По словам Мармура, картина могла бы раздвинуть границы жанрового кинематографа, сочетая аспекты психологического триллера и фильма ужасов. «Это достаточно интересная возможность, которую не хотелось упускать, – говорит продюсер. – В фильмах подобного жанра действие происходит преимущественно ночью. Взгляду зрителей открывается немногое, остальное дорисовывает воображение. Мы пошли другим путём. Мы создали феноменальные декорации, которые практически в точности соответствовали настоящим квестам. Зрители почувствуют самих себя в роли игроков и будут решать головоломки вместе с актёрами.Каждый из персонажей по-своему уникален и независим, у каждого есть своя предыстория. Задача директоров по кастингу состояла в том, чтобы разыскать актёров, которые справились бы с такими непростыми ролями. «Мы хотели найти актёров, обладающих такой же энергетикой, запоминающимися характерами и особенным мировоззрением, как и их герои», – объясняет исполнительный продюсер Ребекка Риво.Зои, роль которой сыграла Тейлор Расселл. Зои – интроверт и одиночка, которая пережила авиакатастрофу, но потеряла в результате аварии мать. Самой запоминающейся работой актрисы стала роль в сериале Netflix «Затерянные в космосе». Кроме того, её можно было увидеть в сериалах «Неизвестная империя» и «Рухнувшие небеса». Расселл признаётся, что эта роль её заинтриговала. «Зои очень умна и энергична, – говорит актриса о своей героине. – При этом она предпочитает идти по жизни одна. Адам – настоящий фанат ужастиков, он чувствует себя в этом жанре, как рыба в воде. Он искренне переживал за проект и, вне всяких сомнений, любит этот жанр – это замечательное сочетание». «В Зои должна была чувствоваться уязвимость, но при необходимости она должна была полностью перевоплотиться, – говорит Робител. – Тейлор Расселл оказалась именно той, кого мы искали. В ней было всё, что нужно, – она могла без труда сыграть беспомощность, но также продемонстрировать исключительный интеллект своей героини».Бен (Логан Миллер) – молодой человек, идущий по пути самоуничтожения, чтобы блокировать эмоциональную травму, которую он получил в результате чудовищной автокатастрофы.«Бен – весьма незамысловатый персонаж, – считает Миллер. – Он пережил жуткую трагедию и теперь вынужден справляться с посттравматическим синдромом. Его друзья мертвы, у него ничего не осталось в жизни, так что его отношение «да пошло оно всё» вполне объяснимо. В конечном итоге борьба с травмой превращает его в некое подобие антигероя».Миллер утверждает, что готовился к роли на протяжении шести месяцев. «Мы с тренером прыгали с крыш, бегали, играли в салки с машинами, лазали по цистернам, дрались, изучали кунг-фу… – вспоминает актёр. – Я был в неплохой физической форме, так что режиссёр как-то сказал: «Знаешь что, Логан, давай-ка тебе немножко испортим форму, потому что ты всё же играешь деграданта». Так что мы прекратили тренировки, и остаток времени перед съёмками я отдыхал в Кейптауне».Аманда (Дебора Энн Уолл) служила в пехоте, получила осколочное ранение в результате взрыва самодельной бомбы во время военной операции и теперь пытается оправиться от посттравматического синдрома. Готовясь к роли ветерана войны, Уолл провела тщательное расследование. Она штудировала тематические форумы и беседовала с теми, кто пережил посттравматический синдром и боролся с чувством вины выжившего. «Это исследование очень помогло мне лучше вжиться в роль», – говорит актриса. По мнению Робитела, все персонажи пережили примерно то же, через что довелось пройти Аманде. «По результатам моих собственных исследований, нередко пережившие посттравматический синдром не способны оставить инцидент в прошлом, – объясняет режиссёр. – Они проигрывают в сознании и сам инцидент, и полученную травму снова и снова до конца жизни. Наши персонажи, которым выпало в буквальном смысле пройти сквозь огонь, стали от этого только сильнее». Уолл признаётся, что обожает различные головоломки, кроссворды и в совершенстве освоила игру Dungeons&Dragons. Актриса отмечает, что её особенно заинтриговало отношения двух женщин в группе. «В фильмах подобного жанра сценаристы нередко сталкивают женщин друг с другом, – объясняет она. – Героини начинают ссориться или соперничать, особенно если рядом есть парни. Мне же очень понравилось то, что в нашем фильме героини выступают союзниками. Каждая из них по-своему уникальна, каждая помогает другой раскрыть свой потенциал».