Герметичный survival-триллер, без замахов на шедевр и гениальность, но с качественной реалистичной атмосферой и дерзкими акулами
«Синяя бездна», также известный как «47 Meters Down / 47 метров вниз / На глубине 47 метров» / «In the Deep / В глубине / Страх глубины».
Мне очень импонирует такой кино-поджанр как энимал-хорроры, в которых отдельный персонаж либо какая-то небольшая группа персонажей попадает в затруднительное положение и мешают из неё выбраться представители фауны. В данной категории очень выделяются фильмы про акул, которых за чуть более 40 лет вышла просто какая-то бездна и в них обыгрывали и обсасывали всё что угодно: были и эксперименты учёных над акулами, доисторические монстры выплывали из неизвестности, отращивали себе несколько голов либо же вообще конечности и потом родили по суше, акул приносило цунами, они летали в торнадо и далее, далее и далее по волнам самых смелых фантазий (одна из них: дать ‘поумневшим’ из-за эксперимента акулам автоматы. Но кажется, к счастью, эту идею отбросили).
Достойных работ, вроде самого известного и культового триллера Стивена Спилберга «Челюсти», который сумел породить страх перед безжалостными хищниками, наделив акул образом идеальных убийц, считай и нет вовсе. Почти все последние работы, учитывая фильмы из категории Б, вызывают скорее усмешки, нежели страх. А жаль... Однако я не теряю надежд, что ещё выплывет из этого болота стоящий шедевр, посему, учитывая, что мне в принципе нравится данный жанр, и смотрю подобные фильмы.
Очередным ожиданием стала премьера в кинотеатрах «Синяя бездна». Фильм вышел сразу на DVD ещё в прошлом году и для показа в кино не факт, что планировался. Но прошлогодний успех «Отмели» сыграл свою роль и вот – лента попала в кинотеатры (а, глядя на текущие 2-х недельные и ещё не окончательные результаты проката, в соответствии с которыми картина уже шесть раз окупила стоимость производства, очевидно, что решение оказалось верным).
Начнём с того, что это не акулий хоррор в его классическом понимании, это – камерный или, как его ещё называют, герметичный триллер, когда всё основное действие происходит в какой-то одной замкнутой локации, со скримерами (бу-моментами) и элементами драмы. Но акулы, безусловно, будут.
Сюжет до примитивности простой и прямой, но это не недостаток (!), а то самое ‘всё гениальное просто’: две сестры – Кейт и Лиза – отдыхают в солнечной Мексике. Одна по жизни гулёна, пользующая спросом у мужчин, вторая – её полная противоположность, да ещё и с кризисом в личной жизни. В ночном заведении девушки познакомились с местными любителями-экстремалами. Последние предложили сёстрам свою любимую забаву: спуститься в клетке с аквалангами под воду, чтобы посмотреть на больших белых акул поближе. Лиза сопротивляется, но Кейт удалось её уговорить («...представь, какие будут фотки в Instagram? Твой бывший обзавидуется!...»). После небольшого инструктажа от сомнительного вида капитана на лодке, не вызывающей особого доверия, девушки забираются в клетку и спускаются под воду, глубоко под воду... этак на 47 метров вместо планируемых 5. И трос не оборвался - нет, с этим всё в порядке. Там прямо подъёмный кран с корнем вылетел и спустился на самое дно, рядом с клеткой.
Туда, где связь не работает. Туда, где окружает неизвестность. Туда, где лишь бледный свет от фонарей на клетке немного рассеивает тьму. Туда, где в баллонах воздуха на час, и не понятно, осталась ли команда, чтобы их спасти. Туда, откуда быстро выплыть вверх нельзя, ведь кессонная болезнь приведёт к мучительной смерти. Туда, откуда медленно выплыть вверх тоже нельзя, ведь 7-ми метровые большие белые не очень гостеприимные хозяева. Туда, где, казалось бы, выбор предлагает лишь варианты, как именно умереть...
Таким образом, перед нами герметичный survival-триллер, где акулы – не самая большая проблема сестёр. Были опасения, что в столь ограниченной локации, да ещё и под водой, в темноте, с не самыми талантливыми актрисами, режиссёру будет нечего показать. Ан-нет, оказалось, что с точностью да наоборот.
