Без всякой иронии можно сказать, что проект "Цензор" режиссера Константина Шелепова, дебютировавшего с этой лентой в полнометражном кино, имеет сложную прокатную судьбу. Лента создавалась в течение пяти лет и в итоге получила премьеру на фестивале "Окно в Европу" в августе 2017 года, однако до массового проката в кинотеатрах дело так и не дошло. Шелепова и всю творческую группу, создававшую "Цензора", условно можно отнести к тем весьма смелым экспериментаторам, которые подготовили продукт бескомпромиссный и интересный, однако с трудом находящий свою нишу в современном кинопрокате. Может показаться, что эта работа рассчитана на многочисленную аудиторию геймеров разных стран, систем и платформ, однако ей весьма непросто находиться в узкожанровых рамках и концентрироваться только вокруг темы насилия и его художественного изображения в лучших традициях азиатского кинематографа. Актуальность внешнего контроля над теми, кто играет в разнообразные игры днями и ночами напролет, в последнее время снизилась, но проблема адекватности и сопоставимости миров реального и виртуального по-прежнему осталась. Как и остался актуальным вопрос, нещадно эксплуатируемый в кино о пределах насилия и уровнях зверств убийств. Написавший экранную адаптацию "Цензора" на основе собственного одноименного рассказа 2002 года Иван Тропов, очевидно, исходил из базовой мысли о том, что виртуальное зло и пролитая кровь рано или поздно перейдут в окружающее настоящее. И вот тогда боец, получивший геймерскую подготовку в условиях, которые максимально приближены к реальным, сможет создать вокруг себя добротное крошево из живой плоти и отнюдь не пиксельной крови. Минуя надсюжетный конфликт между представителями игровой индустрии, где крутятся огромные деньги, и представителями власти, как внешними регуляторами ситуации, Константин Шелепов немного обедняет и упрощает концепт своей работы. Сложно поверить, что на основе трагедии, случившейся с дочерью одного из депутатов, появилась целая служба "Ц", в которой профессиональные игроки-цензоры контролируют уровень допустимого насилия в реалити-играх. Тем не менее, появление Шефа (Сергей Мардарь, сериалы "Таинственная страсть" и "Следователь Тихонов") и его команды, лютующей в игровых ВИРА-клубах, выглядит не очень уверенным, но все-таки ответом Шелепова большинству антиутопий. Поэтому "Цензор" становится настоящим русским полем экспериментов по части смешения родственных жанров и уверенности обращения с ними, в очевидный фантастический триллер авторы пытаются вместить мелодраматические элементы, что иногда приводит к потере ритма в проекте.
Когда в прологе "Цензора" показывается ближайшее будущее России, охваченной игроманией, базирующейся на максимальном показе реализма происходящего, то возникают некоторые сомнения по реализуемости такой ситуации, где в клубах нового поколения пользователям предлагают уединиться в специальных кабинках и расстрелять все накопившиеся проблемы в шутерах от первого лица. Однако далеко не все бегут в иную реальность для выпускания пара, в достаточно продолжительной экспозиции показывают реальный бой, где отрабатывают свои тактические и командные навыки офицеры спецназа. Кроме того, наиболее продвинутым геймерам, таким как Стас (Степан Бекетов, сериалы "Вторая первая любовь" и "Мажор 2") доставляет удовольствие исследовать потаенные закоулки компьютерных игр и находить уязвимости, которые не смогли предусмотреть сценаристы и не нашли бета-тестеры при тестировании продукта. Стас является одним из ключевых сотрудников службы "Ц" и на пару со своим товарищем Алексом (Павел Михайлов, "Прозрение", "Человек у окна") имеет непосредственный доступ к телу шефа. Оба цензора оказываются в центре скандала, когда в одном из ВИРА-клубов регистрируют случаи с использованием контента, где уровень допустимого насилия многократно