Поначалу лента не то чтобы разочаровывает, а, скорее, настораживает. Чересчур прямолинейно заявлен основной драматургический конфликт – непрекращающееся состязание двух лучших друзей, ещё в детстве провозгласивших себя (в соответствии с «говорящими» фамилиями, Царёв и Корольков) «царём горы» и «королём горы». Не слишком естественно ведут себя перед камерой ведущие актёры, и им совсем не удаётся изобразить намечающийся «любовный треугольник»: Лина обещает товарищам, что объявит о своём выборе на приближающемся выпускном балу. Даже артисты-ветераны, прежде всего – Сергей Никоненко в обличии тренера детско-юношеской команды горнолыжников, уважительно именуемого подопечными Славичем, на удивление не блещут мастерством. Наконец, совсем малоубедительно воспроизведена на экране атмосфера школьных будней. Но… удивительное дело: как только в судьбе Алексея происходит переломное событие, начинается как будто другой фильм, который уже не оставляет равнодушным, невзирая на отдельные огрехи и компромиссные художественные решения. И игра Павла Шевандо по мере развития сюжетных перипетий становится достовернее и психологически тоньше.
Трудно с абсолютной уверенностью констатировать, почему так случилось. Возможно, причиной послужили проблемы, возникшие в связи с затянувшимся утверждением кандидатуры режиссёра, в результате чего пришлось переснимать значительную часть материала. В титрах указаны сразу три постановщика, а Тамара Цоцория – помимо исполнения (наряду с коллегами) обязанностей продюсера и сценариста – значится ещё и автором проекта. Но я бы не стал исключать и вероятность благотворного воздействия самой истории, которая производит впечатление подлинной – и не только в том смысле, что фабула частично основана на биографии Алексея Мошкина (1), предстающего в заключительных кадрах собственной персоной, продемонстрировав искусство горнолыжника-виртуоза. На мой взгляд, гораздо существеннее, что не кажется надуманным, искусственно навязанным кинематографистами высокий пафос – вера в силу духа, способного воистину творить чудеса.
В замечательной трагикомедии «Однажды в Ирландии» /2011/ сержант Бойл, рассказывая о том, как участвовал в молодости в Олимпиаде в Сеуле, посетовал, что занял четвёртое место в заплыве на полторы тысячи метров вольным стилем. «Они никогда не знают поражений, эти русские», – бросил Джерри в сердцах, недобро отозвавшись о сопернике, лишившем его медали. Вот и Царёв-старший напомнил сыну, что сдаваться – не наш метод; надеюсь, не надо уточнять, что фраза стала крылатой задолго до дерзкого ответа Виктора Багрова американским полицейским (в «Брате 2» /2000/), предложившим сложить оружие и выйти с поднятыми руками. Мало того, Алексей всё-таки не пропустил мимо ушей глубокомысленную тираду немецкого доктора, попытавшегося ободрить пациента, продекларировав: жить – значит бороться, но и для того, чтобы вести борьбу, необходимо жить. Важной для парня, лишившегося ступней обеих ног, оказалась и встреча в Германии с собратом по несчастью, который в ответ на скептические реплики нового знакомого из России резонно замечает, что не является инвалидом: всё зависит от восприятия самого человека. Если верить продюсерам, образ мог воплотить Тиль Швайгер, уже давший согласие, но из-за плотного графика не сумевший найти достаточно времени, хотя приглашение «звезды» грозило спровоцировать ненужную ассоциацию (с ролью симулянта-колясочника Крюпперса в дурацкой комедии «Где Фред?» /2006/; отечественное прокатное название – «На колёсах»). Но это так, к слову…
Всё верно, ограничения существуют лишь в сознании людей – или, как иронически заметил Славич, «ноги растут из головы, а не из …» (далее тренер тактично умолчал). Капитулировать, впасть в отчаяние, сказаться жертвой (рока, чужого злого умысла, стечения обстоятельств, тех или иных черт собственного характера…) – всегда проще, чем собрать волю в кулак. Кто, собственно, постулировал, что выше головы не прыгнешь?! Голь на выдумки хитра, а вариантов, которые есть в наличии, всегда масса. В случае с Царёвым ситуация осложняется тем, что и винить-то ему, строго говоря, некого: ни горе-шутник Костя, ни Лина, ни даже родители, якобы плохо воспитавшие юношу, неповинны в спонтанно возникшем у Лёши намерении доказать девушке, что не является балаболом. Без принятия же полной ответственности за события своей жизни ни о каких дальнейших шагах – ни о том, чтобы выкарабкаться со дна, ни о покорении вершин – можно не мечтать. И будет совсем хорошо, если на сеансе к зрителям придёт осознание, что истины, познанные талантливым горнолыжником на персональном опыте, в известной степени – универсальны. Уж кому-кому, а нам – было наивно рассчитывать на режим наибольшего (да хотя бы минимального!) благоприятствования. История с честно завоёванной, но отобранной (по протесту представителей Франции) победы сегодня звучит до обидного злободневно – в свете нашумевшей кампании, инициированной Международным олимпийским комитетом. Вдохновляющим примером и здесь должен служить Алексей Владиславович, с блеском доказавший: справедливость рано или поздно (не в Альбервиле – так через два года, в Лиллехаммере) восторжествует.
__________
1 – Наряду с некоторыми другими спортсменами и спортсменками, с неподдельной благодарностью перечисленными создателями под занавес.
