Экранизация современного французского романа о молодом советском скульпторе, которому поручено создать статую Сталина. Ответственное задание превратит скромного художника в объект пристального внимания КГБ и позволит герою узнать о «вожде народов» куда больше, чем он сам рассчитывал.
Жанр | Драмы |
---|---|
Премьера в мире | 13 ноября 2016 |
Время | 1 ч. 32 мин. |
Под покровом ночи Иосиф Сталин приезжает в свою тайную резиденцию. Во дворце его встречает многочисленная прислуга и охрана, старший среди охранников резиденции – капитан Довиткин. Пожилая женщина опускается перед вождем на колени, пытается поцеловать ему руку. Сталин хочет ее поднять, но та от страха лишается чувств. Сталин смеется, все остальные – тоже. Во время ужина за столом сидит только Сталин, охрана закусывает остатками его трапезы стоя. Девушка из числа прислуги случайно разбивает тарелку. Сталин отдает распоряжение офицеру петь его любимую песню «Сулико», все присутствующие должны под нее танцевать. Сам Сталин в качестве партнерши для танца выбирает проштрафившуюся девушку. Генерал Власик докладывает, что к Сталину приехал художник, он показывает вождю его досье. Сталин устраивает генералу разнос, он недоволен тем, что к столу подали незрелые бананы. Все присутствующие замирают от ужаса.
В спальне Сталина уже ждет привлекательная, хотя и не юная женщина в ночной сорочке. Ее зовут Лидия, они знакомы со Сталиным уже 27 лет (с августа 1923 года). Сталин спрашивает Лидию, виделась ли та с художником. Лидия отвечает утвердительно, она хотела лично убедиться, что все требования соблюдены. Сталин говорит, что для этого есть гувернантка, а Лидия ему нужна в другом качестве. По поручению Сталина Лидия прочла монографию Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений». Диван, который стоял в кабинете психоаналитика (Сталин называет его шарлатаном), теперь доставлен сюда. Сталин предлагает Лидии поиграть в игру под названием «психоанализ». Сталин будет лежать на диване и рассказывать о своих желаниях и секретах, а Лидия должна сидеть рядом в кресле, изображая Фрейда. Лидию это не пугает. Сталин начинает вспоминать свой сон: женщина в разноцветном платье сидит на берегу реки, он сам стоит под деревом, наблюдает за лошадьми, возле него сидит птица. Лидия приступает к толкованию этого сновидения. Стоял под деревом – это означает, что он свободен. Птица символизирует его самого. Счастливые летние дни – это символ потерянной невинности. Сталин прекращает сеанс. Он говорит, что дивану не хватает красных и желтых подушек. Лидия вместе с гувернанткой должна этим озаботиться. А теперь Сталин хочет, чтобы она почитала ему Пушкина. Лидия читает «Сказку о царе Салтане».
Лидия приходит в мастерскую художника Олега Данилова. В шкафу она находит жучка для прослушки, который установлен сотрудниками НКВД. Лидия избавляется от устройства, выбросив его в таз с водой. Она просматривает альбом с рисунками, на которых изображена девушка. Данилов утверждает, что забыл, как ее звали. Лидия советует избавиться от этих портретов: им (НКВД) нельзя давать власть над своей личной жизнью. Несколько листов Данилов бросает в огонь, но остатки альбома незаметно прячет под печкой.
Данилова приводят в кабинет генерала Власика. Генерал спрашивает, готов ли художник избавиться от всех своих плохих привычек, прежде чем приступит к работе над монументом товарищу Сталину.
В парке Данилов сталкивается с капитаном Довиткиным, узнав фамилию художника, капитан вспоминает, что тот был женихом его знакомой по имени Татьяна. Данилов это отрицает, у него больше нет жены.
Власик докладывает Сталину о диверсантах с Ташкентского авиазавода. Инженеры (почти все – евреи по национальности) утверждали, что самолеты ломаются из-за неисправности комплектующих. Сталин отдает приказ всех расстрелять.
Лидия застает в библиотеке хромую девушку из прислуги, которая во время уборки рылась в книгах и пластинках. Девушку зовут Варвара, ногу ей повредили собаки. Лидия предлагает ей взять что-нибудь почитать. Но приходит гувернантка и отсылает Варвару.
Лидия снова приходит к Данилову, передает художнику приглашение в кино от Сталина. Лидия спрашивает, почему Данилов перестал рисовать. Тот утверждает, что «потерял свет своей души». Лидия заводит разговор о матери Данилова – скульпторе Муриной. Данилов напоминает женщине, которая много о нем знает, что Мурина его усыновила в возрасте десяти лет, когда родители Данилова погибли в результате несчастного случая на производстве. Данилов злится, когда говорит о своей приемной матери. Лидия предлагает Данилову прогуляться по парку. Она просит художника перестать ей выкать. Данилов расспрашивает Лидию об их отношениях со Сталиным. Лидия в подробности личной жизни не вдается, она лишь утверждает, что никогда никого не любила. За гуляющей в парке парочкой Сталин наблюдает, глядя из окна своей комнаты в бинокль. За Даниловым приходят сотрудники НКВД и уводят его от Лидии.
