«Наполовину человек! Наполовину муравей!» – эффектный рекламный слоган несуществующего научно-фантастического фильма ужасов навязчиво звучал в голове ещё при просмотре первой части. Напомним, что Джо Данте в умной и, кстати, не лишённой остросатирических ноток комедии «Дневной сеанс» /1993/ поведал о предприимчивом «независимом» режиссёре Лоуренсе Вулси, который привёз в провинциальный городок своё новое детище – жуткую кинокартину о Человее или Муравеке («Mant» по-английски). Внезапно разразившийся Карибский кризис тогда резко усилил страхи зрителей-обывателей, набившихся в кинозале и находившихся, задержав дыхание, в предвкушении сногсшибательного зрелища… Сиквел (также в постановке Пейтона Рида) навевает соответствующие ассоциации даже в большей степени, поскольку Роджер Корман аж в 1959-м году порадовал «Женщиной-осой». Всё это, разумеется, неслучайно, и под занавес создатели ленты действительно отдают дань незабвенному кинематографу категории «B»: Скотт с дочкой смотрят на мониторе ноутбука (словно на экране автокинотеатра под открытым небом) старый хоррор про радикально увеличившихся в пропорциях насекомых. Другое дело, что замысел в целом – не настолько тривиален.
Стэн Ли, опять отметившийся в уморительном камео – в качестве владельца исчезнувшей на глазах (нечаянно уменьшенной участниками погони) машины, удивляющегося тому, что по-прежнему дают знать о себе отголоски увлечения в 1960-е психотропными препаратами, не пошёл простейшим путём. Его (с коллегами) Человек-муравей и Оса не являются жертвами мутации. Здесь другое – результат овладения тайнами технологии миниатюризации физических объектов, включая живые существа, вплоть до субатомного уровня. Данный аспект, к слову, тоже не был обойдён вниманием предшественников – и кадры, когда доктор Пим смотрит, точно завороженный, на парящие бактерии, прочитываются любопытной цитатой из «Фантастического путешествия» /1966/ Ричарда Флейшера. Ну, или из «Внутреннего пространства» /1987/ того же Данте… Интрига как раз закручена вокруг попыток Хоуп Ван Дайн и Хэнка вернуть её маму Джанет из микро- в макромир. Героиня Мишель Пфайффер (1) мудро замечает прибывшему со спасательной миссией избраннику, что минувшие десятилетия не прошли бесследно – и что после адаптации к непривычной среде с неотвратимостью началась эволюция.
Даже сохраняя скептический настрой по отношению к кинокомиксам, мода на которые грозит выйти за любые мыслимые рамки, всё же не могу, положа руку на сердце, не констатировать: обращение к актуальным научным и философским гипотезам (наряду с привнесением злободневных идеологических мотивов, пусть и сознательно упрощаемых) в очередной раз выручила «марвеловцев». Отсылки к постулатам и теориям квантовой физики не воспринимаются формальными – получают вполне адекватное развитие в сюжете. Если, скажем, Доктор Стрэндж с изумлением наблюдал за трансформацией предметов окружающей реальности, чуть ли не выворачиваемой могущественными врагами наизнанку, то главным оружием Лэнга и Ван Дайн становится способность ошарашивать противников, изменяя собственный размер прямо в ходе схватки. Но не только! Очень уместным представляется появление таинственного Призрака – Эйвы, позже поясняющей, что страдает «разбалансировкой» молекул организма, из-за чего постоянно испытывает нестерпимую боль. Здесь, надо полагать, содержится намёк на гипотезу Мультивселенной (или Мультиверса), звучащую интригующе, хотя и разделяемую далеко не всеми учёными.
Впрочем, команда кинодраматургов, в число которых затесался и Пол Радд, посчитала себя не вправе обойтись без проверенных приёмов. Мало Скотту неприятностей с ФБР (бдительность агента Джимми Ву не ослабевает, несмотря на истекающий через несколько суток срок пребывания под домашним арестом), а затем и с неуловимым, точно привидение, недругом, так ещё – принимается строить козни Сонни Бёрч. Заурядный перекупщик контрабандных товаров вздумал ввязаться в игру по-крупному и нагреть руки на прорывных открытиях, заметно осложнив тем самым задачу Пиму с соратниками. Обязательной юмористической разрядке призван служить привлечённый негодяем бывший сотрудник МИ-6, специалист по веществам, способным, подавляя волю индивида, развязать язык всякому, который тем не менее – упрямо настаивает на том, что разговоры о так называемой «сыворотке правды» являются пересудами дилетантов, не имеющими под собой серьёзных обоснований. Однако позднее становится очевидно, что дыма без огня не бывает – и что раздражение эксперта не совсем резонно.
