Уж сколько раз в истории кинематографа к нам прилетели инопланетяне, и не сосчитать. Как правило, в подавляющем количестве «первых контактов» приоритетной задачей гостей из далекого космоса было уничтожение нас, землян, как вид. В последнее время, понимая, что такая идея потихоньку начала приедаться, голливудские кудесники принялись привносить в идею вторжения некие оригинальности, в том числе попытки повышения уровня реалистичности событий так, как если бы это случилось с нами буквально завтра. Отчасти это получалось на отлично (Район №9, Грань будущего), а иногда не получалось вовсе (Фантом, Ковбои против пришельцев). Однако тенденция снимать кино, в котором тупо прилетели высокоразвитые зеленые человечки, начали все крушить, но более слабые человечки с помощью силы духа и пары отчаянных смельчаков одерживают таки победу над незваными гостями, постепенно снизошла на нет. Тем самым освободилась тропинка для картин, которые предлагают взглянуть на привычную ситуацию под другим углом. И фильм «Прибытие» является ярким примером такого нестандартного подхода.
Если честно, то, на мой взгляд, «Прибытие» очень и очень сильно отличается от любых других фильмов про прибытие (прости за тавтологию). В первую очередь, нельзя однозначно приписывать его целиком и полностью к жанру фантастики, так как основа всего фильма – это драма. Драма настоящая и сильная. Возможно именно из-за этого «Прибытие» придется по вкусу не всем. Так трое моих коллег успели посмотреть его раньше меня, и их мнения разделились, причем разделение было не на два лагеря, а на три. Одна коллега-девушка с неистовым восхищением делилась впечатлениями, заявляя, что «… это Оскар в нескольких номинациях». Напротив нее сидел коллега-парень и с тем же неистовством спорил, называя фильм нехорошими словами (не буду цитировать, лишь намекну, что это было одно слово коричневого содержания). Третья коллега-девушка сохраняла нейтралитет, позиционируя свою оценку, как «…фильм неплохой, но меня как то не зацепило…». Все три стороны торопили меня с просмотром, чтобы я занял на одну из позиций, дабы определить победителя среди мнений, подобно тому, если бы на выборах президента мой голос оказался решающим. Конечно же, я не стал издевательски томить в ожиданиях людей, с которыми еще работать и работать, и посмотрел «Прибытие». И только после просмотра до меня дошло, почему так сильно разнятся мнения о нем.
Начну с коллеги, который охарактеризовал «Прибытие» как наискучнейший шлак. Его доводы были просты и понятны: В фильме отсутствует темп, все происходит крайне медленно. Вся эта неспешность еще и наполнена довольно сложноусвояемой информацией, что неоднократно вызывало у него зевоту и желание покемарить в мягком кресле. Сюжет он назвал неоправданно замудренным и не впечатляющим. Я могу определенно поставить диагноз таким выводам своего коллеги. Это тоже очень просто. Во-первых, он шел, как думал, на фантастику с вторжением инопланетян, вероятно ожидая, зрелищность и экшн. Естественно, ничего этого даже рядом в фильме нет. Налицо вопрос позиционирования, и «Прибытие» просто оказалось не о том, чего от него ожидал мой коллега. Примерно тоже самое было с ним же, когда он пошел на «Хижину в лесу» как на ужастик (каждый, кто смотрел этот фильм, понимает, что это откровенная комедия) Во-вторых, главная героиня здесь женщина, причем, она не просто главная героиня, все события завязаны конкретно на ней и ее переживаниях. То есть мужчине не просто ассоциировать себя с таким персонажем как минимум на биологическом уровне. Одним словом, мой раздосадованный коллега оказался вне той целевой аудитории, на которую ориентировано «Прибытие». Однако, совершенно неправильно делать вывод, что сей фильм по умолчанию не понравится мужчинам. Понравится, но не всем. Об этом чуть позже.
