Съемки фильма проходили в Нью Ромни, Нортгемптоне, Грэйтстоне и Литлстоне (Великобритания).Бен Мендельсон и Риз Ахмед ранее вместе снимались в фильме «Изгой-один: Звёздные войны. Истории» (2016).Мощная одноактная пьеса Дэвида Харроуэра «Чёрный дрозд» (Blackbird) впервые была представлена в Великобритании в рамках Эдинбургского международного фестиваля в 2005 году с большим успехом. Спектакль был быстро перенесен в лондонский Вест-Энд, где он получил премию Оливье (Olivier Award) за лучшую пьесу в 2007 году.В течение 10 лет с момента потрясающего дебюта пьеса «Чёрный дрозд» и шокирующая история Рэя и Уны возрождалась на многих языках мира. На сегодняшний день было поставлено более сорока спектаклей по пьесе Харроуэра в Стокгольме, Кейптауне, Мумбаи, Праге, Токио, Сиднее, а также недавно он шел на Бродвее с Джеффом Дэниелсом и Мишель Уильямс.Пьеса вызвала интерес у режиссеров и продюсеров кино и телевидения Джин Думэниени Патрика Дэйли еще в 2005 году. Как только они приобрели права на фильм, продюсеры приступили к адаптации пьесы для большого экрана. Драматург Харроуэр написал сценарий для фильма и был вовлечен в процесс на протяжении многих лет; «Дэвид - это сквозная линия в фильме «Уна». Его преданность проекту была невероятной», - говорит Патрик.Поиск бесстрашного режиссера, который бы взял на себя экранизацию истории Уны и Рэя свёл Джин и Патрика с Бенедиктом Эндрюсом. Австралийский режиссер и писатель в течение последних двух десятилетий приобрел отличную репутацию в международном театре, особенно после его пребывания на посту Президента в Сиднейской театральной компании в начале 2000-х годов. Джин Думэниен объясняет: «Когда мы впервые обсудили проект, стало ясно, что у Бенедикта созрело глубокое понимание этих персонажей и присутствует страсть к материалу, что было для нас главным».Эндрюс стал отличным выбором для экранизации «Уны», несмотря на то, что это был его дебют в художественной фильмографии. Дэйли объясняет: «Бенедикт обладает таким впечатляющим знанием киноязыка и такой потрясающей природной интуицией, что мы были полностью уверены в его мастерстве как режиссера, переходящего из театра в кино». «Бенедикт - один из величайших современных режиссеров театра», - утверждает Бен Мендельсон, который работал с Эндрюсом в театре и в кино: «Он - какой-то действительно другой; его подход - это реально иной взгляд на вещи. И это – настоящий дар».Примечательно, что Эндрюс снял первую чернорабочую версию пьесы Дэвида Харроуэрана немецком языке всего через три месяца после ее оригинальной постановки в Эдинбурге в театре Schaubuhne в Берлине в ноябре 2005 года. Когда пьеса была запущена на сцене, Эндрюс следил, как она развивается на протяжении длительного периода времени. Как он объясняет: «Я очень хорошо узнал пьесу благодаря этому опыту, в течение нескольких месяцев и лет, пока пьеса шла в театре, я смог наблюдать за ее развитием от спектакля к спектаклю, посмотреть, как актёры справляются с игрой». Он продолжает: «Есть кое-что в пьесе, что заставляет тебя чувствовать постоянную вовлеченность. Именно это привлекло меня к постановке много лет назад: с самого первого момента пьеса цепляет тебя и уже не отпускает. Это своего рода кошмарный кусок продолжительной записи. В ней нет покоя - от неё не сбежишь». По его собственному признанию, Эндрюс некоторое время назад искал правильный проект. Он всегда считал, что «УНА» может стать необычным фильмом, и даже несколько раз интересовался правами. Он говорит: «Опыт руководства пьесой был все еще внутри меня; Я по-прежнему очарован этими двумя людьми. Меня также действительно интересовало, как можно кинематографично описать идею памяти, которая является темой истории «Чёрный дрозд». Эндрюс был в восторге от того, что продюсеры Думэниен и Дэйли планировали адаптировать «Чёрного дрозда» для большого экрана, и разговоры начались всерьез, когда Эндрюс проявил к этому реальный большой интерес.