Никто не ждет от европейского авторского кино феерического зрелища. Подобные фильмы не должны быть развлекательными по определению. Но почему кто-то из режиссеров может позволить себе забыть о том, чтобы зрителю должно быть интересно смотреть их творения? Бельгийский дуэт братьев Дарденн представил на последнем Каннском кинофестивале свою новую картину «Неизвестная». Более скучное, унылое и депрессивное кино трудно себе представить. Тем, кто хочет ознакомится с творчеством лауреатов Каннского фестиваля 1999, 2005 и 2011 годов, авторов фильмов «Розетта», «Дитя» и «Мальчик с велосипедом», я бы не стала советовать начинать с картины «Неизвестная». Конкретно в этом кино нет ни драматургии, ни характеров, ни внятного сюжета. Безликие, серые люди живут своей повседневной жизнью, сплошная рутина, тоска, мрак безысходности. Даже как-то неловко в очередной раз ссылаться на Аристотеля. И все-таки: где конфликт, перипетии, кульминация, развязка? По большому счету мы не видим никаких изменений в судьбе главной героини.
Вроде бы начинается все как детективная история. Молодая, подающие надежды врачиха Дженни Давин (Адель Энель) временно работает в медицинском кабинете где-то на окраине Льежа. Она подменяет ушедшего на покой старика доктора, который много лет оказывал помощь всем асоциальным элементам, живущим в этом непрестижном районе. Дженни предлагают место в частном медицинском центре, там и заработки гораздо выше, и перспективы карьерного роста хорошие. Однако дамочка отказывается от заманчивого предложения. В пятницу вечером после окончания приема к ней в больничку кто-то постучался, а она запретила своему практиканту Жюльену (Оливье Бонно) открыть припозднившемуся посетителю дверь. Следующим утром полицейский сообщил врачихе, что неподалеку был найден труп неизвестной девушки. И все – начались страдания на ровном месте. Дженни мается от чувства вины, исстрадалась вся совсем, аж кушать не может, днюет и ночует в своей захудалой больничке, сама пытается выяснить личность убитой девицы. Полиции ее действия не нравятся, дамочка мешает ловить местную банду наркоторговцев. Недовольны чрезмерным любопытством врачихи и многие из ее пациентов, некоторым есть, что скрывать от полиции. Но Дженни настырно лезет ко всем со своими расспросами, да еще и душеспасительные речи произносит. Вопрос: кому станет легче, если она узнает имя неизвестной? А никому.
Зрителю наблюдать за этим вялотекущим расследованием и вовсе не любопытно. Детективной интриги почти нет. Зато есть масса ненужных подробностей о буднях социального медработника: осмотры больных, вызовы на дом, жалобы маргинальных пациентов на нищету, семейные проблемы, безработицу. Представьте, если бы история про Шерлока Холмса была рассказана с дотошным описанием врачебной практики доктора Ватсона. Ничего кроме зевоты она бы не вызвала. Продолжительность фильма «Неизвестная» 106 минут. Ради чего стоит оставаться у экрана? Не могу придумать ни одной веской причины для подобного подвига. Ничего кроме раздражения действия главной героини не вызывают.
Что это за такой дистиллированный гуманизм, нам пытаются впарить? Какие такие общечеловеческие ценности? Дженни даже на живого, реального человека не похожа. Личная жизнь у этой молодой дамы напрочь отсутствует, целей, планов на будущее у нее нет, амбиций тоже. Ни за что не поверю, что крепкий профессионал откажется от хорошей практики и достойного заработка ради сомнительного удовольствия всю жизнь ковыряться в мелких болячках, оказывать только первичную помощь пациентам. Образ Дженни абсолютно плоский, схематичный. Она фанатично выполняет свой профессиональный долг, мается угрызениями совести за единственный неверный поступок, без конца перед всеми извиняется, да задумчиво курит. Откуда у живого человека такой гипертрофированный альтруизм? Чем так прибило психику этой женщине? Ответов на подобные вопросы зритель не получит. Да у нее же просто никакого личностного роста. Дженни сразу предстает этаким застывшим, высокоморальным абсолютом. Так не бывает, неправдоподобно. Жюльен – парень тоже странный, мотивы его поступков недоступны пониманию человека разумного. То он говорит, что с детства мечтал стать врачом, то бросает учебу по каким-то надуманным причинам, а потом опять возвращается. Приплести детскую психологическую травму к неадекватному поведению героя – дело обычное. Но у братьев Дарденн это получилось совершенно неубедительно.
Отсутствие саундтрека в фильме – особая фишка этих бельгийских кинематографистов, которые начинали со съемок документального кино. Однако такая практика воспринимается не как максимальное приближение к реальности, а скорее, как незавершенность картины. Возникает стойкое ощущение, что фильм «Неизвестная» сляпан небрежно, наспех. Братья Дарденн свою картину пытались доделать уже после Каннского фестиваля, где очередной награды не получили. А стоит ли его вообще дорабатывать? Сомневаюсь. Проще выбросить. Серые люди ведут серую мышиную жизнь в сером городе. Сколько еще оттенков серости нам придется наблюдать на экране?
