После скандала с Харви Вайнштейном "Война токов", снятая режиссером Альфонсо Гомесом-Рехоном ("Я, Эрл и умирающая девушка", "Город, который боялся заката") и представленная впервые на фестивале в Торонто в начале осени 2017 года, оказалась еще одним проектом, который на долгое время оказался отстраненным от зрителей в первую очередь по юридическим причинам. Экранная история о двух первопроходцах внедрения электрического тока в жизнь обывателей на американском континенте Томасе Эдисоне и Джордже Вестингаузе, написанная Майклом Митником (сериал "Винил", "Посвященный"), первоначально задумывалась в качестве бродвейского мюзикла. Однако Гомесу-Рехону удалось превратить этот биографический рассказ в настоящее шоу о том, как развивались стартапы в конце XIX века, больше напоминающее по степени драматичности современные комиксы от DC и Marvel, чем в столкновение двух базовых идей и двух полярных мировоззрений. Два соперника-технаря в этой ленте представляют ни больше и ни меньше двух электрических демургов, готовых ввергнуть доверчивое американское население при помощи своих динамо-машин в священный транс, в котором темные ночи Нью-Йорка и прочих городов в сто крат ярче света самой луны, скромно поблескивающей теперь над домами. Одним словом, если Вы хотите прикоснуться к одному из самых важных эпизодов в развитии изобретательства и его повсеместного незамедлительного внедрения, то "Война токов" - абсолютно Ваш фильм и насыщенный абсолютной энергией настоящих героев своего времени. По-хорошему агрессивная динамика развития событий, уложившихся в целое десятилетие, от Гомеса-Рехона настолько увлекательна, что держится на значительном расстоянии от скучной лекции по истории техники и промышленности и проецирует настоящее инженерное помешательство на ритм жизни в Америке в конце позапрошлого века. Работа режиссера предпочитает держаться на расстоянии от избитого клише о Моцарте и Сальери от электротехники, и вместо саги о гении и злодействе сталкивает зрителей лицом к лицу с нездоровым от собственной жадности и одержимости нарциссом Эдисоном и здоровым прагматиком-инвестором Вестингаузом, который предпочитает образ белого рыцаря и держится на расстоянии от подковерных интриг своего конкурента. Авторы проекта очень хотят, чтобы зрители посмотрели на мир, который окружал центральных персонажей их собственными глазами, не жалея для этого ни голландских углов при съемочной постановке, ни красок в отличном производственном дизайне. Поэтому "Война токов" только на первый взгляд кажется столкновением двух гигантов, которые борются за освоение кажущегося тогда бескрайним энергетического рынка Америки, на деле лента оказывается гораздо глубже и старается размышлять о двух альтернативных природах успеха на пути прогресса.
Когда в самом начале "Война токов" Гомес-Рехон показывает не само изобретение электрической лампы накаливания Эдисоном в том современном виде, в котором она знакома буквально любому, а сногсшибательную презентацию изобретателем своего детища в Калифорнии, то без всяких сомнений становится ясно, что эти концентрические светящиеся круги в кромешной темноте пустыни - настоящий техно-спектакль. Сама идеальность построения этих десятков и сотен ламп показывает, что Томас Эдисон (весьма пресный в этой роли Бенедикт Камбербэтч, "Между двумя папоротниками", сериал "Благие знамения"), еще недавно ютившийся со своей семьей в подвале, жаждет денег и славы, и совсем непонятно, что он готов поставить на первое место. Изобретение находит поддержку в лице финансового магната Джей Пи Моргана (Мэттью Макфэдиен), отвечающего своим красноватым носом не только за финансы Америки, но и за скорую прибыль, которую должно принести внедрение работы технического визионера на Манхэттене, когда проводами будут соединены несколько кварталов района. Организатор бизнеса из Питтсбурга и изобретатель специального тормоза для локомотивов Джордж Вестингауз (перевоплотившийся в умеренного мудреца Майкл Шеннон, "Достать ножи", сериал "Маленькая барабанщица") прекрасно осознает все ограничения, которые встречает на своем пути передача постоянного тока на большие расстояния. Персонаж Шеннона добивается значительных успехов и опережает Эдисона в этой битве идей, когда начинает успешную электрификацию в ряде других американских городов в глубине континента. Будучи в значительной степени скромным и непубличным человеком, Вестингауз приглашает конкурента встретиться за ужином в собственном доме, но выйдя на станцию вместе со своими соратниками, инженером Фрэнклином Поупом (Стэнли Таунсенд) и женой Маргарит (Кэтрин Уотерстон), оказывается унижен Эдисоном, когда тот вместе с семьей проносится в поезде мимо. Не жалея красок Гомес-Рехон стремится представить характер Камбербэтча в виде человека, опьяненного своим изобретательством, жаждой денег и гениальностью одиночки, который безжалостно эксплуатирует труд своих инженеров, обманывает их и не хочет разделять славу, единолично присваивая себе абсолютно все.