Почти весь фильм, за исключением минут этак 15-ти в начале и этак 5-ти в конце, состоит из подводных съёмок и, при ожидающейся, казалось бы, предсказуемости всего и вся, атмосфера саспенса и напряжения лишь нарастает по ходу фильма, не отпуская до самого конца и пугая своей реалистичностью. Девушкам не суждено отсидеться в более-менее безопасной клетке, они будут вынуждены из этой ‘зоны комфорта’ по разным причинам выбираться. И заставляют неслабо понервничать не сцены внезапного появления акул – хотя их тут достаточно, и эти появления очень атмосферно и эффектно пугают, в одном из них меня даже окатило морозом по коже и дико вжало в кресло (ех, давненько такого не было), – а те сцены, когда кто-нибудь из персонажей зависает в середине экрана среди неприветливой неизвестности, беспомощно озираясь по сторонам. Эти сцены сделаны на-ура! За героинь действительно переживаешь, и чёрт с ним с наличием некоторой, немного местами раздражающей, истеричности одной из девушек то ли по сценарию, то ли из-за неудачного русского дубляжа (имеется ввиду версии для кинотеатров, не знакома с интернет-вариантами).
А какая здесь концовка – блеск! Кто-то разочарован, но лично мне очень понравилась задумка с двойным финалом. Подробнее не буду, но там дело в ‘азотном наркозе’ – реально существующем наркотическим воздействием азота на нервную систему человека на больших глубинах, которую здесь творчески гипертрофировали в яркие галлюцинации.
Актрисы – Мэнди Мур и Клер Холт – со своими ролями вполне достойно справились, правдоподобно показывая то отчаяние, то неподдельную панику, то взаимную поддержку и самообладание (хотя не без упомянутых выше истеричных сцен, так как не пойму: это переигранность или задумка такая?). Про остальных говорить практически нечего, так как на экране эти 3,56 дополнительных персонажа присутствуют лишь немногим больше ‘ничего’.
Акулы здесь замечательны: при очень скромном по нынешним меркам бюджете ($ 5 млн) акулы получились очень достойными, ‘косяков’ с графикой видно не было. И тут заслуга не только студии компьютерной графики, но также и режиссёра/ постановщика и оператора, которые смогли очень грамотно обставить освещение и ракурсы съёмок, демонстрируя хищников лишь реалистичными фрагментами, скрывая остальное во тьме, не скатываясь в некачественную мультипликацию большинства фильмов жанра. Целиком, во всей красе, акул также показывали, но пугали больше именно эти ‘куски тел’.
Отдельно также хочется обратить внимание на саундтрек. Музыка Tomandandy всегда звучит отлично, обратила внимание на этот дуэт композиторов ещё в «У холмов есть глаза» и окончательно полюбила в «Обитель зла: Жизнь после смерти». Этот фильм не стал исключением: музыкальное сопровождение звучит невероятно здо'рово и уместно.
И просто не могу обойти стороной сравнение с двумя другими акульими хоррорами, внебрачным ребёнком которых, по сути, и является «Синяя бездна». Речь про «Открытое море» и упомянутую «Отмель».
В «Открытом море» двое дайверов (супружеская пара) были забыты в 15 километрах от берега, где они встретились со стаей акул. Всё действие происходит просто на открытой воде, там нет дико захватывающих сцен с огромными акулами, но страх и безысходность фильм нагнетает хлёстко (и там, мой бог, из-за крайне малого бюджета в $ 500 тыс. использовали не графику и муляжи, а снимались с реальными (!, ! и ещё раз !) акулами). По факту, это самый мрачный, загоняющий в депрессию, основанный на реальных событиях хоррор с трагичным финалом (прошу прощения, если спойлер – фильм 2003 года).
«Отмель» в противовес предыдущему – это больше развлекательный и красивый хоррор, который пошёл по второму возможному варианту развития событий энимал-фильмов: уход в фантастическое выживание (первый – это реалистичный трэш). Это фильм о девушке-сёрфингистке, которая приезжает на пляж без названия, почтить память матери. И там, в безлюдной заводи, она столкнулась с принципиальной акулой, которая защищала своё пропитание – дрейфующий неподалёку труп кита. И Нэнси, спасающаяся сначала на выступающих рифах, а потом на буе, не может добраться до берега – а он ведь всего в метрах 300 от неё.