8
,6
2018, Россия, Драмы
111 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Поначалу лента не то чтобы разочаровывает, а, скорее, настораживает. Чересчур прямолинейно заявлен основной драматургический конфликт – непрекращающееся состязание двух лучших друзей, ещё в детстве провозгласивших себя (в соответствии с «говорящими» фамилиями, Царёв и Корольков) «царём горы» и «королём горы». Не слишком естественно ведут себя перед камерой ведущие актёры, и им совсем не удаётся изобразить намечающийся «любовный треугольник»: Лина обещает товарищам, что объявит о своём выборе на приближающемся выпускном балу. Даже артисты-ветераны, прежде всего – Сергей Никоненко в обличии тренера детско-юношеской команды горнолыжников, уважительно именуемого подопечными Славичем, на удивление не блещут мастерством. Наконец, совсем малоубедительно воспроизведена на экране атмосфера школьных будней. Но… удивительное дело: как только в судьбе Алексея происходит переломное событие, начинается как будто другой фильм, который уже не оставляет равнодушным, невзирая на отдельные огрехи и компромиссные художественные решения. И игра Павла Шевандо по мере развития сюжетных перипетий становится достовернее и психологически тоньше. Трудно с абсолютной уверенностью констатировать, почему так случилось. Возможно, причиной послужили проблемы, возникшие в связи с затянувшимся утверждением кандидатуры режиссёра, в результате чего пришлось переснимать значительную часть материала. В титрах указаны сразу три постановщика, а Тамара Цоцория – помимо исполнения (наряду с коллегами) обязанностей продюсера и сценариста – значится ещё и автором проекта. Но я бы не стал исключать и вероятность благотворного воздействия самой истории, которая производит впечатление подлинной – и не только в том смысле, что фабула частично основана на биографии Алексея Мошкина (1), предстающего в заключительных кадрах собственной персоной, продемонстрировав искусство горнолыжника-виртуоза. На мой взгляд, гораздо существеннее, что не кажется надуманным, искусственно навязанным кинематографистами высокий пафос – вера в силу духа, способного воистину творить чудеса. В замечательной трагикомедии «Однажды в Ирландии» /2011/ сержант Бойл, рассказывая о том, как участвовал в молодости в Олимпиаде в Сеуле, посетовал, что занял четвёртое место в заплыве на полторы тысячи метров вольным стилем. «Они никогда не знают поражений, эти русские», – бросил Джерри в сердцах, недобро отозвавшись о сопернике, лишившем его медали. Вот и Царёв-старший напомнил сыну, что сдаваться – не наш метод; надеюсь, не надо уточнять, что фраза стала крылатой задолго до дерзкого ответа Виктора Багрова американским полицейским (в «Брате 2» /2000/), предложившим сложить оружие и выйти с поднятыми руками. Мало того, Алексей всё-таки не пропустил мимо ушей глубокомысленную тираду немецкого доктора, попытавшегося ободрить пациента, продекларировав: жить – значит бороться, но и для того, чтобы вести борьбу, необходимо жить. Важной для парня, лишившегося ступней обеих ног, оказалась и встреча в Германии с собратом по несчастью, который в ответ на скептические реплики нового знакомого из России резонно замечает, что не является инвалидом: всё зависит от восприятия самого человека. Если верить продюсерам, образ мог воплотить Тиль Швайгер, уже давший согласие, но из-за плотного графика не сумевший найти достаточно времени, хотя приглашение «звезды» грозило спровоцировать ненужную ассоциацию (с ролью симулянта-колясочника Крюпперса в дурацкой комедии «Где Фред?» /2006/; отечественное прокатное название – «На колёсах»). Но это так, к слову… Всё верно, ограничения существуют лишь в сознании людей – или, как иронически заметил Славич, «ноги растут из головы, а не из …» (далее тренер тактично умолчал). Капитулировать, впасть в отчаяние, сказаться жертвой (рока, чужого злого умысла, стечения обстоятельств, тех или иных черт собственного характера…) – всегда проще, чем собрать волю в кулак. Кто, собственно, постулировал, что выше головы не прыгнешь?! Голь на выдумки хитра, а вариантов, которые есть в наличии, всегда масса. В случае с Царёвым ситуация осложняется тем, что и винить-то ему, строго говоря, некого: ни горе-шутник Костя, ни Лина, ни даже родители, якобы плохо воспитавшие юношу, неповинны в спонтанно возникшем у Лёши намерении доказать девушке, что не является балаболом. Без принятия же полной ответственности за события своей жизни ни о каких дальнейших шагах – ни о том, чтобы выкарабкаться со дна, ни о покорении вершин – можно не мечтать. И будет совсем хорошо, если на сеансе к зрителям придёт осознание, что истины, познанные талантливым горнолыжником на персональном опыте, в известной степени – универсальны. Уж кому-кому, а нам – было наивно рассчитывать на режим наибольшего (да хотя бы минимального!) благоприятствования. История с честно завоёванной, но отобранной (по протесту представителей Франции) победы сегодня звучит до обидного злободневно – в свете нашумевшей кампании, инициированной Международным олимпийским комитетом. Вдохновляющим примером и здесь должен служить Алексей Владиславович, с блеском доказавший: справедливость рано или поздно (не в Альбервиле – так через два года, в Лиллехаммере) восторжествует. __________ 1 – Наряду с некоторыми другими спортсменами и спортсменками, с неподдельной благодарностью перечисленными создателями под занавес.