Как известно, история входит в число трех самых точных лженаук вместе с астрологией и статистикой. Как там было на самом деле ковырнадцать лет тому назад? Какую версию тех или иных событий излагают школьные учебники? Да ту самую, которую нам показали в самом кассовом блокбастере. Историю сегодня делают в Голливуде. Знаете, кто внес самый большой вклад в победу над гитлеровской Германией? Правильно, американцы. Плюс их союзники, например, маленькая, но очень древняя и гордая страна Чехословакия. Про это фильм «Антропоид» Шона Эллиса. Позволю себе несколько спойлеров, поскольку речь идет об общеизвестных (доступных в интернете) исторических фактах, и финал истории заранее известен. Если вы не знакомы с хроникой событий, рецензию вам лучше не читать.
Итак, на дворе жуткий и ужасный 1942 год. Чехословакия оккупирована немцами после Мюнхенского сговора, когда эта страна предпочла позор войне, а потом получила и то, и другое. Свирепый наместник Гитлера Герхард Гейдрих запугал чехов вплоть до полного прекращения ими всяческого сопротивления. Эмигрантское правительство Бенеша принимает решение: активизировать сопротивление оккупантам. Для этого в Прагу засылают две группы диверсантов из числа кадровых военных чехословацкой армии. Они совершают покушение на Гейдриха, в результате которого Пражский мясник отправляется на тот свет. Диверсантов выдает предатель, кто-то из них погибает в отчаянной перестрелке, кто-то предпочитает самоубийство плену.
«Антропоид» не первая попытка экранизировать историю славного покушения. Но сегодня авторам фильма доступны те исторические факты, которые не были известны еще несколько лет назад. Так что они выстроили сюжет в полном соответствии с официальной версией тех событий: заклинивший патрон в автомате Йозефа Габчика, перестрелка между Гейдрихом и покушавшимися, штурм немцами православного храма, в котором прятались диверсанты – все воспроизведено на экране в соответствии с канонами военного кино.
Сделана картина добротно. Действие развивается неторопливо, зритель видит, как выстраивается план покушения, какие споры разгораются в рядах пражского Сопротивления (чехи отчаянно трусили не только в 38-м, но и в 42-м году). Сценаристы (Шон Эллис и Энтони Фревин) вплели в ткань военного фильма любовную линию. На роли Йозефа Габчика и Яна Кубиша были приглашены фактурные красавцы Киллиан Мёрфи и Джейми Дорнан, не пропадать же такому добру! Да и о расширении целевой аудитории позаботиться не грех, пусть кино посмотрят не только любители стрелялок, но и поклонницы «Пятидесяти оттенков серого». Дорнан, который снимался в этой лайт-порнушке для домохозяек, может вызвать у них приступ приятной ностальгии. Так что Кубиш между делом успевает даже сделать предложение юной красотке Марии (Шарлотта Ле Бон). Почему на роль второй подружки для диверсанта-патриота Йозефа Габчика была назначена исполнительница не первой свежести (Анна Гейслерова), сказать сложно. Может быть, в современной Чехии трудно найти красивую актрису, а может быть, это сделано из гуманных соображений: этот персонаж (Ленка) в конце картины погибает. Шибко красивую и молодую было бы совсем жалко убивать. В целом любовная линия в военно-шпионской ленте уместна, если она не занимает там слишком много места. В конце концов, даже Штирлиц зачем-то с женой встречается, хотя к сюжету эта сцена отношения не имеет, зато очеловечивает сурового разведчика.
Но местами авторам картины изменяет чувство меры. Понятно, что после убийства высокопоставленного нацистского бонзы немцы не церемонились с туземным населением (тем более что славяне вообще существа второго сорта), нужные показания выбивались из подпольщиков не самыми деликатными методами. Но сценка с разбиванием молотком пальцев парня-скрипача – это перебор. Прямо Виктор Хара какой-то! А уж отрезанная маменькина голова в ведре как средство давления на сына – это уже из репертуара запрещенных ИГИЛ-овцев. Видимо, у англосаксов кое-какие пиаровские приемы передаются из поколения в поколение. Это они во время Первой мировой изобрели гуннов-немцев, вспарывающих животы беременным бельгийским женщинам, заполняющих ведра вырванными глазами пленных. А еще главный предатель Чурда (Иржи Симек) рыжий! Намек, скорее, на Иуду, чем на Чубайса. Кроме того, раздражает набивший оскомину драматургический прием: у Яна Кубиша в решающие моменты начинают трястись руки, так что он не может толком прицелиться. Позвольте не поверить: операция «Антропоид» тщательно планировалась, люди прошли полноценную спецподготовку, а вы хотите сказать, что на роль главного исполнителя при покушении назначен неврастеник? Нужно было душевные метания Кубиша изобразить как-то иначе. Режиссер не поверил в актерский талант Дорнана? Странно.