Если сравнивать все три фильма, то «Синяя бездна» получила более экстремальную и динамичную тему, чем в обоих фильмах (ограниченность в кислороде и необходимость энергичнее принимать решения), более ‘оптимистичный’, если можно так сказать, финал и менее депрессивное общее настроение, чем в «Открытом море», и более реалистичный финал с превосходящей гнетущей атмосферой безысходности, чем в «Отмели».
Но при этом безусловным преимуществом последнего является красивейшая картинка, качественно снятые сцены сёрфинга, практически осязаемая свежесть океана и очень стильное ‘настроение’. Кроме того, наблюдать за героинями в «Бездне» не так приятно как в той же в «Отмели»: Блэйк Лайвли превосходно справилась со своей ролью (а она отыграла процентов 85 фильма одна и не представляю, смог ли кто-то сделать лучше). Да и просто смотреть на полуобнажённую красивую девушку в атмосфере пляж/ синее море/ солнце гораздо, гораздо приятнее, чем на облачённых в безликие костюмы для дайвинга с закрывающими всё лицо масками персонажей. Всё-таки современный хоррор просто обязан обладать сексуальностью, иначе - беда.
Итого: «Синяя бездна» - это годный, свежий, нервный, местами жутковатый, динамичный , напряжённый, созданный для любителей жанра подводный герметичный survival-триллер, без замахов на шедевр и гениальность, но с качественной, давящей на психику реалистичной атмосферой и дерзкими, врывающимися в кадр акулами. Посмотреть один раз точно можно. И я в воду, где водится хоть что-то крупнее самого безобидного планктона, ни ногой!
6,5 из 10 в общем и 8 из 10 в рамках жанра.
PS: Теперь (наконец-то!) у меня сложился паззл ‘мой Топ-5 фильмов про акул’:
1. «Челюсти / Jaws», 1975
2. «Глубокое синее море / Deep Blue Sea», 1999
3. «Отмель / The Shallows», 2016
4. «Открытое море / Open Water», 2003
5. «Синяя бездна / 47 Meters Down», 2016.
6
,4
2017, Ужасы
85 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
«Синяя бездна», также известный как «47 Meters Down / 47 метров вниз / На глубине 47 метров» / «In the Deep / В глубине / Страх глубины». Мне очень импонирует такой кино-поджанр как энимал-хорроры, в которых отдельный персонаж либо какая-то небольшая группа персонажей попадает в затруднительное положение и мешают из неё выбраться представители фауны. В данной категории очень выделяются фильмы про акул, которых за чуть более 40 лет вышла просто какая-то бездна и в них обыгрывали и обсасывали всё что угодно: были и эксперименты учёных над акулами, доисторические монстры выплывали из неизвестности, отращивали себе несколько голов либо же вообще конечности и потом родили по суше, акул приносило цунами, они летали в торнадо и далее, далее и далее по волнам самых смелых фантазий (одна из них: дать ‘поумневшим’ из-за эксперимента акулам автоматы. Но кажется, к счастью, эту идею отбросили). Достойных работ, вроде самого известного и культового триллера Стивена Спилберга «Челюсти», который сумел породить страх перед безжалостными хищниками, наделив акул образом идеальных убийц, считай и нет вовсе. Почти все последние работы, учитывая фильмы из категории Б, вызывают скорее усмешки, нежели страх. А жаль... Однако я не теряю надежд, что ещё выплывет из этого болота стоящий шедевр, посему, учитывая, что мне в принципе нравится данный жанр, и смотрю подобные фильмы. Очередным ожиданием стала премьера в кинотеатрах «Синяя бездна». Фильм вышел сразу на DVD ещё в прошлом году и для показа в кино не факт, что планировался. Но прошлогодний успех «Отмели» сыграл свою роль и вот – лента попала в кинотеатры (а, глядя на текущие 2-х недельные и ещё не окончательные результаты проката, в соответствии с которыми картина уже шесть раз окупила стоимость производства, очевидно, что решение оказалось верным). Начнём с того, что это не акулий хоррор в его классическом понимании, это – камерный или, как его ещё называют, герметичный триллер, когда всё основное действие происходит в какой-то одной замкнутой