При этом в "Войне токов" сценарий Майкла Митника пестрит таким количеством сюжетных коллизий, что игра в плохого и хорошего изобретателя несмотря на свой драйв и заложенные амбиции, выбирает основным способом показа столкновений личные потери Эдисона и Вестингауза на пути к их триумфу. К сожалению, абсолютного по касательной, в виде некого X-фактора в ленте Гомеса-Рехона проходит образ одного из самых важных для XX века ученого эксцентрика, сербского эмигранта Никола Теслы (Николас Холт), первоначально мучающегося от собственной гениальности у Эдисона, а затем найдя более восприимчивого заказчика в лице Вестингауза. Поскольку каждый претендует на получение крупного контракта от всемирной выставки в Чикаго, то в ход идут всевозможные средства по устранению соперника: от черного пиара до внедрения электричества в специальном устройстве для смертной казни. Авторы на первый взгляд без всяких выгод для себя стараются следовать реальной линии, но выделывают из персонажа Камбербэтча того самого истеричного либерала с фигой в кармане, который будет публично заявлять о том, что он отказывается от разработок оружия, а далее, в глубокой секретности, мастерить электрический стул, пытаясь очернить тех, кто предпочитает переменный ток. По версии фильма, Эдисон - это блестящий и не знающий покоя новатор, которого разрывает на части собственное тщеславие, для Камбербэтча эта роль оказывается весьма проходной и не добавляющей ничего нового к его послужному актерскому списку. Все попытки очеловечить Эдисона на протяжении экранного времени заканчиваются полным крахом, даже разговоры с женой и детьми при помощи азбуки Морзе не меняют дела, а наоборот показывают, каким эгоцентриком был этот с виду увлекающийся и дышащий креативностью человек. В отличие от Камбербэтча герой Майкла Шеннона благодаря неожиданной во многом актерской игре показывает себя человеком, который умеет быть ответственным и решительным, лишенным ореола святости гения, но от того только еще более привлекательным. Экранная история постоянно стремится продемонстрировать не столько глубину рассказа и драму идей столкновения между хорошим и лучшим, сколько отработать всевозможные клише из жизни не знающих покоя ученых: отстраненность изобретателя от его семьи, игры разума на грани величайших технических открытий и общей эйфории от того, что в руках избранных одиночек находится тот самый рычаг, который разделит жизнь человечества на до и после.