Джейсон (Джей Эллис) – харизматичный и эгоистичный руководитель финансовой организации. Он привык ко всему самому лучшему и старается забыть своё прошлое. По словам Эллиса, в его персонаже живёт и очаровательный финансист, привыкший к красивой жизни, и хладнокровный убийца.Майк (Тайлер Лабин) – обычный дальнобойщик из Западной Вирджинии, бывший шахтёр и самый старший из группы игроков. Может показаться, что замкнутые пространства ему привычны, но, как выясняется, не особо. Лабин также подготовился к своей роли и разузнал о страдающих посттравматическим синдромом. «В Интернете я нашёл всё, что мог, о реальных людях, которые пережили то, что мы пытались имитировать в фильме, – рассказывает актёр. – Меня интересовало всё – что происходит с человеком во время гипотермии, электрошока и перегрева».Дэнни (Ник Додани) – юный хакер, большой любитель всевозможных квестов. Группе игроков очень пригодятся его навыки и способности, чтобы выжить. Додани говорит, что персонаж задел его за живое. «У меня были яркие примеры прямо перед глазами, – говорит он. – Я частенько с друзьями выбирался на квесты. В последний раз я вытащил всю команду, незабываемое было ощущение. Прочтя сценарий, я сразу для себя решил, какую роль хочу сыграть. Я был тем самым парнем. Трудно сосчитать, сколько квестов я прошёл за жизнь, так что опыт у меня был. К сожалению, не придумали пока комнаты, откуда я не смог бы выбраться. Но рано или поздно придумают».Опытный актёр Йорикван Вагенинген сыграл роль Ву Тана Йю, мастера игры и владельца корпорации «Лабиринт». «Он – мастер игры и полностью контролирует квест, – рассказывает о своём персонаже актёр. – Он управляет всем, что происходит в комнатах. Он общается с игроками, которые безропотно вынуждены подчиняться ему. Когда что-то происходит в квесте, можете быть уверены – за этим стоит именно мой герой». «Я не хотел, чтобы этот персонаж был банальным негодяем, подкручивающим усики, – говорит Робител. – Йорик был крайне элегантным, все реплики ему давались без труда. Он действительно нагонял страху, но никогда не перегибал палку».Создание изобретений мастера игры Робител доверил художнику-постановщику Эдварду Томасу и другим специалистам закадровой команды. По словам супервайзера по визуальным эффектам Макса Пулмана, во время чтения сценария всем приходила в голову одна и та же мысль: «Как, чёрт возьми, мы с этим справимся?» Впрочем, у любой, кажется, самой нерешаемой задачи находилось своё решение. «Каждая из комнат требовала к себе самого пристального внимания, и в плане реквизита мы создали нечто уникальное для этого фильма, – говорит исполнительный продюсер Ребекка Риво. – Мы провели несколько общих собраний ещё до начала строительства декораций. Режиссёр, оператор, художник, а также специалисты по визуальным и специальным эффектам подробно разобрали весь сценарий и обсудили дизайн, сцену за сценой». «Каждому из отделов досталась своя часть головоломки, – добавляет Пулман. – Перед тем, как приступать к строительству декораций, мы создали трёхмерные макеты комнат, которые показали Адаму, художнику-постановщику Эду Томасу, оператору Марку Спайсеру и координатору трюковых сцен Гранту Халли».Томас утверждает, что съёмочные площадки стали самостоятельными персонажами фильма, диктующими свои правила. «Каждая из комнат связана с определённым персонажем, – говорит он. – У каждой есть своя история и свой способ лишить человека жизни. Например, бильярдная – комната Аманды, ледяная комната связана с Дэнни, а Комната-перевёртыш – с Майком. Именно это привлекло меня в этом проекте – возможность поработать над дизайном уникальных для каждой площадки декораций, ставших, фактически, главной угрозой в фильме». «Художники создали настолько удивительные декорации, что все мы, включая специалистов закадровой команды, просто рты разинули, – признаётся Тейлор Расселл. – Мы провели в этих комнатах немало времени и успели изучить их вдоль и поперёк. Каждая из них, действительно, жила своей жизнью». «Не припомню, чтобы декорации были настолько живыми, – утверждает Робител. – Идея заключалась в том, чтобы каждая комната становилась новым самостоятельным фильмом». «Адам снимал очень страшные фильмы, он мастерски умеет нагнать страху на зрителя, – считает Томас. – В данном случае, очевидно, он пощекочет нервы клаустрофобам. Наше исследование для последующей работы началось с изучения тематических площадок, скажем, на создание бильярдной нас вдохновил бильярдный зал 1950-х, а комната мастера игры напоминала библиотеку викторианской эпохи. Одна комната моглапереломать вамвсе кости, другая – сжечь, третья – утопить, словом, комнаты не давали игрокам расслабиться. Мы создавали комнаты с таким расчётом, чтобы у игроков не возникало сомнения в том, что они действительно могут расстаться с жизнью. А в какой-то момент появлялось ощущение, что комнаты попросту оживали».