Остаётся только посочувствовать Дэвиду Хейтеру, фамилия которого, как ни забавно, созвучна английскому слову «hater», то есть ‘ненавистник’ (хотя и пишется иначе). Ещё в 2004-м году представители кинокомпании Lionsgate официально заявили, что этот канадский кинодраматург и актёр, питающий особое пристрастие к комиксам и видеоиграм (1), поставит по собственному сценарию фильм о Наташе Романофф. Осуществиться амбициозным планам тогда было не суждено – считается, что из-за прохладного приёма широкой публикой ряда близких по стилистике боевиков, воспевающих подвиги представительниц прекрасного пола («Эон Флакс» /2005/ и «Ультрафиолет» /2006/). Потребовалось свыше полутора десятилетий, чтобы проект всё-таки оказался запущен в реализацию – в качестве составной части Кинематографической вселенной Marvel. Ничего удивительного! Все уже порядком забыли о ранних ролях Скарлетт Йоханссон, сыгранных в драмах и проникновенных лирических комедиях: настолько решительно Чёрная вдова вписалась в команду Мстителей, что в значительной степени обеспечило исполнительнице место среди самых высокооплачиваемых актрис планеты. Теперь-то точно ни у кого не осталось сомнений, что она заслуживает бенефиса! Впрочем, есть и иной немаловажный аспект.
Достаточно ознакомиться с перечнем потенциальных режиссёров, находившихся на рассмотрении у киностудии на позднем этапе, чтобы понять, какими соображениями руководствовались продюсеры. К Кейт Шортланд первая известность пришла благодаря отличному триллеру «Берлинский синдром» /2017/, поведавшему жуткую историю журналистки Клэр, не подозревавшей, что мимолётная интрижка обернётся заточением в квартире молодого человека по имени Энди, поначалу отнюдь не производившего впечатление маниакально одержимой личности. Вот и на сеансе её новой постановки сложно отделаться от ощущения, что «Чёрная вдова» не просто проникнута феминистскими мотивами, а несёт незримый отпечаток памятных общественных явлений последнего времени – вроде движения #MeToo. Дрейков даже рассуждает о «безграничном ресурсе», похваляясь тем, что десятки, сотни, тысячи брошенных девочек превращаются под его чутким руководством в убийц, не ведающих жалости, лишённых моральных ограничений, готовых в мгновение ока исполнить любой приказ. Разве Наташа с Еленой позволят остаться безнаказанным такому типу – и не предпримут колоссальных усилий, чтобы освободить смертоносных рабынь?..
Шортланд и сценаристу Эрику Пирсону (кроме того, авторами сюжета в титрах значатся Джэк Шэффер и Нед Бенсон), к счастью, не изменило чувство меры: последовательная и подчёркнутая «актуализация» трактовки образа почти наверняка вызвала бы неприятие поклонников оригинала. Нелишне вспомнить, что Стэн Ли, Дон Рико и художник Дон Хек впервые познакомили читателей с товарищем Натальей Алиановной Романовой в 1964-м году, выведя её советской разведчицей – противницей Железного человека. В «Первом мстителе: Противостоянии» /2016/ Тони Старк язвительно называл Баки «маньчжурским кандидатом», подразумевая персонажа картины Джона Франкенхаймера, замечательно отразившей царившую тогда в США (доходившую до паранойи, по свидетельству самих американцев) атмосферу шпиономании. Судьба той, кто впоследствии прославилась как Чёрная вдова, отличается от участи Рэймонда Шоу из упомянутого триллера, побывшего в СССР в плену, откуда вернулся с заложенной глубоко в подсознание программой. Скорее, здесь уместнее провести параллель с другим любопытным кинопроизведением на ту же тему, только увидевшим свет в разгар перестройки.
Пролог датирован 1995-м годом, когда социалистического блока, как всем ведомо, уже не существовало, однако кинематографисты прозрачно намекают: Алексей Шостаков и Мелина Востокофф, обосновавшиеся в Огайо вместе с двумя как бы дочерьми Наташей и Леночкой, суть порождение и наследие «холодной войны». Неслучайно же семейка «кротов» улетает на самолёте не куда-нибудь, а на Кубу. Вот только, зная биографию Романофф, мы понимаем, что девочка неспроста озвучивает желание вернуться в живописный Штат конского каштана. Схожие противоречивые чувства одолевали и «маленького Никиту» из одноимённой ленты Ричарда Бенджамина, считающего себя обычным тинэйджером (мало того, истовым патриотом Америки!), не подозревая, что родители являются так называемыми «спящими агентами», засланными из-за «железного занавеса» десятилетия назад с заданием легализоваться на чужбине и терпеливо ждать указаний центра. Фэбээровцу Рою Перментеру пришлось изрядно потрудиться, чтобы не просто спасти подростка, но и помочь ему разрешить незаурядную моральную дилемму… Вот и Красный Страж, вызволенный из российской тюрьмы, в шутку обвиняет спасительницу в том, что её обработала западная пропаганда. Так кто тут прав?
