У студии Blumhouse, ставшей в последнее время главным флагманом в жанре малобюджетных хорроров, есть ясное понимание адекватных современности линий и тенденций, прошлогодний успех "Прочь" является тому прямым подтверждением. Но не нужно забывать, что далеко не все проекты этой студии оказываются не то чтобы даже успешными, а просто замеченными как критиками, так и зрителями. Работа "Истерия" (в оригинале "Delirium") греческого режиссера Дэнниса Илиадиса ("Последний дом слева", "+1") находилась в стадии производства порядка трех лет. Работавший над "Истерией" сценарист Адам Аллека ("Мобильник", "Тупик") явно тяготеет к пересмотру устоявшихся стереотипов внутри самого направления фильмов ужасов и стремится сдвинуть совместную с Илиадисом работу на пограничную территорию. Такой сдвиг нельзя назвать тектоническим, но команда снимавшая эту ленту посылает очевидный сигнал - при помощи традиционных элементов можно разыграть практически моноспектакль и приправить его вполне осязаемым юнгианским психоанализом. Адам Аллек и Дэннис Илиадис рассматривают главного героя своего проекта Тома (Тофер Грейс, "Машина войны", "Институт Роузвуд") не как обычного сумасшедшего, который провел пару десятков лет в психиатрической клинике, а потом получил неожиданную возможность пройти испытание и стать полностью свободным и адаптироваться к жизни, которую он совсем не знает с тинейджерского возраста. Они сознательно выводят своего героя Тома к тому, что можно считать психологическими архетипами у Юнга, из-за этого картина приобретает неожиданную глубину, которая при поверхностном рассмотрении вряд ли будет считываться большинством зрителей. Поэтому "Истерия" заведомо попадает в психологический хоррор по жанру, однако не так часто можно заметить столь искренние следование авторов духу и букве психоанализа и претворению этого в своей ленте.
Том, после заключительной встречи с психиатром Фрэнком (Марти Эли Шварц), дающим ему последние наставления об особенностях поведения за пределами клиники для душевнобольных, выходит на условную свободу. Причина такого широкого жеста со стороны лечебного учреждения проста: спустя двадцать лет, которые этот молодой мужчина провел в клинике (экранный возраст Тома 33-34 года), он может доказать, что он способен находиться в рамках одной локации и тем самым получить право на освобождение. Причем это отнюдь не выглядит как избавление от видавшего виды и испробовавшего на себе все лекарства "овоща", которого отправляют на доживание. Том - это будущий член социума, который из него выпал практически навсегда, он не знает, что такое Википедия, интернет, не подозревает о существовании мобильных телефонов и слушает самую отстойную и морально устаревшую музыку из середины 90-х. Навсегда постаревший испуганный мальчик из клетки, который всего боится и безнадежно отстал по своему уровню развития от ровесников, у которых уже давно есть семьи и собственные дети. Поводом для отправки Тома в родительский дом стала одна важная причина - его отец Эфрен (Робин Томас, сериалы "Доктор Хаус" и "Мыслить как преступник"), видный публичный политик, за несколько дней покончил с собой при странных обстоятельствах и Том рассматривается как единственный наследник. У парня появляется персональный надзиратель из полиции Броди (отличная роль Патришии Кларксон, "Бегущий в лабиринте", "Книжный магазин"), которая сообщает ему инструкции по поведению в родительском доме и правила поведения с браслетом, отслеживающим его местонахождение. По выдвинутым условиям, Том должен провести месяц в особняке, не покидая его пределов, оставшись один на один с тенями из прошлого, которые непонятно по каким причинам становятся для него максимально осязаемыми.
Можно долго говорить о том, что сюжетов и сценарных схем, которые подобны "Истерии" не просто много, их - сотни, но не только гарантия от Blumhouse может стать основой интереса к этому фильму. Конечно, можно взять нескольких актеров (а желательно вообще одного или двух) поместить их в единственную жутко таинственную локацию - и все, недорогой ужастик с высоким коэффициентом окупаемости вполне готов. Но Адам Аллек со своим всепроникающим юнгианством увидел в этой насквозь клишированной и растиражированной схеме возможность для эксперимента, в основе которого - вытаскивание и столкновение архетипов главного героя с самим главным героем Томом. Естественно, для нормального человека подобные бои не могут быть нормой, а для Тофера Грейса эта роль стала очевидным способом показать, как в одном человеке может уживаться несколько персонажей (вряд ли Дэннис Илиадис не слышал и не смотрел прошлогодний "Сплит"). Но настоящий ад начинается в "Истерии" там, где появляются элементы жесткой семейной драмы, которая очень хорошо показывает как одно-единственное событие и единичный акт участия в насилии могут навсегда с корнем вырвать все то, что с таким трудом культивировали в ней родители. Поэтому абсолютно не случайно Том глотает горстями специальные пилюли, он боится остаться наедине со своим незамутненным подсознанием. Героиня Кларксон устраивает ему очень показательную проверку, сначала пытается соблазнить этого 33-летнего девственника, а потом забирает у него спасительную панацею. Дальше все совсем как по Юнгу, появляется старший брат Алекс (Каллэн Мулвей, "Кровоточащая сталь", "Скайлайн 2"), сгоревший до этого заживо в тюрьме, у Аллека этот персонаж носит смысловую нагрузку Тени самого Тома. Тень в психоанализе характеризует как раз то, чем является герой Мулвея в фильме - ту часть внутри человека, которую он всегда будет отрицать, потому что именно в ней скрывается негативная сторона, враждебность, агрессия и отвращение.