локации, со скримерами (бу-моментами) и элементами драмы. Но акулы, безусловно, будут. Сюжет до примитивности простой и прямой, но это не недостаток (!), а то самое ‘всё гениальное просто’: две сестры – Кейт и Лиза – отдыхают в солнечной Мексике. Одна по жизни гулёна, пользующая спросом у мужчин, вторая – её полная противоположность, да ещё и с кризисом в личной жизни. В ночном заведении девушки познакомились с местными любителями-экстремалами. Последние предложили сёстрам свою любимую забаву: спуститься в клетке с аквалангами под воду, чтобы посмотреть на больших белых акул поближе. Лиза сопротивляется, но Кейт удалось её уговорить («...представь, какие будут фотки в Instagram? Твой бывший обзавидуется!...»). После небольшого инструктажа от сомнительного вида капитана на лодке, не вызывающей особого доверия, девушки забираются в клетку и спускаются под воду, глубоко под воду... этак на 47 метров вместо планируемых 5. И трос не оборвался - нет, с этим всё в порядке. Там прямо подъёмный кран с корнем вылетел и спустился на самое дно, рядом с клеткой. Туда, где связь не работает. Туда, где окружает неизвестность. Туда, где лишь бледный свет от фонарей на клетке немного рассеивает тьму. Туда, где в баллонах воздуха на час, и не понятно, осталась ли команда, чтобы их спасти. Туда, откуда быстро выплыть вверх нельзя, ведь кессонная болезнь приведёт к мучительной смерти. Туда, откуда медленно выплыть вверх тоже нельзя, ведь 7-ми метровые большие белые не очень гостеприимные хозяева. Туда, где, казалось бы, выбор предлагает лишь варианты, как именно умереть... Таким образом, перед нами герметичный survival-триллер, где акулы – не самая большая проблема сестёр. Были опасения, что в столь ограниченной локации, да ещё и под водой, в темноте, с не самыми талантливыми актрисами, режиссёру будет нечего показать. Ан-нет, оказалось, что с точностью да наоборот. Почти весь фильм, за исключением минут этак 15-ти в начале и этак 5-ти в конце, состоит из подводных съёмок и, при ожидающейся, казалось бы, предсказуемости всего и вся, атмосфера саспенса и напряжения лишь нарастает по ходу фильма, не отпуская до самого конца и пугая своей реалистичностью. Девушкам не суждено отсидеться в более-менее безопасной клетке, они будут вынуждены из этой ‘зоны комфорта’ по разным причинам выбираться. И заставляют неслабо понервничать не сцены внезапного появления акул – хотя их тут достаточно, и эти появления очень атмосферно и эффектно пугают, в одном из них меня даже окатило морозом по коже и дико вжало в кресло (ех, давненько такого не было), – а те сцены, когда кто-нибудь из персонажей зависает в середине экрана среди неприветливой неизвестности, беспомощно озираясь по сторонам. Эти сцены сделаны на-ура! За героинь действительно переживаешь, и чёрт с ним с наличием некоторой, немного местами раздражающей, истеричности одной из девушек то ли по сценарию, то ли из-за неудачного русского дубляжа (имеется ввиду версии для кинотеатров, не знакома с интернет-вариантами). А какая здесь концовка – блеск! Кто-то разочарован, но лично мне очень понравилась задумка с двойным финалом. Подробнее не буду, но там дело в ‘азотном наркозе’ – реально существующем наркотическим воздействием азота на нервную систему человека на больших глубинах, которую здесь творчески гипертрофировали в яркие галлюцинации. Актрисы – Мэнди Мур и Клер Холт – со своими ролями вполне достойно справились, правдоподобно показывая то отчаяние, то неподдельную панику, то взаимную поддержку и самообладание (хотя не без упомянутых выше истеричных сцен, так как не пойму: это переигранность или задумка такая?). Про остальных говорить практически нечего, так как на экране эти 3,56 дополнительных персонажа присутствуют лишь немногим больше ‘ничего’. Акулы здесь замечательны: при очень скромном по нынешним меркам бюджете ($ 5 млн) акулы получились очень достойными, ‘косяков’ с графикой видно не было. И тут заслуга не только