В кино ходят за самыми разными ощущениями. Желаете посмеяться – вот вам комедия, побояться – ужастик. Адреналинчика в кровеносную систему впрыснуть? Боевик к вашим услугам. Но иногда человеку хочется погрустить, даже всплакнуть немного. Тогда вам подойдет что-нибудь сентиментальное. Только, пожалуйста, не заставляйте нас рыдать по пустякам, из-за того, что милую собачку злые люди обидели (история про Муму еще в младшей школе всех достала). Уж если что и топить – так лучше сразу «Титаник».
Сарик Андреасян, снимая свое «Землетрясение», с масштабом трагедии не прогадал. Куда уж печальнее: стихийное бедствие, случившееся полвека назад в советской тогда еще Армении, унесло жизни 25-и тысяч человек, несколько населенных пунктов были буквально стерты с лица земли. Скажу сразу, с задачей авторский коллектив фильма справился. Комок в горле у большинства зрителей будет стоять на протяжении почти всей картины. Слезы сдержать совершенно невозможно.
Кто-то упрекнет режиссера в том, что он слишком упростил себе задачу, не стал утруждать себя сложными драматургическими приемами, чудить с сюжетными зигзагами, потрясать ценителей высокого искусства филигранной кинотехникой, заставлять играть актеров немыслимые эмоции. На мой взгляд, простота, с которой снято «Землетрясение», является следствием разумной экономии творческих усилий. Зачем что-то изобретать, когда сама ужасающая реальность чудовищного землетрясения дает все необходимое для создания трагической истории? Груды развалин на месте оживленных улиц. Гробы с детскими телами. Остекленевшие глаза выживших. Искаженные рыданиями лица. Все так и было. Рассмотрите внимательней архивные фотографии. Режиссеру стоило опасаться другого. Еще чуть-чуть, и он бы просто задавил психику зрителей показом непрерывной череды страданий. В какой-то момент может сработать ментальный предохранитель, слезы высохнут, зритель устало откинется на спинку кресла, пропадет чувство сопереживания. Андреасяну удалось удержаться на этой грани. Чувство меры за весь фильм изменило ему только один раз. Кокетливо примостившееся на развалинах дома распятие (следующий кадр – брошенная там же кукла) – это уже китч. А в остальном все сделано очень профессионально.
Операторская работа Юрия Коробейникова вызывает огромное уважение. Какой контраст выдает его камера! Начало фильма – это торжество неброской красоты скромного армянского городка. Смонтированная в клиповой манере кадровая нарезка переносит нас с улицы во двор, потом на рынок, пространство штрихуется развешенным на улице бельем, фактура розовато-коричневого туфа, из которого построены многие здания города (построены, как выяснилось, без учета антисейсмических требований), выглядит настолько вкусно, что хочется прикоснуться к нему рукой. Много красивых лиц, причем красивы и молодые, и старики, и положительные герои, и злодеи. Очень колоритный народ – армяне, есть на кого посмотреть: выразительные глаза, крупные черты лица. Да что там говорить, даже мыши, выходящие из дома накануне землетрясения – и те красивые, упитанные, шикарно упакованные во что-то шиншилловое. Такие вот в Армении мыши. И ведут себя с чувством собственного достоинства, выходят на крыльцо, не торопясь, не толкаясь.
Цветовые гаммы исполняются Коробейниковым на раз-два: корзина с красными яблоками, щелк – мы уже видим мясо на рынке. Тоже красное, но совсем другой оттенок. А вот девочка играет на дудуке – здесь новый красный, в контрасте с белым. В самый раз под звук главного армянского музыкального инструмента. После подземных толчков вся эта красота исчезает. Мир становится ужасным. Серые развалины, лица людей покрыты пылью. Только огни костров и пожаров на панорамных кадрах «украшают» руины Ленинакана.