Интересно, что "Война токов" может рассматриваться и в качестве гимна надвигающейся технократии, где время уникальных по своей сути одиночек в лице Эдисона находится на ощутимом закате, а вся власть за обладание миром будет принадлежать могущественным корпорациям. При этом история Теслы, напоминающего в фильме то ли денди, то ли вариант хипстера времен промышленной революции, оказывается настолько задвинутой на второй план в отличие от реальных событий, что можно только догадываться о причинах, которые заставили Митника убрать эту ценную фигуру из треугольника характеров и сконцентрироваться на противостоянии характеров Шеннона и Камбербэтча. Мистическая во многом фигура Теслы могла бы добавить в проект абсолютно новые штрихи, однако Гомес-Рехон предпочитает держаться подальше от научного волшебства и целиком находится на стороне освещения разных сторон нечестной и грязной конкуренции между Вестингаузом и Эдисоном, который вне всяких сомнений претендует на роль несбалансированного центра в этом фильме. Можно поспорить о том, на чьей стороне окажутся окончательные симпатии зрителей после просмотра - на стороне того тщеславного уникума, который постоянно передвигал передний край технической мысли, или же на стороне весьма умеренного и порядочного бизнесмена, четко понимавшего, что для полной победы электричества нужно организовать массовое потребление и внедрение повсюду дешевой электроэнергии. Но, по мысли режиссера, столкновение бизнесмена и провидца должно закончиться честным союзом взаимных интересов. Просвещенный капитализм Вестингауза, впервые установившего для своих сотрудников пятидневную рабочую неделю, и его порядочность и гуманизм по отношению к своим сотрудникам, имена которых неизменно оставались во всех патентах на изобретения, неизбежно должен был поглотить даже таких гениев, подобных Тесле и Эдисону, увлеченных и оттого непостижимых в своем эгоцентризме ученых. Весь актерский состав ленты подчинен единому порыву и напоминает в большей степени пассажиров мчащегося экспресса, у которого отказали проверенные тормоза, уход Гомеса-Рехона от традиций скучного байопика в сторону более энергичного и заряженного конфликтами материала указывает на главный недостаток подобной продукции - реальные события в большей степени интерпретируются режиссерской идеей со смещением акцентов. Поэтому "Война токов" избегает простоты столкновения героя и злодея и показывает нечто более концептуальное в своем итоге: взгляд в невообразимое будущее при помощи фигур из прошлого при помощи рассказа о чуде изобретения и его массового продвижения.
8
,1
2017, США, Исторические
102 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
После скандала с Харви Вайнштейном "Война токов", снятая режиссером Альфонсо Гомесом-Рехоном ("Я, Эрл и умирающая девушка", "Город, который боялся заката") и представленная впервые на фестивале в Торонто в начале осени 2017 года, оказалась еще одним проектом, который на долгое время оказался отстраненным от зрителей в первую очередь по юридическим причинам. Экранная история о двух первопроходцах внедрения электрического тока в жизнь обывателей на американском континенте Томасе Эдисоне и Джордже Вестингаузе, написанная Майклом Митником (сериал "Винил", "Посвященный"), первоначально задумывалась в качестве бродвейского мюзикла. Однако Гомесу-Рехону удалось превратить этот биографический рассказ в настоящее шоу о том, как развивались стартапы в конце XIX века, больше напоминающее по степени драматичности современные комиксы от DC и Marvel, чем в столкновение двух базовых идей и двух полярных мировоззрений. Два соперника-технаря в этой ленте представляют ни больше и ни меньше двух электрических демургов, готовых ввергнуть доверчивое американское население при помощи своих динамо-машин в священный транс, в котором темные ночи Нью-Йорка и прочих городов в сто крат ярче света самой луны, скромно поблескивающей теперь над домами. Одним словом, если Вы хотите прикоснуться к одному из самых важных эпизодов в развитии изобретательства и его повсеместного незамедлительного внедрения, то "Война токов" - абсолютно Ваш фильм и насыщенный абсолютной энергией настоящих героев своего времени. По-хорошему агрессивная динамика развития