыхают от трудов, сил набираются, можно выпустить полнометражную анимацию про наших трех богатырей. Миру грозит нашествие вурдалаков. Богатыри русские собираются на битву. В стольный град, название которого во избежание не упоминается (известно только, что им на легитимной основе правит великий князь Владимир), приезжают с частным визитом Сид Компеадор из Испании, граф Роланд из Франции, Джеймс Бонд из Великобритании. Пролетом налетает Желтый император на Желтом драконе из Поднебесной. На случай восстановления дипломатических отношений с Грузией можно ввести второстепенного персонажа – Витязя в тигровой шкуре. Их снаряжают шапками-невидимками, сапогами-скороходами, мечами-кладенцами. Питают скатертями-самобранками, услащают гуслями-самогудами. И в бой. Под чутким руководством Добрыни Кожугетыча. Нам тоже не слабо сказки сказывать. С тонкими намеками на толстые обстоятельства. А «Великая стена» в России пользуется успехом. Тушенка неплохая.