превышен. Весьма разные по характерам и по отношению к этому миру Стас и Алекс являются одной из лучших геймерских пар, где первый отвечает за тактику и просчитанность в игре, а другой является носителем игровой жестокости и постоянно стремится не только к убийствам как таковым, но еще и находит разные причудливые схемы по лишению жизней компьютерных ботов или зазевавшихся соперников. Порог насилия для Алекса является максимально заниженным, и тут герой Михайлова практически всегда напоминает изощренного задиру и провокатора с повадками серийного убийцы, склонного к эпатажу и абсолютного влюбленного в себя одиночку. В отличие от напарника у Стаса есть спутница жизни, обаятельная и готовая в огонь и в ВИРА-кабину ради любимого, Алёна (Галина Сумина). Девушка слабо представлет, чем занимается живущий с ней под одной крышей парень, ставший когда-то абсолютным чемпионом по игре "Зодиак" в те славные времена, когда насилие еще не было в играх под строгим лимитированием и носило весьма буйный характер. После поступления Шефу жалобы на его "опричников" ему приходится столкнуть своих подчиненных между собой лбами и заставить их искать для него терабайты нелегального и особо жестого киберматериала. Оба цензора практически дымятся от рвения, находятся на грани сумасшествия и заставляют себя вспомнить, что же такое на самом деле "синдром одушевления". Ситуация начинает осложняться по-настоящему именно тогда, когда Алёна проходит полную оцифровку и закрепляет свои права для использования ее в качестве персонажа компьютерных игр.
"Цензор" Константина Шелепова, созданный при помощи сбора денег на краудфандинговых платформах, явно пытается примерить на себя в некоторых сценах костюм голливудского блокбастера и явно выделиться своей холодной запредельностью показанных персонажей, которые намеренно играют зачастуют так, что не ясно, то ли ожил очередной бот, то ли это действительно сошли в очередной прокураторы компьютерного мира Алекс и Стас. Для катастрофически скромного бюджета в 60 000 тысяч долларов Шелепову и его команде удалось снять не только хлещущий, брызжущий и харкающий кровью косплеевский эпик, но и доказать, что при помощи не самой продвинутой кинотехники и правильного постпродакшна можно снимать массовое кино с наивысшим возрастным рейтингом. Однако, если реки крови, которые служат главным источником зрелищности, вдруг неожиданно иссякают на время до очередного погружения в очередную эпоху, то обнажаются проблемы с драматургией и наспех перекроенными при монтаже линиями сюжета. Независимый проект, произведенный на голом энтузиазме его создателей, оказывается тем максималистским продуктом, который с трудом может попасть в свою целевую аудиторию из-за слишком жестокого представления контента, искренне и не без успеха соперничающего в некоторых эпизодах с лучшими образцами жанра по части экспрессии подачи, происходящего на экране. Чувство реальности "Цензор" притупляет, но временами не проходит проверку на выстроенность схем и нагнетание саспенса. Из-за этого выглядят странными частые смены правил игры для Стаса и Алекса. Причем столкновения Стаса, геймера с понятиями и собственным внутренним кодексом, и его подруги Алёны с завистливым и хитрым "мясником" Алексом происходят в самых разнообразных локациях, имитирующих Средневековье, времена Гражданской войны в Стране Советов, Великую Отечественную войну, зомби-апокалипсис и закрытый элитный эротический клуб. В каждом случае дизайнер по костюмам Дарья Павлова старается максимально и реконструкторски-точно подчеркнуть время и место происходящего, что позволяет говорить о желании использовать максимум возможностей для визуального воплощения при скудном съемочном бюджете. При этом главные герои ленты не забывают время от времени контролировать реальность при помощи пореза на руке и контролировать свое местонахождение.
