Уже в названии новой работы "О любви" Владимира Бортко ("Тарас Бульба", "Бандитский Петербург", "Собачье сердце") заключены компромисс и лукавство, ибо существуют тысячи фильмов с таким простым и вечным, но в то же время безликим, названием. Странная сама по себе позиция режиссера относительно названия подкрепляется напоминанием на афише одной из его пиковых работ - "Мастера и Маргариты" - и тем самым полностью дезориентирует ожидания потенциального зрителя окончательно. Бортко - это Мастер, которому вряд ли что-то нужно доказывать, Анна Чиповская - в роли Нины в этой ленте - мощнейший камертон всего экранного пространства, способный несколько раз на протяжении "О любви" сменить тональность звучания. Не сомневаюсь, все знают, что любовь живет три года, дальше химия заканчивается, кислород перекрывается, страсть уходит, начинаются быт, дети, ответственность, ипотека... и, возможно, расставание и тоска. "О любви" из-за музыки Максима Дунаевского жанрово отнесен к мелодраме, но это первый горизонт не совсем простой ленты, на втором и последующих Бортко талантливо идет на парафраз классики, препарируя и пересаживая в знакомые современные реалии и "Анну Каренину" Толстого, и "Кукольный дом" Ибсена.
Наивно полагать, что "О любви" обыгрывает в очередной раз классический любовный треугольник, в вершинах которого подающий большие надежды специалист по китайскому языку Александр (Алексей Чадов, "Любовь с ограничениями", "Молот"), его умница и красавица-жена Нина, тоже будущий специалист по китайскому, и президент правления банка Сергей (Дмитрий Певцов, "Турецкий гамбит", "Бандитский Петербург 2: Адвокат"). Прописывая Нине сценарием в первую очередь эмоциональное предательство и рассматривая его эволюцию, Бортко находит на экране место банальной геометрии отношений пассии и банкира. Внешне примеряя на Сергея костюм Бузыкина из "Осеннего марафона" - те же звонки, еженедельные встречи, томления духа и плоти с обеих сторон, все понимающая жена Сергея Тамара (Мария Миронова, "Землетрясение", "Три мушкетера") - режиссер, тем не менее, делает ряд экранных ремарок, показывающих, что "О любви" способен осваивать совершенно другую территорию. Данелиевские герои милы, обаятельны и вне времени в своей истории, герои Бортко, наоборот, прагматичны, четко знают чего хотят и блещут холодным экранным обаянием. Пропасть их разделяющая - это пропасть императива и договора в отношениях, предписанного героям фильма режиссером, быть правильными, защищать диссертации, владеть эффективными банками, открывать свой бизнес, да и вообще - какая, к черту, любовь?! Куда там до них запутавшемуся бесхребетному Бузыкину с его Аллочкой и Ниной Евлампиевной, по сравнению с героями "О любви" они - унтерменши фронта любовных отношений, бьющие мимо жизненных целей фанерные танки.
Сила и слабость у Бортко концентрированно заключены в героине Анны Чиповской, юберфрау, которой режиссер дает гендерный карт-бланш на доминирование в фильме. Молоденькая студентка наделена недюжинной жизненной и человеческой силой и опровергает тезис о том, что нельзя построить своего счастья на чужом несчастье. Нина твердо знает, что и как должно быть в жизни, покровско-воротская цитата "живут не для радости, а для совести" как раз про нее, хотя в финальной сцене, где история фильма делает обратный рикошет, перестает работать и это. После прошлогодних "Суперплохих" и "Чистого искусства" Чиповская в "О любви" безумно хороша именно как актриса, которая не играет в любовь, а живет ею. Мужские роли в фильме провисают в эмоциональном плане и с точки зрения актерской фактуры. Пара иронично-интеллектуальных банкиров в исполнении Дмитрия Певцова и Александра Лыкова ("Улицы разбитых фонарей", "Диверсант") пыльными мешками вынырнула из прошлых десятилетий, не демонстрируя при этом больших открытий. Обычные мужчины старшего возраста, которые боятся серьезных решений, растеряли былой авантюризм и откровенно скучают по настоящим чувствам. Цинизм Геннадия, героя Лыкова, больше смахивает на самозащиту, чем на самоуверенность, но за его горнолыжную исповедь в разговоре с Сергеем можно простить абсолютно все.
Вопрос, который задаст себе зритель после просмотра: "Почему все так?", для людей с определенным жизненным опытом имеет очевидный ответ - это амбиции, которые двигали героями, сыграли с ними злую шутку. И невыплаченная ипотека как спусковой механизм, и брутальный эгоизм героя Чадова (набирающего, кстати, обороты в исполнении ролей всяких умненьких гадов), и одиночество в своих собственных семьях Нины и Сергея здесь совсем ни при чем. Для понимания человеческих тупиков не нужно быть демиургом в лице уважаемого Владимира Бортко, для этого нужно просто иметь сердце. Хотя в диалектике автору фильма отказать невозможно, виток философской спирали длиной в несколько лет пройден героями успешно, все по обоюдному договору, как в достопочтенном супружнем банке: обеды, выходы в свет, секс и интрижки. Не осуждаю ни на секунду эту зыбкую стабильность и равновесие, полученное в результате разрушений, но история терпит крах драматического правдоподобия и выбрасывает зрителей в открытый финал, а это не совсем честно для такой умеренно-морализаторской ленты.
