Когда я узнала, что вышел фильм В.Тодоровского "Большой" на тему балета, моё сердце балетоведа в отставке встрепенулось: обычно боишься картин на темы искусства (из последних ударов - "Чёрный лебедь" Д.Аронофски и "Дама пик" П.Лунгина) - неприятно видеть в кино нечто, далёкое от театральной реальности, полное штампов. В данном случае Тодоровский не подвёл! Фильм снят с любовью - и это главное. Режиссёр не использует тему, как это было у упомянутых выше режиссёров, а вливается в неё, он растворяется, наслаждаясь этим удивительным видом искусства.
Однозначный плюс: в фильме сняты настоящие танцовщицы, а не худые актрисы, изображающие балетных. Благодаря этому решению режиссёра каждый кадр живёт аутентичной пластической жизнью. Вся прелесть рутины хореографического училища (о'кей, Академии), вся ткань балетного ученичества - на ладони. Бесконечные растяжки, являющиеся обычным способом существования учениц, занятия у станка и на середине, когда подлинно-балетные главные героини не покидают кадр ни лицом, ни стопами... Батманы, прыжки, вращения, поддержки - всё настоящее.
Ещё один плюс: несмотря на некоторые сценарные пузыри, у создателей фильма получилось обойтись без явных мелодраматических безобразий, без дурновкусия (!), без раздражающих преувеличений, без стереотипов, свойственных фильмам о балете. Никакого стекла в пуантах и кислоты в лицо. История интересная - но при этом не дёргающая зрителя за определённые ниточки, как это обычно бывает: нет стремления зацепить нас за элементарные суконные петельки человеческой психологии. Я бы сказала - интеллигентно создан фильм. И за это создателям отдельное спасибо!
Есть в "Большом" один эпизод, когда преподавательница Белецкая (Фрейндлих) приходит просить за свою ученицу в один из высочайших кремлёвских кабинетов - что вполне отражает уровень, на котором в нашей реальности принимаются некоторые решения, связанные с балетом. Этот фрагмент фильма прекрасно иллюстрирует переиначенную кем-то фразу Евтушенко: "Балет в России - больше, чем балет")
В сценарии мне увиделось несколько перекличек с повестью Ю.Короткова "Виллисы", которая была опубликована в конце 80-х и которой я зачитывалась, страстно желая проникнуть за стены хореографического училища - в настоящую балетно-ученическую жизнь. Главных героинь повести и фильма зовут одинаково - Юли. Обе - из маленьких провинциальных городков (Рудник и Шахтинск), попали в Московскую хореографическую цитадель по воле случая, обе из бедных, обрастающих детьми семей, обе обладают независимым, сильным, взрывным характером, обе, вырвавшись через энное количество лет повидаться с родными, разочарованы увиденным и счастливы вернуться обратно, в свою балетную московскую крепость...
Из актёрских работ впечатляющее открытие - 13-летняя Екатерина Самуйлина, сыгравшая главную героиню в детстве. Великолепная танцовщица (гимнастка), органичная артистка - очень яркая, талантливая девочка.
Прекрасна Валентина Теличкина в роли директрисы Академии (роль неоднозначная, радующая объёмом персонажа), колоритен Домогаров, сыгравший спившегося балетного премьера, случайно открывшего талант выступавшей на улице девчонки и привезшего её в Москву на вступительный экзамен. Узнаваема и принимаема любимая Алиса Фрейндлих в роли преподавательницы классического танца. Ну, и хорош французский танцовщик и хореограф Николя ле Риш, практически сыгравший себя.
А вот в случае с двумя главными героинями-соперницами возник интересный фокус: вроде, главная - Юлия Ольшанская, гений из глубинки, а москвичка, дисциплинированный пахарь из состоятельной семьи Карина Курникова должна быть хуже. Но вот ведь какой кунштюк: Юля выросла в рабочую, крепко сбитую, с накачанными икрами и совершенно простецким лицом девицу, а Карина - тонкая, удлинённых линий царевна с чуть раскосыми, пленительно вырезанными глазами. Мы на протяжении фильма слышим о выдающемся прыжке Юлии, о её невероятном таланте - а видим обычную, довольно топорную балетную артистку. Глаз отдаёт предпочтение Карине - невзирая на сценарий) Впрочем, этот эффект Одетты-Одиллии, когда не разберёшь, где кто, очень балетному фильму к лицу.
В качестве резюме: фильм до сих пор внутри меня, я продолжаю пребывать в его мире, с его героями, в музыке и кадрах балетного бытия.