Демонстрируемые в третьем акте "Цензора" элементы психологического триллера, которые показывают, как планомерно и методично Стас осваивает территорию незнакомого пространства с простеньким на первый взгляд сценарием, очень быстро сворачиваются и начинают трансформироваться в долгожданную кульминацию, в которой все построено по классическим голливудским лекалам и в этом промежутке лента начинает показывать желание Константина Шелепова не играть по своим киноправилам, а продемонстрировать что-то такое ожидаемое и хэппи-эндное после килотонн пролитой крови и круглосуточного блуждания по уголкам собственного подсознания и ВИРА-клубам. Такой подход показывает одну из немногих проблем этого дебюта, который выглядит ярким свежим пятном на фоне многократно просчитанных продюсерских проектов. Своеобразно выстроенный и во многом старающийся выглядеть стерильным мир хай-тека у Шелепова оказывается населенным только нужными людьми, которые передвигаются на правильных машинах, говорящих только правильными словами и вне клубов думающих только правильными мыслями. В этом есть некий момент лукавства: авторы прорисовывают общество, но выхватывают из него только нужные геймерские детали и сюжетные ходы, лишая проект мало-мальски внятного социального бэкграунда. Мир "Цензора" оказывается хорошо просчитанным на экране и лишенным теплоты, однако за этим всем скрывается некая сверхидея о том, что самое грязное и гадкое должно оставаться в ВИРА-кабинах, которые по общему дизайну очень напоминают душевые. Для простого и не очень человека такой вариант оказывается вполне действительным. Присел, побегал, попрыгал, выпустил агрессию и все. Назад к любимой подруге, к налаженному быту и без всяких криминальных мыслей и антигосударственных призывов. У Шелепова хорошо удаются сцены со стрельбой и метанием гранат, но совсем не ясно, как люди, внешне благополучные и старающиеся дружить с собственной психикой оказались в этой среде, где все связано в виртуальной жестокостью и кровь каждое мгновение разлетается на пикселы. Поэтому "Цензор" дарит, подобно любой компьютерной игре соответствующего жанра, двухчасовое забытье при хорошем динамичном сюжете, медленно раскачивающаяся эта лента способна зацепить в первую очередь своей оголенностью и неприкрытостью главных персонажей, являющихся, скорее всего, пешками в чьей-то более высокой игре.
5
,9
2017, Россия, Фантастика
121 минута
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Без всякой иронии можно сказать, что проект "Цензор" режиссера Константина Шелепова, дебютировавшего с этой лентой в полнометражном кино, имеет сложную прокатную судьбу. Лента создавалась в течение пяти лет и в итоге получила премьеру на фестивале "Окно в Европу" в августе 2017 года, однако до массового проката в кинотеатрах дело так и не дошло. Шелепова и всю творческую группу, создававшую "Цензора", условно можно отнести к тем весьма смелым экспериментаторам, которые подготовили продукт бескомпромиссный и интересный, однако с трудом находящий свою нишу в современном кинопрокате. Может показаться, что эта работа рассчитана на многочисленную аудиторию геймеров разных стран, систем и платформ, однако ей весьма непросто находиться в узкожанровых рамках и концентрироваться только вокруг темы насилия и его художественного изображения в лучших традициях азиатского кинематографа. Актуальность внешнего контроля над теми, кто играет в разнообразные игры днями и ночами напролет, в последнее время снизилась, но проблема адекватности и сопоставимости миров реального и виртуального по-прежнему осталась. Как и остался актуальным вопрос, нещадно эксплуатируемый в кино о пределах насилия и уровнях зверств убийств. Написавший экранную адаптацию "Цензора" на основе собственного одноименного рассказа 2002 года Иван Тропов, очевидно, исходил из базовой мысли о том, что виртуальное зло и пролитая кровь рано или поздно перейдут в окружающее настоящее. И вот тогда боец, получивший геймерскую подготовку в условиях, которые максимально приближены к реальным, сможет создать вокруг себя добротное крошево из живой плоти и отнюдь не пиксельной крови. Минуя надсюжетный конфликт между представителями