Сериал "Агент национальной безопасности", в создании которого принимал участие опытнейший режиссер Дмитрий Светозаров ("Псы", "Преступление и наказание"), сделал звездой тогда еще не самого заметного актера Михаила Пореченкова. Впоследствии пара Пореченков-Светозаров неоднократно пересекалась на площадке и новейшая работа Светозарова "Тень" не стала исключением. Тот случай, когда режиссер снимает фильм для себя и для интересующейся публики. Тот случай, когда прокат дает практически нулевые сборы. Хотя главная цель "Тени" - показать Михаила Пореченкова в большой драматической роли и еще продемонстрировать пару незаурядных молодых дарований, готовых к участию в серьезной работе. О чем лента, которую можно рассматривать шагом в сторону от хлебного сериального ремесла? "Тень" - тот случай, когда не изобретают велосипедов и снимают фактически о вечном. О мечтах, о несбыточном, об изворотливом унижении. Фильм обеими ногами прочно стоит на русской классической традиции и лишен зрелищности в традиционном смысле. "Тень" можно рассматривать как хорошо выстроенную драму с претензией на глубину. Там, где другой режиссер мог бы напустить мистики и вывернуть в развлечение, Светозаров добавляет трагизма и морального безумия денежного мешка средних лет.
Вопрос зрительского доверия к "Тени" представляется вопросом доверия к душевным мукам, откровенной блажи и ипохондрии существования тех, у кого все есть. Живет в Петербурге славный девелопер Борис (Михаил Пореченков), расселяет коммуналки, строит объекты и вполне очевидно, что денег куры у него не клюют. И вот сталкивает его судьба с бывшей школьной учительницей, которой настойчиво предлагают выселиться из ее квартирки на Моховой, и превращается быкующий бизнесмен в тихого мальчика Борю, встречающего свою совесть практически в лице учительницы. Но так уж суждено, что пресыщенный делец еще и большим романтиком оказался: влюбился в образ, в портрет дивы немого кино Веры Листовской. Уж не чудак ли, но герой Пореченкова не из тех кого когда-то и что-то останавливало, и захотел он, чтобы картинка ожила и обросла плотью. У всякого барина должен быть разбитной приказчик-шут-гороховый, который в современном варианте в видении сценариста Аркадия Красильщикова ("Путешествие с домашними животными", "Псы") является режиссером-неудачником с киностудии Сергеем (Юрий Стоянов, "Ландыш серебристый", "Человек у окна"). Сергей азартен и чревоугодник со стажем, поэтому именно он получает задание разыскать точную копию черно-белого мира грез из плоти и крови. Девушка Вероника (Варвара Щербакова, сериал "Сонька: Продолжение легенды") именно та, которая 100% попадает в экранные грезы большого барина, само собой, красивый цветок из грязи, сводящий Бориса с ума окончательно.
Замечательные авторы "Тени" застряли в прошлом веке кинематографа благодаря дикому и нелепому идеализму представляемой истории, когда у всеимущих жуткая черная меланхолия, а противоположная сторона, простите, рада куску хлеба и панцирной кровати в заброшенной офицерской казарме. Если попробовать в это все искренне поверить, то лента переходит в разряд полнометражного фильма, смонтированного из неснятого сериала. Мятущийся герой Пореченкова сознательно лишен всякой страсти, он тот пресыщенный потребитель, которому нужен живой товар винтажного штучного качества и непременно с душой. Роль Бориса удалась для него, Пореченков изо всех сил старается сыграть героя на грани нервного срыва, готового окончательно порвать с реальностью за обладание иллюзией. В предфинальной сцене он произносит потрясающей силы монолог, который показывает его еще не растраченный драматический потенциал. Пореченков в большем количестве сцен пытается достичь глубины эмоций, но он только умеренно-убедителен в своей роли. То ли дело Стоянов, который постоянно и виртуозно импровизирует в кадре, но не продвигаясь дальше карикатуры и даже в самые откровенные моменты не вспоминает себя настоящего. Пореченков-Стоянов, Борис и Сергей на экране, и представляют ту лицемерную духовность и возвышенность с обильными нулями в глазах.
Открывая заново прекрасные актерские возможности в лице Варвары Щербаковой и Петра Логачева ("Жила-была одна баба") в роли "писателя" Изюмова, Светозаров как режиссер демонстрирует высший пилотаж в работе по обнаружению новых-старых талантов среди умеренно-востребованных. Сценарий отчасти губит ленту и снижает ее реализацию в окончательном варианте, безусловно и очевидно, что главный герой должен получить не куклу Барби, а что-то такое оборудованное душой и внутренней силой. Вторая половина фильма может носить с гордостью подзаголовок типа "Наш директор - мечтательный инфантил без почвы под ногами", которая уводит "Тень" и от здравого смысла, и от реализма. Метания в сценарии оставляют героя Пореченкова без внятной истории, о которой можно только по скупым репликам Бориса, и, кроме того, у Светозарова просматривается желание показать лишних и несчастных вне поля их материального благополучия. Притянутость всей истории в целом и отсутствие внятного режиссерского послания позволяют говорить о "Тени" как о фильме, где хрестоматийность образов не мешает раскрываться актерам и режиссеру, сделавшем фильм больше на опыте, чем на эмоциях.
