Биография великого спортсмена – благодатный материал для создания байопика, конечно, если главный герой – не футболист или еще какой-либо игрок командных видов спорта. Как бы мы ни восхищались мастерством Пеле или Валерия Харламова, художественные фильмы о них не могут адекватно воплотить на экране потрясающие в своей зрелищности эпизоды матчей с их участием. Как изобразить технику игры? С подобной задачей не справиться даже при использовании компьютерной графики. В любом случае получается неубедительно, сплошные мультики, замедленные съемки, суперкрупные планы нарисованных на лицах эмоций. А представьте себе, если режиссер задумал снять фильм о гениальном писателе. Тоже не особенно разбежишься с эффектными картинками. Другое дело – легкоатлет, тем более такая легендарная личность как Джесси Оуэнс по прозвищу «Черная пуля». Идеальная фактура. И авторы спортивной драмы «Сила воли» использовали ее почти по максимуму. Никто спорить не будет: это настоящая агитка. Возможно, слишком глянцевая, прилизанная, но сделано очень профессионально. В ней нашлось место и точным историческим реалиям, и социально-политическим аспектам, и приятным романтическим эпизодам.
Итак, о сюжете. События фильма переносят зрителя в 30-е годы прошлого столетия. Расовая сегрегация в США цветет пышным цветом. Двадцатилетний паренек из бедной негритянской семьи Джесси Оуэнс, единственный из своих десяти братьев и сестер, сумел стать студентом лишь благодаря своим выдающимся спортивным данным. Его заметил преподаватель физкультуры и порекомендовал перспективного спортсмена тренеру университетской легкоатлетической команды Огайо Ларри Снайдеру. Именно Ларри становится наставником Оуэнса на его пути к мировому триумфу. Для представителя «низшей» расы выступление на Олимпийских играх 1936 года в Берлине – шаг более чем рискованный. В США ведутся активные дискуссии о том, стоит ли бойкотировать этот спортивный форум из-за расовой политики нацистского руководства. Но спортивный дух и воля к победе оказывается сильнее, чем абстрактный долг перед ассоциацией содействия цветному населению. Оуэнс едет в Берлин. На олимпийском стадионе за считанные секунды Джесси врывается в историю, бросив дерзкий вызов самому Гитлеру.
Авторы фильма не перегружают историю вымученными страданиями героя, который без конца подвергается нападкам со стороны белых сограждан. Джесси практически сразу вырабатывает в себе привычку воспринимать все эти расистские выходки как «шум», от мыслей о котором можно просто отключиться, поскольку на беговой дорожке – каждый сам за себя. Не изображает трагедию вселенских масштабов Оуэнс даже когда ему приходится мириться с тем, что для черных в Америке открыты далеко не все двери. Он спокойно и с достоинством может пройти с черного хода. Это вызывает гораздо большее уважение, чем истеричные вопли о неравенстве. «Ты не мыслитель, а бегун», – говорит Джесси его жена. В этих наивных словах больше мудрости, чем в разглагольствовании общественных деятелей о том, что выдающемуся спортсмену нужно обозначить свою гражданскую позицию и отказаться от участия в олимпийских играх.