событий, уложившихся в целое десятилетие, от Гомеса-Рехона настолько увлекательна, что держится на значительном расстоянии от скучной лекции по истории техники и промышленности и проецирует настоящее инженерное помешательство на ритм жизни в Америке в конце позапрошлого века. Работа режиссера предпочитает держаться на расстоянии от избитого клише о Моцарте и Сальери от электротехники, и вместо саги о гении и злодействе сталкивает зрителей лицом к лицу с нездоровым от собственной жадности и одержимости нарциссом Эдисоном и здоровым прагматиком-инвестором Вестингаузом, который предпочитает образ белого рыцаря и держится на расстоянии от подковерных интриг своего конкурента. Авторы проекта очень хотят, чтобы зрители посмотрели на мир, который окружал центральных персонажей их собственными глазами, не жалея для этого ни голландских углов при съемочной постановке, ни красок в отличном производственном дизайне. Поэтому "Война токов" только на первый взгляд кажется столкновением двух гигантов, которые борются за освоение кажущегося тогда бескрайним энергетического рынка Америки, на деле лента оказывается гораздо глубже и старается размышлять о двух альтернативных природах успеха на пути прогресса. Когда в самом начале "Война токов" Гомес-Рехон показывает не само изобретение электрической лампы накаливания Эдисоном в том современном виде, в котором она знакома буквально любому, а сногсшибательную презентацию изобретателем своего детища в Калифорнии, то без всяких сомнений становится ясно, что эти концентрические светящиеся круги в кромешной темноте пустыни - настоящий техно-спектакль. Сама идеальность построения этих десятков и сотен ламп показывает, что Томас Эдисон (весьма пресный в этой роли Бенедикт Камбербэтч, "Между двумя папоротниками", сериал "Благие знамения"), еще недавно ютившийся со своей семьей в подвале, жаждет денег и славы, и совсем непонятно, что он готов поставить на первое место. Изобретение находит поддержку в лице финансового магната Джей Пи Моргана (Мэттью Макфэдиен), отвечающего своим красноватым носом не только за финансы Америки, но и за скорую прибыль, которую должно принести внедрение работы технического визионера на Манхэттене, когда проводами будут соединены несколько кварталов района. Организатор бизнеса из Питтсбурга и изобретатель специального тормоза для локомотивов Джордж Вестингауз (перевоплотившийся в умеренного мудреца Майкл Шеннон, "Достать ножи", сериал "Маленькая барабанщица") прекрасно осознает все ограничения, которые встречает на своем пути передача постоянного тока на большие расстояния. Персонаж Шеннона добивается значительных успехов и опережает Эдисона в этой битве идей, когда начинает успешную электрификацию в ряде других американских городов в глубине континента. Будучи в значительной степени скромным и непубличным человеком, Вестингауз приглашает конкурента встретиться за ужином в собственном доме, но выйдя на станцию вместе со своими соратниками, инженером Фрэнклином Поупом (Стэнли Таунсенд) и женой Маргарит (Кэтрин Уотерстон), оказывается унижен Эдисоном, когда тот вместе с семьей проносится в поезде мимо. Не жалея красок Гомес-Рехон стремится представить характер Камбербэтча в виде человека, опьяненного своим изобретательством, жаждой денег и гениальностью одиночки, который безжалостно эксплуатирует труд своих инженеров, обманывает их и не хочет разделять славу, единолично присваивая себе абсолютно все. При этом в "Войне токов" сценарий Майкла Митника пестрит таким количеством сюжетных коллизий, что игра в плохого и хорошего изобретателя несмотря на свой драйв и заложенные амбиции, выбирает основным способом показа столкновений личные потери Эдисона и Вестингауза на пути к их триумфу. К сожалению, абсолютного по касательной, в виде некого X-фактора в ленте Гомеса-Рехона проходит образ одного из самых важных для XX века ученого эксцентрика, сербского эмигранта Никола Теслы (Николас Холт), первоначально мучающегося от собственной гениальности у Эдисона, а затем найдя более восприимчивого заказчика в лице Вестингауза. Поскольку каждый претендует на получение крупного контракта от всемирной выставки в Чикаго, то в ход идут всевозможные средства по устранению соперника: от черного пиара до