На очереди вторая коллега, та самая, для которой «Прибытие» не является плохим фильмом, но и в шедевры тоже не метит. Ей тоже он показался немного затянутым и скучноватым. Однако, ей пришлась по вкусу главная героиня и все ее переживания, а также общая стилистика картины в целом. Так почему же фильм не смог в полной мере зацепить ее эмоциональные жилки, ведь на первый взгляд, попадание в целевую аудиторию имело место быть? Попробую объяснить на простом примере (хотя везде бывают свои исключения). Почти наверняка кино типа «Хатико» намного ближе к сердцу примут владельцы домашних питомцев, а семейной драмой о детях сильней проникнутся те, кто уже стал родителем, нежели бездетный зритель. И моя коллега официально и вслух согласилась с тем, что
отсутствие сильных эмоций у нее именно по этой причине. Она все поняла, но не прочувствовала, так как не знает, каково это, потерять что-то, если сам этого в жизни еще не имел.
Ну, вот и дошла очередь до третьей коллеги, той самой, которая осталась под глубоким впечатлением от «Прибытия», и чью позицию мне будет легче проанализировать, так как лично я целиком и полностью ее разделяю. Канадский режиссер Дени Вильнев во всей своей небольшой фильмотеке стабильно придерживается собственного стиля, который помогает создавать особую редко встречающуюся атмосферу. Эта атмосфера имеет своеобразный давящий эффект, который ни на минуту не дает зрителю расслабиться. Не все способны выдержать два часа беспрерывной суровой реалистичности, в которой все настроения персонажей присутствуют не только на лицах актеров, но и будто заполняют воздух и все пространство вокруг них. К тому же, у Вильнева очень умело удается направлять эти настроения с экрана в зал, что способствует максимально глубокому погружению в ту или иную историю. И «Прибытие» не является исключением. Он довольно тяжел для просмотра, но это делается намеренно. Ты постоянно испытываешь напряжение и дискомфорт, однако, именно это состояние и позволяет окунуться в атмосферу фильма, ведь герои испытывают то же напряжение и тот же дискомфорт.
В самом начале режиссер закладывает в сознание зрителя маленькое зернышко, которое часа полтора лежит ровно и не пускает корни, вследствие чего о нем можно вообще забыть. И только в конце оно моментально вырастает и дает плоды, вызывающие сильную инъекцию эмоций, вбрасываемых в сознание. И в этот момент тебя просто накрывает волна, одна, но большая, стремительная и внезапная, не дающая шансов спастись. Затем ты осознаешь, что весь фильм является тщательной подготовкой твоего настроения к этому финальному аккорду. И этот аккорд не зазвучит должным образом без двух часов настройки всех инструментов всего оркестра, в котором великолепно солирует Эми Адамс. Это тот случай, когда на экране видишь не актрису, а лишь ее персонажа. Эми проделала серьезную работу и максимально глубоко вжилась в крайне сложный образ, который просто одними глазами безо всяких слов может передать больше, чем некоторые за тысячу слов монолога.
Возвращаясь к вопросу целевой аудитории «Прибытия», нельзя однозначно нарисовать портрет зрителя, на которого фильм подействует на все 100%, так как это зависит от множества факторов, не только связанных с половозрастными параметрами, но больше с индивидуальными жизненными и личностными нюансами каждого. Ты спросишь меня, какого черта столько писанины, после которой не понятно, смотреть фильм или нет. Рекомендацией будет – смотреть. Но надо быть готовым к тому, что «Прибытие» не является классической фантастической картиной про встречу инопланетян. Это сильная драма о жизни, о взаимоотношениях и понимании друг друга, о жестокости и трагичности нашей реальности и человеческой силе в принятии этой неизбежной реальности.
И да, здесь есть инопланетяне, прилетевшие на Землю. Но здесь они являются лишь инструментом к пониманию исключительно человека, как вид.
P.S.: После просмотра «Прибытия» меня все никак не перестает мучить один вопрос. Чтобы я выбрал? Сделать выбор между двумя перспективами, обе из которых и врагу не пожелаешь, или полное отсутствие этого выбора и лишь одно единственное направление с плохим финалом?
Что хорошего: Режиссер, идея, сценарий, атмосфера, Эми Адамс, эмоциональность.
Что плохого: Фильм до конца поймут и оценят не все. Хотя это минусом не является.
