История про то, как одна неверная супруга бросилась в сердцах под поезд, относится к числу самых экранизируемых в мире. Граф Толстой был большой знаток женской души, а потому создал нетленный роман про своеобразие семейного несчастья. И с тех пор каждое поколение зрителей, каждый серьезный режиссер имеет полное право сервировать это кино-блюдо для гурманов на свой собственный вкус, на свой собственный взгляд. Карен Шахназаров решил взглянуть на историю Анны Карениной глазами ее любовника Вронского. Этим никого не удивишь после того, как Стоппард увидел драму Гамлета глазами сразу двух клоунов: Розенкранца и Гильденстерна.
Маньчжурия, 1904 год. Идет русско-японская война. Боевые действия складываются не в пользу русской армии. Полевой госпиталь останавливается в небольшом местечке. Его начальник убит, на этот пост заступает военный врач Сергей Каренин (Кирилл Гребенщиков). Раненые поступают сплошным потоком. В их числе – полковник Алексей Вронский (Максим Матвеев). Спустя тридцать лет после трагической гибели Анны ее сын и любовник встречаются лицом к лицу. Сергей просит рассказать Вронского о том, что произошло на самом деле, ведь до сих пор все сведения о погибшей матери он получал из уст людей, ее ненавидевших. Вронский соглашается, но предупреждает, что его рассказ будет субъективным, он отражает его личные воспоминания, а людская память устроена так, что не удерживает в себе того, что неприятно человеку. Далее излагается одна из линий знаменитого романа. Воспроизведены все ключевые сцены истории любви Карениной (в исполнении Елизаветы Боярской) к сластолюбивому офицеру Вронскому и ненависти к доброму христианину Каренину (Виталий Кищенко): первая встреча на вокзале; бал; предупреждение мужа неверной жене; последние скачки Фру-Фру; роды дочки Вронского; прощение Карениной Карениным; сцена в театре; ссора Карениной с Вронским; бегство на вокзал. Шахназаров дополняет Толстого фоновой историей в Маньчжурии, заимствуя ее из повести Вересаева.
Авторам фильма пришлось пожертвовать несколькими сюжетными линиями романа. Исчез Левин, Стива Облонский появляется для сцен по типу «кушать подано». Кити Щербацкая мелькает в одном маленьком эпизоде, Долли не видно вообще. Понятно, что для создания полноценной экранной версии монументального романа нужен сериал. Вообще-то, Карен Шахназаров именно в этом формате и снял «Анну Каренину. Историю Вронского», сократив ее потом до полнометражной картины. Стало более лаконично, хотя и немного одномерно. Мне кажется, историей несчастья семьи Облонских можно было слегка разнообразить сюжетную канву фильма. Впрочем, маньчжурские сцены отчасти эту роль выполняют. Причем получился отличный визуальный контраст: серые, пыльные, по-военному суровые кадры сменяются блестящими, лакированными картинками придворного быта имперского Петербурга.
Шахназаров и его команда (операторы, художники по костюмам) подарили зрителю прекрасное зрелище, настоящую костюмную драму. Если кто-то ожидал увидеть психологический шедевр, адекватно отражающий кинематографическими средствами глубины одного из лучших образцов критического реализма, боюсь, наиболее требовательные из поклонников творчества Льва Толстого будут разочарованы. Хотя исполнители главных ролей старались по мере своих драматических способностей. Боярская вовсю изображала своим хрипловатым «меццо-сопрано» роковые страсти, в нужных местах мастерски пускала слезинку из правого глаза. Виталий Кищенко зачастую выглядит просто пугающе (на мой взгляд, самая сильная актерская работа в фильме).
А вот Вронский у Максима Матвеева получился слегка холодноват. Его мимический арсенал исчерпывается подергиванием верхней губы да перидимноклем. Как-то не веришь в его мгновенно воспламенившуюся страсть. Матвеев, конечно, красавец, просто Лановой в молодости. Ему бы поручика Лукаша сыграть (помнится, Гашек охарактеризовал этого героя как породистого кобеля в мундире). Только у гвардейского офицера времен Александра II выправка должна быть соответствующая. Сутуловатый Матвеев даже в роскошном мундире выглядит штафиркой. Зато какая у него фуражка! Красный околыш так и хочется потрогать. Операторы заботливо помещают этот чудесный головной убор в центр кадра раз за разом. Временами кажется, что из-под этой фуражки можно вообще Вронского убрать – кадр хуже не станет.
