Способности человека удивляться столь же безграничны, как и умение удивлять. Джим Джармуш наделен обоими этими качествами в полной мере. Он смотрит на мир изумленными глазами, а потом этот взгляд, спроецированный на экран, завораживает зрителя. Его последний фильм «Патерсон» просто великолепен.
Человек, которого зовут Патерсон, проживает в городке под названием Патерсон. Его окружает множество других Патерсонов: это граффити на стенах, надписи на корешках книг, указатели на вывесках. Человек сливается с окружающей его реальностью, погружается в нее, плавает, окунается с головой. Мир вокруг него двоится в бесконечных отражениях, дробится в собственных копиях, превращается в мозаичные витражи. Джармуш не боится порезаться бритвой Оккама и в свое удовольствие умножает число сущностей сверх необходимого. В этом ему помогает Фредерик Элмс, оператор играет с парными кадрами-отражениями в стеклах и зеркалах так, что у зрителя просто голова идет кругом от этой визуальной карусели. А после того, как любимая женщина Патерсона рассказала ему о своем сне, тот начинает то и дело замечать разновозрастные пары близнецов. Двоятся не только предметы, но и люди вокруг, но в этом нет никакой избыточности, напротив – гармония с миром приобретает еще больший смысл. И вдруг рождаются стихи. Из какого сора? Спросите у Ахматовой.
Водитель автобуса Патерсон (Артур Драйвер) живет размеренной жизнью. По утрам он нежно целует свою очаровательную женушку, завтракает и отправляется на работу. Целый день он водит автобус по одним и тем же улицам одноименного городка. Обедает он в скверике с видом на очаровательный водопад. После работы выгуливает одышливого бульдожка, заходит в бар, перекидывается парой слов с его завсегдатаями, снова домой. Жена и муза Патерсона Лаура (Голшифте Фарахани) витает в облаках. Способный дизайнер, она постоянно занята улучшением интерьеров их скромного домишки, надеется покорить своей выпечкой земляков и заработать немного денег. А еще она видит себя певицей кантри (трепещи, Нэшвилл!) и осваивает при помощи самоучителя искусство игры на гитаре. Она обожает своего мужа и ей нравятся его стихи. Что еще человеку от жизни надо? На протяжении всего фильма Джармуш день за днем это самое счастье и воспроизводит. Не все в жизни Патерсона гладко, с ним и его знакомыми происходят неприятности разной степени тяжести, но главное остается неизменным: он по-прежнему сочиняет стихи, с ним рядом любимая женщина, он может наслаждаться чарующим видом водопада. Очень простая история о самом простом поэте. Стоп. Простых поэтов не бывает.
Джармуш создал самую настоящую аудиовизуальную симфонию в самой изысканной оркестровке. А как иначе воспроизвести творческий процесс в сердце стихотворца? Патерсон, которого иногда вдохновляют такие обычные вещи, как коробок спичек, создает стихи буквально сливаясь с окружающей действительностью, со скромными городскими пейзажами и чудесным водопадом. Этот поэт – самый настоящий пантеист. Обожествляя природу, он и сам чувствует свою сопричастность Абсолюту. Ключевая фраза прозвучала в фильме, когда Патерсон успокаивает Лауру, та опечалена уничтожением заветного блокнота: «Это только слова, написанные на песке». Так он про свои стихи говорит. Но ведь это в Евангелии было сказано про Христа: он писал какие-то слова на песке. Потом их смыло волной. Поэт Патерсон, водитель автобуса, сливается с миром, принимает его в себя, растворяется в нем и становится богом. А в конце фильма Патерсон беседует с японцем. Именно этот представитель дзенской культуры выводит поэта из творческого ступора, и снова звучат стихи.
Все актерские работы в фильме чудесны: простые люди живут своей обыденной жизнью, где, быть может, и нет места шекспировским страстям, но в их эмоциях буквально звучит масса сложных обертонов. Адам Драйвер играет роль сдержанного, немногословного, тонко чувствующего человека, который, впрочем, способен и на героические поступки. Пусть опасность в итоге оказывается игрушечной, но Патерсон спасает человека, будучи уверенным, что рискует при этом жизнью. Голшифте Фарахани в роли Лауры невероятно мила. Говорят, что все женщины делятся на ужас, каких дур, и прелесть, каких дурочек. Лаура, безусловно, прелесть. Она вовсе не глупая домохозяйка, как может кому-то показаться. У нее тоже есть творческие способности, а главное – искреннее желание их реализовать. Лаура не только муза для своего мужчины, она и сама – личность. Утонченно красивая, стильная женщина и при этом чуткая, понимающая подруга, которая окружает любимого заботой, согревает своим теплом, создает уют в доме. А вот антагонист нашего поэта не совсем обычный персонаж – это английский бульдог Марвин (его с блеском играет четвероногий актер по кличке Нелли). Этот гаденыш всячески вредит терпеливому Патерсону: Лауру к нему ревнует (похрюкивающее рычание при поцелуях хозяйки), сворачивает регулярно из вредности стойку почтового ящика, тащит Патерсона мимо любимой скамейки у водопада. А самую главную пакость он приберег напоследок. Поэта может обидеть каждый, но лишь Марвин способен разбить его сердце.
Джим Джармуш, кажется, сделал что-то абсолютно невозможное. Он создал кинематографический аналог эпопеи Пруста, начал движение по направлению к Патерсону. Продолжение следует?