6
,8
2017, Россия, Мелодрамы
94 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Уже в названии новой работы "О любви" Владимира Бортко ("Тарас Бульба", "Бандитский Петербург", "Собачье сердце") заключены компромисс и лукавство, ибо существуют тысячи фильмов с таким простым и вечным, но в то же время безликим, названием. Странная сама по себе позиция режиссера относительно названия подкрепляется напоминанием на афише одной из его пиковых работ - "Мастера и Маргариты" - и тем самым полностью дезориентирует ожидания потенциального зрителя окончательно. Бортко - это Мастер, которому вряд ли что-то нужно доказывать, Анна Чиповская - в роли Нины в этой ленте - мощнейший камертон всего экранного пространства, способный несколько раз на протяжении "О любви" сменить тональность звучания. Не сомневаюсь, все знают, что любовь живет три года, дальше химия заканчивается, кислород перекрывается, страсть уходит, начинаются быт, дети, ответственность, ипотека... и, возможно, расставание и тоска. "О любви" из-за музыки Максима Дунаевского жанрово отнесен к мелодраме, но это первый горизонт не совсем простой ленты, на втором и последующих Бортко талантливо идет на парафраз классики, препарируя и пересаживая в знакомые современные реалии и "Анну Каренину" Толстого, и "Кукольный дом" Ибсена. Наивно полагать, что "О любви" обыгрывает в очередной раз классический любовный треугольник, в вершинах которого подающий большие надежды специалист по китайскому языку Александр (Алексей Чадов, "Любовь с ограничениями", "Молот"), его умница и красавица-жена Нина, тоже будущий специалист по китайскому, и президент правления банка Сергей (Дмитрий Певцов, "Турецкий гамбит", "Бандитский Петербург 2: Адвокат"). Прописывая Нине сценарием в первую очередь эмоциональное предательство и рассматривая его эволюцию, Бортко находит на экране место банальной геометрии отношений пассии и банкира. Внешне примеряя на Сергея костюм Бузыкина из "Осеннего марафона" - те же звонки, еженедельные встречи, томления духа и плоти с обеих сторон, все понимающая жена Сергея Тамара (Мария Миронова, "Землетрясение", "Три мушкетера") - режиссер, тем не менее, делает ряд экранных ремарок, показывающих, что "О любви" способен осваивать совершенно другую территорию. Данелиевские герои милы, обаятельны и вне времени в своей истории, герои Бортко, наоборот, прагматичны, четко знают чего хотят и блещут холодным экранным обаянием. Пропасть их разделяющая - это пропасть императива и договора в отношениях, предписанного героям фильма режиссером, быть правильными, защищать диссертации, владеть эффективными банками, открывать свой бизнес, да и вообще - какая, к черту, любовь?! Куда там до них запутавшемуся бесхребетному Бузыкину с его Аллочкой и Ниной Евлампиевной, по сравнению с героями "О любви" они - унтерменши фронта любовных отношений, бьющие мимо жизненных целей фанерные танки. Сила и слабость у Бортко концентрированно заключены в героине Анны Чиповской, юберфрау, которой режиссер дает гендерный карт-бланш на доминирование в фильме. Молоденькая студентка наделена недюжинной жизненной и человеческой силой и опровергает тезис о том, что нельзя построить своего счастья на чужом несчастье. Нина твердо знает, что и как должно быть в жизни, покровско-воротская цитата "живут не для радости, а для совести" как раз про нее, хотя в финальной сцене, где история фильма делает обратный рикошет, перестает работать и это. После прошлогодних "Суперплохих" и "Чистого искусства" Чиповская в "О любви" безумно хороша именно как актриса, которая не играет в любовь, а живет ею. Мужские роли в фильме провисают в эмоциональном плане и с точки зрения актерской фактуры. Пара иронично-интеллектуальных банкиров в исполнении Дмитрия Певцова и Александра Лыкова ("Улицы разбитых фонарей", "Диверсант") пыльными мешками вынырнула из прошлых десятилетий, не демонстрируя при этом больших открытий. Обычные мужчины старшего возраста, которые боятся серьезных решений, растеряли былой авантюризм и откровенно скучают по настоящим чувствам. Цинизм Геннадия, героя Лыкова, больше смахивает на самозащиту, чем на самоуверенность, но за его горнолыжную исповедь в разговоре с Сергеем можно простить абсолютно все. Вопрос, который задаст себе зритель после просмотра: "Почему все так?", для людей с определенным жизненным опытом имеет очевидный ответ - это амбиции, которые двигали героями, сыграли с ними злую шутку. И невыплаченная ипотека как спусковой механизм, и брутальный эгоизм героя Чадова (набирающего, кстати, обороты в исполнении ролей всяких умненьких гадов), и одиночество в своих собственных семьях Нины и Сергея здесь совсем ни при чем. Для понимания человеческих тупиков не нужно быть демиургом в лице уважаемого Владимира Бортко, для этого нужно просто иметь сердце. Хотя в диалектике автору фильма отказать невозможно, виток философской спирали длиной в несколько лет пройден героями успешно, все по обоюдному договору, как в достопочтенном супружнем банке: обеды, выходы в свет, секс и интрижки. Не осуждаю ни на секунду эту зыбкую стабильность и равновесие, полученное в результате разрушений, но история терпит крах драматического правдоподобия и выбрасывает зрителей в открытый финал, а это не совсем честно для такой умеренно-морализаторской ленты.