Художник по костюмам на пару с оператором вообще внесли громадный вклад в создание картины. Какие наряды у Анны Карениной и Бетси Тверской! Мундиры, эполеты, аксельбанты, папахи, лампасы военных – все на высшем уровне. Драпировки, осветительные приборы, все аксессуары роскошного XIX века показаны во всем их великолепии.
Что касается драматургии картины, то и здесь Шахназаров оказался на высоте. Кульминационные сцены сняты очень грамотно, верно, красиво, убедительно. Эпизод скачек сделан идеально. Надеюсь, ни одна лошадка не пострадала. Гибель бедной Фру-Фру оставлена за кадром, чтобы не расстраивать зрителей. Начало картины с размещением госпиталя тоже впечатляет. Верещагин мог бы позавидовать. Сцена в оперном театре продумана до мелочей. Вот певица завершает великолепную каватину Нормы:
Ах! Возлюбленный мой ко мне возвратится
Твои лучи меня озарят,
и на твоей груди найду я
и жизнь, и родину, и небеса.
Ах, стань снова каким ты был когда-то,
Когда я сердце тебе отдала,
Вернись ко мне.
Аристократическая публика устраивает красавице Анне обструкцию. Она гордо стоит в своей ложе, а ее красавец возлюбленный трусливо проходит мимо, не решаясь взойти вместе с ней на эту светскую Голгофу.
И апофеоз трагической истории: мчится черная карета, запряженная парой черных лошадей, на облучке кучер в черном плаще скалится в черную бороду. А в карете женщина в черном разражается горячечным бредом. Таким образом Шахназаров пытался кинематографическими средствами запечатлеть поток сознания Анны перед ее смертью. Попытка, заслуживающая глубокого уважения. Как и картина в целом.
6
,7
2017, Россия, Драмы
132 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
История про то, как одна неверная супруга бросилась в сердцах под поезд, относится к числу самых экранизируемых в мире. Граф Толстой был большой знаток женской души, а потому создал нетленный роман про своеобразие семейного несчастья. И с тех пор каждое поколение зрителей, каждый серьезный режиссер имеет полное право сервировать это кино-блюдо для гурманов на свой собственный вкус, на свой собственный взгляд. Карен Шахназаров решил взглянуть на историю Анны Карениной глазами ее любовника Вронского. Этим никого не удивишь после того, как Стоппард увидел драму Гамлета глазами сразу двух клоунов: Розенкранца и Гильденстерна. Маньчжурия, 1904 год. Идет русско-японская война. Боевые действия складываются не в пользу русской армии. Полевой госпиталь останавливается в небольшом местечке. Его начальник убит, на этот пост заступает военный врач Сергей Каренин (Кирилл Гребенщиков). Раненые поступают сплошным потоком. В их числе – полковник Алексей Вронский (Максим Матвеев). Спустя тридцать лет после трагической гибели Анны ее сын и любовник встречаются лицом к лицу. Сергей просит рассказать Вронского о том, что произошло на самом деле, ведь до сих пор все сведения о погибшей матери он получал из уст людей, ее ненавидевших. Вронский соглашается, но предупреждает, что его рассказ будет субъективным, он отражает его личные воспоминания, а людская память устроена так, что не удерживает в себе того, что неприятно человеку. Далее излагается одна из линий знаменитого романа. Воспроизведены все ключевые сцены истории любви Карениной (в исполнении Елизаветы Боярской) к сластолюбивому офицеру Вронскому и ненависти к доброму христианину Каренину (Виталий Кищенко): первая встреча на вокзале; бал; предупреждение мужа неверной жене; последние скачки Фру-Фру; роды дочки Вронского; прощение Карениной Карениным; сцена в театре; ссора Карениной с Вронским; бегство на вокзал. Шахназаров дополняет Толстого фоновой историей в Маньчжурии, заимствуя ее из повести Вересаева. Авторам фильма пришлось пожертвовать несколькими сюжетными линиями романа. Исчез Левин, Стива Облонский появляется для сцен по