Предотвращение конца света, спасение галактик или хотя бы родной планеты, раскрытие заговоров, устранение потенциальных диктаторов и т.д. – не всё же время решать глобальные проблемы! Иногда хочется сосредоточиться на более узких вопросах, отвлечься от постороннего. Для того же Лэнга заточение в четырёх стенах с соблюдением привычного распорядка дня (книги, телевизор, расслабляющая ванна, общение с периодически навещающей сообразительной дочуркой) вовсе не стало непосильным испытанием. Да и будущее (в свете затеянного на паях с закадычным приятелем Луисом бизнеса в сфере установки систем безопасности) не видится таким уж безрадостным… Радд, к счастью, не забывает о своих прежних, чисто комедийных опытах, не давая Человеку-муравью (чай, не Капитан Америка и не суровый Тор!) пополнить ряды не в меру пафосных поборников добра. Ему и в дебри квантовой физики-то влезать неохота. Неплохая кульминация с поездкой по городским улицам на предельных скоростях (на автомобилях, периодически сокращающихся в объёме), разворачивающаяся параллельно с блужданиями доктора Пима во внутреннем пространстве, на фоне подвигов иных супергероев – покажется локальной акцией. И кинематографисты не смогли удержаться от финальной шутки, поместив после заключительных титров остроумную (но не выставляемую заявкой на продолжение) репризу с насекомым-музыкантом.
__________
1 – «Звезда», некогда блеснувшая в образе Женщины-кошки, вслед за Майклом Китоном «изменила» DC Comics с их вечными конкурентами – Marvel Comics.
8
,3
2018, США, Фантастика
113 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
«Наполовину человек! Наполовину муравей!» – эффектный рекламный слоган несуществующего научно-фантастического фильма ужасов навязчиво звучал в голове ещё при просмотре первой части. Напомним, что Джо Данте в умной и, кстати, не лишённой остросатирических ноток комедии «Дневной сеанс» /1993/ поведал о предприимчивом «независимом» режиссёре Лоуренсе Вулси, который привёз в провинциальный городок своё новое детище – жуткую кинокартину о Человее или Муравеке («Mant» по-английски). Внезапно разразившийся Карибский кризис тогда резко усилил страхи зрителей-обывателей, набившихся в кинозале и находившихся, задержав дыхание, в предвкушении сногсшибательного зрелища… Сиквел (также в постановке Пейтона Рида) навевает соответствующие ассоциации даже в большей степени, поскольку Роджер Корман аж в 1959-м году порадовал «Женщиной-осой». Всё это, разумеется, неслучайно, и под занавес создатели ленты действительно отдают дань незабвенному кинематографу категории «B»: Скотт с дочкой смотрят на мониторе ноутбука (словно на экране автокинотеатра под открытым небом) старый хоррор про радикально увеличившихся в пропорциях насекомых. Другое дело, что замысел в целом – не настолько тривиален. Стэн Ли, опять отметившийся в уморительном камео – в качестве владельца исчезнувшей на глазах (нечаянно уменьшенной участниками погони) машины, удивляющегося тому, что по-прежнему дают знать о себе отголоски увлечения в 1960-е психотропными препаратами, не пошёл простейшим путём. Его (с коллегами) Человек-муравей и Оса не являются жертвами мутации. Здесь другое – результат овладения тайнами технологии миниатюризации физических объектов, включая живые существа, вплоть до субатомного уровня. Данный аспект, к слову, тоже не был обойдён вниманием предшественников – и кадры, когда доктор Пим смотрит, точно завороженный, на парящие бактерии, прочитываются любопытной цитатой из «Фантастического путешествия» /1966/ Ричарда Флейшера. Ну, или из «Внутреннего пространства» /1987/ того же Данте… Интрига как раз закручена вокруг попыток Хоуп Ван Дайн и Хэнка вернуть её маму Джанет из микро- в макромир. Героиня Мишель Пфайффер (1) мудро замечает прибывшему со спасательной миссией избраннику, что минувшие