8
,1
2017, Россия, Драмы
126 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Когда я узнала, что вышел фильм В.Тодоровского "Большой" на тему балета, моё сердце балетоведа в отставке встрепенулось: обычно боишься картин на темы искусства (из последних ударов - "Чёрный лебедь" Д.Аронофски и "Дама пик" П.Лунгина) - неприятно видеть в кино нечто, далёкое от театральной реальности, полное штампов. В данном случае Тодоровский не подвёл! Фильм снят с любовью - и это главное. Режиссёр не использует тему, как это было у упомянутых выше режиссёров, а вливается в неё, он растворяется, наслаждаясь этим удивительным видом искусства. Однозначный плюс: в фильме сняты настоящие танцовщицы, а не худые актрисы, изображающие балетных. Благодаря этому решению режиссёра каждый кадр живёт аутентичной пластической жизнью. Вся прелесть рутины хореографического училища (о'кей, Академии), вся ткань балетного ученичества - на ладони. Бесконечные растяжки, являющиеся обычным способом существования учениц, занятия у станка и на середине, когда подлинно-балетные главные героини не покидают кадр ни лицом, ни стопами... Батманы, прыжки, вращения, поддержки - всё настоящее. Ещё один плюс: несмотря на некоторые сценарные пузыри, у создателей фильма получилось обойтись без явных мелодраматических безобразий, без дурновкусия (!), без раздражающих преувеличений, без стереотипов, свойственных фильмам о балете. Никакого стекла в пуантах и кислоты в лицо. История интересная - но при этом не дёргающая зрителя за определённые ниточки, как это обычно бывает: нет стремления зацепить нас за элементарные суконные петельки человеческой психологии. Я бы сказала - интеллигентно создан фильм. И за это создателям отдельное спасибо! Есть в "Большом" один эпизод, когда преподавательница Белецкая (Фрейндлих) приходит просить за свою ученицу в один из высочайших кремлёвских кабинетов - что вполне отражает уровень, на котором в нашей реальности принимаются некоторые решения, связанные с балетом. Этот фрагмент фильма прекрасно иллюстрирует переиначенную кем-то фразу Евтушенко: "Балет в России - больше, чем балет") В сценарии мне увиделось несколько перекличек с повестью Ю.Короткова "Виллисы", которая была опубликована в конце 80-х и которой я зачитывалась, страстно желая проникнуть за стены хореографического училища - в настоящую балетно-ученическую жизнь. Главных героинь повести и фильма зовут одинаково - Юли. Обе - из маленьких провинциальных городков (Рудник и Шахтинск), попали в Московскую хореографическую цитадель по воле случая, обе из бедных, обрастающих детьми семей, обе обладают независимым, сильным, взрывным характером, обе, вырвавшись через энное количество лет повидаться с родными, разочарованы увиденным и счастливы вернуться обратно, в свою балетную московскую крепость... Из актёрских работ впечатляющее открытие - 13-летняя Екатерина Самуйлина, сыгравшая главную героиню в детстве. Великолепная танцовщица (гимнастка), органичная артистка - очень яркая, талантливая девочка. Прекрасна Валентина Теличкина в роли директрисы Академии (роль неоднозначная, радующая объёмом персонажа), колоритен Домогаров, сыгравший спившегося балетного премьера, случайно открывшего талант выступавшей на улице девчонки и привезшего её в Москву на вступительный экзамен. Узнаваема и принимаема любимая Алиса Фрейндлих в роли преподавательницы классического танца. Ну, и хорош французский танцовщик и хореограф Николя ле Риш, практически сыгравший себя. А вот в случае с двумя главными героинями-соперницами возник интересный фокус: вроде, главная - Юлия Ольшанская, гений из глубинки, а москвичка, дисциплинированный пахарь из состоятельной семьи Карина Курникова должна быть хуже. Но вот ведь какой кунштюк: Юля выросла в рабочую, крепко сбитую, с накачанными икрами и совершенно простецким лицом девицу, а Карина - тонкая, удлинённых линий царевна с чуть раскосыми, пленительно вырезанными глазами. Мы на протяжении фильма слышим о выдающемся прыжке Юлии, о её невероятном таланте - а видим обычную, довольно топорную балетную артистку. Глаз отдаёт предпочтение Карине - невзирая на сценарий) Впрочем, этот эффект Одетты-Одиллии, когда не разберёшь, где кто, очень балетному фильму к лицу. В качестве резюме: фильм до сих пор внутри меня, я продолжаю пребывать в его мире, с его героями, в музыке и кадрах балетного бытия.