Эндрюс с самого начала выразил намерение представить пьесу как полностью кинематографический пересказ: «Я не был заинтересован снимать театральную постановку. Я хотел пойти в кино и испытать «чистое» кино ». Очевидная преданность Бенедикта проекту и его подход к материалу убедили Жана и Патрика, что он был правильным режиссером для постановки «Чёрного дрозда» на большом экране - храбрым, смелым и с четким видением фильма.Дэвид Харроуэр отправился в Рейкьявик, где живёт Бенедикт Эндрюс, и оба потратили много времени, работая над существующим сценарием Дэвида для «Чёрного дрозда», который он адаптировал ранее. «Это положило начало работы со сценарием, который действительно развился на протяжении всего процесса кинопроизводства и был серьезно изменен», - говорит Эндрюс. Харроуэр вспоминает: «Мы прорабатывали сценарий сцену за сценой, просеивали, добавляли, отбрасывали - пытаясь найти истинную линию через настоящие и прошедшие истории. Это самое близкое сотрудничество, которое у меня когда-либо было с режиссером, и это был увлекательный процесс, основывающийся на уважении и, самое главное, доверии». Эндрюс соглашается: «Это были очень динамичные отношения с Дэвидом, радостные и особенно творческие для нас обоих. У меня была собственная «карта» пьесы, и я изучал её шаг за шагом, строчку за строчкой, управляя постановкой в Шаубюне. Основа была действительно сильной. Чтобы быть верным пьесе, мне необходимо было приблизиться к ее персонажам и поддерживать чувство напряжения, беспокойства и эмоциональной уязвимости, которые есть в пьесе, а также найти способы показать это в фильме». Пора было углубиться в мотивы и эмоции персонажей и в сложные узлы отношений, разделяя их на крупицы, чтобы полностью их изучить. Бенедикт продолжает: «Мы дали себе разрешение и свободу для того, чтобы сценарий продолжал расти и меняться, поэтому он никогда не рассматривался нами как нечто полностью законченное».Монтажер Ник Фентон, чьи впечатляющие работы включают фильмы Клио Бернарда, Ричарда Айоади и Антона Корбейна пришел на этот проект на раннем этапе по просьбе Эндрюса и был свидетелем этого сотрудничества в действии. «Подлинность «Уны» сводится к неустанному стремлению Бенедикта и Дэвида испытывать персонажей в очень запутанной и сложной эмоциональной обстановке. Постигнуть сложность этих эмоций - это то, что было их целью». «Невероятная сила пьесы проистекает из того, что вся история происходит в одной комнате с этими двумя людьми», - указывает РуниМара, играющая главную героиню в фильме «Уна». «Близость, замкнутость ... Я думаю, что задача адаптации пьесы в фильм и перенесение сути происходящего из пьесы в фильм - для меня было более устрашающим, чем сама роль».Эндрюс и Харроуэр неустанно работали над сценарием, Они хотели держать зрителя в напряжении, ,поднимать вопросы о мотивах действий героев через их речь и движения в разгар конфронтации. Эндрюс объясняет: «Эту возможность наблюдать за двумя людьми, которые срываются друг на друге в течении полутора часов, мы перенесли в фильм. С целью обнаружить те места, где было больнее всего, чтобы попасть в свежую рану взаимоотношений Рэя и Уны, которая проявляется в их речи и движениях, а также, чтобы кино смогло показать всю суть времени и памяти».