внедрения электричества в специальном устройстве для смертной казни. Авторы на первый взгляд без всяких выгод для себя стараются следовать реальной линии, но выделывают из персонажа Камбербэтча того самого истеричного либерала с фигой в кармане, который будет публично заявлять о том, что он отказывается от разработок оружия, а далее, в глубокой секретности, мастерить электрический стул, пытаясь очернить тех, кто предпочитает переменный ток. По версии фильма, Эдисон - это блестящий и не знающий покоя новатор, которого разрывает на части собственное тщеславие, для Камбербэтча эта роль оказывается весьма проходной и не добавляющей ничего нового к его послужному актерскому списку. Все попытки очеловечить Эдисона на протяжении экранного времени заканчиваются полным крахом, даже разговоры с женой и детьми при помощи азбуки Морзе не меняют дела, а наоборот показывают, каким эгоцентриком был этот с виду увлекающийся и дышащий креативностью человек. В отличие от Камбербэтча герой Майкла Шеннона благодаря неожиданной во многом актерской игре показывает себя человеком, который умеет быть ответственным и решительным, лишенным ореола святости гения, но от того только еще более привлекательным. Экранная история постоянно стремится продемонстрировать не столько глубину рассказа и драму идей столкновения между хорошим и лучшим, сколько отработать всевозможные клише из жизни не знающих покоя ученых: отстраненность изобретателя от его семьи, игры разума на грани величайших технических открытий и общей эйфории от того, что в руках избранных одиночек находится тот самый рычаг, который разделит жизнь человечества на до и после. Интересно, что "Война токов" может рассматриваться и в качестве гимна надвигающейся технократии, где время уникальных по своей сути одиночек в лице Эдисона находится на ощутимом закате, а вся власть за обладание миром будет принадлежать могущественным корпорациям. При этом история Теслы, напоминающего в фильме то ли денди, то ли вариант хипстера времен промышленной революции, оказывается настолько задвинутой на второй план в отличие от реальных событий, что можно только догадываться о причинах, которые заставили Митника убрать эту ценную фигуру из треугольника характеров и сконцентрироваться на противостоянии характеров Шеннона и Камбербэтча. Мистическая во многом фигура Теслы могла бы добавить в проект абсолютно новые штрихи, однако Гомес-Рехон предпочитает держаться подальше от научного волшебства и целиком находится на стороне освещения разных сторон нечестной и грязной конкуренции между Вестингаузом и Эдисоном, который вне всяких сомнений претендует на роль несбалансированного центра в этом фильме. Можно поспорить о том, на чьей стороне окажутся окончательные симпатии зрителей после просмотра - на стороне того тщеславного уникума, который постоянно передвигал передний край технической мысли, или же на стороне весьма умеренного и порядочного бизнесмена, четко понимавшего, что для полной победы электричества нужно организовать массовое потребление и внедрение повсюду дешевой электроэнергии. Но, по мысли режиссера, столкновение бизнесмена и провидца должно закончиться честным союзом взаимных интересов. Просвещенный капитализм Вестингауза, впервые установившего для своих сотрудников пятидневную рабочую неделю, и его порядочность и гуманизм по отношению к своим сотрудникам, имена которых неизменно оставались во всех патентах на изобретения, неизбежно должен был поглотить даже таких гениев, подобных Тесле и Эдисону, увлеченных и оттого непостижимых в своем эгоцентризме ученых. Весь актерский состав ленты подчинен единому порыву и напоминает в большей степени пассажиров мчащегося экспресса, у которого отказали проверенные тормоза, уход Гомеса-Рехона от традиций скучного байопика в сторону более энергичного и заряженного конфликтами материала указывает на главный недостаток подобной продукции - реальные события в большей степени интерпретируются режиссерской идеей со смещением акцентов. Поэтому "Война токов" избегает простоты столкновения героя и злодея и показывает нечто более концептуальное в своем итоге: взгляд в невообразимое будущее при помощи фигур из прошлого при помощи рассказа о чуде изобретения и его массового продвижения.