Режиссёр Джим Шеридан творит редко (он поставил только девять полнометражных фильмов за двадцать восемь лет) и далеко не всегда метко. Особенно это касается его более поздних лент, снятых после картины «В Америке» (2002). Пожалуй, лишь фильм «Братья» (2009) чуть выделяется на данном фоне. А «Скрижали судьбы» (2016), самая последняя работа Шеридана, созданная после большого перерыва на родине, в Ирландии, вроде бы обретает в какие-то моменты, согласно традициям национального искусства, выверенную драматичность и строгую бескомпромиссность в трактовке порой неприглядных сторон жизни и человеческих поступков (даже впору заподозрить автора в наличии антиклерикальных и вообще анти-ирландских настроений). Но всё-таки она остаётся неровной, проигрывая, в основном, в современных эпизодах.
Кстати, время действия в сценах, не относящихся к ретроспекциям, никак не обозначено, и может создаться впечатление, что это не очень-то занимало создателей ленты, поскольку они несколько «путаются в показаниях», то сообщая, что главная героиня Роуз МакНалти провела полвека в психиатрической лечебнице, то упоминая, что прошло сорок лет после того, как она вроде бы попыталась убить своего новорождённого сына. Выяснением странных обстоятельств событий, случившихся в начале 40-х годов, занимается психолог Уильям Грин, который встречается с престарелой Роуз (в этой роли убедительна Ванесса Редгрейв, вовсе не стесняющаяся быть на экране «безумной старухой»), а главное, получает в свои руки её необычный дневник, где записи сделаны в миниатюрном издании Библии как раз поверх канонических текстов. И было бы интересно, например, поточнее проанализировать, как именно могут перекликаться рукописные фразы из лихорадочных воспоминаний Роуз МакНалти с невольно замеченными нами печатными выдержками из Евангелия от Марка или из Книги пророка Даниила.
Однако тема грехопадения и библейской вины в католическом понимании, как и сложный вопрос многовековой вражды между ирландцами и англичанами, тут оказываются, скорее, на обочине рассказываемой истории из романа Себастьяна Бэрри, написанного в 2008 году (а вот из кинематографических аналогий вспоминается, прежде всего, «Дочь Райана» британского классика Дэвида Лина). Поскольку в большей степени начинает доминировать мелодраматическая линия потери героиней её возлюбленного Майкла, ставшего лётчиком в английской армии, так что мотив возможного убийства появившегося на свет ребёнка является до поры до времени не столь уж важным, хотя сама «преступница» одержимо уверена, что где-то есть сын, оставшийся в живых. И чем дальше, тем сильнее картина «Тайные скрижали» (таково её оригинальное название, вполне знаменательно изменённое в российском прокате - ведь «Скрижали судьбы» куда мелодраматичнее!) приобретает черты повествования, так или иначе рассчитанного на слёзовыжимающий эффект.
А в итоге получилось, что вновь припавший к своим корням ирландский режиссёр Джим Шеридан сделал вполне американское «переживательное кино» о том, как в дневнике памяти ищущие непременно обрящут некогда потерянное и утраченное, и человеческие судьбы, которые не могли разрешиться в течение десятилетий, вдруг определятся для их носителей самым благотворным образом - остаётся только расчувствоваться напоследок.
8
,4
2016, Ирландия, Драмы
103 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Режиссёр Джим Шеридан творит редко (он поставил только девять полнометражных фильмов за двадцать восемь лет) и далеко не всегда метко. Особенно это касается его более поздних лент, снятых после картины «В Америке» (2002). Пожалуй, лишь фильм «Братья» (2009) чуть выделяется на данном фоне. А «Скрижали судьбы» (2016), самая последняя работа Шеридана, созданная после большого перерыва на родине, в Ирландии, вроде бы обретает в какие-то моменты, согласно традициям национального искусства, выверенную драматичность и строгую бескомпромиссность в трактовке порой неприглядных сторон жизни и человеческих поступков (даже впору заподозрить автора в наличии антиклерикальных и вообще анти-ирландских настроений). Но всё-таки она остаётся неровной, проигрывая, в основном, в современных эпизодах. Кстати, время действия в сценах, не относящихся к ретроспекциям, никак не обозначено, и может создаться впечатление, что это не очень-то занимало создателей ленты, поскольку они несколько «путаются в показаниях», то сообщая, что главная героиня Роуз МакНалти провела полвека в психиатрической лечебнице, то упоминая, что прошло сорок лет после того, как она вроде бы попыталась убить своего новорождённого сына. Выяснением странных обстоятельств событий, случившихся в начале 40-х годов, занимается психолог Уильям Грин, который встречается с престарелой Роуз (в этой роли убедительна Ванесса Редгрейв, вовсе не стесняющаяся быть на экране «безумной старухой»), а главное, получает в свои руки её необычный дневник, где записи сделаны в миниатюрном издании Библии как раз поверх канонических текстов. И было бы интересно, например, поточнее проанализировать, как именно могут перекликаться рукописные фразы из лихорадочных воспоминаний Роуз МакНалти с невольно замеченными нами печатными выдержками из Евангелия от Марка или из Книги пророка Даниила. Однако тема грехопадения и библейской вины в католическом понимании, как и сложный вопрос многовековой вражды между ирландцами и англичанами, тут оказываются, скорее, на обочине рассказываемой истории из романа Себастьяна Бэрри, написанного в 2008 году (а вот из кинематографических аналогий вспоминается, прежде всего, «Дочь Райана» британского классика Дэвида Лина). Поскольку в большей степени начинает доминировать мелодраматическая линия потери героиней её возлюбленного Майкла, ставшего лётчиком в английской армии, так что мотив возможного убийства появившегося на свет ребёнка является до поры до времени не столь уж важным, хотя сама «преступница» одержимо уверена, что где-то есть сын, оставшийся в живых. И чем дальше, тем сильнее картина «Тайные скрижали» (таково её оригинальное название, вполне знаменательно изменённое в российском прокате - ведь «Скрижали судьбы» куда мелодраматичнее!) приобретает черты повествования, так или иначе рассчитанного на слёзовыжимающий эффект. А в итоге получилось, что вновь припавший к своим корням ирландский режиссёр Джим Шеридан сделал вполне американское «переживательное кино» о том, как в дневнике памяти ищущие непременно обрящут некогда потерянное и утраченное, и человеческие судьбы, которые не могли разрешиться в течение десятилетий, вдруг определятся для их носителей самым благотворным образом - остаётся только расчувствоваться напоследок.