Президент Теодор Рузвельт утверждал, что говорить с людьми нужно тихо-тихо, но при этом следует держать в руках большущую дубинку. Ему вторил другой знаменитый бандит. Аль Капоне считал, что, используя доброе слово и пистолет, можно сделать гораздо больше хороших дел, чем при использовании вербальных инструментов в отсутствие огнестрельных аргументов. Но все-таки, что первично, слово или дело? Какой способ манипулирования массами эффективней? В одной книге сказано, что вначале все-таки было слово. Да и мировая история свидетельствует: добротной резне, как правило, предшествует грамотно проведенная пропагандистская кампания. Фильм Нэйта Паркера «Рождение нации», вышедший на экраны в 2016 году, как раз про это.
Штат Виргиния в США. Начало позапрошлого века. В краю магнолий процветает патриархальное рабство. Чернокожие невольники изображают советских школьников в Узбекистане, собирая на полях хлопок. Белые плантаторы выпивают и закусывают quantum satis, надсмотрщики упражняются в расписывании негритянских спин разнообразными узорами при помощи бичей из бизоньей кожи. Фильм основан на реальных событиях, так что все прелести рабства воспроизведены авторами с высокой точностью и любовью к живописным деталям.
Герой картины, чернокожий раб Нэт Тёрнер оказался смышленым мальчиком, каким-то образом освоил чтение, добрая плантаторша познакомила его с Библией. Со временем Нэт (его роль исполняет сам Нэйт Паркер) стал проповедником, внушая собратьям смирение перед социальной несправедливостью и прочие христианские добродетели. Плантаторы, проживающие по соседству, оценили высокое качество опиума для народа, который распространял далекий предок современных наркодилеров. Они стали приглашать его на гастроли на свои плантации для снижения социальной напряженности: в стране свирепствовал кризис, кормить рабов стали гораздо хуже, периодически вспыхивали бунты чернокожих. Нэт в своих путешествиях насмотрелся таких рабовладельческих ужасов, которых его относительно гуманные хозяева себе не позволяли. Впрочем, не позволяли только до поры до времени. Когда Нэт попытался распространить свою деятельность на одного заблудшего белого педофила, он убедился в относительности плантаторского гуманизма. А тут еще и его очень сексуальная жена Черри (Эйджа Наоми Кинг) стала жертвой очень сексуальных домогательств шайки белых беспредельщиков. И вот тогда Нэт использовал всю мощь своего доброго слова. Потом заговорили пистолеты, затем ружья. Кончилось все применением артиллерии.
Очередная пропагандистская конфета, завернутая в фантик исторического байопика. Никаких нюансов, никаких полутонов. Белые негодяи гнобят чернокожих страстотерпцев. За что и получают. Не сразу, но зато в полном объеме. Финальные кадры картины переносят нас на полвека вперед: чернокожие солдаты в синей форме атакуют конфедератов. При этом снят фильм не без приятности: черно-белые страсти происходят на фоне чудесных пейзажей американского Юга, используются оттенки зеленого, вызывающие ассоциации с полотнами Сезанна. А изумительные кадры с повешенными на ветвях деревьев повстанцами – прямая отсылка к шедевру XVII века, картине Жака Калло. К сожалению, режиссеру периодически изменяет чувство меры: назойливые аллюзии со страстями Христовыми как минимум удивляют. Масштаб личности Нэта Тёрнера не дает оснований для таких смелых сравнений.
На мой взгляд, Нэйт Паркер пережимает и с темой сексуального насилия, которому подвергались чернокожие рабыни. Никто не сомневается, что плантаторы с превеликим удовольствием злоупотребляли правом первой ночи. Но зачем требовать себе в постель замужнюю негритянку, рискуя получить удар ножом исподтишка от ревнивого мужа, когда на плантации полным-полно смазливых девственниц? Возможно, Паркер таким образом продолжает дискуссию с одноименным фильмом 1915 года. В этой расистской поделке озверевшие негры домогаются нежного тела белой девицы. Злопамятность некоторых креативных личностей просто поражает: спорить с людьми, которые сто лет тому назад сказали какую-то гадость и давным-давно благополучно померли – это сильно!
Авраам Линкольн, встречаясь с Гарриет Бичер-Стоу, поразился: как такая маленькая женщина вызвала такую большую войну. Действительно, ее роман «Хижина дяди Тома», абсолютно безнадежный с художественной точки зрения, оказался самой настоящей идеологической бомбой, расколовшей тогдашние США на воюющие Север и Юг.
«Рождение нации» Нэйта Паркера тоже далеко не шедевр. Тогда возникает вопрос: какие пропагандистские цели преследует автор картины, чего ему надо, на что он намекает, к чему могут привести напоминания об ужасах рабства современным рэперам-баскетболистам, несколько поколений которых живет на социальные пособия? Им нужно избрать еще одного темнокожего президента и выбить новые льготы? Или наставления добряка Паркера должны активировать полноценные расовые волнения? На всякий случай: в большинстве штатов США смертную казнь отменять никто не собирается. На деревьях бунтовщиков развешивать, конечно, не будут. Технический прогресс, все-таки. Электрический стул, смертоносная инъекция и газовая камера – всегда к услугам радикальных сторонников расовой справедливости. В некоторых отсталых штатах преступников продолжают вешать, но не на деревьях, чтобы не раздражать экологов.
