«Ты сантехник из Куинса. Какая тебе разница, где жить?»
«Манчестер у моря» - американская драма, написанная и снятая режиссёром, сценаристом, драматургом и с недавних пор лауреатом самых престижных кинопремий американской и британской академий кинематографических искусств – Кеннетом Лонерганом. Первый показ ленты состоялся 23 января 2016 года в рамках национального кинофестиваля независимого кино «Сандэнс» в штате Юта, США. Фильм получил шесть основных номинаций на 89 церемонии вручения кинопремии «Оскар», в том числе и за «Лучший фильм», в итоге принеся создателям две награды в категориях: «Лучший оригинальный сценарий» и «Лучшая мужская роль первого плана».
В центре сюжета находится история апатичного к жизни и полностью погруженного в себя сантехника Ли Чендлера (Кейси Аффлек), которому приходится на время вернуться в свой родной городок из-за смерти старшего брата, где он узнает о том, что в завещании брат назначил именно его опекуном своего 16-летнего сына. Потеряв однажды смысл жизни, Ли обретает возможность пересмотреть взгляды на мир и найти цель своего дальнейшего существования.
Изначально можно подумать, что это самая обычная, что называется «голливудская» драма с претензией на глубокую трагичность в преодолении, как жизненных, так и личностных трудностей по ходу всей протяженности хронометража, приводящих в итоге к абсолютно закономерной концовке, обусловленной стилистическими условностями жанра. Но на деле, всё не так однозначно. Ведь, в первую очередь, «Манчестер у моря» - это кино о людских эмоциях и переживаниях, а уже потом об окружении и происходящих событиях, порой являющихся лишь отражением внутренней драмы главных героев. Этим фильмом режиссёр воспевает оду бесконечным поискам смысла жизни в условиях крайней душевной опустошенности. Поэтому первостепенной его задачей, как постановщика, является полномерное раскрытие тревог основных персонажей через призму меланхолично-минималистичного течения повседневности холодных будней Манчестера. С чем он, к слову, справляется на все сто процентов. Лонерган создает камерное ощущение отстраненности введением в повествование деталей, не демонстрирующих глобальных изменений в характерах персонажей, но способствующих передаче настроения их взаимоотношений по ходу сюжета, опираясь на, пожалуй, главный кинематографический постулат о созерцательном аспекте донесения идеи до зрителя. Так, простая на первый взгляд сцена, в которой осиротевший племянник Ли – Патрик (Лукас Хеджес) говорит: «Погнали», ожидая, что они пойдут в больницу посмотреть на отца, а Ли понимая это, как призыв поехать домой, начинает движение, вследствие чего происходит недопонимание и словесная перепалка, совершенно точно показывает скопившееся напряжение, образовавшуюся пустоту и отчужденность родственников по отношению друг к другу. И абсолютно вся картина наполнена подобными, незаметными бытовыми деталями и действиями, создающими стойкое
впечатление правдивости испытываемых героями чувств.
Так же режиссёр уделяет большое внимание преподнесению глубинных метафор посредствам введения визуальных образов. Например, пронося через весь фильм лейтмотив брошенной, неуместной и столь тяготящей лодки в жизни главного героя, олицетворяющей его угрызения совести за ошибки, совершённые в прошлом и нежелание в это прошлое возвращаться. И, если Патрик всем сердцем хочет лодку сохранить, то Ли, под предлогом невозможности её содержания, желает от неё избавиться, но не потому что она ему противна, а лишь из-за боязни сталкиваться с тревожащими душу воспоминаниями. Именно поэтому все сцены, в которых Чендлеры выходят в море, демонстрируют только светлые моменты воссоединения семьи вдали от гнетущих проблем мрачной повседневности. И пусть, все эти детали скорее являются временным показателем внутренних переживаний героев на конкретном сюжетном этапе, нежели событийно-образующим мотивом, продвигающим основную историю, фильм вряд ли от этого проигрывает. Мастерски сочетая абсолютно каждое звено повествования, режиссёр даёт зрителям прочувствовать на собственном опыте весь окружающий мир картины, в полной мере оправдывая заслуженность получения удостоенной награды лучшего сценария.
Одновременно с этим, Лонерган находит место для вполне достойного, а порой и неожиданного юмора. Однотипные будни, не часто, но разбавляются приятными житейскими ситуациями и событиями, вызывающими, если не приступы отрытого смеха, то необремененную улыбку, оставляющую светлое послевкусие. Что подводит зрителя к мысли о том, что вряд ли жизнь была бы жизнью, в привычном для нас понимании, не будь в ней поля для иронии или комедии. Ведь это кино о людях и их эмоциях, а значит, в нём естественны нотки нетривиального хариентизма.