Единственное, на мой взгляд, чего не хватило фильму для полного катарсиса – полноценного антагониста. Положительных героев здесь хоть отбавляй: прекрасный тренер, достойные и благородные соперники, чудесные жена и милая дочурка. Член Национального олимпийского комитета США Эвери Брендедж – вообще образец здравомыслия. Гениальная Лени Рифеншталь при создании своего бессмертного шедевра «Олимпия» мыслит исключительно творческими категориями. Воплощение зла в картине невнятно размазано по второстепенным персонажам. Где главный злодей, проискам которого нужно мужественно противостоять? Не считать же в самом деле таковым Гитлера, Геббельса или туповатого тренера олимпийской сборной (его удается ловко загасить одним лишь шантажом: не буду выступать, тогда и медалей не получите). Словом, общая идея несправедливости всей системы – слабая отрицательная «героиня», не хватает масштаба для накала страстей. Получается, что Джесси – молодец. Просто так. Потому что сумел отказаться от соблазнов, был добропорядочным семьянином, много тренировался, быстро бегал. Скучно до зевоты. Похулиганил бы что ли еще немножко в Калифорнии, прежде чем стать образцом добродетели. А то слишком быстро отделался от любовницы. Можно было бы еще кое-какого перчика в сюжет добавить. Например, у Джесси отсутствует правое полушарие головного мозга, а именно там находится центр, отвечающий за торможение. Или он – гей, а ребенка завел из вредности. Еще вариант: Оуэнс работает на американские спецслужбы, он готовит покушение на Гитлера, фюрер должен лопнуть от злости прямо на трибуне, когда негр заграбастает все медали. Сразу бы человек более живой получился. Многоплановость характера повышает зрительский интерес. Даже тренер у Джесси на фоне нашего Тарасова из «Легенды № 17» – милашка, алкоголизмом страдает буквально в одном коротеньком эпизоде, подопечного своего не гнобит, а всячески поддерживает и деликатно воспитывает.
А в целом фильм весьма поучительный, особенно для российского зрителя. Американский национальный характер тут показан во всей красе. На фоне характера немецкого. Фашисты вообще простаки по сравнению с американскими пройдохами. Они тупо расисты. Не нравятся им евреи – и точка. Никуда не пущать, в концлагерь сажать. Другое дело американцы. Негры, конечно, второй сорт. Но пока они золото в национальную копилку приносят – наши парни, похлопаем по плечику. Будь ты хоть инопланетянин, главное – имеешь американское гражданство. А потом снова на место поставим. Двойная мораль, лицемерие высшей пробы. Надо – даем фашистам обещание, надо – понимаем так, как нам выгодно. Думаю, тут будет кстати высказаться про фэйр плэй по-американски: когда-то в спорте дискриминации подвергались евреи и негры, а теперь – русские. Это по поводу отстранения наших легкоатлетов от олимпиады в Бразилии.
8
,3
2016, Драмы
134 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Биография великого спортсмена – благодатный материал для создания байопика, конечно, если главный герой – не футболист или еще какой-либо игрок командных видов спорта. Как бы мы ни восхищались мастерством Пеле или Валерия Харламова, художественные фильмы о них не могут адекватно воплотить на экране потрясающие в своей зрелищности эпизоды матчей с их участием. Как изобразить технику игры? С подобной задачей не справиться даже при использовании компьютерной графики. В любом случае получается неубедительно, сплошные мультики, замедленные съемки, суперкрупные планы нарисованных на лицах эмоций. А представьте себе, если режиссер задумал снять фильм о гениальном писателе. Тоже не особенно разбежишься с эффектными картинками. Другое дело – легкоатлет, тем более такая легендарная личность как Джесси Оуэнс по прозвищу «Черная пуля». Идеальная фактура. И авторы спортивной драмы «Сила воли» использовали ее почти по максимуму. Никто спорить не будет: это настоящая агитка. Возможно, слишком глянцевая, прилизанная, но сделано очень профессионально. В ней нашлось место и точным историческим реалиям, и социально-политическим аспектам, и приятным романтическим эпизодам. Итак, о сюжете. События фильма переносят зрителя в 30-е годы прошлого столетия. Расовая сегрегация в США цветет пышным цветом. Двадцатилетний паренек из бедной негритянской семьи Джесси Оуэнс, единственный из своих десяти братьев и сестер, сумел стать студентом лишь благодаря своим выдающимся спортивным данным. Его заметил преподаватель