Также в "Истерии" хорошо считывается то, что у Юнга называется "анима" - женская часть психики мужчины. Эту роль авторы ленты отводят Линн (Дженезис Родригез, "Бивень", "Ночной беглец"), которая по сюжету очень часто лучше самого Тома знает то, чего он хочет и интуитивно опережает его всегда на один шаг. Еще один символ из области подсознательного, который касается мечты главного героя, нам предъявляют, когда раскрываются специальные плиты, закрывающие гладь бассейна, который, по мысли авторов, очевидно, представляет собой подсознание Тома. Ракурсы героя Грейса, когда он плавает выбраны абсолютно символично, глядя на героя снизу вверх зритель постоянно видит мятущуюся душу, которая очень быстро преодолевает дистанцию. Именно в бассейне-подсознании находятся те монстры, которые сначала пугают Тома, а потом хотят его утопить. По сути дела весь особняк, в котором разворачивается действие фильма не что иное, как выхолощенная модель психики главного героя, который постоянно извлекает из своей головы наружу части своего подсознания. "Истерия" преуспевает в рассказе истории, которая держит детали об этой странной американской семье строго на своих местах, искусственно форсируя действия в третьем акте и подтверждая самые очевидные догадки зрителя относительно огромных запасов банок с куриными консервами и странных, кажущихся потусторонними, звонков на стационарный телефон. Вся благочестивая и лакированная действительность со старых домашних VHS-кассет, в которой жили Том и Алекс, выводит все внутренние кошмары в область фальшивых отношений в их семье, но так и не выявляет явных причин, почему эти два милых мальчика оказались такими чудовищами. Даже финал "Истерии", где главный герой выбирается наружу из бассейна и идет сдаваться полиции, хорошо интерпретируется в юнгианском ключе - с прошлым должно быть покончено навсегда.
6
,6
2018, США, Ужасы
95 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
У студии Blumhouse, ставшей в последнее время главным флагманом в жанре малобюджетных хорроров, есть ясное понимание адекватных современности линий и тенденций, прошлогодний успех "Прочь" является тому прямым подтверждением. Но не нужно забывать, что далеко не все проекты этой студии оказываются не то чтобы даже успешными, а просто замеченными как критиками, так и зрителями. Работа "Истерия" (в оригинале "Delirium") греческого режиссера Дэнниса Илиадиса ("Последний дом слева", "+1") находилась в стадии производства порядка трех лет. Работавший над "Истерией" сценарист Адам Аллека ("Мобильник", "Тупик") явно тяготеет к пересмотру устоявшихся стереотипов внутри самого направления фильмов ужасов и стремится сдвинуть совместную с Илиадисом работу на пограничную территорию. Такой сдвиг нельзя назвать тектоническим, но команда снимавшая эту ленту посылает очевидный сигнал - при помощи традиционных элементов можно разыграть практически моноспектакль и приправить его вполне осязаемым юнгианским психоанализом. Адам Аллек и Дэннис Илиадис рассматривают главного героя своего проекта Тома (Тофер Грейс, "Машина войны", "Институт Роузвуд") не как обычного сумасшедшего, который провел пару десятков лет в психиатрической клинике, а потом получил неожиданную возможность пройти испытание и стать полностью свободным и адаптироваться к жизни, которую он совсем не знает с тинейджерского возраста. Они сознательно выводят своего героя Тома к тому, что можно считать психологическими архетипами у Юнга, из-за этого картина приобретает неожиданную глубину, которая при поверхностном рассмотрении вряд ли будет считываться большинством зрителей. Поэтому "Истерия" заведомо попадает в психологический хоррор по жанру, однако не так часто можно заметить столь искренние следование авторов духу и букве психоанализа и претворению этого в своей ленте. Том, после заключительной встречи с психиатром Фрэнком (Марти Эли Шварц), дающим ему последние наставления об особенностях поведения за пределами клиники для душевнобольных, выходит на условную свободу. Причина такого широкого жеста со стороны лечебного учреждения проста: спустя двадцать лет, которые этот молодой мужчина провел в клинике (экранный возраст Тома 33-34 года), он может доказать, что он способен находиться в рамках одной локации и тем самым получить право на освобождение. Причем это отнюдь не выглядит как избавление от видавшего виды и испробовавшего на себе все лекарства "овоща", которого отправляют на доживание. Том - это будущий член социума, который из него выпал практически навсегда, он не знает, что такое Википедия, интернет, не подозревает о существовании мобильных телефонов и слушает самую отстойную и морально устаревшую музыку из середины 90-х. Навсегда постаревший испуганный мальчик из