Рассуждая об операторской работе, нельзя ни обратить внимание на общую цветовую гамму ленты. Фильм снят преимущественно в холодно-голубых, как море тонах. Джорди Ли Лайпс – оператор не скупится на обильное использование протяжных средних и крупных планов, а также статично-картинных планов окружающих пейзажей, что в совокупности с равнодушными красками работает, опять же, на раскрытие основного сюжетного конфликта и создаёт особую атмосферу остановившейся жизни Манчестера.
Музыкальный аккомпанемент гармонично дополняет и, в какой-то мере, даже выстраивает драматичные моменты картины. Совершенно неслучайно главной темой режиссёр выбрал уже привычное в сфере киноискусства, тревожное, но успокаивающее и завораживающее «Adagio In Sol Minore Per Archi E Organo» Томаса Джиованни. Хотя остальная музыка звучит уже не таким особняком, особо не выделяясь на общем фоне, но грамотно его подчеркивая, все же и она оставляет тёплый след на душе по окончании просмотра.
Но имела ли смысл настолько скрупулёзная проработка внутреннего мира картины без сильного воплощения характера главного героя на экране? К счастью, узнать это нам позволено не было. Потому что Кейси Аффлек представил лучшую работу в своей карьере на данный момент, безоговорочно вписав своё имя в число великих исполнителей, совершенно заслуженно получив заветную «статуэтку». Весь его великолепный перфоманс, пожалуй, можно описать одним простым наблюдением - смотря фильм, банально забываешь, что перед тобой находится не настоящий сантехник из Куинса, а младший брат Бена Аффлека. Не меньшим открытием стал и юный Лукас Хеджес – точное попадание в образ подростка, потерявшего своего отца. Вообще упрекнуть кого-то в непрофессионализме не получается, даже в самых незначительных ролях актёры выкладываются по максимуму, в особенности это относится к Мишель Уильямс.
«Манчестер у моря» - это душераздирающая баллада о столь личных для одного человека и столь глобальных для всего человечества проблемах. Неторопливый пример редкого умения говорить просто о сложных вещах. Яркий образчик поистине высоко-драматичного кино. Пронзительная история о примирении и нахождении душевного покоя. О том, что после бури, в море неизменно наступает штиль.
8
,2
2016, США, Драмы
137 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
«Ты сантехник из Куинса. Какая тебе разница, где жить?» «Манчестер у моря» - американская драма, написанная и снятая режиссёром, сценаристом, драматургом и с недавних пор лауреатом самых престижных кинопремий американской и британской академий кинематографических искусств – Кеннетом Лонерганом. Первый показ ленты состоялся 23 января 2016 года в рамках национального кинофестиваля независимого кино «Сандэнс» в штате Юта, США. Фильм получил шесть основных номинаций на 89 церемонии вручения кинопремии «Оскар», в том числе и за «Лучший фильм», в итоге принеся создателям две награды в категориях: «Лучший оригинальный сценарий» и «Лучшая мужская роль первого плана». В центре сюжета находится история апатичного к жизни и полностью погруженного в себя сантехника Ли Чендлера (Кейси Аффлек), которому приходится на время вернуться в свой родной городок из-за смерти старшего брата, где он узнает о том, что в завещании брат назначил именно его опекуном своего 16-летнего сына. Потеряв однажды смысл жизни, Ли обретает возможность пересмотреть взгляды на мир и найти цель своего дальнейшего существования. Изначально можно подумать, что это самая обычная, что называется «голливудская» драма с претензией на глубокую трагичность в преодолении, как жизненных, так и личностных трудностей по ходу всей протяженности хронометража, приводящих в итоге к абсолютно закономерной концовке, обусловленной стилистическими условностями жанра. Но на деле, всё не так однозначно. Ведь, в первую очередь, «Манчестер у моря» - это кино о людских эмоциях и переживаниях, а уже потом об окружении и происходящих событиях, порой являющихся лишь отражением внутренней драмы главных героев. Этим фильмом режиссёр воспевает оду бесконечным поискам смысла жизни в условиях крайней душевной опустошенности. Поэтому первостепенной его задачей, как постановщика, является полномерное раскрытие тревог основных персонажей через призму меланхолично-минималистичного течения повседневности холодных будней Манчестера. С чем он, к слову, справляется на все сто процентов. Лонерган создает камерное ощущение отстраненности введением в повествование деталей, не демонстрирующих глобальных изменений в характерах персонажей, но способствующих передаче настроения их взаимоотношений по ходу сюжета, опираясь на, пожалуй, главный кинематографический