Что делать с классическими произведениями литературы? Можно зачитывать до дыр, восторгаясь талантом гениального автора. Можно, позевывая, поражаться: почему несколько поколений ботанов восхищаются этой нудятиной? А можно подойти к делу творчески и попробовать классиков осовременить, вдохнуть в них новую жизнь. Шаг рискованный, но в случае успеха наш современник может живьем вознестись на творческий Олимп. Похоже, Терри Гиллиам решил забронзоветь при жизни. Взявшись за сюжет «Дон Кихота», он не пошел по пути борхесовского Пьера Менара, не стал слово в слово воспроизводить легендарный текст на экране в собственной интерпретации. Его фильм «Человек, который убил Дон Кихота» представляет этакую постмодернистскую луковицу, которую можно «раздевать» слой за слоем и получать от этого все возрастающее удовольствие.
Режиссер Тоби Грисони (Адам Драйвер) отправляется в Испанию на съемки рекламного ролика. По воле случая он оказывается неподалеку от деревушки, в которой когда-то снимал свой дипломный фильм – экранизацию «Дон Кихота». Молодой Грисони тогда решил воспользоваться услугами непрофессиональных актеров из числа местных жителей. Сапожник Хавьер (Джонатан Прайс) показался ему идеальным кандидатом на главную роль. А пятнадцатилетняя дочка местного трактирщика Анхелика (Жуана Рибейру) просто привлекала его своей непосредственностью, молодостью, свежестью. Он снял ее в эпизодической роли, постоянно повторяя девушке, что ее, несомненно, ждет карьера звезды.
Со временем дерзкий новичок превратился в маститого режиссера, который прекрасно умеет конвертировать репутацию кино-гения в жирные заказы. Он вынужден иметь дело с Боссом (Стеллан Скарсгард), который подыскивает Тоби заказчиков, и с его похотливой женой Джеки (Ольга Куриленко), которая норовит затащить Тоби в постель, не задумываясь при этом о последствиях своей любвеобильности. Галерею негодяев в картине дополняет русский гангстер, водочный король, желающий освоить мусульманский (!) рынок.
Тоби хочет узнать, как сложилась судьба людей, снявшихся когда-то в его картине. Выясняется, что исполнитель роли Санчо спился и умер. Анхелика ушла в большой мир и, по словам ее отца, превратилась в шлюху. А вот с Хавьером все нормально. Он стал Дон Кихотом. Так что Тоби поневоле пришлось играть при нем роль Санчо Пансы.
Авторы картины на протяжении более чем двухчасового действа делают несколько кульбитов, меняя не только сюжетную канву, но и лихо жонглируя жанрами. Начинается фильм бойкой сатирой: новости из джунглей кинобизнеса. Но этот калейдоскоп забавных сценок внезапно трансформируется в мрачноватое фэнтези. Зрителей как бы подключают к больному воображению человека, который, обитая в провинциальной полусредневековой Испании, задвигается от тоски, которую, ввиду отсутствия телесериалов, глушит при помощи рыцарских романов. Начинает казаться, что Гиллиам все-таки не удержался от соблазна экранизировать роман Сервантеса. Причем на теле этой экранизации отчетливо проступают родимые пятна Монти Пайтона.
К счастью, создатель картины вскоре забывает о грехах своей юности и начинает демонстрировать режиссерскую эквилибристику просто запредельного уровня. Тасуя эпизоды, исполненные в различных стилях, виртуозно снятые молниеносной камерой (большой респект Никола Пекорини), он раскладывает потрясающий кинематографический пасьянс.
Отдавая должное режиссеру, нужно отметить и работу актерского коллектива. Трудно выделить кого-то одного. Рыцарь и его верный оруженосец, конечно, хороши. Игра Адама Драйвера почему-то вызвала у меня ностальгические ассоциации с незабвенным Олегом Янковским в роли того самого Мюнхгаузена. Актеры на второстепенных ролях тоже великолепны. Куриленко в роли светской львицы в состоянии непрекращающейся течки продемонстрировала настоящий комедийный талант. Русский водочный король появляется в кадре ненадолго, но успевает запомниться. Порадовали и авторы диалогов: они заботливо снабдили почти всех персонажей парой-тройкой запоминающихся реплик. Чего стоит фраза о том, что «русская свинья», купившая замок в Испании, собирается покрасить все в красное: мы, русские, очень любим красный цвет! Да, мы такие. Можно корриду устроить. В духе шутовских сценок из «Дон Кихота».
Итак, завороженный становящимся все более жутким хороводом персонажей зритель готов к катарсису. Создатели картины выдают финальный фейерверк. Фарс поднимается до высот настоящей трагедии, чтобы потом, очистив себя от шелухи излишнего пафоса, превратиться в старый добрый классический роман, написанный испанским ветераном четыреста лет назад. Дон Кихот умер, да здравствует Дон Кихот!
