Что делает нас нами? Даже в самых тяжёлых условиях? Принципы, желания, стремления и мечтания. Благодаря им мы умудряемся существовать и двигаться дальше, это нас ведёт вперёд и только вперёд. И иногда неимоверно трудно удержать свои позиции под гнётом обстоятельств, которые так и норовят изменить тебя и все твои принципы.
Подобная ситуация была в 70-ых с творческими людьми нашей страны. Вечная цензура, вечные указания как писать, что писать и о чём писать, вечная рефлексия и грусть, подпитывающаяся из постоянных отказов в публикации или выставке. «Довлатов» Германа-младшего очень чётко рисует эту картину душевного состояния даже не самого писателя, а многих талантливых (или не очень) людей той эпохи. Людей, чьё желание творить вечно сталкивалось с нежеланием других их публиковать. Людей, которые стояли перед тяжким выбором: оставаться без средств в надежде пробиться или же изменять себе, чтобы получать эти средства к существованию. Выбор для настоящей личности ужасно трудный. Казалось бы, ну вот творец, дайте ему творить. Нет, творить нельзя, «творить» нужно в рамках определённых, установленных кем-то свыше. Пиши про нефтяников, но с душой, пиши эпический роман, если хочешь печати, делай то, что делать не хочешь, если нужны деньги на немецкую куклу, что так хочешь подарить дочери. Да вот только где её достать. Но это так, ещё одно желание, что исполнить трудно.
И вот как верить в светлое будущее, когда вокруг сплошной туман? Когда смотришь на людей вокруг, несущих такое же бремя раздумий. Когда видишь, что бремя это для кого-то непосильное. Не все справлялись с ним, несомненно. Зажатый в тиски творец, до которого так мало дела кому-то там, может и не выдержать напряжения. А тем, кто выдерживал, оставалось лишь собираться вместе где-то на квартирке и слушать друг друга, веря в то самое светлое будущее. Собираться, смотреть и верить, что кому-то получится добиться чего-то в подобных условиях, где идти к своим стремлениям довольно трудно. К примеру, вот художник, талантлив он или нет решает каждый для себя, но мечта его быть художником, что затмит Поллока, стоит во главе всего. Да вот художником не заработать на свою мечту, поэтому приходится выкручиваться методами не вполне законными, вечно опасаясь, что всё может закончиться далеко не так хорошо, как видится в мечтах. Столкновение мечты и реальности, где вечно кто-то вносит тебя в список, если вдруг захотел прочитать что-нибудь не то, вечные стремления души, что так ограничены рамками установленной кем-то реальности, тоска и грусть, от которых никак не уйти, вечный страх, что идёт по пятам, та любовь к родине, с которой так не хочется уезжать, но выбора, похоже, не остаётся — столько всего намешано, что туман становится всё гуще и гуще, алкоголя и сигарет всё больше, а надежды постепенно тают и тают. И что вот остаётся делать? Спросите хоть у Брежнева, но навряд ли и генсек вам чётко ответит.
У Германа-младшего вышла очень душевная, камерная лента, наполненная туманом (завораживающая питерская атмосфера) и размышлениями с рефлексией. И как впору самым хорошим размышлениям фильм Германа-младшего идёт мирно и безмятежно, давая спокойно посмаковать мысль и развить её. Тихое и медленное погружение в ту советскую атмосферу играет свою роль: зритель сидит как будто рядом в квартире на чтении с поэтами, слыша каждый разговор по соседству и вздыхая вместе с героями, гуляет по этим улочкам вместе с Довлатовым, что так любит иронично пошутить во многих ситуациях, помогая при чувствующейся грусти и тоске поддерживать зрителю существующее настроение надежды на что-то большее. Ведь оно и важно, оно должно оставаться всегда, если не изменяешь себе. Даже если ты никто, будь собой. Как бы это не было трудно, как бы вокруг не было тесно, как бы не казалось, что где-то надо было повернуть, а где-то надо было согласиться, несмотря на весь этот туман и проблемы, надежда на свет откуда-то всё равно выглядывает, а ты продолжаешь творить с верой в лучшее. А это лучшее обязательно наступит, даже если, к сожалению, ты этого уже и не застанешь. Верь и живи. Просто залезай на крышу автомобиля, откуда видно всё вокруг, и не забывай улыбнуться, сидя в той уютной комнатке под мелодичную музыку в окружении близких тебе людей.