игровой индустрии, где крутятся огромные деньги, и представителями власти, как внешними регуляторами ситуации, Константин Шелепов немного обедняет и упрощает концепт своей работы. Сложно поверить, что на основе трагедии, случившейся с дочерью одного из депутатов, появилась целая служба "Ц", в которой профессиональные игроки-цензоры контролируют уровень допустимого насилия в реалити-играх. Тем не менее, появление Шефа (Сергей Мардарь, сериалы "Таинственная страсть" и "Следователь Тихонов") и его команды, лютующей в игровых ВИРА-клубах, выглядит не очень уверенным, но все-таки ответом Шелепова большинству антиутопий. Поэтому "Цензор" становится настоящим русским полем экспериментов по части смешения родственных жанров и уверенности обращения с ними, в очевидный фантастический триллер авторы пытаются вместить мелодраматические элементы, что иногда приводит к потере ритма в проекте. Когда в прологе "Цензора" показывается ближайшее будущее России, охваченной игроманией, базирующейся на максимальном показе реализма происходящего, то возникают некоторые сомнения по реализуемости такой ситуации, где в клубах нового поколения пользователям предлагают уединиться в специальных кабинках и расстрелять все накопившиеся проблемы в шутерах от первого лица. Однако далеко не все бегут в иную реальность для выпускания пара, в достаточно продолжительной экспозиции показывают реальный бой, где отрабатывают свои тактические и командные навыки офицеры спецназа. Кроме того, наиболее продвинутым геймерам, таким как Стас (Степан Бекетов, сериалы "Вторая первая любовь" и "Мажор 2") доставляет удовольствие исследовать потаенные закоулки компьютерных игр и находить уязвимости, которые не смогли предусмотреть сценаристы и не нашли бета-тестеры при тестировании продукта. Стас является одним из ключевых сотрудников службы "Ц" и на пару со своим товарищем Алексом (Павел Михайлов, "Прозрение", "Человек у окна") имеет непосредственный доступ к телу шефа. Оба цензора оказываются в центре скандала, когда в одном из ВИРА-клубов регистрируют случаи с использованием контента, где уровень допустимого насилия многократно превышен. Весьма разные по характерам и по отношению к этому миру Стас и Алекс являются одной из лучших геймерских пар, где первый отвечает за тактику и просчитанность в игре, а другой является носителем игровой жестокости и постоянно стремится не только к убийствам как таковым, но еще и находит разные причудливые схемы по лишению жизней компьютерных ботов или зазевавшихся соперников. Порог насилия для Алекса является максимально заниженным, и тут герой Михайлова практически всегда напоминает изощренного задиру и провокатора с повадками серийного убийцы, склонного к эпатажу и абсолютного влюбленного в себя одиночку. В отличие от напарника у Стаса есть спутница жизни, обаятельная и готовая в огонь и в ВИРА-кабину ради любимого, Алёна (Галина Сумина). Девушка слабо представлет, чем занимается живущий с ней под одной крышей парень, ставший когда-то абсолютным чемпионом по игре "Зодиак" в те славные времена, когда насилие еще не было в играх под строгим лимитированием и носило весьма буйный характер. После поступления Шефу жалобы на его "опричников" ему приходится столкнуть своих подчиненных между собой лбами и заставить их искать для него терабайты нелегального и особо жестого киберматериала. Оба цензора практически дымятся от рвения, находятся на грани сумасшествия и заставляют себя вспомнить, что же такое на самом деле "синдром одушевления". Ситуация начинает осложняться по-настоящему именно тогда, когда Алёна проходит полную оцифровку и закрепляет свои права для использования ее в качестве персонажа компьютерных игр. "Цензор" Константина Шелепова, созданный при помощи сбора денег на краудфандинговых платформах, явно пытается примерить на себя в некоторых сценах костюм голливудского блокбастера и явно выделиться своей холодной запредельностью показанных персонажей, которые намеренно играют зачастуют так, что не ясно, то ли ожил очередной бот, то ли это действительно сошли в очередной прокураторы компьютерного мира Алекс и Стас. Для катастрофически скромного бюджета в 60 000 тысяч долларов Шелепову