Идея памяти и параллельной вселенной, которая сосуществует в сценарии в форме ретроспективных кадров, была написана специально для фильма Харроуэром. Эндрюс был заинтересован в том, чтобы показать происхождение запретных отношений Рэя и Уны, где прошлое становится почти пространством сновидений, отвечая вам прямо в сердце на вопросы о связи между персонажами - когда, почему и как. Харроуэр говорит об отношениях Уны к прошлому: «Это то, за что она цепляется и пытается отвергнуть. Она осознает, насколько прошлое сформировало её, и в то же время ненавидит того, кем она стала. Прошлое является одной из основных причин, по которым она совершает путешествие к Рею - (возможно) по ошибочной вере в то, что если она сможет каким-то образом понять или противостоять ему и их прошлому, она снова сможет стать цельной». Так придумать постановку, чтобы позволить прошлому занимать видное место, но также найти способ представить прошлое так, чтобы оно соответствовало бы уникальному тону фильма, было критически важным для Эндрюса. Он говорит: «Одним из величайших качеств кино является его способность исследовать время и исследовать эмоциональный опыт времени. Эта история основана на ключевом событии, которое произошло между этими двумя людьми пятнадцать лет назад, и мне было действительно интересно увидеть, как очень линейная встреча между ними в настоящем и очень сжатый момент конфронтации может затем иметь нелинейное прошлое, проходящее через него, с точки зрения их воспоминаний ». Монтажер Ник Фентон добавляет: «История отношений Уны и Рэя должна быть такой же настоящей как момент, когда мы встречаемся с ними», и поэтому эти «пространства памяти», как их видели кинематографисты, позволили их запретному прошлому быть разоблаченным и расчленённым. «В кинотеатре демонстрируются изображения, которые обычно проносятся у нас в уме в театре», - говорит Эндрюс. «Я думаю, что возможность увидеть, как развиваются эти отношения, становится более неудобной, более нравственно и эмоционально сложной для зрителя в кино. Это делает фильм более сложным и в некотором роде более трогательным. Фильм постоянно противоречит ожиданиям аудитории. Зрители должны работать как детективы, чтобы расшифровать то, что реально, кто прав, кому верить. Фильм выкручивает Вас наизнанку, меняет Ваши симпатии, мешает Вашему моральному пониманию жертвы и преступника. Все это держится на острие меча.Во время пост-продакшена «Чёрный дрозд» стал «Уной». Эндрюс, Харроуэр и монтажер Ник Фентон вспоминают, как фильм начал отделяться от пьесы органичным образом, став совершенно самостоятельным - и в этот момент стало ясно, что он должен иметь абсолютно другое название. Как объясняет Бенедикт: «Название, то есть, имя – Уна, является портретом этого человека как девушки и как женщины. Но помимо этого, Уна - это имя, которое преследовало Рэя более пятнадцати лет, и это имя оставалось глубоко запрятанным внутри него. Имя очень важно в фильме. Рэй вынужден был изменить свое ... теперь его зовут Питер, но Уна продолжает жить с собственным именем. Присутствует также небольшая игра слов, так как перевод слова с латинского означает «один». Главный вопрос для Уны на протяжении всего ее путешествия в фильме ... Была ли я единственной?» Он продолжает: «Для меня было важно, чтобы Уна оставалась одинокой, как часть кино. Поэтому, чтобы быть верным пьесе «Чёрный дрозд», я замышлял, образно, взять её ДНК и затем вырастить из этого что-то новое. Я смог это сделать только благодаря невероятной любви, уважению и увлечению пьесой Дэвида Харроуэра и этих очень конкретных отношений, которые он создал между Рэем и Уной .... Я считаю, что эта ДНК пьесы однозначно присутствует во всех кадрах фильма, который мы сделали».Без сомнений, Бенедикт Эндрюс уже заработал репутацию мастера, создавая театральные шедевры, в основе которых женщины, полагающиеся только на свои инстинкты. Это и Джиллиан Андерсон в роли БланшДюбуа в «Трамвае «Желаний»», Кейт Бланшетт и Изабель Юппер, играющие сестер в пьесе Жана Жене «Служанка», и Джуди Дэвис в роли Аркадиной в постановке «Чайка». Поэтому не удивительно, что «Уна» также требовала самых смелых действий от главной актрисы, которая сможет показать Унувызывающей и незащищенной, одновременно рассказывая ее глубоко личную историю.