После показа в 2016 году в основной программе Каннского фестиваля "Персонального покупателя", этот фильм французского режиссера Оливье Ассайаса ("Зильс-Мария", "Что-то в воздухе"), был освистан почтенной фестивальной публикой. Тем не менее, за эту работу Ассайас, не примеряя тернового венца мученика ни на секунду, получил от высокого киножюри долгожданный приз как "Лучший режиссер". Поэтому уместно говорить больше об авторской смелости и перфекционизме, чем о близорукости саркастично настроенных отдельных эстетов, не принимающих и не понимающих герметичную вселенную сигналов главной героини "Покупателя" Морин. Пригласив на роль Морин одиозную для многих еще по временам "Сумерек" Кристен Стюарт, Ассайас создал мир мятущейся молодой американки, оказавшейся странным образом и на странной работе в Париже после внезапной смерти брата-близнеца. Отдавая должное режиссеру, отмечу, что "Персональный покупатель" - это стилистически дефрагментированная история, в которой есть и вполне реалистичное линейное развитие сюжета, и странная виртуальность растревоженного сна самоидентификации героини Стюарт.
Ассайас в "Персональном покупателе" делает основную ставку на нетрадиционное изучение духовного кризиса молодой женщины намного большим количеством способов, чем просто разговор с призраками. Роль угловатой Морин для Кристен Стюарт - это безусловный шаг вперед, одна из ее лучших ролей, где страх истории и драма рабочего места ответственной закупщицы для вечно занятой глобальностями светской львицы Киры (Нора фон Вальдштеттен, "Бесконечный мир", "Темная сторона Луны") нагоняют не поверхностной жути просчитываемого хоррора, а дают отменный саспенс, леденящий и иррациональный. Орбита жизни главной героини - это орбита стремительно теряющей свою высоту и готовой уже сгореть в плотных слоях личного горя и парижской жизни незаметной спутницы в тени героини бульварных хроник. Морин ездит на мотоцикле от одного модного дома к другому, выбирая наряды для Киры, но имеет только право отбора на основе собственного вкуса, по сути, она - в рабстве у высокой моды и у Киры, она - объект для манипуляций. Отсутствие личного удовлетворения Ассайас трансформирует в бунт героини-одиночки Стюарт не только против самой хозяйки, она через самоудовлетворение старается раствориться еще и в извращенном насилии и над ее вещами.
Просмотр "Персонального покупателя" дает зрителю то, что не всегда способен дать даже самый блестящий современный фильм, этот просмотр предоставляет право свободной планировки пространства картины и самостоятельной расстановки связей и акцентов. Впечатляет медиумность ленты, ее постоянные вопросы и ответы в стиле азбуки Морзе, та тщательно сконструированная немногословность, от которой веет больше пониманием скупых на эмоции реалий жизни, чем показным равнодушием. Вопрос просмотра этой ленты - это больше вопрос сборки по кусочкам разбитого зеркала собственных эмоций, поиск созвучий и открытий дверей собственного сознания, чем вопрос созерцания. Увлеченность режиссера через героиню абстракциями и условностями в виде картин Хильмы аф Клинт, просмотров на YouTube полудокументальных конспирологических лент о неожиданном увлечении Виктора Гюго спиритизмом говорит об отчаянном желании Морин уйти от одиночества и выстроить нестандартный и недоговоренный диалог с умершим братом. Стюарт проявляет себя как актриса, способная демонстрировать фрустрацию в кадре во всех ее проявлениях, что требует от нее большого количества внутренних сил, но заставляет светиться фильм энергетикой черной дыры.
Нельзя не отметить местами тяжелый, местами слегка одурманенный взгляд камеры Йорика Ле Со ("Большой всплеск", "Выживут только любовники"), который не только способен создавать пространства при помощи скрытного и пристального, но и демонстрировать язык тела интроверта на грани сублимации. Он способен показывать и красоту трансформаций, и туманные двусмысленности истории "Персонального покупателя", где нетрадиционная призрачность выхватывает персональный ад творческого роста Кристен Стюарт. Ассайас исследует вещи, которые делают нас иллюзорно свободными и независимыми, он исследует в фильме природу современной коммуникации и средства социального общения, которые творят призраков из нас самих, прячущихся за никами и аватарками. В лице Стюарт режиссер находит безупречную музу и безупречный камертон всего фильма, она дает "Персональному покупателю" чувственную жизнь драмы самореализации и вдохновение открытого финала. Исключительность замысла или попытка представления чего-то исключительного - очевидный вопрос по окончании просмотра этой ленты, который отпускает далеко не сразу и способен разделить аудиторию "Покупателя" как незаурядного кинематографического явления.