8
,3
2018, Фэнтези
127 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Что делать с классическими произведениями литературы? Можно зачитывать до дыр, восторгаясь талантом гениального автора. Можно, позевывая, поражаться: почему несколько поколений ботанов восхищаются этой нудятиной? А можно подойти к делу творчески и попробовать классиков осовременить, вдохнуть в них новую жизнь. Шаг рискованный, но в случае успеха наш современник может живьем вознестись на творческий Олимп. Похоже, Терри Гиллиам решил забронзоветь при жизни. Взявшись за сюжет «Дон Кихота», он не пошел по пути борхесовского Пьера Менара, не стал слово в слово воспроизводить легендарный текст на экране в собственной интерпретации. Его фильм «Человек, который убил Дон Кихота» представляет этакую постмодернистскую луковицу, которую можно «раздевать» слой за слоем и получать от этого все возрастающее удовольствие. Режиссер Тоби Грисони (Адам Драйвер) отправляется в Испанию на съемки рекламного ролика. По воле случая он оказывается неподалеку от деревушки, в которой когда-то снимал свой дипломный фильм – экранизацию «Дон Кихота». Молодой Грисони тогда решил воспользоваться услугами непрофессиональных актеров из числа местных жителей. Сапожник Хавьер (Джонатан Прайс) показался ему идеальным кандидатом на главную роль. А пятнадцатилетняя дочка местного трактирщика Анхелика (Жуана Рибейру) просто привлекала его своей непосредственностью, молодостью, свежестью. Он снял ее в эпизодической роли, постоянно повторяя девушке, что ее, несомненно, ждет карьера звезды. Со временем дерзкий новичок превратился в маститого режиссера, который прекрасно умеет конвертировать репутацию кино-гения в жирные заказы. Он вынужден иметь дело с Боссом (Стеллан Скарсгард), который подыскивает Тоби заказчиков, и с его похотливой женой Джеки (Ольга Куриленко), которая норовит затащить Тоби в постель, не задумываясь при этом о последствиях своей любвеобильности. Галерею негодяев в картине дополняет русский гангстер, водочный король, желающий освоить мусульманский (!) рынок. Тоби хочет узнать, как сложилась судьба людей, снявшихся когда-то в его картине. Выясняется, что исполнитель роли Санчо спился и умер. Анхелика ушла в большой мир и, по словам ее отца, превратилась в шлюху. А вот с Хавьером все нормально. Он стал Дон Кихотом. Так что Тоби поневоле пришлось играть при нем роль Санчо Пансы. Авторы картины на протяжении более чем двухчасового действа делают несколько кульбитов, меняя не только сюжетную канву, но и лихо жонглируя жанрами. Начинается фильм бойкой сатирой: новости из джунглей кинобизнеса. Но этот калейдоскоп забавных сценок внезапно трансформируется в мрачноватое фэнтези. Зрителей как бы подключают к больному воображению человека, который, обитая в провинциальной полусредневековой Испании, задвигается от тоски, которую, ввиду отсутствия телесериалов, глушит при помощи рыцарских романов. Начинает казаться, что Гиллиам все-таки не удержался от соблазна экранизировать роман Сервантеса. Причем на теле этой экранизации отчетливо проступают родимые пятна Монти Пайтона. К счастью, создатель картины вскоре забывает о грехах своей юности и начинает демонстрировать режиссерскую эквилибристику просто запредельного уровня. Тасуя эпизоды, исполненные в различных стилях, виртуозно снятые молниеносной камерой (большой респект Никола Пекорини), он раскладывает потрясающий кинематографический пасьянс. Отдавая должное режиссеру, нужно отметить и работу актерского коллектива. Трудно выделить кого-то одного. Рыцарь и его верный оруженосец, конечно, хороши. Игра Адама Драйвера почему-то вызвала у меня ностальгические ассоциации с незабвенным Олегом Янковским в роли того самого Мюнхгаузена. Актеры на второстепенных ролях тоже великолепны. Куриленко в роли светской львицы в состоянии непрекращающейся течки продемонстрировала настоящий комедийный талант. Русский водочный король появляется в кадре ненадолго, но успевает запомниться. Порадовали и авторы диалогов: они заботливо снабдили почти всех персонажей парой-тройкой запоминающихся реплик. Чего стоит фраза о том, что «русская свинья», купившая замок в Испании, собирается покрасить все в красное: мы, русские, очень любим красный цвет! Да, мы такие. Можно корриду устроить. В духе шутовских сценок из «Дон Кихота». Итак, завороженный становящимся все более жутким хороводом персонажей зритель готов к катарсису. Создатели картины выдают финальный фейерверк. Фарс поднимается до высот настоящей трагедии, чтобы потом, очистив себя от шелухи излишнего пафоса, превратиться в старый добрый классический роман, написанный испанским ветераном четыреста лет назад. Дон Кихот умер, да здравствует Дон Кихот!