Данилова допрашивает Власик. Художник отрицает свою причастность к авангардистскому движению. В восемь лет Данилов победил в конкурсе детских рисунков. Мурина считала, что у мальчика изумительный талант к рисованию, при должном воспитании он может стать гордостью искусства Советского Союза. После гибели родителей Мурина его усыновила. Генерал НКВД интересуется, с какой целью к художнику приходила товарищ Водьева (Лидия). Власик намекает на интимный интерес женщины к молодому человеку. Данилов это отрицает. Власик спрашивает Данилова о Татьяне Павловне Суловской. Данилов говорит, что больше не поддерживает с ней никаких отношений.
Лидия проводит очередной сеанс психоанализа для Сталина. Тот рассказывает о своем сне. Лидия считает, что этот сон об одиночестве. Сталин чувствует себя брошенным, преданным. Женщина из сна перестала танцевать, это значит, что она ему не захотела подчиняться. Сталин приходит в ярость, он кричит на Лидию, хочет знать, что это за женщина, которой ему стоит бояться. Потом Сталин признается, что любил свою жену Надежду, после ее смерти он уже никого не смог полюбить. Лидия моет Сталина в ванной. Сталин ей угрожает: если Лидия будет продолжать его расстраивать, то своего художника она больше никогда не увидит. Сталин отменяет свое приглашение, сегодня вечером он намерен смотреть кино один.
Пока Сталин смотрит кино, Лидия встречается с Даниловым возле бассейна в парке. Лидия говорит, что устала притворяться и врать. Она рассказывает Данилову о том, что жена Сталина умерла не от болезни, она покончила с собой. Данилов рассказывает Лидии о своей бывшей невесте Татьяне. Именно ей принадлежит идея с зеркалами, которую Данилов у нее украл и использовал для проекта монумента Сталину. Лидия об этом знает. Когда Лидия искала художника для создания монумента, Татьяна отказалась его делать, а Данилов согласился.
Сталину не понравились фильмы, которые он смотрел. Он приказывает наказать за это капитана Довиткина – отправить его в Сибирь. А еще он дает распоряжение Власику подыскать ему другого художника. Власик приносит Сталину расшифровку записи разговора Лидии и Данилова возле бассейна. Капитана Довиткина берут под стражу, ведут к машине. По дороге он предупреждает Данилова, что Сталин вскоре доберется и до него.
Власик говорит Лидии, что Данилов – сын предателя, и он сам предал свою любовь, проявил слабость недостойную большевика. Лидии Данилов нравится тем, что всегда готов ответить за свои слова.
Сталин зовет Лидию провести для него сеанс психоанализа, рассказывает содержание своего сна. Его слова звучат угрожающе, Лидия обмирает от страха. Но она все же осмеливается сказать, что это не сон, а воспоминание об увиденном Сталиным фильме.
Генерал Власик допрашивает Данилова, он задает вопросы о причинах разрыва художника с Татьяной Суловской. Данилов утверждает, что у них возникли разногласия по поводу взглядов на искусство. Власик говорит, что Татьяна Суловская сделала статую в парке Горького, назвав ее «Морда тирана на Красной площади: на веки вечные, чтобы не забывали, кто главный, и ослепли от его величия». Запись разговора Данилова с Суловской, когда та произносит эти слова, генерал предъявляет художнику в качестве доказательства, что тот об этом знал.
Сталин обвиняет Лидию в обмане: вместо того, чтобы его увековечить, она собиралась превратить его в жалкую статую. А художник, которого она ему нашла, лжец, он украл идею проекта у своей невесты. В присутствии Лидии Сталин ведет с Даниловым разговор о предательстве. Татьяну Суловскую Сталин считает, по крайней мере, честной, она сама придумывала все свои идеи. Сталин говорит художнику, что его родители не погибли, а были арестованы по обвинении в измене Родине. Вскоре после этого Мурина обратилась к Сталину с просьбой разрешить ей усыновить талантливого мальчика, которого она обещала воспитать в духе коммунизма. Данилов в шоке. Сталин предлагает художнику начать жизнь с чистого листа, забыть о прошлом, тогда он заберет его с собой в Москву. Лидию он заставляет прочитать вслух досье Данилова. Молодой человек узнает, что пришлось пережить в лагерях его родителям. Лидия умоляет Данилова согласиться на предложение Сталина.
Лидия пакует чемоданы, ее приходят арестовывать сотрудники НКВД: Варвара в форме с погонами лейтенанта и два рядовых. Когда Лидию ведут по коридору, они сталкиваются с Даниловым. Художник отрекся от своих родителей, он собирается ехать в Москву. Сталин и его свита покидают резиденцию. В машине с вождем едет Варвара, ортопедической конструкции на стройной ноге девушки уже нет. Сталин просит Варвару прочесть ему на ночь Пушкина – «Сказку о царе Салтане», как это всегда делала товарищ Водьева.
Отзывы