5
,6
2016, Триллеры
101 минута
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Никто не ждет от европейского авторского кино феерического зрелища. Подобные фильмы не должны быть развлекательными по определению. Но почему кто-то из режиссеров может позволить себе забыть о том, чтобы зрителю должно быть интересно смотреть их творения? Бельгийский дуэт братьев Дарденн представил на последнем Каннском кинофестивале свою новую картину «Неизвестная». Более скучное, унылое и депрессивное кино трудно себе представить. Тем, кто хочет ознакомится с творчеством лауреатов Каннского фестиваля 1999, 2005 и 2011 годов, авторов фильмов «Розетта», «Дитя» и «Мальчик с велосипедом», я бы не стала советовать начинать с картины «Неизвестная». Конкретно в этом кино нет ни драматургии, ни характеров, ни внятного сюжета. Безликие, серые люди живут своей повседневной жизнью, сплошная рутина, тоска, мрак безысходности. Даже как-то неловко в очередной раз ссылаться на Аристотеля. И все-таки: где конфликт, перипетии, кульминация, развязка? По большому счету мы не видим никаких изменений в судьбе главной героини. Вроде бы начинается все как детективная история. Молодая, подающие надежды врачиха Дженни Давин (Адель Энель) временно работает в медицинском кабинете где-то на окраине Льежа. Она подменяет ушедшего на покой старика доктора, который много лет оказывал помощь всем асоциальным элементам, живущим в этом непрестижном районе. Дженни предлагают место в частном медицинском центре, там и заработки гораздо выше, и перспективы карьерного роста хорошие. Однако дамочка отказывается от заманчивого предложения. В пятницу вечером после окончания приема к ней в больничку кто-то постучался, а она запретила своему практиканту Жюльену (Оливье Бонно) открыть припозднившемуся посетителю дверь. Следующим утром полицейский сообщил врачихе, что неподалеку был найден труп неизвестной девушки. И все – начались страдания на ровном месте. Дженни мается от чувства вины, исстрадалась вся совсем, аж кушать не может, днюет и ночует в своей захудалой больничке, сама пытается выяснить личность убитой девицы. Полиции ее действия не нравятся, дамочка мешает ловить местную банду наркоторговцев. Недовольны чрезмерным любопытством врачихи и многие из ее пациентов, некоторым есть, что скрывать от полиции. Но Дженни настырно лезет ко всем со своими расспросами, да еще и душеспасительные речи произносит. Вопрос: кому станет легче, если она узнает имя неизвестной? А никому. Зрителю наблюдать за этим вялотекущим расследованием и вовсе не любопытно. Детективной интриги почти нет. Зато есть масса ненужных подробностей о буднях социального медработника: осмотры больных, вызовы на дом, жалобы маргинальных пациентов на нищету, семейные проблемы, безработицу. Представьте, если бы история про Шерлока Холмса была рассказана с дотошным описанием врачебной практики доктора Ватсона. Ничего кроме зевоты она бы не вызвала. Продолжительность фильма «Неизвестная» 106 минут. Ради чего стоит оставаться у экрана? Не могу придумать ни одной веской причины для подобного подвига. Ничего кроме раздражения действия главной героини не вызывают. Что это за такой дистиллированный гуманизм, нам пытаются впарить? Какие такие общечеловеческие ценности? Дженни даже на живого, реального человека не похожа. Личная жизнь у этой молодой дамы напрочь отсутствует, целей, планов на будущее у нее нет, амбиций тоже. Ни за что не поверю, что крепкий профессионал откажется от хорошей практики и достойного заработка ради сомнительного удовольствия всю жизнь ковыряться в мелких болячках, оказывать только первичную помощь пациентам. Образ Дженни абсолютно плоский, схематичный. Она фанатично выполняет свой профессиональный долг, мается угрызениями совести за единственный неверный поступок, без конца перед всеми извиняется, да задумчиво курит. Откуда у живого человека такой гипертрофированный альтруизм? Чем так прибило психику этой женщине? Ответов на подобные вопросы зритель не получит. Да у нее же просто никакого личностного роста. Дженни сразу предстает этаким застывшим, высокоморальным абсолютом. Так не бывает, неправдоподобно. Жюльен – парень тоже странный, мотивы его поступков недоступны пониманию человека разумного. То он говорит, что с детства мечтал стать врачом, то бросает учебу по каким-то надуманным причинам, а потом опять возвращается. Приплести детскую психологическую травму к неадекватному поведению героя – дело обычное. Но у братьев Дарденн это получилось совершенно неубедительно. Отсутствие саундтрека в фильме – особая фишка этих бельгийских кинематографистов, которые начинали со съемок документального кино. Однако такая практика воспринимается не как максимальное приближение к реальности, а скорее, как незавершенность картины. Возникает стойкое ощущение, что фильм «Неизвестная» сляпан небрежно, наспех. Братья Дарденн свою картину пытались доделать уже после Каннского фестиваля, где очередной награды не получили. А стоит ли его вообще дорабатывать? Сомневаюсь. Проще выбросить. Серые люди ведут серую мышиную жизнь в сером городе. Сколько еще оттенков серости нам придется наблюдать на экране?