десятилетия не прошли бесследно – и что после адаптации к непривычной среде с неотвратимостью началась эволюция. Даже сохраняя скептический настрой по отношению к кинокомиксам, мода на которые грозит выйти за любые мыслимые рамки, всё же не могу, положа руку на сердце, не констатировать: обращение к актуальным научным и философским гипотезам (наряду с привнесением злободневных идеологических мотивов, пусть и сознательно упрощаемых) в очередной раз выручила «марвеловцев». Отсылки к постулатам и теориям квантовой физики не воспринимаются формальными – получают вполне адекватное развитие в сюжете. Если, скажем, Доктор Стрэндж с изумлением наблюдал за трансформацией предметов окружающей реальности, чуть ли не выворачиваемой могущественными врагами наизнанку, то главным оружием Лэнга и Ван Дайн становится способность ошарашивать противников, изменяя собственный размер прямо в ходе схватки. Но не только! Очень уместным представляется появление таинственного Призрака – Эйвы, позже поясняющей, что страдает «разбалансировкой» молекул организма, из-за чего постоянно испытывает нестерпимую боль. Здесь, надо полагать, содержится намёк на гипотезу Мультивселенной (или Мультиверса), звучащую интригующе, хотя и разделяемую далеко не всеми учёными. Впрочем, команда кинодраматургов, в число которых затесался и Пол Радд, посчитала себя не вправе обойтись без проверенных приёмов. Мало Скотту неприятностей с ФБР (бдительность агента Джимми Ву не ослабевает, несмотря на истекающий через несколько суток срок пребывания под домашним арестом), а затем и с неуловимым, точно привидение, недругом, так ещё – принимается строить козни Сонни Бёрч. Заурядный перекупщик контрабандных товаров вздумал ввязаться в игру по-крупному и нагреть руки на прорывных открытиях, заметно осложнив тем самым задачу Пиму с соратниками. Обязательной юмористической разрядке призван служить привлечённый негодяем бывший сотрудник МИ-6, специалист по веществам, способным, подавляя волю индивида, развязать язык всякому, который тем не менее – упрямо настаивает на том, что разговоры о так называемой «сыворотке правды» являются пересудами дилетантов, не имеющими под собой серьёзных обоснований. Однако позднее становится очевидно, что дыма без огня не бывает – и что раздражение эксперта не совсем резонно. Предотвращение конца света, спасение галактик или хотя бы родной планеты, раскрытие заговоров, устранение потенциальных диктаторов и т.д. – не всё же время решать глобальные проблемы! Иногда хочется сосредоточиться на более узких вопросах, отвлечься от постороннего. Для того же Лэнга заточение в четырёх стенах с соблюдением привычного распорядка дня (книги, телевизор, расслабляющая ванна, общение с периодически навещающей сообразительной дочуркой) вовсе не стало непосильным испытанием. Да и будущее (в свете затеянного на паях с закадычным приятелем Луисом бизнеса в сфере установки систем безопасности) не видится таким уж безрадостным… Радд, к счастью, не забывает о своих прежних, чисто комедийных опытах, не давая Человеку-муравью (чай, не Капитан Америка и не суровый Тор!) пополнить ряды не в меру пафосных поборников добра. Ему и в дебри квантовой физики-то влезать неохота. Неплохая кульминация с поездкой по городским улицам на предельных скоростях (на автомобилях, периодически сокращающихся в объёме), разворачивающаяся параллельно с блужданиями доктора Пима во внутреннем пространстве, на фоне подвигов иных супергероев – покажется локальной акцией. И кинематографисты не смогли удержаться от финальной шутки, поместив после заключительных титров остроумную (но не выставляемую заявкой на продолжение) репризу с насекомым-музыкантом. __________ 1 – «Звезда», некогда блеснувшая в образе Женщины-кошки, вслед за Майклом Китоном «изменила» DC Comics с их вечными конкурентами – Marvel Comics.