Как и положено историческому фильму, «Антропоид» завершается послесловием в титрах. После покушения на Гейдриха Уинстон Черчилль денонсировал Мюнхенский договор и признал Чехословакию в качестве полноценного союзника. То есть жертвы были не напрасны, англосаксы, которые сдали в 1938 году чехов, милостиво соизволили признать их воюющей стороной.
Вспоминается эпизод из истории советского кино. Когда Ролан Быков снял детский фильм «Внимание, черепаха!», картину чуть было не положили на полку. Бдительный партийный куратор усмотрел опасный намек. У Быкова мальчишки хотят проверить на прочность панцирь черепахи и пытаются положить несчастное животное на полигоне под гусеницы танка. Советский чиновник выстроил логическую цепочку: черепаха – маленькое и древнее животное, а его хотят раздавить танком. Так это же про ввод советских войск в Чехословакию в 1968 году! В 1942 году немцы не пожалели «черепаху»: в отместку за смерть Гейдриха оккупанты провели акцию возмездия, расстреляв несколько тысяч человек и спалив дотла чешскую Хатынь, знаменитую деревню Лидице.
А за наших прокатчиков становится как-то неловко. Почему «Антропоид» не идет в кинотеатрах? Картина достойная, экранизирован весьма поучительный исторический эпизод. Боимся, что слабенькие отечественные фильмы на патриотические темы проиграют зарубежному конкуренту? Значит, и дальше историю будут делать на Западе.
7
,5
2016, Триллеры
120 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Как известно, история входит в число трех самых точных лженаук вместе с астрологией и статистикой. Как там было на самом деле ковырнадцать лет тому назад? Какую версию тех или иных событий излагают школьные учебники? Да ту самую, которую нам показали в самом кассовом блокбастере. Историю сегодня делают в Голливуде. Знаете, кто внес самый большой вклад в победу над гитлеровской Германией? Правильно, американцы. Плюс их союзники, например, маленькая, но очень древняя и гордая страна Чехословакия. Про это фильм «Антропоид» Шона Эллиса. Позволю себе несколько спойлеров, поскольку речь идет об общеизвестных (доступных в интернете) исторических фактах, и финал истории заранее известен. Если вы не знакомы с хроникой событий, рецензию вам лучше не читать. Итак, на дворе жуткий и ужасный 1942 год. Чехословакия оккупирована немцами после Мюнхенского сговора, когда эта страна предпочла позор войне, а потом получила и то, и другое. Свирепый наместник Гитлера Герхард Гейдрих запугал чехов вплоть до полного прекращения ими всяческого сопротивления. Эмигрантское правительство Бенеша принимает решение: активизировать сопротивление оккупантам. Для этого в Прагу засылают две группы диверсантов из числа кадровых военных чехословацкой армии. Они совершают покушение на Гейдриха, в результате которого Пражский мясник отправляется на тот свет. Диверсантов выдает предатель, кто-то из них погибает в отчаянной перестрелке, кто-то предпочитает самоубийство плену. «Антропоид» не первая попытка экранизировать историю славного покушения. Но сегодня авторам фильма доступны те исторические факты, которые не были известны еще несколько лет назад. Так что они выстроили сюжет в полном соответствии с официальной версией тех событий: заклинивший патрон в автомате Йозефа Габчика, перестрелка между Гейдрихом и покушавшимися, штурм немцами православного храма, в котором прятались диверсанты – все воспроизведено на экране в соответствии с канонами военного кино. Сделана картина добротно. Действие развивается неторопливо, зритель видит, как выстраивается план покушения, какие споры разгораются в рядах пражского Сопротивления (чехи отчаянно трусили не только в 38-м, но и в 42-м году). Сценаристы (Шон Эллис и Энтони Фревин) вплели в ткань военного фильма любовную линию. На роли Йозефа Габчика и Яна Кубиша были