Японский режиссёр-сценарист Мамору Хосода не понаслышке знает, что стабильность — признак мастерства. Так с периодичностью раз в несколько лет Хосода выпускает свои работы, которые неизменно затрагивают сердечные струны аудитории.
В 2015 году свет увидел аниме-фильм под названием Bakemono no ko, что на русский язык можно дословно перевести как «Ребёнок чудовища». Тогда работа Хосоды снискала премию японской киноакадемии и заработала миллиарды иен в прокате. Теперь она вышла в России — с опозданием на пару-тройку лет и под слегка изменённым названием «Ученик чудовища».
Хотя действие «Ученика» происходит сразу в двух мирах — заурядном человеческом мегаполисе и чудесном обиталище японских чудовищ, режиссёрское внимание сфокусировано вовсе не на их живописании. Вместо этого зрителю рассказывается история ершистого мальчика Рена, который волею случая становится учеником антропоморфного медведя Медвежута.
Взаимоотношения человеческого детёныша и его наставника складываются непросто. Оба упрямы и в целом слегка диковаты, а Медвежут ещё и склонен к немотивированным вспышкам гнева. И всё же он быстро привязывается к своенравному пареньку и фактически заменяет ему родителей. Недаром оригинальное название фильма характеризует Рена как ребёнка чудовища, а не как его ученика.
На этом фундаменте выстраивается классическая драма взросления и поиска себя через отношения с родителями — причём как с «приобретёнными», так и с биологическими. Поиски «настоящей» семьи, в которые Рен пускается, повзрослев, приводят к тому, что он на какое-то время теряет точку опоры и перестаёт понимать, к какому миру принадлежит. Молодому человеку предстоит пройти испытание практически апокалиптического масштаба, чтобы оценить и принять любовь всех близких ему людей (и не только людей).
Вместе с тем Хосода в «Ученике чудовища» говорит со зрителями не только об отношениях с родителями, но и о целом множестве других вещей: о борьбе с собственными демонами, об инаковости отдельной личности в толпе, об одиночестве, о дружбе и даже немного о любви. Хронометраж распирает от событий и подтекстов, что лишает сюжетную конструкцию стройности, но это небольшая плата за то обилие эмоций и мыслей, которые дарит фильм.
Редко кто из авторов так сильно стремится к диалогу с аудиторией, так жаждет быть услышанным и, главное, понятым.
Хосода вновь делает то, что у него получается лучше всего: используя сказочный сюжет, рассказывает бытовую, но при этом глубоко человечную историю. И доводя самых сентиментальных из своих зрителей до слёз, он не оставляет их с этим катарсисом, а заставляет по-новому взглянуть на собственную жизнь. Эта непротиворечивая противоречивость — самое прекрасное, что есть в его работах.
8
,8
2015, Япония, Аниме
114 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Японский режиссёр-сценарист Мамору Хосода не понаслышке знает, что стабильность — признак мастерства. Так с периодичностью раз в несколько лет Хосода выпускает свои работы, которые неизменно затрагивают сердечные струны аудитории. В 2015 году свет увидел аниме-фильм под названием Bakemono no ko, что на русский язык можно дословно перевести как «Ребёнок чудовища». Тогда работа Хосоды снискала премию японской киноакадемии и заработала миллиарды иен в прокате. Теперь она вышла в России — с опозданием на пару-тройку лет и под слегка изменённым названием «Ученик чудовища». Хотя действие «Ученика» происходит сразу в двух мирах — заурядном человеческом мегаполисе и чудесном обиталище японских чудовищ, режиссёрское внимание сфокусировано вовсе не на их живописании. Вместо этого зрителю рассказывается история ершистого мальчика Рена, который волею случая становится учеником антропоморфного медведя Медвежута. Взаимоотношения человеческого детёныша и его наставника складываются непросто. Оба упрямы и в целом слегка диковаты, а Медвежут ещё и склонен к немотивированным вспышкам гнева. И всё же он быстро привязывается к своенравному пареньку и фактически заменяет ему родителей. Недаром оригинальное название фильма характеризует Рена как ребёнка чудовища, а не как его ученика. На этом фундаменте выстраивается классическая драма взросления и поиска себя через отношения с родителями — причём как с «приобретёнными», так и с биологическими. Поиски «настоящей» семьи, в которые Рен пускается, повзрослев, приводят к тому, что он на какое-то время теряет точку опоры и перестаёт понимать, к какому миру принадлежит. Молодому человеку предстоит пройти испытание практически апокалиптического масштаба, чтобы оценить и принять любовь всех близких ему людей (и не только людей). Вместе с тем Хосода в «Ученике чудовища» говорит со зрителями не только об отношениях с родителями, но и о целом множестве других вещей: о борьбе с собственными демонами, об инаковости отдельной личности в толпе, об одиночестве, о дружбе и даже немного о любви. Хронометраж распирает от событий и подтекстов, что лишает сюжетную конструкцию стройности, но это небольшая плата за то обилие эмоций и мыслей, которые дарит фильм. Редко кто из авторов так сильно стремится к диалогу с аудиторией, так жаждет быть услышанным и, главное, понятым. Хосода вновь делает то, что у него получается лучше всего: используя сказочный сюжет, рассказывает бытовую, но при этом глубоко человечную историю. И доводя самых сентиментальных из своих зрителей до слёз, он не оставляет их с этим катарсисом, а заставляет по-новому взглянуть на собственную жизнь. Эта непротиворечивая противоречивость — самое прекрасное, что есть в его работах.