7
,5
2016, США, Драмы
114 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Президент Теодор Рузвельт утверждал, что говорить с людьми нужно тихо-тихо, но при этом следует держать в руках большущую дубинку. Ему вторил другой знаменитый бандит. Аль Капоне считал, что, используя доброе слово и пистолет, можно сделать гораздо больше хороших дел, чем при использовании вербальных инструментов в отсутствие огнестрельных аргументов. Но все-таки, что первично, слово или дело? Какой способ манипулирования массами эффективней? В одной книге сказано, что вначале все-таки было слово. Да и мировая история свидетельствует: добротной резне, как правило, предшествует грамотно проведенная пропагандистская кампания. Фильм Нэйта Паркера «Рождение нации», вышедший на экраны в 2016 году, как раз про это. Штат Виргиния в США. Начало позапрошлого века. В краю магнолий процветает патриархальное рабство. Чернокожие невольники изображают советских школьников в Узбекистане, собирая на полях хлопок. Белые плантаторы выпивают и закусывают quantum satis, надсмотрщики упражняются в расписывании негритянских спин разнообразными узорами при помощи бичей из бизоньей кожи. Фильм основан на реальных событиях, так что все прелести рабства воспроизведены авторами с высокой точностью и любовью к живописным деталям. Герой картины, чернокожий раб Нэт Тёрнер оказался смышленым мальчиком, каким-то образом освоил чтение, добрая плантаторша познакомила его с Библией. Со временем Нэт (его роль исполняет сам Нэйт Паркер) стал проповедником, внушая собратьям смирение перед социальной несправедливостью и прочие христианские добродетели. Плантаторы, проживающие по соседству, оценили высокое качество опиума для народа, который распространял далекий предок современных наркодилеров. Они стали приглашать его на гастроли на свои плантации для снижения социальной напряженности: в стране свирепствовал кризис, кормить рабов стали гораздо хуже, периодически вспыхивали бунты чернокожих. Нэт в своих путешествиях насмотрелся таких рабовладельческих ужасов, которых его относительно гуманные хозяева себе не позволяли. Впрочем, не позволяли только до поры до времени. Когда Нэт попытался распространить свою деятельность на одного заблудшего белого педофила, он убедился в относительности плантаторского гуманизма. А тут еще и его очень сексуальная жена Черри (Эйджа Наоми Кинг) стала жертвой очень сексуальных домогательств шайки белых беспредельщиков. И вот тогда Нэт использовал всю мощь своего доброго слова. Потом заговорили пистолеты, затем ружья. Кончилось все применением артиллерии. Очередная пропагандистская конфета, завернутая в фантик исторического байопика. Никаких нюансов, никаких полутонов. Белые негодяи гнобят чернокожих страстотерпцев. За что и получают. Не сразу, но зато в полном объеме. Финальные кадры картины переносят нас на полвека вперед: чернокожие солдаты в синей форме атакуют конфедератов. При этом снят фильм не без приятности: черно-белые страсти происходят на фоне чудесных пейзажей американского Юга, используются оттенки зеленого, вызывающие ассоциации с полотнами Сезанна. А изумительные кадры с повешенными на ветвях деревьев повстанцами – прямая отсылка к шедевру XVII века, картине Жака Калло. К сожалению, режиссеру периодически изменяет чувство меры: назойливые аллюзии со страстями Христовыми как минимум удивляют. Масштаб личности Нэта Тёрнера не дает оснований для таких смелых сравнений. На мой взгляд, Нэйт Паркер пережимает и с темой сексуального насилия, которому подвергались чернокожие рабыни. Никто не сомневается, что плантаторы с превеликим удовольствием злоупотребляли правом первой ночи. Но зачем требовать себе в постель замужнюю негритянку, рискуя получить удар ножом исподтишка от ревнивого мужа, когда на плантации полным-полно смазливых девственниц? Возможно, Паркер таким образом продолжает дискуссию с одноименным фильмом 1915 года. В этой расистской поделке озверевшие негры домогаются нежного тела белой девицы. Злопамятность некоторых креативных личностей просто поражает: спорить с людьми, которые сто лет тому назад сказали какую-то гадость и давным-давно благополучно померли – это сильно! Авраам Линкольн, встречаясь с Гарриет Бичер-Стоу, поразился: как такая маленькая женщина вызвала такую большую войну. Действительно, ее роман «Хижина дяди Тома», абсолютно безнадежный с художественной точки зрения, оказался самой настоящей идеологической бомбой, расколовшей тогдашние США на воюющие Север и Юг. «Рождение нации» Нэйта Паркера тоже далеко не шедевр. Тогда возникает вопрос: какие пропагандистские цели преследует автор картины, чего ему надо, на что он намекает, к чему могут привести напоминания об ужасах рабства современным рэперам-баскетболистам, несколько поколений которых живет на социальные пособия? Им нужно избрать еще одного темнокожего президента и выбить новые льготы? Или наставления добряка Паркера должны активировать полноценные расовые волнения? На всякий случай: в большинстве штатов США смертную казнь отменять никто не собирается. На деревьях бунтовщиков развешивать, конечно, не будут. Технический прогресс, все-таки. Электрический стул, смертоносная инъекция и газовая камера – всегда к услугам радикальных сторонников расовой справедливости. В некоторых отсталых штатах преступников продолжают вешать, но не на деревьях, чтобы не раздражать экологов.