физкультуры и порекомендовал перспективного спортсмена тренеру университетской легкоатлетической команды Огайо Ларри Снайдеру. Именно Ларри становится наставником Оуэнса на его пути к мировому триумфу. Для представителя «низшей» расы выступление на Олимпийских играх 1936 года в Берлине – шаг более чем рискованный. В США ведутся активные дискуссии о том, стоит ли бойкотировать этот спортивный форум из-за расовой политики нацистского руководства. Но спортивный дух и воля к победе оказывается сильнее, чем абстрактный долг перед ассоциацией содействия цветному населению. Оуэнс едет в Берлин. На олимпийском стадионе за считанные секунды Джесси врывается в историю, бросив дерзкий вызов самому Гитлеру. Авторы фильма не перегружают историю вымученными страданиями героя, который без конца подвергается нападкам со стороны белых сограждан. Джесси практически сразу вырабатывает в себе привычку воспринимать все эти расистские выходки как «шум», от мыслей о котором можно просто отключиться, поскольку на беговой дорожке – каждый сам за себя. Не изображает трагедию вселенских масштабов Оуэнс даже когда ему приходится мириться с тем, что для черных в Америке открыты далеко не все двери. Он спокойно и с достоинством может пройти с черного хода. Это вызывает гораздо большее уважение, чем истеричные вопли о неравенстве. «Ты не мыслитель, а бегун», – говорит Джесси его жена. В этих наивных словах больше мудрости, чем в разглагольствовании общественных деятелей о том, что выдающемуся спортсмену нужно обозначить свою гражданскую позицию и отказаться от участия в олимпийских играх. Единственное, на мой взгляд, чего не хватило фильму для полного катарсиса – полноценного антагониста. Положительных героев здесь хоть отбавляй: прекрасный тренер, достойные и благородные соперники, чудесные жена и милая дочурка. Член Национального олимпийского комитета США Эвери Брендедж – вообще образец здравомыслия. Гениальная Лени Рифеншталь при создании своего бессмертного шедевра «Олимпия» мыслит исключительно творческими категориями. Воплощение зла в картине невнятно размазано по второстепенным персонажам. Где главный злодей, проискам которого нужно мужественно противостоять? Не считать же в самом деле таковым Гитлера, Геббельса или туповатого тренера олимпийской сборной (его удается ловко загасить одним лишь шантажом: не буду выступать, тогда и медалей не получите). Словом, общая идея несправедливости всей системы – слабая отрицательная «героиня», не хватает масштаба для накала страстей. Получается, что Джесси – молодец. Просто так. Потому что сумел отказаться от соблазнов, был добропорядочным семьянином, много тренировался, быстро бегал. Скучно до зевоты. Похулиганил бы что ли еще немножко в Калифорнии, прежде чем стать образцом добродетели. А то слишком быстро отделался от любовницы. Можно было бы еще кое-какого перчика в сюжет добавить. Например, у Джесси отсутствует правое полушарие головного мозга, а именно там находится центр, отвечающий за торможение. Или он – гей, а ребенка завел из вредности. Еще вариант: Оуэнс работает на американские спецслужбы, он готовит покушение на Гитлера, фюрер должен лопнуть от злости прямо на трибуне, когда негр заграбастает все медали. Сразу бы человек более живой получился. Многоплановость характера повышает зрительский интерес. Даже тренер у Джесси на фоне нашего Тарасова из «Легенды № 17» – милашка, алкоголизмом страдает буквально в одном коротеньком эпизоде, подопечного своего не гнобит, а всячески поддерживает и деликатно воспитывает. А в целом фильм весьма поучительный, особенно для российского зрителя. Американский национальный характер тут показан во всей красе. На фоне характера немецкого. Фашисты вообще простаки по сравнению с американскими пройдохами. Они тупо расисты. Не нравятся им евреи – и точка. Никуда не пущать, в концлагерь сажать. Другое дело американцы. Негры, конечно, второй сорт. Но пока они золото в национальную копилку приносят – наши парни, похлопаем по плечику. Будь ты хоть инопланетянин, главное – имеешь американское гражданство. А потом снова на место поставим. Двойная мораль, лицемерие высшей пробы. Надо – даем фашистам обещание, надо – понимаем так, как нам выгодно. Думаю, тут будет кстати высказаться про фэйр плэй по-американски: когда-то в спорте дискриминации подвергались евреи и негры, а теперь – русские. Это по поводу отстранения наших легкоатлетов от олимпиады в Бразилии.