Новая работа Франсуа Озона "Франц" попала в основную программу фестиваля в Венеции в этом году. Ни одного из знаменитых львов лента не получила, но Паула Бир за роль Анны получила премию Марчелло Мастроянни как лучшая молодая актриса. Хотя бы это это отрадно, потому что Озон во "Франце" пустился не просто во все тяжкие, а дописал на готовой сюжетной основе драмы "Недопетая колыбельная" Эрнста Любича аж из 1932 года добрую половину фильма по сюжету и расставил абсолютно новые акценты. Фильм Любича, снятый по пьесе Мориса Ростана, был, по отзывам историков кино, уверенным и складным гимном пацифизму и отрицанию войны, у Озона "Франц" перерождается в совершенно иную плоскость. Жанр "Франца" можно определить как классическую мелодраму с зеркальным сюжетным отражением о попытке примирения в печали потери между представителями двух еще недавно воевавших сторон.
Отмечу сразу, что для режиссерского эксперимента во "Франце" Озон выбрал абсолютно нестандартный, способный звенеть на разные голоса, материал. Черно-белый фильм, для внятного восприятия зрителями декорированный полноцветными вставками в наиболее эмоциональных для режиссера местах, рассказывает о порядочности обычного солдата, о спасительной лжи, об успокоении памяти, изживании трагизма войны и о возможности снова полюбить после потери. Сюжетное развитие "Франца" - это раскладывание так и не сходящегося в итоге пасьянса на тему правды для всех. Правды, которой по мнению Озона, должно быть ровно столько, чтобы почти все были спокойны и счастливы, кроме, пожалуй, носителей самой правды. Анна, бывшая невеста погибшего на Западном фронте Франца, становится становится драматически безукоризненным модератором лжи в этой картине.
Озон в фильме с разной степенью убедительности вычерчивает четыре сюжетных линии в фильме. Линия французского солдата Адриена (врезающийся навсегда в память Пьер Нинэ, знакомый по "Ив Сен-Лорану") - это линия совестливого убийцы, посланного на смерть и на убийство госмашиной, линия тонкого, ранимого, с трудом принимающего решения мальчика, желающего найти пути личного примирения с семьей убитого им немецкого юноши и вернуться к нормальной мирной жизни. Линия невесты убитого Франца - это путь девушки, застывшей во времени после смерти жениха, утратившей смысл самого бытия, ищущей спасения в нахлынувших чувствах и находящей его в жертвенной лжи ради всех героев этой истории. Линия родителей Франца - это путь родителей переживших своих детей, бросивших их в топку бессмысленной войны, испытавших горечь потери и живущих уже не ради себя, а ради памяти о сыне. Линия отношений Анны и Франца как попытка примирения двух воевавших народов, поиска любви во спасение, но закончившаяся примирением и заполоняющей все ложью.
Такой ли новатор Озон, превративший "Франца" из вполне законченной экранной истории "Недопетой колыбельной" в апофеоз неправды для всех? И неправда ли это? Удобнее жить, не замечая, не договаривая, говоря ложь во спасение, говоря о черном как о белом и о белом как о черном. Для режиссера уход от реальности - это искусство, это раскрашенная на экране идиллия обмана, мудрость и гармония бытия. Соглашаясь с этим, можно принять фильм как неоднозначное явление, в котором показаны последствия войны через события мира немцев и французов, мира, где уже нет опасности после звона колоколов.
8
,6
2016, Драмы
109 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Новая работа Франсуа Озона "Франц" попала в основную программу фестиваля в Венеции в этом году. Ни одного из знаменитых львов лента не получила, но Паула Бир за роль Анны получила премию Марчелло Мастроянни как лучшая молодая актриса. Хотя бы это это отрадно, потому что Озон во "Франце" пустился не просто во все тяжкие, а дописал на готовой сюжетной основе драмы "Недопетая колыбельная" Эрнста Любича аж из 1932 года добрую половину фильма по сюжету и расставил абсолютно новые акценты. Фильм Любича, снятый по пьесе Мориса Ростана, был, по отзывам историков кино, уверенным и складным гимном пацифизму и отрицанию войны, у Озона "Франц" перерождается в совершенно иную плоскость. Жанр "Франца" можно определить как классическую мелодраму с зеркальным сюжетным отражением о попытке примирения в печали потери между представителями двух еще недавно воевавших сторон. Отмечу сразу, что для режиссерского эксперимента во "Франце" Озон выбрал абсолютно нестандартный, способный звенеть на разные голоса, материал. Черно-белый фильм, для внятного восприятия зрителями декорированный полноцветными вставками в наиболее эмоциональных для режиссера местах, рассказывает о порядочности обычного солдата, о спасительной лжи, об успокоении памяти, изживании трагизма войны и о возможности снова полюбить после потери. Сюжетное развитие "Франца" - это раскладывание так и не сходящегося в итоге пасьянса на тему правды для всех. Правды, которой по мнению Озона, должно быть ровно столько, чтобы почти все были спокойны и счастливы, кроме, пожалуй, носителей самой правды. Анна, бывшая невеста погибшего на Западном фронте Франца, становится становится драматически безукоризненным модератором лжи в этой картине. Озон в фильме с разной степенью убедительности вычерчивает четыре сюжетных линии в фильме. Линия французского солдата Адриена (врезающийся навсегда в память Пьер Нинэ, знакомый по "Ив Сен-Лорану") - это линия совестливого убийцы, посланного на смерть и на убийство госмашиной, линия тонкого, ранимого, с трудом принимающего решения мальчика, желающего найти пути личного примирения с семьей убитого им немецкого юноши и вернуться к нормальной мирной жизни. Линия невесты убитого Франца - это путь девушки, застывшей во времени после смерти жениха, утратившей смысл самого бытия, ищущей спасения в нахлынувших чувствах и находящей его в жертвенной лжи ради всех героев этой истории. Линия родителей Франца - это путь родителей переживших своих детей, бросивших их в топку бессмысленной войны, испытавших горечь потери и живущих уже не ради себя, а ради памяти о сыне. Линия отношений Анны и Франца как попытка примирения двух воевавших народов, поиска любви во спасение, но закончившаяся примирением и заполоняющей все ложью. Такой ли новатор Озон, превративший "Франца" из вполне законченной экранной истории "Недопетой колыбельной" в апофеоз неправды для всех? И неправда ли это? Удобнее жить, не замечая, не договаривая, говоря ложь во спасение, говоря о черном как о белом и о белом как о черном. Для режиссера уход от реальности - это искусство, это раскрашенная на экране идиллия обмана, мудрость и гармония бытия. Соглашаясь с этим, можно принять фильм как неоднозначное явление, в котором показаны последствия войны через события мира немцев и французов, мира, где уже нет опасности после звона колоколов.