Лучший момент: Концовка
7
,6
2016, США, Фантастика
111 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Уж сколько раз в истории кинематографа к нам прилетели инопланетяне, и не сосчитать. Как правило, в подавляющем количестве «первых контактов» приоритетной задачей гостей из далекого космоса было уничтожение нас, землян, как вид. В последнее время, понимая, что такая идея потихоньку начала приедаться, голливудские кудесники принялись привносить в идею вторжения некие оригинальности, в том числе попытки повышения уровня реалистичности событий так, как если бы это случилось с нами буквально завтра. Отчасти это получалось на отлично (Район №9, Грань будущего), а иногда не получалось вовсе (Фантом, Ковбои против пришельцев). Однако тенденция снимать кино, в котором тупо прилетели высокоразвитые зеленые человечки, начали все крушить, но более слабые человечки с помощью силы духа и пары отчаянных смельчаков одерживают таки победу над незваными гостями, постепенно снизошла на нет. Тем самым освободилась тропинка для картин, которые предлагают взглянуть на привычную ситуацию под другим углом. И фильм «Прибытие» является ярким примером такого нестандартного подхода. Если честно, то, на мой взгляд, «Прибытие» очень и очень сильно отличается от любых других фильмов про прибытие (прости за тавтологию). В первую очередь, нельзя однозначно приписывать его целиком и полностью к жанру фантастики, так как основа всего фильма – это драма. Драма настоящая и сильная. Возможно именно из-за этого «Прибытие» придется по вкусу не всем. Так трое моих коллег успели посмотреть его раньше меня, и их мнения разделились, причем разделение было не на два лагеря, а на три. Одна коллега-девушка с неистовым восхищением делилась впечатлениями, заявляя, что «… это Оскар в нескольких номинациях». Напротив нее сидел коллега-парень и с тем же неистовством спорил, называя фильм нехорошими словами (не буду цитировать, лишь намекну, что это было одно слово коричневого содержания). Третья коллега-девушка сохраняла нейтралитет, позиционируя свою оценку, как «…фильм неплохой, но меня как то не зацепило…». Все три стороны торопили меня с просмотром, чтобы я занял на одну из позиций, дабы определить победителя среди мнений, подобно тому, если бы на выборах президента мой голос оказался решающим. Конечно же, я не стал издевательски томить в ожиданиях людей, с которыми еще работать и работать, и посмотрел «Прибытие». И только после просмотра до меня дошло, почему так сильно разнятся мнения о нем. Начну с коллеги, который охарактеризовал «Прибытие» как наискучнейший шлак. Его доводы были просты и понятны: В фильме отсутствует темп, все происходит крайне медленно. Вся эта неспешность еще и наполнена довольно сложноусвояемой информацией, что неоднократно вызывало у него зевоту и желание покемарить в мягком кресле. Сюжет он назвал неоправданно замудренным и не впечатляющим. Я могу определенно поставить диагноз таким выводам своего коллеги. Это тоже очень просто. Во-первых, он шел, как думал, на фантастику с вторжением инопланетян, вероятно ожидая, зрелищность и экшн. Естественно, ничего этого даже рядом в фильме нет. Налицо вопрос позиционирования, и «Прибытие» просто оказалось не о том, чего от него ожидал мой коллега. Примерно тоже самое было с ним же, когда он пошел на «Хижину в лесу» как на ужастик (каждый, кто смотрел этот фильм, понимает, что это откровенная комедия) Во-вторых, главная героиня здесь женщина, причем, она не просто главная героиня, все события завязаны конкретно на ней и ее переживаниях. То есть мужчине не просто ассоциировать себя с таким персонажем как минимум на биологическом уровне. Одним словом, мой раздосадованный коллега оказался вне той целевой аудитории, на которую ориентировано «Прибытие». Однако, совершенно неправильно делать вывод, что сей фильм по умолчанию не понравится мужчинам. Понравится, но не всем. Об этом чуть позже. На очереди вторая коллега, та самая, для которой «Прибытие» не является плохим фильмом, но и в шедевры тоже не метит. Ей тоже он показался немного затянутым и скучноватым. Однако, ей пришлась по вкусу главная