Разумеется, объявлять «Чёрную вдову» серьёзным произведением о закулисном противоборстве разведок в духе романов Джона Ле Карре (такое намерение озвучивал Джосс Уидон, также проявлявший интерес к проекту) было бы большой натяжкой. «Марвеловская» мифология, вобравшая элементы отдельных событий XX и начала XXI веков, соотносится с реальностью не буквально, а опосредованно и выборочно, даже иносказательно. Однако важно понимать, что медиафраншиза не могла бы прослыть настолько успешной, если б предназначалась исключительно для почитателей продукции знаменитого издательства. И причина не только в использовании новейших технологий, благо что некогда представлявшиеся астрономическими (порядка $200 млн., как и на сей раз) производственные бюджеты давно стали стандартом для заокеанской кинопромышленности. Наряду с очевидным (пожалуй, самым грандиозным в истории Голливуда) идеологическим посылом фильмы цикла в той или иной мере отражают злобу дня. Иногда (например, в «Чёрной пантере» /2018/) это выглядит топорно, если не смехотворно, но чаще – всё-таки заслуживает внимания.
Сюжет «Чёрной вдовы» разворачивается после драматичной схватки с участием Старка, Роджерса, Барнса, Земо и Т’Чаллы; перебежчица Наташа ещё и превратилась в изгоя, заняв сторону «не тех» бывших братьев по оружию. Вот только терзает её не это. В отличие от подавляющего большинства рядовых граждан, Романофф достаточно умна, чтобы скрыться даже в условиях тотальной слежки за всеми и вся. Другое дело – опасность, олицетворяемая Дрейковым. Современные технологии позволяют не размениваться по мелочам, не готовить точечно «маньчжурских кандидатов» (ну, или агентов типа Эвелин Солт из другого похожего боевика), а поставить процесс на поток – и, отдыхая под облаками, спокойно дожидаться момента, когда можно будет заявить права на мировое господство. Как ни странно, метафора звучит убедительно, действительно отражая подспудную массовую фобию. Грубо говоря, сегодня мало кто сомневается, что разработки подлинных Красных комнат ведутся ускоренными темпами. И такая перспектива, если вдуматься, страшнее удела несчастной Клэр, превращённой в пленницу. Шортланд убеждена, что утрата физической свободы не идёт ни в какое сравнение с насильственным лишением свободы воли – одной из неотъемлемых составляющих самого человеческого естества. В заключении хотелось бы заметить, что по нынешним меркам картина весьма достойно стартовала и в национальном, и в международном кинопрокате.
_______
1 – В частности, внёсший заметную лепту в успех двух первых частей цикла о Людях Икс.
7
,6
2021, США, Боевики
133 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Остаётся только посочувствовать Дэвиду Хейтеру, фамилия которого, как ни забавно, созвучна английскому слову «hater», то есть ‘ненавистник’ (хотя и пишется иначе). Ещё в 2004-м году представители кинокомпании Lionsgate официально заявили, что этот канадский кинодраматург и актёр, питающий особое пристрастие к комиксам и видеоиграм (1), поставит по собственному сценарию фильм о Наташе Романофф. Осуществиться амбициозным планам тогда было не суждено – считается, что из-за прохладного приёма широкой публикой ряда близких по стилистике боевиков, воспевающих подвиги представительниц прекрасного пола («Эон Флакс» /2005/ и «Ультрафиолет» /2006/). Потребовалось свыше полутора десятилетий, чтобы проект всё-таки оказался запущен в реализацию – в качестве составной части Кинематографической вселенной Marvel. Ничего удивительного! Все уже порядком забыли о ранних ролях Скарлетт Йоханссон, сыгранных в драмах и проникновенных лирических комедиях: настолько решительно Чёрная вдова вписалась в команду Мстителей, что в значительной степени обеспечило исполнительнице место среди самых высокооплачиваемых актрис планеты. Теперь-то точно ни у кого не осталось сомнений, что она заслуживает бенефиса! Впрочем, есть и иной немаловажный аспект. Достаточно ознакомиться с перечнем потенциальных режиссёров, находившихся на рассмотрении у киностудии на позднем этапе, чтобы понять, какими соображениями руководствовались продюсеры. К Кейт Шортланд первая известность пришла благодаря отличному триллеру «Берлинский синдром» /2017/, поведавшему жуткую историю журналистки Клэр, не подозревавшей, что мимолётная интрижка обернётся заточением в квартире молодого человека по имени Энди, поначалу отнюдь не производившего впечатление маниакально одержимой личности. Вот и на сеансе её новой постановки сложно отделаться от ощущения, что «Чёрная вдова» не просто проникнута феминистскими мотивами, а несёт незримый отпечаток памятных общественных явлений последнего времени – вроде движения #MeToo. Дрейков даже рассуждает о «безграничном ресурсе», похваляясь тем, что десятки, сотни, тысячи брошенных девочек превращаются под его чутким руководством в убийц, не ведающих жалости, лишённых моральных ограничений, готовых в мгновение ока исполнить любой приказ. Разве Наташа с Еленой позволят остаться безнаказанным такому