5
,2
2016, Ужасы
100 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
После показа в 2016 году в основной программе Каннского фестиваля "Персонального покупателя", этот фильм французского режиссера Оливье Ассайаса ("Зильс-Мария", "Что-то в воздухе"), был освистан почтенной фестивальной публикой. Тем не менее, за эту работу Ассайас, не примеряя тернового венца мученика ни на секунду, получил от высокого киножюри долгожданный приз как "Лучший режиссер". Поэтому уместно говорить больше об авторской смелости и перфекционизме, чем о близорукости саркастично настроенных отдельных эстетов, не принимающих и не понимающих герметичную вселенную сигналов главной героини "Покупателя" Морин. Пригласив на роль Морин одиозную для многих еще по временам "Сумерек" Кристен Стюарт, Ассайас создал мир мятущейся молодой американки, оказавшейся странным образом и на странной работе в Париже после внезапной смерти брата-близнеца. Отдавая должное режиссеру, отмечу, что "Персональный покупатель" - это стилистически дефрагментированная история, в которой есть и вполне реалистичное линейное развитие сюжета, и странная виртуальность растревоженного сна самоидентификации героини Стюарт. Ассайас в "Персональном покупателе" делает основную ставку на нетрадиционное изучение духовного кризиса молодой женщины намного большим количеством способов, чем просто разговор с призраками. Роль угловатой Морин для Кристен Стюарт - это безусловный шаг вперед, одна из ее лучших ролей, где страх истории и драма рабочего места ответственной закупщицы для вечно занятой глобальностями светской львицы Киры (Нора фон Вальдштеттен, "Бесконечный мир", "Темная сторона Луны") нагоняют не поверхностной жути просчитываемого хоррора, а дают отменный саспенс, леденящий и иррациональный. Орбита жизни главной героини - это орбита стремительно теряющей свою высоту и готовой уже сгореть в плотных слоях личного горя и парижской жизни незаметной спутницы в тени героини бульварных хроник. Морин ездит на мотоцикле от одного модного дома к другому, выбирая наряды для Киры, но имеет только право отбора на основе собственного вкуса, по сути, она - в рабстве у высокой моды и у Киры, она - объект для манипуляций. Отсутствие личного удовлетворения Ассайас трансформирует в бунт героини-одиночки Стюарт не только против самой хозяйки, она через самоудовлетворение старается раствориться еще и в извращенном насилии и над ее вещами. Просмотр "Персонального покупателя" дает зрителю то, что не всегда способен дать даже самый блестящий современный фильм, этот просмотр предоставляет право свободной планировки пространства картины и самостоятельной расстановки связей и акцентов. Впечатляет медиумность ленты, ее постоянные вопросы и ответы в стиле азбуки Морзе, та тщательно сконструированная немногословность, от которой веет больше пониманием скупых на эмоции реалий жизни, чем показным равнодушием. Вопрос просмотра этой ленты - это больше вопрос сборки по кусочкам разбитого зеркала собственных эмоций, поиск созвучий и открытий дверей собственного сознания, чем вопрос созерцания. Увлеченность режиссера через героиню абстракциями и условностями в виде картин Хильмы аф Клинт, просмотров на YouTube полудокументальных конспирологических лент о неожиданном увлечении Виктора Гюго спиритизмом говорит об отчаянном желании Морин уйти от одиночества и выстроить нестандартный и недоговоренный диалог с умершим братом. Стюарт проявляет себя как актриса, способная демонстрировать фрустрацию в кадре во всех ее проявлениях, что требует от нее большого количества внутренних сил, но заставляет светиться фильм энергетикой черной дыры. Нельзя не отметить местами тяжелый, местами слегка одурманенный взгляд камеры Йорика Ле Со ("Большой всплеск", "Выживут только любовники"), который не только способен создавать пространства при помощи скрытного и пристального, но и демонстрировать язык тела интроверта на грани сублимации. Он способен показывать и красоту трансформаций, и туманные двусмысленности истории "Персонального покупателя", где нетрадиционная призрачность выхватывает персональный ад творческого роста Кристен Стюарт. Ассайас исследует вещи, которые делают нас иллюзорно свободными и независимыми, он исследует в фильме природу современной коммуникации и средства социального общения, которые творят призраков из нас самих, прячущихся за никами и аватарками. В лице Стюарт режиссер находит безупречную музу и безупречный камертон всего фильма, она дает "Персональному покупателю" чувственную жизнь драмы самореализации и вдохновение открытого финала. Исключительность замысла или попытка представления чего-то исключительного - очевидный вопрос по окончании просмотра этой ленты, который отпускает далеко не сразу и способен разделить аудиторию "Покупателя" как незаурядного кинематографического явления.