клетки, который всего боится и безнадежно отстал по своему уровню развития от ровесников, у которых уже давно есть семьи и собственные дети. Поводом для отправки Тома в родительский дом стала одна важная причина - его отец Эфрен (Робин Томас, сериалы "Доктор Хаус" и "Мыслить как преступник"), видный публичный политик, за несколько дней покончил с собой при странных обстоятельствах и Том рассматривается как единственный наследник. У парня появляется персональный надзиратель из полиции Броди (отличная роль Патришии Кларксон, "Бегущий в лабиринте", "Книжный магазин"), которая сообщает ему инструкции по поведению в родительском доме и правила поведения с браслетом, отслеживающим его местонахождение. По выдвинутым условиям, Том должен провести месяц в особняке, не покидая его пределов, оставшись один на один с тенями из прошлого, которые непонятно по каким причинам становятся для него максимально осязаемыми. Можно долго говорить о том, что сюжетов и сценарных схем, которые подобны "Истерии" не просто много, их - сотни, но не только гарантия от Blumhouse может стать основой интереса к этому фильму. Конечно, можно взять нескольких актеров (а желательно вообще одного или двух) поместить их в единственную жутко таинственную локацию - и все, недорогой ужастик с высоким коэффициентом окупаемости вполне готов. Но Адам Аллек со своим всепроникающим юнгианством увидел в этой насквозь клишированной и растиражированной схеме возможность для эксперимента, в основе которого - вытаскивание и столкновение архетипов главного героя с самим главным героем Томом. Естественно, для нормального человека подобные бои не могут быть нормой, а для Тофера Грейса эта роль стала очевидным способом показать, как в одном человеке может уживаться несколько персонажей (вряд ли Дэннис Илиадис не слышал и не смотрел прошлогодний "Сплит"). Но настоящий ад начинается в "Истерии" там, где появляются элементы жесткой семейной драмы, которая очень хорошо показывает как одно-единственное событие и единичный акт участия в насилии могут навсегда с корнем вырвать все то, что с таким трудом культивировали в ней родители. Поэтому абсолютно не случайно Том глотает горстями специальные пилюли, он боится остаться наедине со своим незамутненным подсознанием. Героиня Кларксон устраивает ему очень показательную проверку, сначала пытается соблазнить этого 33-летнего девственника, а потом забирает у него спасительную панацею. Дальше все совсем как по Юнгу, появляется старший брат Алекс (Каллэн Мулвей, "Кровоточащая сталь", "Скайлайн 2"), сгоревший до этого заживо в тюрьме, у Аллека этот персонаж носит смысловую нагрузку Тени самого Тома. Тень в психоанализе характеризует как раз то, чем является герой Мулвея в фильме - ту часть внутри человека, которую он всегда будет отрицать, потому что именно в ней скрывается негативная сторона, враждебность, агрессия и отвращение. Также в "Истерии" хорошо считывается то, что у Юнга называется "анима" - женская часть психики мужчины. Эту роль авторы ленты отводят Линн (Дженезис Родригез, "Бивень", "Ночной беглец"), которая по сюжету очень часто лучше самого Тома знает то, чего он хочет и интуитивно опережает его всегда на один шаг. Еще один символ из области подсознательного, который касается мечты главного героя, нам предъявляют, когда раскрываются специальные плиты, закрывающие гладь бассейна, который, по мысли авторов, очевидно, представляет собой подсознание Тома. Ракурсы героя Грейса, когда он плавает выбраны абсолютно символично, глядя на героя снизу вверх зритель постоянно видит мятущуюся душу, которая очень быстро преодолевает дистанцию. Именно в бассейне-подсознании находятся те монстры, которые сначала пугают Тома, а потом хотят его утопить. По сути дела весь особняк, в котором разворачивается действие фильма не что иное, как выхолощенная модель психики главного героя, который постоянно извлекает из своей головы наружу части своего подсознания. "Истерия" преуспевает в рассказе истории, которая держит детали об этой странной американской семье строго на своих местах, искусственно форсируя действия в третьем акте и подтверждая самые очевидные догадки зрителя относительно огромных запасов банок с куриными консервами и странных, кажущихся потусторонними, звонков на стационарный телефон. Вся благочестивая и лакированная действительность со старых домашних VHS-кассет, в которой жили Том и Алекс, выводит все внутренние кошмары в область фальшивых отношений в их семье, но так и не выявляет явных причин, почему эти два милых мальчика оказались такими чудовищами. Даже финал "Истерии", где главный герой выбирается наружу из бассейна и идет сдаваться полиции, хорошо интерпретируется в юнгианском ключе - с прошлым должно быть покончено навсегда.