приглашены фактурные красавцы Киллиан Мёрфи и Джейми Дорнан, не пропадать же такому добру! Да и о расширении целевой аудитории позаботиться не грех, пусть кино посмотрят не только любители стрелялок, но и поклонницы «Пятидесяти оттенков серого». Дорнан, который снимался в этой лайт-порнушке для домохозяек, может вызвать у них приступ приятной ностальгии. Так что Кубиш между делом успевает даже сделать предложение юной красотке Марии (Шарлотта Ле Бон). Почему на роль второй подружки для диверсанта-патриота Йозефа Габчика была назначена исполнительница не первой свежести (Анна Гейслерова), сказать сложно. Может быть, в современной Чехии трудно найти красивую актрису, а может быть, это сделано из гуманных соображений: этот персонаж (Ленка) в конце картины погибает. Шибко красивую и молодую было бы совсем жалко убивать. В целом любовная линия в военно-шпионской ленте уместна, если она не занимает там слишком много места. В конце концов, даже Штирлиц зачем-то с женой встречается, хотя к сюжету эта сцена отношения не имеет, зато очеловечивает сурового разведчика. Но местами авторам картины изменяет чувство меры. Понятно, что после убийства высокопоставленного нацистского бонзы немцы не церемонились с туземным населением (тем более что славяне вообще существа второго сорта), нужные показания выбивались из подпольщиков не самыми деликатными методами. Но сценка с разбиванием молотком пальцев парня-скрипача – это перебор. Прямо Виктор Хара какой-то! А уж отрезанная маменькина голова в ведре как средство давления на сына – это уже из репертуара запрещенных ИГИЛ-овцев. Видимо, у англосаксов кое-какие пиаровские приемы передаются из поколения в поколение. Это они во время Первой мировой изобрели гуннов-немцев, вспарывающих животы беременным бельгийским женщинам, заполняющих ведра вырванными глазами пленных. А еще главный предатель Чурда (Иржи Симек) рыжий! Намек, скорее, на Иуду, чем на Чубайса. Кроме того, раздражает набивший оскомину драматургический прием: у Яна Кубиша в решающие моменты начинают трястись руки, так что он не может толком прицелиться. Позвольте не поверить: операция «Антропоид» тщательно планировалась, люди прошли полноценную спецподготовку, а вы хотите сказать, что на роль главного исполнителя при покушении назначен неврастеник? Нужно было душевные метания Кубиша изобразить как-то иначе. Режиссер не поверил в актерский талант Дорнана? Странно. Как и положено историческому фильму, «Антропоид» завершается послесловием в титрах. После покушения на Гейдриха Уинстон Черчилль денонсировал Мюнхенский договор и признал Чехословакию в качестве полноценного союзника. То есть жертвы были не напрасны, англосаксы, которые сдали в 1938 году чехов, милостиво соизволили признать их воюющей стороной. Вспоминается эпизод из истории советского кино. Когда Ролан Быков снял детский фильм «Внимание, черепаха!», картину чуть было не положили на полку. Бдительный партийный куратор усмотрел опасный намек. У Быкова мальчишки хотят проверить на прочность панцирь черепахи и пытаются положить несчастное животное на полигоне под гусеницы танка. Советский чиновник выстроил логическую цепочку: черепаха – маленькое и древнее животное, а его хотят раздавить танком. Так это же про ввод советских войск в Чехословакию в 1968 году! В 1942 году немцы не пожалели «черепаху»: в отместку за смерть Гейдриха оккупанты провели акцию возмездия, расстреляв несколько тысяч человек и спалив дотла чешскую Хатынь, знаменитую деревню Лидице. А за наших прокатчиков становится как-то неловко. Почему «Антропоид» не идет в кинотеатрах? Картина достойная, экранизирован весьма поучительный исторический эпизод. Боимся, что слабенькие отечественные фильмы на патриотические темы проиграют зарубежному конкуренту? Значит, и дальше историю будут делать на Западе.