постулат о созерцательном аспекте донесения идеи до зрителя. Так, простая на первый взгляд сцена, в которой осиротевший племянник Ли – Патрик (Лукас Хеджес) говорит: «Погнали», ожидая, что они пойдут в больницу посмотреть на отца, а Ли понимая это, как призыв поехать домой, начинает движение, вследствие чего происходит недопонимание и словесная перепалка, совершенно точно показывает скопившееся напряжение, образовавшуюся пустоту и отчужденность родственников по отношению друг к другу. И абсолютно вся картина наполнена подобными, незаметными бытовыми деталями и действиями, создающими стойкое впечатление правдивости испытываемых героями чувств. Так же режиссёр уделяет большое внимание преподнесению глубинных метафор посредствам введения визуальных образов. Например, пронося через весь фильм лейтмотив брошенной, неуместной и столь тяготящей лодки в жизни главного героя, олицетворяющей его угрызения совести за ошибки, совершённые в прошлом и нежелание в это прошлое возвращаться. И, если Патрик всем сердцем хочет лодку сохранить, то Ли, под предлогом невозможности её содержания, желает от неё избавиться, но не потому что она ему противна, а лишь из-за боязни сталкиваться с тревожащими душу воспоминаниями. Именно поэтому все сцены, в которых Чендлеры выходят в море, демонстрируют только светлые моменты воссоединения семьи вдали от гнетущих проблем мрачной повседневности. И пусть, все эти детали скорее являются временным показателем внутренних переживаний героев на конкретном сюжетном этапе, нежели событийно-образующим мотивом, продвигающим основную историю, фильм вряд ли от этого проигрывает. Мастерски сочетая абсолютно каждое звено повествования, режиссёр даёт зрителям прочувствовать на собственном опыте весь окружающий мир картины, в полной мере оправдывая заслуженность получения удостоенной награды лучшего сценария. Одновременно с этим, Лонерган находит место для вполне достойного, а порой и неожиданного юмора. Однотипные будни, не часто, но разбавляются приятными житейскими ситуациями и событиями, вызывающими, если не приступы отрытого смеха, то необремененную улыбку, оставляющую светлое послевкусие. Что подводит зрителя к мысли о том, что вряд ли жизнь была бы жизнью, в привычном для нас понимании, не будь в ней поля для иронии или комедии. Ведь это кино о людях и их эмоциях, а значит, в нём естественны нотки нетривиального хариентизма. Рассуждая об операторской работе, нельзя ни обратить внимание на общую цветовую гамму ленты. Фильм снят преимущественно в холодно-голубых, как море тонах. Джорди Ли Лайпс – оператор не скупится на обильное использование протяжных средних и крупных планов, а также статично-картинных планов окружающих пейзажей, что в совокупности с равнодушными красками работает, опять же, на раскрытие основного сюжетного конфликта и создаёт особую атмосферу остановившейся жизни Манчестера. Музыкальный аккомпанемент гармонично дополняет и, в какой-то мере, даже выстраивает драматичные моменты картины. Совершенно неслучайно главной темой режиссёр выбрал уже привычное в сфере киноискусства, тревожное, но успокаивающее и завораживающее «Adagio In Sol Minore Per Archi E Organo» Томаса Джиованни. Хотя остальная музыка звучит уже не таким особняком, особо не выделяясь на общем фоне, но грамотно его подчеркивая, все же и она оставляет тёплый след на душе по окончании просмотра. Но имела ли смысл настолько скрупулёзная проработка внутреннего мира картины без сильного воплощения характера главного героя на экране? К счастью, узнать это нам позволено не было. Потому что Кейси Аффлек представил лучшую работу в своей карьере на данный момент, безоговорочно вписав своё имя в число великих исполнителей, совершенно заслуженно получив заветную «статуэтку». Весь его великолепный перфоманс, пожалуй, можно описать одним простым наблюдением - смотря фильм, банально забываешь, что перед тобой находится не настоящий сантехник из Куинса, а младший брат Бена Аффлека. Не меньшим открытием стал и юный Лукас Хеджес – точное попадание в образ подростка, потерявшего своего отца. Вообще упрекнуть кого-то в непрофессионализме не получается, даже в самых незначительных ролях актёры выкладываются по максимуму, в особенности это относится к Мишель Уильямс. «Манчестер у моря» - это душераздирающая баллада о столь личных для одного человека и столь глобальных для всего человечества проблемах. Неторопливый пример редкого умения говорить просто о сложных вещах. Яркий образчик поистине высоко-драматичного кино. Пронзительная история о примирении и нахождении душевного покоя. О том, что после бури, в море неизменно наступает штиль.