и его команде удалось снять не только хлещущий, брызжущий и харкающий кровью косплеевский эпик, но и доказать, что при помощи не самой продвинутой кинотехники и правильного постпродакшна можно снимать массовое кино с наивысшим возрастным рейтингом. Однако, если реки крови, которые служат главным источником зрелищности, вдруг неожиданно иссякают на время до очередного погружения в очередную эпоху, то обнажаются проблемы с драматургией и наспех перекроенными при монтаже линиями сюжета. Независимый проект, произведенный на голом энтузиазме его создателей, оказывается тем максималистским продуктом, который с трудом может попасть в свою целевую аудиторию из-за слишком жестокого представления контента, искренне и не без успеха соперничающего в некоторых эпизодах с лучшими образцами жанра по части экспрессии подачи, происходящего на экране. Чувство реальности "Цензор" притупляет, но временами не проходит проверку на выстроенность схем и нагнетание саспенса. Из-за этого выглядят странными частые смены правил игры для Стаса и Алекса. Причем столкновения Стаса, геймера с понятиями и собственным внутренним кодексом, и его подруги Алёны с завистливым и хитрым "мясником" Алексом происходят в самых разнообразных локациях, имитирующих Средневековье, времена Гражданской войны в Стране Советов, Великую Отечественную войну, зомби-апокалипсис и закрытый элитный эротический клуб. В каждом случае дизайнер по костюмам Дарья Павлова старается максимально и реконструкторски-точно подчеркнуть время и место происходящего, что позволяет говорить о желании использовать максимум возможностей для визуального воплощения при скудном съемочном бюджете. При этом главные герои ленты не забывают время от времени контролировать реальность при помощи пореза на руке и контролировать свое местонахождение. Демонстрируемые в третьем акте "Цензора" элементы психологического триллера, которые показывают, как планомерно и методично Стас осваивает территорию незнакомого пространства с простеньким на первый взгляд сценарием, очень быстро сворачиваются и начинают трансформироваться в долгожданную кульминацию, в которой все построено по классическим голливудским лекалам и в этом промежутке лента начинает показывать желание Константина Шелепова не играть по своим киноправилам, а продемонстрировать что-то такое ожидаемое и хэппи-эндное после килотонн пролитой крови и круглосуточного блуждания по уголкам собственного подсознания и ВИРА-клубам. Такой подход показывает одну из немногих проблем этого дебюта, который выглядит ярким свежим пятном на фоне многократно просчитанных продюсерских проектов. Своеобразно выстроенный и во многом старающийся выглядеть стерильным мир хай-тека у Шелепова оказывается населенным только нужными людьми, которые передвигаются на правильных машинах, говорящих только правильными словами и вне клубов думающих только правильными мыслями. В этом есть некий момент лукавства: авторы прорисовывают общество, но выхватывают из него только нужные геймерские детали и сюжетные ходы, лишая проект мало-мальски внятного социального бэкграунда. Мир "Цензора" оказывается хорошо просчитанным на экране и лишенным теплоты, однако за этим всем скрывается некая сверхидея о том, что самое грязное и гадкое должно оставаться в ВИРА-кабинах, которые по общему дизайну очень напоминают душевые. Для простого и не очень человека такой вариант оказывается вполне действительным. Присел, побегал, попрыгал, выпустил агрессию и все. Назад к любимой подруге, к налаженному быту и без всяких криминальных мыслей и антигосударственных призывов. У Шелепова хорошо удаются сцены со стрельбой и метанием гранат, но совсем не ясно, как люди, внешне благополучные и старающиеся дружить с собственной психикой оказались в этой среде, где все связано в виртуальной жестокостью и кровь каждое мгновение разлетается на пикселы. Поэтому "Цензор" дарит, подобно любой компьютерной игре соответствующего жанра, двухчасовое забытье при хорошем динамичном сюжете, медленно раскачивающаяся эта лента способна зацепить в первую очередь своей оголенностью и неприкрытостью главных персонажей, являющихся, скорее всего, пешками в чьей-то более высокой игре.