типу – и не предпримут колоссальных усилий, чтобы освободить смертоносных рабынь?.. Шортланд и сценаристу Эрику Пирсону (кроме того, авторами сюжета в титрах значатся Джэк Шэффер и Нед Бенсон), к счастью, не изменило чувство меры: последовательная и подчёркнутая «актуализация» трактовки образа почти наверняка вызвала бы неприятие поклонников оригинала. Нелишне вспомнить, что Стэн Ли, Дон Рико и художник Дон Хек впервые познакомили читателей с товарищем Натальей Алиановной Романовой в 1964-м году, выведя её советской разведчицей – противницей Железного человека. В «Первом мстителе: Противостоянии» /2016/ Тони Старк язвительно называл Баки «маньчжурским кандидатом», подразумевая персонажа картины Джона Франкенхаймера, замечательно отразившей царившую тогда в США (доходившую до паранойи, по свидетельству самих американцев) атмосферу шпиономании. Судьба той, кто впоследствии прославилась как Чёрная вдова, отличается от участи Рэймонда Шоу из упомянутого триллера, побывшего в СССР в плену, откуда вернулся с заложенной глубоко в подсознание программой. Скорее, здесь уместнее провести параллель с другим любопытным кинопроизведением на ту же тему, только увидевшим свет в разгар перестройки. Пролог датирован 1995-м годом, когда социалистического блока, как всем ведомо, уже не существовало, однако кинематографисты прозрачно намекают: Алексей Шостаков и Мелина Востокофф, обосновавшиеся в Огайо вместе с двумя как бы дочерьми Наташей и Леночкой, суть порождение и наследие «холодной войны». Неслучайно же семейка «кротов» улетает на самолёте не куда-нибудь, а на Кубу. Вот только, зная биографию Романофф, мы понимаем, что девочка неспроста озвучивает желание вернуться в живописный Штат конского каштана. Схожие противоречивые чувства одолевали и «маленького Никиту» из одноимённой ленты Ричарда Бенджамина, считающего себя обычным тинэйджером (мало того, истовым патриотом Америки!), не подозревая, что родители являются так называемыми «спящими агентами», засланными из-за «железного занавеса» десятилетия назад с заданием легализоваться на чужбине и терпеливо ждать указаний центра. Фэбээровцу Рою Перментеру пришлось изрядно потрудиться, чтобы не просто спасти подростка, но и помочь ему разрешить незаурядную моральную дилемму… Вот и Красный Страж, вызволенный из российской тюрьмы, в шутку обвиняет спасительницу в том, что её обработала западная пропаганда. Так кто тут прав? Разумеется, объявлять «Чёрную вдову» серьёзным произведением о закулисном противоборстве разведок в духе романов Джона Ле Карре (такое намерение озвучивал Джосс Уидон, также проявлявший интерес к проекту) было бы большой натяжкой. «Марвеловская» мифология, вобравшая элементы отдельных событий XX и начала XXI веков, соотносится с реальностью не буквально, а опосредованно и выборочно, даже иносказательно. Однако важно понимать, что медиафраншиза не могла бы прослыть настолько успешной, если б предназначалась исключительно для почитателей продукции знаменитого издательства. И причина не только в использовании новейших технологий, благо что некогда представлявшиеся астрономическими (порядка $200 млн., как и на сей раз) производственные бюджеты давно стали стандартом для заокеанской кинопромышленности. Наряду с очевидным (пожалуй, самым грандиозным в истории Голливуда) идеологическим посылом фильмы цикла в той или иной мере отражают злобу дня. Иногда (например, в «Чёрной пантере» /2018/) это выглядит топорно, если не смехотворно, но чаще – всё-таки заслуживает внимания. Сюжет «Чёрной вдовы» разворачивается после драматичной схватки с участием Старка, Роджерса, Барнса, Земо и Т’Чаллы; перебежчица Наташа ещё и превратилась в изгоя, заняв сторону «не тех» бывших братьев по оружию. Вот только терзает её не это. В отличие от подавляющего большинства рядовых граждан, Романофф достаточно умна, чтобы скрыться даже в условиях тотальной слежки за всеми и вся. Другое дело – опасность, олицетворяемая Дрейковым. Современные технологии позволяют не размениваться по мелочам, не готовить точечно «маньчжурских кандидатов» (ну, или агентов типа Эвелин Солт из другого похожего боевика), а поставить процесс на поток – и, отдыхая под облаками, спокойно дожидаться момента, когда можно будет заявить права на мировое господство. Как ни странно, метафора звучит убедительно, действительно отражая подспудную массовую фобию. Грубо говоря, сегодня мало кто сомневается, что разработки подлинных Красных комнат ведутся ускоренными темпами. И такая перспектива, если вдуматься, страшнее удела несчастной Клэр, превращённой в пленницу. Шортланд убеждена, что утрата физической свободы не идёт ни в какое сравнение с насильственным лишением свободы воли – одной из неотъемлемых составляющих самого человеческого естества. В заключении хотелось бы заметить, что по нынешним меркам картина весьма достойно стартовала и в национальном, и в международном кинопрокате. _______ 1 – В частности, внёсший заметную лепту в успех двух первых частей цикла о Людях Икс.