Команда сценаристов, писавшая «Землетрясение», тоже не даром свой хлеб ест. Сюжетные спирали сведены идеально: все семейные связи восстановлены, пусть и с неизбежными в трагической ситуации прорехами. Кто-то погибает, кто-то мирится с родными, кого-то убивают, кого-то арестовывают – во всех начатых историях поставлена точка, никаких открытых концов, никаких многоточий. Ни одно ружье не было вывешено напрасно, все они выстрелили в строго отведенное для этого время. Показали кулон-подковку на шее персонажа – он в конце фильма поможет героям опознать друг друга. Подарил незадачливый директор кладбища девушке столик с тяжелой мраморной столешницей – неподъемная плита жизнь ей во время бедствия сохранит. На руке клиента парикмахерской дорогие часы – в нужное время те же часы на другом запястье помогут герою понять истинную сущность негодяя. Упомянул человек, что накануне гостям супчик вкусный сварил – будет, чем накормить усталых спасателей. Весь фильм зрителям показывали остановившиеся куранты, но с криком младенца под развалинами в финале стрелка часов смещается на одно деление. Диалоги написаны просто, персонажи картины разговаривают друг с другом нормально, по-людски, без ложного пафоса. Пафос присутствует в обращениях людей к богу, но что делать, всевышний все-таки, субординацию соблюдать требуется, а то он так тряханет…
Актерская игра не напрягает, благо сценарий написан профессионально, произносить, что попало, не приходится. Однако избранный режиссером несколько архаичный стиль (большое количество крупных планов в сопровождении эмоционального саундтрека) дает возможность актерам обнаружить свои мимические способности. Надо отдать актерскому коллективу должное – не подкачали. Плюс, как я уже говорила, много породистых лиц, красивых глаз, заполнение которых слезой выглядит очень эффектно. С мотивацией героев полный порядок, реакция человеческой психики на трагические обстоятельства представлена в самом широком спектре. Человек по своей глупости отправил на смерть подчиненных – тронулся рассудком, впрягся вместо лошади в повозку и остервенело перевозит трупы; другой только что отмечал день рождения, выпивал с друзьями, теперь перед ним их мертвые тела – он начинает отпускать дурацкие шуточки, потом заливается слезами. Добротные актерские работы.
Так что все требования жанра соблюдены, перед нами очень крепкая, солидная работа профессиональной команды. Андреасян, имеющий за плечами негативный голливудский опыт, может повторить попытку. Тем более что он определился с жанром, штамповать второсортные комедии ему больше не стоит. Так что при соответствующем бюджете (армянская диаспора наверняка поможет) он такой сентиментальный блокбастер про геноцид 1915 года может сделать – весь мир в голос зарыдает. За Турцию, впрочем, поручиться не могу.
8
,5
2016, Россия, Катастрофы
100 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В кино ходят за самыми разными ощущениями. Желаете посмеяться – вот вам комедия, побояться – ужастик. Адреналинчика в кровеносную систему впрыснуть? Боевик к вашим услугам. Но иногда человеку хочется погрустить, даже всплакнуть немного. Тогда вам подойдет что-нибудь сентиментальное. Только, пожалуйста, не заставляйте нас рыдать по пустякам, из-за того, что милую собачку злые люди обидели (история про Муму еще в младшей школе всех достала). Уж если что и топить – так лучше сразу «Титаник». Сарик Андреасян, снимая свое «Землетрясение», с масштабом трагедии не прогадал. Куда уж печальнее: стихийное бедствие, случившееся полвека назад в советской тогда еще Армении, унесло жизни 25-и тысяч человек, несколько населенных пунктов были буквально стерты с лица земли. Скажу сразу, с задачей авторский коллектив фильма справился. Комок в горле у большинства зрителей будет стоять на протяжении почти всей картины. Слезы сдержать совершенно невозможно. Кто-то упрекнет режиссера в том, что он слишком упростил себе задачу, не стал утруждать себя сложными драматургическими приемами, чудить с сюжетными зигзагами, потрясать ценителей высокого искусства филигранной кинотехникой, заставлять играть актеров немыслимые эмоции. На мой взгляд, простота, с которой снято «Землетрясение», является следствием разумной экономии творческих усилий. Зачем что-то изобретать, когда сама ужасающая реальность чудовищного землетрясения дает все необходимое для создания трагической истории? Груды развалин на месте оживленных улиц. Гробы с детскими телами. Остекленевшие глаза выживших. Искаженные рыданиями лица. Все так и было. Рассмотрите внимательней архивные фотографии. Режиссеру стоило опасаться другого. Еще чуть-чуть, и он бы просто задавил психику зрителей показом непрерывной череды страданий. В какой-то момент