6
,8
2018, Россия, Драмы
126 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Что делает нас нами? Даже в самых тяжёлых условиях? Принципы, желания, стремления и мечтания. Благодаря им мы умудряемся существовать и двигаться дальше, это нас ведёт вперёд и только вперёд. И иногда неимоверно трудно удержать свои позиции под гнётом обстоятельств, которые так и норовят изменить тебя и все твои принципы. Подобная ситуация была в 70-ых с творческими людьми нашей страны. Вечная цензура, вечные указания как писать, что писать и о чём писать, вечная рефлексия и грусть, подпитывающаяся из постоянных отказов в публикации или выставке. «Довлатов» Германа-младшего очень чётко рисует эту картину душевного состояния даже не самого писателя, а многих талантливых (или не очень) людей той эпохи. Людей, чьё желание творить вечно сталкивалось с нежеланием других их публиковать. Людей, которые стояли перед тяжким выбором: оставаться без средств в надежде пробиться или же изменять себе, чтобы получать эти средства к существованию. Выбор для настоящей личности ужасно трудный. Казалось бы, ну вот творец, дайте ему творить. Нет, творить нельзя, «творить» нужно в рамках определённых, установленных кем-то свыше. Пиши про нефтяников, но с душой, пиши эпический роман, если хочешь печати, делай то, что делать не хочешь, если нужны деньги на немецкую куклу, что так хочешь подарить дочери. Да вот только где её достать. Но это так, ещё одно желание, что исполнить трудно. И вот как верить в светлое будущее, когда вокруг сплошной туман? Когда смотришь на людей вокруг, несущих такое же бремя раздумий. Когда видишь, что бремя это для кого-то непосильное. Не все справлялись с ним, несомненно. Зажатый в тиски творец, до которого так мало дела кому-то там, может и не выдержать напряжения. А тем, кто выдерживал, оставалось лишь собираться вместе где-то на квартирке и слушать друг друга, веря в то самое светлое будущее. Собираться, смотреть и верить, что кому-то получится добиться чего-то в подобных условиях, где идти к своим стремлениям довольно трудно. К примеру, вот художник, талантлив он или нет решает каждый для себя, но мечта его быть художником, что затмит Поллока, стоит во главе всего. Да вот художником не заработать на свою мечту, поэтому приходится выкручиваться методами не вполне законными, вечно опасаясь, что всё может закончиться далеко не так хорошо, как видится в мечтах. Столкновение мечты и реальности, где вечно кто-то вносит тебя в список, если вдруг захотел прочитать что-нибудь не то, вечные стремления души, что так ограничены рамками установленной кем-то реальности, тоска и грусть, от которых никак не уйти, вечный страх, что идёт по пятам, та любовь к родине, с которой так не хочется уезжать, но выбора, похоже, не остаётся — столько всего намешано, что туман становится всё гуще и гуще, алкоголя и сигарет всё больше, а надежды постепенно тают и тают. И что вот остаётся делать? Спросите хоть у Брежнева, но навряд ли и генсек вам чётко ответит. У Германа-младшего вышла очень душевная, камерная лента, наполненная туманом (завораживающая питерская атмосфера) и размышлениями с рефлексией. И как впору самым хорошим размышлениям фильм Германа-младшего идёт мирно и безмятежно, давая спокойно посмаковать мысль и развить её. Тихое и медленное погружение в ту советскую атмосферу играет свою роль: зритель сидит как будто рядом в квартире на чтении с поэтами, слыша каждый разговор по соседству и вздыхая вместе с героями, гуляет по этим улочкам вместе с Довлатовым, что так любит иронично пошутить во многих ситуациях, помогая при чувствующейся грусти и тоске поддерживать зрителю существующее настроение надежды на что-то большее. Ведь оно и важно, оно должно оставаться всегда, если не изменяешь себе. Даже если ты никто, будь собой. Как бы это не было трудно, как бы вокруг не было тесно, как бы не казалось, что где-то надо было повернуть, а где-то надо было согласиться, несмотря на весь этот туман и проблемы, надежда на свет откуда-то всё равно выглядывает, а ты продолжаешь творить с верой в лучшее. А это лучшее обязательно наступит, даже если, к сожалению, ты этого уже и не застанешь. Верь и живи. Просто залезай на крышу автомобиля, откуда видно всё вокруг, и не забывай улыбнуться, сидя в той уютной комнатке под мелодичную музыку в окружении близких тебе людей.