6
,7
2016, Драмы
113 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Способности человека удивляться столь же безграничны, как и умение удивлять. Джим Джармуш наделен обоими этими качествами в полной мере. Он смотрит на мир изумленными глазами, а потом этот взгляд, спроецированный на экран, завораживает зрителя. Его последний фильм «Патерсон» просто великолепен. Человек, которого зовут Патерсон, проживает в городке под названием Патерсон. Его окружает множество других Патерсонов: это граффити на стенах, надписи на корешках книг, указатели на вывесках. Человек сливается с окружающей его реальностью, погружается в нее, плавает, окунается с головой. Мир вокруг него двоится в бесконечных отражениях, дробится в собственных копиях, превращается в мозаичные витражи. Джармуш не боится порезаться бритвой Оккама и в свое удовольствие умножает число сущностей сверх необходимого. В этом ему помогает Фредерик Элмс, оператор играет с парными кадрами-отражениями в стеклах и зеркалах так, что у зрителя просто голова идет кругом от этой визуальной карусели. А после того, как любимая женщина Патерсона рассказала ему о своем сне, тот начинает то и дело замечать разновозрастные пары близнецов. Двоятся не только предметы, но и люди вокруг, но в этом нет никакой избыточности, напротив – гармония с миром приобретает еще больший смысл. И вдруг рождаются стихи. Из какого сора? Спросите у Ахматовой. Водитель автобуса Патерсон (Артур Драйвер) живет размеренной жизнью. По утрам он нежно целует свою очаровательную женушку, завтракает и отправляется на работу. Целый день он водит автобус по одним и тем же улицам одноименного городка. Обедает он в скверике с видом на очаровательный водопад. После работы выгуливает одышливого бульдожка, заходит в бар, перекидывается парой слов с его завсегдатаями, снова домой. Жена и муза Патерсона Лаура (Голшифте Фарахани) витает в облаках. Способный дизайнер, она постоянно занята улучшением интерьеров их скромного домишки, надеется покорить своей выпечкой земляков и заработать немного денег. А еще она видит себя певицей кантри (трепещи, Нэшвилл!) и осваивает при помощи самоучителя искусство игры на гитаре. Она обожает своего мужа и ей нравятся его стихи. Что еще человеку от жизни надо? На протяжении всего фильма Джармуш день за днем это самое счастье и воспроизводит. Не все в жизни Патерсона гладко, с ним и его знакомыми происходят неприятности разной степени тяжести, но главное остается неизменным: он по-прежнему сочиняет стихи, с ним рядом любимая женщина, он может наслаждаться чарующим видом водопада. Очень простая история о самом простом поэте. Стоп. Простых поэтов не бывает. Джармуш создал самую настоящую аудиовизуальную симфонию в самой изысканной оркестровке. А как иначе воспроизвести творческий процесс в сердце стихотворца? Патерсон, которого иногда вдохновляют такие обычные вещи, как коробок спичек, создает стихи буквально сливаясь с окружающей действительностью, со скромными городскими пейзажами и чудесным водопадом. Этот поэт – самый настоящий пантеист. Обожествляя природу, он и сам чувствует свою сопричастность Абсолюту. Ключевая фраза прозвучала в фильме, когда Патерсон успокаивает Лауру, та опечалена уничтожением заветного блокнота: «Это только слова, написанные на песке». Так он про свои стихи говорит. Но ведь это в Евангелии было сказано про Христа: он писал какие-то слова на песке. Потом их смыло волной. Поэт Патерсон, водитель автобуса, сливается с миром, принимает его в себя, растворяется в нем и становится богом. А в конце фильма Патерсон беседует с японцем. Именно этот представитель дзенской культуры выводит поэта из творческого ступора, и снова звучат стихи. Все актерские работы в фильме чудесны: простые люди живут своей обыденной жизнью, где, быть может, и нет места шекспировским страстям, но в их эмоциях буквально звучит масса сложных обертонов. Адам Драйвер играет роль сдержанного, немногословного, тонко чувствующего человека, который, впрочем, способен и на героические поступки. Пусть опасность в итоге оказывается игрушечной, но Патерсон спасает человека, будучи уверенным, что рискует при этом жизнью. Голшифте Фарахани в роли Лауры невероятно мила. Говорят, что все женщины делятся на ужас, каких дур, и прелесть, каких дурочек. Лаура, безусловно, прелесть. Она вовсе не глупая домохозяйка, как может кому-то показаться. У нее тоже есть творческие способности, а главное – искреннее желание их реализовать. Лаура не только муза для своего мужчины, она и сама – личность. Утонченно красивая, стильная женщина и при этом чуткая, понимающая подруга, которая окружает любимого заботой, согревает своим теплом, создает уют в доме. А вот антагонист нашего поэта не совсем обычный персонаж – это английский бульдог Марвин (его с блеском играет четвероногий актер по кличке Нелли). Этот гаденыш всячески вредит терпеливому Патерсону: Лауру к нему ревнует (похрюкивающее рычание при поцелуях хозяйки), сворачивает регулярно из вредности стойку почтового ящика, тащит Патерсона мимо любимой скамейки у водопада. А самую главную пакость он приберег напоследок. Поэта может обидеть каждый, но лишь Марвин способен разбить его сердце. Джим Джармуш, кажется, сделал что-то абсолютно невозможное. Он создал кинематографический аналог эпопеи Пруста, начал движение по направлению к Патерсону. Продолжение следует?