8
,0
2017, Россия, Драмы
111 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Сериал "Агент национальной безопасности", в создании которого принимал участие опытнейший режиссер Дмитрий Светозаров ("Псы", "Преступление и наказание"), сделал звездой тогда еще не самого заметного актера Михаила Пореченкова. Впоследствии пара Пореченков-Светозаров неоднократно пересекалась на площадке и новейшая работа Светозарова "Тень" не стала исключением. Тот случай, когда режиссер снимает фильм для себя и для интересующейся публики. Тот случай, когда прокат дает практически нулевые сборы. Хотя главная цель "Тени" - показать Михаила Пореченкова в большой драматической роли и еще продемонстрировать пару незаурядных молодых дарований, готовых к участию в серьезной работе. О чем лента, которую можно рассматривать шагом в сторону от хлебного сериального ремесла? "Тень" - тот случай, когда не изобретают велосипедов и снимают фактически о вечном. О мечтах, о несбыточном, об изворотливом унижении. Фильм обеими ногами прочно стоит на русской классической традиции и лишен зрелищности в традиционном смысле. "Тень" можно рассматривать как хорошо выстроенную драму с претензией на глубину. Там, где другой режиссер мог бы напустить мистики и вывернуть в развлечение, Светозаров добавляет трагизма и морального безумия денежного мешка средних лет. Вопрос зрительского доверия к "Тени" представляется вопросом доверия к душевным мукам, откровенной блажи и ипохондрии существования тех, у кого все есть. Живет в Петербурге славный девелопер Борис (Михаил Пореченков), расселяет коммуналки, строит объекты и вполне очевидно, что денег куры у него не клюют. И вот сталкивает его судьба с бывшей школьной учительницей, которой настойчиво предлагают выселиться из ее квартирки на Моховой, и превращается быкующий бизнесмен в тихого мальчика Борю, встречающего свою совесть практически в лице учительницы. Но так уж суждено, что пресыщенный делец еще и большим романтиком оказался: влюбился в образ, в портрет дивы немого кино Веры Листовской. Уж не чудак ли, но герой Пореченкова не из тех кого когда-то и что-то останавливало, и захотел он, чтобы картинка ожила и обросла плотью. У всякого барина должен быть разбитной приказчик-шут-гороховый, который в современном варианте в видении сценариста Аркадия Красильщикова ("Путешествие с домашними животными", "Псы") является режиссером-неудачником с киностудии Сергеем (Юрий Стоянов, "Ландыш серебристый", "Человек у окна"). Сергей азартен и чревоугодник со стажем, поэтому именно он получает задание разыскать точную копию черно-белого мира грез из плоти и крови. Девушка Вероника (Варвара Щербакова, сериал "Сонька: Продолжение легенды") именно та, которая 100% попадает в экранные грезы большого барина, само собой, красивый цветок из грязи, сводящий Бориса с ума окончательно. Замечательные авторы "Тени" застряли в прошлом веке кинематографа благодаря дикому и нелепому идеализму представляемой истории, когда у всеимущих жуткая черная меланхолия, а противоположная сторона, простите, рада куску хлеба и панцирной кровати в заброшенной офицерской казарме. Если попробовать в это все искренне поверить, то лента переходит в разряд полнометражного фильма, смонтированного из неснятого сериала. Мятущийся герой Пореченкова сознательно лишен всякой страсти, он тот пресыщенный потребитель, которому нужен живой товар винтажного штучного качества и непременно с душой. Роль Бориса удалась для него, Пореченков изо всех сил старается сыграть героя на грани нервного срыва, готового окончательно порвать с реальностью за обладание иллюзией. В предфинальной сцене он произносит потрясающей силы монолог, который показывает его еще не растраченный драматический потенциал. Пореченков в большем количестве сцен пытается достичь глубины эмоций, но он только умеренно-убедителен в своей роли. То ли дело Стоянов, который постоянно и виртуозно импровизирует в кадре, но не продвигаясь дальше карикатуры и даже в самые откровенные моменты не вспоминает себя настоящего. Пореченков-Стоянов, Борис и Сергей на экране, и представляют ту лицемерную духовность и возвышенность с обильными нулями в глазах. Открывая заново прекрасные актерские возможности в лице Варвары Щербаковой и Петра Логачева ("Жила-была одна баба") в роли "писателя" Изюмова, Светозаров как режиссер демонстрирует высший пилотаж в работе по обнаружению новых-старых талантов среди умеренно-востребованных. Сценарий отчасти губит ленту и снижает ее реализацию в окончательном варианте, безусловно и очевидно, что главный герой должен получить не куклу Барби, а что-то такое оборудованное душой и внутренней силой. Вторая половина фильма может носить с гордостью подзаголовок типа "Наш директор - мечтательный инфантил без почвы под ногами", которая уводит "Тень" и от здравого смысла, и от реализма. Метания в сценарии оставляют героя Пореченкова без внятной истории, о которой можно только по скупым репликам Бориса, и, кроме того, у Светозарова просматривается желание показать лишних и несчастных вне поля их материального благополучия. Притянутость всей истории в целом и отсутствие внятного режиссерского послания позволяют говорить о "Тени" как о фильме, где хрестоматийность образов не мешает раскрываться актерам и режиссеру, сделавшем фильм больше на опыте, чем на эмоциях.