может сработать ментальный предохранитель, слезы высохнут, зритель устало откинется на спинку кресла, пропадет чувство сопереживания. Андреасяну удалось удержаться на этой грани. Чувство меры за весь фильм изменило ему только один раз. Кокетливо примостившееся на развалинах дома распятие (следующий кадр – брошенная там же кукла) – это уже китч. А в остальном все сделано очень профессионально. Операторская работа Юрия Коробейникова вызывает огромное уважение. Какой контраст выдает его камера! Начало фильма – это торжество неброской красоты скромного армянского городка. Смонтированная в клиповой манере кадровая нарезка переносит нас с улицы во двор, потом на рынок, пространство штрихуется развешенным на улице бельем, фактура розовато-коричневого туфа, из которого построены многие здания города (построены, как выяснилось, без учета антисейсмических требований), выглядит настолько вкусно, что хочется прикоснуться к нему рукой. Много красивых лиц, причем красивы и молодые, и старики, и положительные герои, и злодеи. Очень колоритный народ – армяне, есть на кого посмотреть: выразительные глаза, крупные черты лица. Да что там говорить, даже мыши, выходящие из дома накануне землетрясения – и те красивые, упитанные, шикарно упакованные во что-то шиншилловое. Такие вот в Армении мыши. И ведут себя с чувством собственного достоинства, выходят на крыльцо, не торопясь, не толкаясь. Цветовые гаммы исполняются Коробейниковым на раз-два: корзина с красными яблоками, щелк – мы уже видим мясо на рынке. Тоже красное, но совсем другой оттенок. А вот девочка играет на дудуке – здесь новый красный, в контрасте с белым. В самый раз под звук главного армянского музыкального инструмента. После подземных толчков вся эта красота исчезает. Мир становится ужасным. Серые развалины, лица людей покрыты пылью. Только огни костров и пожаров на панорамных кадрах «украшают» руины Ленинакана. Команда сценаристов, писавшая «Землетрясение», тоже не даром свой хлеб ест. Сюжетные спирали сведены идеально: все семейные связи восстановлены, пусть и с неизбежными в трагической ситуации прорехами. Кто-то погибает, кто-то мирится с родными, кого-то убивают, кого-то арестовывают – во всех начатых историях поставлена точка, никаких открытых концов, никаких многоточий. Ни одно ружье не было вывешено напрасно, все они выстрелили в строго отведенное для этого время. Показали кулон-подковку на шее персонажа – он в конце фильма поможет героям опознать друг друга. Подарил незадачливый директор кладбища девушке столик с тяжелой мраморной столешницей – неподъемная плита жизнь ей во время бедствия сохранит. На руке клиента парикмахерской дорогие часы – в нужное время те же часы на другом запястье помогут герою понять истинную сущность негодяя. Упомянул человек, что накануне гостям супчик вкусный сварил – будет, чем накормить усталых спасателей. Весь фильм зрителям показывали остановившиеся куранты, но с криком младенца под развалинами в финале стрелка часов смещается на одно деление. Диалоги написаны просто, персонажи картины разговаривают друг с другом нормально, по-людски, без ложного пафоса. Пафос присутствует в обращениях людей к богу, но что делать, всевышний все-таки, субординацию соблюдать требуется, а то он так тряханет… Актерская игра не напрягает, благо сценарий написан профессионально, произносить, что попало, не приходится. Однако избранный режиссером несколько архаичный стиль (большое количество крупных планов в сопровождении эмоционального саундтрека) дает возможность актерам обнаружить свои мимические способности. Надо отдать актерскому коллективу должное – не подкачали. Плюс, как я уже говорила, много породистых лиц, красивых глаз, заполнение которых слезой выглядит очень эффектно. С мотивацией героев полный порядок, реакция человеческой психики на трагические обстоятельства представлена в самом широком спектре. Человек по своей глупости отправил на смерть подчиненных – тронулся рассудком, впрягся вместо лошади в повозку и остервенело перевозит трупы; другой только что отмечал день рождения, выпивал с друзьями, теперь перед ним их мертвые тела – он начинает отпускать дурацкие шуточки, потом заливается слезами. Добротные актерские работы. Так что все требования жанра соблюдены, перед нами очень крепкая, солидная работа профессиональной команды. Андреасян, имеющий за плечами негативный голливудский опыт, может повторить попытку. Тем более что он определился с жанром, штамповать второсортные комедии ему больше не стоит. Так что при соответствующем бюджете (армянская диаспора наверняка поможет) он такой сентиментальный блокбастер про геноцид 1915 года может сделать – весь мир в голос зарыдает. За Турцию, впрочем, поручиться не могу.