В роли Уны трудно представить себе более хрупкую, но бесстрашную актрису, чем Руни Мара. Ей не чужд сложный материал и сложные, беспокойные характеры. Возможно, представить зрителю Уну Маре помог тот факт, что она давно хорошо знакома с постановкой «Чёрного дрозда». В 2007 году она впервые увидела пьесу в США с Джеффом Дэниэлсом и Аллисон Пилл. В последующие годы ей часто попадался сам текст произведения.Руни Мара рассказывает о впечатлении от первого просмотра пьесы: «Она на самом деле меня потрясла. Меня захватили эмоции, и после просмотра еще долго держала в напряжении. Меня разрывали противоречия: я как бы понимаю любовь Рэя и Уны и переживаю за них, мне иногда так хотелось, чтобы они были вместе, но с другой стороны понимаю, что их отношения зло. Думаю, именно этот конфликт делает историю такой потрясающей. И, конечно, диалоги на темы, на которые наложены табу, не обсуждаемые вслух».Руни Мара появилась в команде фильма вслед за режиссером Бенедиктом Эндрюсом и участвовала во всех обсуждениях постановки, задолго до того, как фильм получил финансирование. «Я был взволнован, узнав, что Руни знала эту пьесу и любила ее, - рассказывает Бенедикт о первой встречи с Руни. - Естественно, меня восхищает игра Руни: комбинация абсолютной решимости, силы и очаровательной красоты актрисы. Ее феноменальная способность показать раненого, но не жертву – поражает. Думаю, именно это было действительно нужно персонажу Уны. Я искал актрису с редким даром, единственную в своем роде, ведь сама Уна – уникальна». Перспектива играть Уну Руни Мару не испугала: «Я действительно связана с ролью Уны. О ее характере и поведении я часто задумывалась, разбирала по крупинкам. Поэтому историю знала и была рада еще глубже в неё вникнуть. Роль стала для меня вызовом».Рэй, пожалуй, самый сложный персонаж. Бена Мендельсона, который исполняет роль Рэя, пригласил австралиец Эндрюс. Десятью годами ранее он руководил постановкой «Юлий Цезарь» в Сиднейской театральной компании, в которой играл Бен. Эндрюс восхищается Мендельсоном: «Он просто один из моих любимых актёров и явно один из самых талантливых в своем поколении. Наши первоначальные обсуждения роли Рэя были сосредоточены на мужчинах, которые были немного старше, чем Бен. Но, когда Дэвид Харроуэр и я уяснили, насколько важную роль в фильме играет прошлое, и что зрители будут видеть Рэя в настоящем и в прошлом, а значит нужен был актёр, который мог бы показать оба этих возраста – я сразу вспомнил о Бене». Продюсер Патрик Дейли согласен с режиссером: «Мы все большие поклонники работы Бена, и не сомневались, что он сможет сыграть Рэя в разном возрасте». Мендельсон подтвердил согласие на роль сразу, как только прочел сценарий. Руни Мара говорит: «Бенедикт отправил мне по электронной почте информацию о Бене, о роли Рэя, и с тех пор всё будто стало на свои места».Мендельсон в отличие от Мары пьесу «Чёрный дрозд» не видел, поэтому первое знакомство со сценарием стало для него значимым моментом. «Это действительно захватывающий, действительно трудный материал. Сложная работа, но сыграть такую роль – достижение. Харроуэр оставляет нашим персонажам достаточно пространства для маневров, в то же время, вписывая их в тесные рамки сценария. А разоблачение в третьем части фильма – просто ужасающе! Мне кажется, это чертовски необычно».Правдоподобность Рэя в глазах проницательной аудитории – одна из важнейших задач создателей. Бенедикт Эндрюс говорит: «У Бена есть дар – показать с экрана поиск истины и саму истину. Бен обладает непредсказуемой силой, он воитель и выживший – это и хотелось увидеть в Рэе. Найти такого актера, у которого не только огромный талант, но и который достаточно храбр, чтобы связаться с подобной ролью. Ведь многие могут воспринять Рэя как чудовище. Необычайно смело».