Приключения игроков начинаются с Комнаты ожидания. Поначалу герои убеждены, что их жизням ничто не угрожает. Это просто группа незнакомцев с общими интересами. Они не подозревают, что, оказавшись в Комнате ожидания, они уже начали игру. Чтобы напугать зрителей, Робител полагался не только на талант художника-постановщика Эдварда Томаса, но и на профессионализм оператора Марка Спайсера. «Поначалу съёмочная площадка освещена весьма скупо, – рассказывает оператор. – Затем зажигаются панели на потолке и на колоннах, включается фронтальная жаровня. Закрываются окна, и начинает работать вытяжка. Вся комната полностью преображается за каких-то семь минут. Игроки, а вместе с ними и зрители, оказываются в некоем подобии духового шкафа».Объятая пламенем Комната ожидания вынуждает игроков искать спасения в вентиляции. Из горнила они попадают в милую и Уютную комнату. Томас объясняет: «В этом состоит коварный план мастера игры – он вызывает у игроков ложное чувство безопасности, прежде чем кинуть их в Ледяную комнату. Разумеется, в ней так же нетрудно расстаться с жизнью».Ледяная комната, напоминающая гигантский холодильник, стала самым большим испытанием для всей съёмочной группы, начиная с актёров и заканчивая строителями.Из тёплой Уютной комнаты игроки попадают на настоящий Северный полюс, на покрытий льдом водоём, – рассказывает Томас. – Вода мутная, в ней трудно что-то рассмотреть. А затем происходит самое страшное: лёд начинает ломаться». Томасу и его команде пришлось выстроить гигантскую декорацию, около десяти метров в высоту. В строительстве он использовал множество охлаждающих панелей. «Я хотел сделать так, чтобы казалось, будто корпорация «Лабиринт» создала гигантский работающий холодильник, – говорит Томас. – Марк Спайсер предложил осветить площадку так же, как освещается холодильник изнутри. Туманная подсветка создала потрясающую атмосферу».Разумеется, актёрам не грозило обморожение во время съёмок, но зрителей нужно было убедить в обратном. Ещё до начала съёмок Робител попробовал понырять с большими белыми акулами в ледяной воде, чтобы на себе ощутить воздействие низких температур. «Когда тело переохлаждается, организм пытается активно выделять тепло, начинаются спазмы и болезненные судороги, – рассказывает Робител. – Актёрам пришлось постараться, чтобы симулировать все эти реакции». Впрочем, в этом им помогли. «По меньшей мере, за два часа до начала съёмок в этой декорации начинала работать гигантская морозильная установка, – вспоминает Эллис. – Температура существенно понижалась и нас обдувал ледяной ветер».Когда дело дошло до покрытого льдом водоёма, кинематографисты положились на магию кино. «По площадке должна была передвигаться вся съёмочная группа, так что скользкой поверхность быть не могла, – объясняет координатор трюков Грант Халли. – Лёд должен был только выглядеть скользким, поэтому нам пришлось научить актёров реалистично симулировать поведение на льду». «На самом деле, пол был деревянным, так что ходить по нему было очень просто, – говорит Додани. – Мы надевали специальные масляные галоши, которые помогали нам скользить, словно по льду. Честно признаться, скользить по полу, по которому стелился туман, было не так просто, как может показаться, зато очень убедительно. Мне показалось, что мы оказались в Альпах. Гигантские ёлки выглядели точь-в-точь как настоящие, от них даже пахло смолой». На самом деле, Томас и его команда привезли на съёмочную площадку настоящие ёлки из виноградника неподалёку от Кейптауна.В определённый момент лёд начинает ломаться, и эту задачу поручили супервайзеру по спецэффектам Максу Пулману. «Нам очень повезло, что в нашей команде был Джонатан Баррасс, – говорит Пулман. – Он несколько лет проработал на съёмочных площадках фильмов франшизы "Гарри Поттер" и сериала «Игра престолов». Он стал настоящим экспертом в вопросах создания льда». Пулман и его команда соорудили резиновые плиты средней площадью в 20 дм2, которые впоследствии декораторы украсили фальшивым снегом.