студии компьютерной графики, но также и режиссёра/ постановщика и оператора, которые смогли очень грамотно обставить освещение и ракурсы съёмок, демонстрируя хищников лишь реалистичными фрагментами, скрывая остальное во тьме, не скатываясь в некачественную мультипликацию большинства фильмов жанра. Целиком, во всей красе, акул также показывали, но пугали больше именно эти ‘куски тел’. Отдельно также хочется обратить внимание на саундтрек. Музыка Tomandandy всегда звучит отлично, обратила внимание на этот дуэт композиторов ещё в «У холмов есть глаза» и окончательно полюбила в «Обитель зла: Жизнь после смерти». Этот фильм не стал исключением: музыкальное сопровождение звучит невероятно здо'рово и уместно. И просто не могу обойти стороной сравнение с двумя другими акульими хоррорами, внебрачным ребёнком которых, по сути, и является «Синяя бездна». Речь про «Открытое море» и упомянутую «Отмель». В «Открытом море» двое дайверов (супружеская пара) были забыты в 15 километрах от берега, где они встретились со стаей акул. Всё действие происходит просто на открытой воде, там нет дико захватывающих сцен с огромными акулами, но страх и безысходность фильм нагнетает хлёстко (и там, мой бог, из-за крайне малого бюджета в $ 500 тыс. использовали не графику и муляжи, а снимались с реальными (!, ! и ещё раз !) акулами). По факту, это самый мрачный, загоняющий в депрессию, основанный на реальных событиях хоррор с трагичным финалом (прошу прощения, если спойлер – фильм 2003 года). «Отмель» в противовес предыдущему – это больше развлекательный и красивый хоррор, который пошёл по второму возможному варианту развития событий энимал-фильмов: уход в фантастическое выживание (первый – это реалистичный трэш). Это фильм о девушке-сёрфингистке, которая приезжает на пляж без названия, почтить память матери. И там, в безлюдной заводи, она столкнулась с принципиальной акулой, которая защищала своё пропитание – дрейфующий неподалёку труп кита. И Нэнси, спасающаяся сначала на выступающих рифах, а потом на буе, не может добраться до берега – а он ведь всего в метрах 300 от неё. Если сравнивать все три фильма, то «Синяя бездна» получила более экстремальную и динамичную тему, чем в обоих фильмах (ограниченность в кислороде и необходимость энергичнее принимать решения), более ‘оптимистичный’, если можно так сказать, финал и менее депрессивное общее настроение, чем в «Открытом море», и более реалистичный финал с превосходящей гнетущей атмосферой безысходности, чем в «Отмели». Но при этом безусловным преимуществом последнего является красивейшая картинка, качественно снятые сцены сёрфинга, практически осязаемая свежесть океана и очень стильное ‘настроение’. Кроме того, наблюдать за героинями в «Бездне» не так приятно как в той же в «Отмели»: Блэйк Лайвли превосходно справилась со своей ролью (а она отыграла процентов 85 фильма одна и не представляю, смог ли кто-то сделать лучше). Да и просто смотреть на полуобнажённую красивую девушку в атмосфере пляж/ синее море/ солнце гораздо, гораздо приятнее, чем на облачённых в безликие костюмы для дайвинга с закрывающими всё лицо масками персонажей. Всё-таки современный хоррор просто обязан обладать сексуальностью, иначе - беда. Итого: «Синяя бездна» - это годный, свежий, нервный, местами жутковатый, динамичный , напряжённый, созданный для любителей жанра подводный герметичный survival-триллер, без замахов на шедевр и гениальность, но с качественной, давящей на психику реалистичной атмосферой и дерзкими, врывающимися в кадр акулами. Посмотреть один раз точно можно. И я в воду, где водится хоть что-то крупнее самого безобидного планктона, ни ногой! 6,5 из 10 в общем и 8 из 10 в рамках жанра. PS: Теперь (наконец-то!) у меня сложился паззл ‘мой Топ-5 фильмов про акул’: 1. «Челюсти / Jaws», 1975 2. «Глубокое синее море / Deep Blue Sea», 1999 3. «Отмель / The Shallows», 2016 4. «Открытое море / Open Water», 2003 5. «Синяя бездна / 47 Meters Down», 2016.