Эндрюс и Мендельсон ощущают личную ответственностью перед зрителем за ситуацию между мужчиной и девушкой-подростком, и в то же время предоставляют аудитории возможность рассмотреть эту ситуацию с разных сторон. Мы видим встречу героев, нестабильная и постоянно меняющаяся атмосфера, которая тревожит зрителя и требует более глубокого понимания взаимоотношений Уны и Рэя. Жизнь Рэя перевернута вверх дном, когда Уна без предупреждения появляется на его работе. Его безопасная и гладкая жизнь оказывается под угрозой. Он должен бороться, чтобы защитить всё, что ему сегодня дорого. Увидев Уну спустя 15 лет, он должен посмотреть правде и последствиям того, что произошло между ними, в глаза честно.Изучая сценарий, Бен интересовался всеми аспектами, лежащими в основе характера его персонажа, главным образом отношением Рэя к Уне: она действительно самая большая любовь в его жизни, или он просто соблазнил девушку? «Поэтому мы с Бенедиктом потратили много времени, пытаясь сделать персонажа максимально сложным, чтобы зрители сами догадывались о его мыслях».Хотя Мара и Мендельсон не работали вместе раньше, проблем на съемочной площадке «УНЫ» у них не возникло. Даже несмотря на то что Эндрюс принял решение не проводить репетиций Рени и Бен до съемок. Лишь фактические дискуссии между актёрами и режиссером по прочтению сценария. Эндрюс говорит: «Мне было важно сохранить напряжение между актерами. Не хотел тратить их чувства, старался сделать так, чтобы в самых эмоциональных ситуациях они были только перед камерами». «Уже при второй встрече с Беном, я поняла, что люблю его, - говорит Руни. - Он мгновенно заставил меня чувствовать себя не только в безопасности, но и заставил меня смеяться. Он такой джентльмен. Между нами появилась некая творческая связь, дух товарищества. Мне кажется, Бен тоже почувствовал это».На съемках «Уны» РуниМ ара, Бен Мендельсон и Бенедикт Эндрюс сформировали невероятно прочную связь, работая как одно целое и оказывая друг другу всестороннюю поддержку. В результате их сплоченности и у остальной части съемочной группы проблем на площадке не возникало. Тимиос Бакатакис – оператор «Уны» и оператор-постановщик таких картин как «Лобстер» и «Клык», объясняет этот процесс: «Мы позволяем актёрам найти свои естественные позиции на сцене, а затем мы располагаемся вокруг них – разрабатываем, как мы можем помочь рассказать историю. Я работал аналогичным образом в другом проекте, необходимо было позволить, в частности, Руни и Бену импровизировать в сценах и предоставлять им полную свободу в кадре».Подобранная команда Бенедикта Эндрюса – сочетание знакомых из его театрального прошлого плюс несколько самых талантливых современных экспертов в своих областях. Эндрюс понимал, что делая постановку уникальной камерной драмой с интенсивной и сложной структурой, необходимо создать условия, в которых актёры максимально правдиво смогли бы сыграть свои роли.Эндрюс смог управлять съёмочной командой в невероятно ограниченных пространствах, и вспоминает уникальную связь между его актёрами, оператором-постановщиком Бакатакисом и другими операторами, что привело к более честной и глубоко ощущаемой атмосфере на съемочной площадке. Эндрюс говорит об этом опыте: «Я бы не сказал, что это была священная атмосфера, в ней всегда было место для игры, но атмосфера была очень-очень концентрированной. И я думаю, это касалось исключительности данного фильма, потому что в нём отображается персональный, высоко заряженный характер отношений Рэя и Уны, их встреч».Композитор Джед Курзель, много лет знаком с Эндрюсом в качестве друга и коллеги, сказал: «Я думаю, что фильм – это совместная работа, которая раскрывается, когда все отделы работают на самом высоком уровне, но с помощью режиссёра, который управляет ими. Бенедикт понял это очень быстро». Редактор фильма Фентон, добавил: «Это было ансамблевое усилие, но с определённым ведущим сотрудником. Я думаю, что это именно то, что делают хорошие режиссёры. Они просто играют партию ведущего голоса, которому все следуют, как лучшие певцы в хоре».