типу «кушать подано». Кити Щербацкая мелькает в одном маленьком эпизоде, Долли не видно вообще. Понятно, что для создания полноценной экранной версии монументального романа нужен сериал. Вообще-то, Карен Шахназаров именно в этом формате и снял «Анну Каренину. Историю Вронского», сократив ее потом до полнометражной картины. Стало более лаконично, хотя и немного одномерно. Мне кажется, историей несчастья семьи Облонских можно было слегка разнообразить сюжетную канву фильма. Впрочем, маньчжурские сцены отчасти эту роль выполняют. Причем получился отличный визуальный контраст: серые, пыльные, по-военному суровые кадры сменяются блестящими, лакированными картинками придворного быта имперского Петербурга. Шахназаров и его команда (операторы, художники по костюмам) подарили зрителю прекрасное зрелище, настоящую костюмную драму. Если кто-то ожидал увидеть психологический шедевр, адекватно отражающий кинематографическими средствами глубины одного из лучших образцов критического реализма, боюсь, наиболее требовательные из поклонников творчества Льва Толстого будут разочарованы. Хотя исполнители главных ролей старались по мере своих драматических способностей. Боярская вовсю изображала своим хрипловатым «меццо-сопрано» роковые страсти, в нужных местах мастерски пускала слезинку из правого глаза. Виталий Кищенко зачастую выглядит просто пугающе (на мой взгляд, самая сильная актерская работа в фильме). А вот Вронский у Максима Матвеева получился слегка холодноват. Его мимический арсенал исчерпывается подергиванием верхней губы да перидимноклем. Как-то не веришь в его мгновенно воспламенившуюся страсть. Матвеев, конечно, красавец, просто Лановой в молодости. Ему бы поручика Лукаша сыграть (помнится, Гашек охарактеризовал этого героя как породистого кобеля в мундире). Только у гвардейского офицера времен Александра II выправка должна быть соответствующая. Сутуловатый Матвеев даже в роскошном мундире выглядит штафиркой. Зато какая у него фуражка! Красный околыш так и хочется потрогать. Операторы заботливо помещают этот чудесный головной убор в центр кадра раз за разом. Временами кажется, что из-под этой фуражки можно вообще Вронского убрать – кадр хуже не станет. Художник по костюмам на пару с оператором вообще внесли громадный вклад в создание картины. Какие наряды у Анны Карениной и Бетси Тверской! Мундиры, эполеты, аксельбанты, папахи, лампасы военных – все на высшем уровне. Драпировки, осветительные приборы, все аксессуары роскошного XIX века показаны во всем их великолепии. Что касается драматургии картины, то и здесь Шахназаров оказался на высоте. Кульминационные сцены сняты очень грамотно, верно, красиво, убедительно. Эпизод скачек сделан идеально. Надеюсь, ни одна лошадка не пострадала. Гибель бедной Фру-Фру оставлена за кадром, чтобы не расстраивать зрителей. Начало картины с размещением госпиталя тоже впечатляет. Верещагин мог бы позавидовать. Сцена в оперном театре продумана до мелочей. Вот певица завершает великолепную каватину Нормы: Ах! Возлюбленный мой ко мне возвратится Твои лучи меня озарят, и на твоей груди найду я и жизнь, и родину, и небеса. Ах, стань снова каким ты был когда-то, Когда я сердце тебе отдала, Вернись ко мне. Аристократическая публика устраивает красавице Анне обструкцию. Она гордо стоит в своей ложе, а ее красавец возлюбленный трусливо проходит мимо, не решаясь взойти вместе с ней на эту светскую Голгофу. И апофеоз трагической истории: мчится черная карета, запряженная парой черных лошадей, на облучке кучер в черном плаще скалится в черную бороду. А в карете женщина в черном разражается горячечным бредом. Таким образом Шахназаров пытался кинематографическими средствами запечатлеть поток сознания Анны перед ее смертью. Попытка, заслуживающая глубокого уважения. Как и картина в целом.