Из Ледяной комнаты игроки попадают в Бильярдную, напоминающую бильярдный зал в Палм-Спрингс 1950-х. Мастер игры решил перевернуть всё в комнате вверх тормашками, так что все столы, стулья, барная стойка и бильярдные столы привинчены к потолку. Неожиданно одна за другой начинают обваливаться панели пола, открывая взглядам игроковсмертоносную пропасть. Единственный способ уцелеть – карабкаться наверх, цепляясь за элементы интерьера. Съёмки сцен в этой комнате были самыми продолжительными по времени. «Детализация, с которой подошли к работе над этой комнатой наши декораторы и реквизиторы, поразила всех нас, – признаётся Эллис. – Буквально всё было перевёрнуто, вплоть до зеркал, музыкального автомата, гитар и всех элементов настенного декора». «Это было сложно не только логистически, – добавляет Робител, – но и технически. Даже если актёру нужно было подняться на метровую высоту, нам приходилось пристёгивать его или её к страховке, которую впоследствии необходимо было вымарывать на компьютерах во время монтажа».Настоящим аттракционом для актёров стала Комната-перевёртыш. «Дизайн был выполнен с таким расчётом, что весь интерьер мог поменяться, несмотря на замкнутое пространство, – говорит Пулман. – Мы позаимствовали основную идею в комнатах зрительных иллюзий Эймса и снабдили элементы интерьера электромоторчиками с опцией контроля скорости, которые спрятали снаружи декорации. Комната получилась очень необычной, начиная с мебели и заканчивая стенами и полом. В качестве основного декоративного элемента мы использовали чёрные и белые отпечатки пальцев. Комната освещалась сверху при помощи крутящихся лампочек, а пол мог крутиться против часовой стрелки». «Больничная палата была разработана корпорацией «Лабиринт» с целью показать, как много мастер игры знает об игроках, – рассказывает Робител. – Она оказывала психологическое воздействие на игроков, потому что каждая секция была разработана с учётом особенностей того или иного участника. В одной мы видим обожжённую и изрезанную униформу Аманды, в другой – странные, абстрактные рисунки Джейсона, в третьей –отчёт о содержании углекислоты в крови Дэнни, в четвёртой – какие-то вьетнамские предметы Зои. Каждая секция рассказывает что-то о том или ином персонаже. Они понимают, что оказались на игре не случайно».Готовясь к трюковым сценам, актёры прошли суровую подготовку в лагере, который подготовил для них координатор трюков Грант Халли. Декорации к тому времени ещё не были выстроены, художники и строители только работали над эскизами. Все тренировки актёров проходили на складе компании PyranhaStunts, который Халли на время превратил в некое подобие будущих декораций. «Поскольку в одной из сцен актёрам пришлось бы карабкаться по книжным полкам, мы выстроили простенькие декорации, отметив ключевые точки, – рассказывает Робител. – Во время тренировок, мы говорили актёрам: «Когда будем снимать, тебе нужно будет ухватиться за полку здесь, положить руку туда, наступить на эту полку, ну и дальше по ситуации. Сложным оказался чисто технический вопрос… Как тщательно отрепетированную сцену показать так, словно герой всё делал впервые?»Ощущение клаустрофобии и стилистика съёмок сцен в бильярдной вынудили актёров самим выполнять свои трюки, не пользуясь услугами дублёров и каскадёров. «В тот момент, когда Дебора висит на высоте пяти метров от пола и прыгает с полок на бильярдный стол, в кадре была актриса, а не дублёрша», – утверждает Халли. Уолл заявляет, что этот момент был самым запоминающимся за весь съёмочный период. «Мне нужно было преодолеть двухметровую пропасть и за что-то уцепиться, – вспоминает актриса. – Разумеется, я была на страховке и если бы сорвалась, меня бы подхватили. И всё же у меня вспотели ладони и пересох рот от страха. Пришлось взять себя в руки и, затаив дыхание, прыгать. В конечном итоге это был бесценный актёрский опыт».У Миллера тоже остались воспоминания о трюковых сценах. «Мне довелось упасть в пресс для отходов с потолка библиотеки мастера игры, в Ледяной комнате я проваливался под лёд, а в бильярдной мне пришлось лазать по стенам», – вспоминает с улыбкой актёр. Готовясь к своему трюку, Додани прошёл специальную подготовку с отрядом подводников FrogSquad на военно-морской базе. «Меня научили пользоваться аквалангом, – рассказывает он, – я тренировался погружаться, кричать и дышать под водой». Сцена снималась в специальном резервуаре на студии.
Отзывы