Актёры также имели право при необходимости, бросить вызов сценарию, поскольку сформировали собственные интерпретации персонажей. «Две главные роли исполняли два актёра, которые являются очень умными, инстинктивными актёрами, - говорит Бенедикт о Бене Мендельсоне и Руни Маре. - И прислушиваясь к их чутью, Дэвид и я переменили некоторые вещи в постановке. Во время того, как обустраивали новую сцену, я иногда сидел с ними обоими и перечитывал текст, который они хотели играть, позволяя им импровизировать, чтобы эти действия были действительно кинематографически верны». «Я чувствовал себя в безопасности, при обработке этого материала, - говорит Руни. - Потому что я знала, насколько Бенедикт знаком со сценарием и насколько важно для него правильно и живо сделать постановку. Я понимала, насколько важно ему было направить нас в правильное русло, чтобы прочувствовать всю химию между Рэем и Уной и дать нам пережить эти чувства. Его театральное прошлое сделало его невероятно полезным для нас как актёров в этой ситуации». «Это была интенсивная и захватывающая работа, - соглашается продюсер Патрик Дейли. - Бенедикт так великолепно ведёт себя с актёрами, что смотреть на их работу было просто удивительно».Юная Руби Стоукс – откровение в роли подростка Уны. Её роль – неотъемлемая часть всего фильма. Она является гораздо большим, чем просто физическим сходством с РуниМарой или «опорой» для сцен о прошлом Рэя и Уны. Руби показала необычайную зрелость, играя сложную роль. Бенедикт рассказал о кастинге Руби: «Нам нужна была молодая актриса, которая могла бы вовлечь нас в мысли девушки, переживающей эмоционально конфликтный опыт». «Нам очень повезло найти Руби, - добавляет Ник Фентон. – Я думаю, что это было неожиданное открытие во всём этом процессе. Руби действительно сыграла роль не как опытная актриса, а как зрелый прообраз союза Бена и Руни». Бенедикт соглашается: «Нам была необходима невероятная цельность как двух взрослых ролей, так и в роли юной Уны. Мы её получили».Экранизация «Уны» открывает двухстороннюю напряженную конструкцию, настолько отличную от пьесы, что включает в себя несколько новых персонажей, которые вращаются вокруг центральной пары. Мать Уны, жена Рэя, коллеги по работе и анонимные сексуальные партнеры - всё это помогает глубже понять, как прошлые события повлияли на жизнь Рэя и Уна в настоящем. «Я принял это решение с самого первого проекта, - говорит Харроуэр. – Присутствие других персонажей усилило изоляцию и затруднительное положение главных героев».Дополнительный состав экранизации «Уна» включает в себя актрису британского кино и театра Тару Фицджеральд (фильм «Игра престолов») в роли матери Уны. Наташу Литтл (фильмы «Ночной администратор», «Волчий зал») в роли Ивонны – жены Рэя. ТобайасаМензиса( фильмы «Чёрное море», телесериалы «Игра престолов» и «Чужестранка») в роли шефа Рэя – Марка. И молодую международную звезду – Риза Ахмеда (фильмы «Изгой один: звёздные войны», «Стрингер», мини-сериал «Однажды ночью») в роли ключевого коллеги Рэя – Скотта. Харроуэр рассказал о персонаже Скотте: «О нём было очень интересно писать. Кто-то, кто близок к Рэю, но затем становится связанным с Уной. В основном невольно. Скотт - сложный персонаж, потому что у всех нас жизнь постоянно меняется. Скотт должен спросить у себя о Рэе и Уне: «Они любовники? Родные? Что конкретно происходит между ними?» Скотт обеспечивает контрапункт исключительным отношениям Рэя и Уны – Эндрюс описывает его как «выключатель» - смотрящего снаружи и хотя верного Рэю, неспособного противостоять приманке таинственной Уны. В конечном итоге, Скотт угрожает раскрыть правду, похороненную в новой жизни Рэя».
Отзывы