героиня и все ее переживания, а также общая стилистика картины в целом. Так почему же фильм не смог в полной мере зацепить ее эмоциональные жилки, ведь на первый взгляд, попадание в целевую аудиторию имело место быть? Попробую объяснить на простом примере (хотя везде бывают свои исключения). Почти наверняка кино типа «Хатико» намного ближе к сердцу примут владельцы домашних питомцев, а семейной драмой о детях сильней проникнутся те, кто уже стал родителем, нежели бездетный зритель. И моя коллега официально и вслух согласилась с тем, что отсутствие сильных эмоций у нее именно по этой причине. Она все поняла, но не прочувствовала, так как не знает, каково это, потерять что-то, если сам этого в жизни еще не имел. Ну, вот и дошла очередь до третьей коллеги, той самой, которая осталась под глубоким впечатлением от «Прибытия», и чью позицию мне будет легче проанализировать, так как лично я целиком и полностью ее разделяю. Канадский режиссер Дени Вильнев во всей своей небольшой фильмотеке стабильно придерживается собственного стиля, который помогает создавать особую редко встречающуюся атмосферу. Эта атмосфера имеет своеобразный давящий эффект, который ни на минуту не дает зрителю расслабиться. Не все способны выдержать два часа беспрерывной суровой реалистичности, в которой все настроения персонажей присутствуют не только на лицах актеров, но и будто заполняют воздух и все пространство вокруг них. К тому же, у Вильнева очень умело удается направлять эти настроения с экрана в зал, что способствует максимально глубокому погружению в ту или иную историю. И «Прибытие» не является исключением. Он довольно тяжел для просмотра, но это делается намеренно. Ты постоянно испытываешь напряжение и дискомфорт, однако, именно это состояние и позволяет окунуться в атмосферу фильма, ведь герои испытывают то же напряжение и тот же дискомфорт. В самом начале режиссер закладывает в сознание зрителя маленькое зернышко, которое часа полтора лежит ровно и не пускает корни, вследствие чего о нем можно вообще забыть. И только в конце оно моментально вырастает и дает плоды, вызывающие сильную инъекцию эмоций, вбрасываемых в сознание. И в этот момент тебя просто накрывает волна, одна, но большая, стремительная и внезапная, не дающая шансов спастись. Затем ты осознаешь, что весь фильм является тщательной подготовкой твоего настроения к этому финальному аккорду. И этот аккорд не зазвучит должным образом без двух часов настройки всех инструментов всего оркестра, в котором великолепно солирует Эми Адамс. Это тот случай, когда на экране видишь не актрису, а лишь ее персонажа. Эми проделала серьезную работу и максимально глубоко вжилась в крайне сложный образ, который просто одними глазами безо всяких слов может передать больше, чем некоторые за тысячу слов монолога. Возвращаясь к вопросу целевой аудитории «Прибытия», нельзя однозначно нарисовать портрет зрителя, на которого фильм подействует на все 100%, так как это зависит от множества факторов, не только связанных с половозрастными параметрами, но больше с индивидуальными жизненными и личностными нюансами каждого. Ты спросишь меня, какого черта столько писанины, после которой не понятно, смотреть фильм или нет. Рекомендацией будет – смотреть. Но надо быть готовым к тому, что «Прибытие» не является классической фантастической картиной про встречу инопланетян. Это сильная драма о жизни, о взаимоотношениях и понимании друг друга, о жестокости и трагичности нашей реальности и человеческой силе в принятии этой неизбежной реальности. И да, здесь есть инопланетяне, прилетевшие на Землю. Но здесь они являются лишь инструментом к пониманию исключительно человека, как вид. P.S.: После просмотра «Прибытия» меня все никак не перестает мучить один вопрос. Чтобы я выбрал? Сделать выбор между двумя перспективами, обе из которых и врагу не пожелаешь, или полное отсутствие этого выбора и лишь одно единственное направление с плохим финалом? Что хорошего: Режиссер, идея, сценарий, атмосфера, Эми Адамс, эмоциональность. Что плохого: Фильм до конца поймут и оценят не все. Хотя это минусом не является. Лучший момент: Концовка