Трагедия, произошедшая с атомным подводным ракетоносным крейсером К-141 проекта 949А «Антей», получившим почётное наименование «Курск» в честь эпохальной битвы на Курской дуге, неслучайно считается одним из самых значимых (и знаковых!) событий в новейшей истории России. Сводить всё к изысканиям нумерологического или эсхатологического толка, спровоцированным «круглой» датой (1), разумеется, глупо. Однако печально известный (на некоторое время – заполонивший первые полосы газет всего мира) инцидент действительно стал очень показательным. Это – как знак, ниспосланный самой жизнью. Как сигнал, предупреждающий об опасности, нависшей над огромным государством, народом и даже больше – над всей русской цивилизацией, пусть подобное утверждение и прозвучит несколько высокопарно. Грубо говоря, последние наивные личности убедились, что страна катится в пропасть – что путь, официально провозглашённый примерно десятью годами ранее, ведёт в тупик. Не менее знаменательно и то, что катастрофа в Баренцевом море стала одним из серьёзных испытаний (настоящей проверкой на стрессоустойчивость и профпригодность!) для нового Президента… К слову, в исходном сценарии (оскароносный кинодраматург Роберт Родэт взял за основу документальную книгу Роберта Мура «Время умирать» /2002/) предполагалось появление Владимира Путина по крайней мере в нескольких сценах. Однако во избежание двусмысленности создатели решили отказаться от смелой затеи, даже несмотря на то, что представители нашего Министерства обороны, поначалу выказавшие заинтересованность в участии в проекте, в итоге отказали в сотрудничестве.
Естественно, авторы не претендовали на звание первооткрывателей темы. В свете истории с «Курском» даже похожие по сюжету, хотя и формально посвящённые иным чрезвычайным происшествиям, постановки (от западной «К-19» /2002/ до отечественных «72 метров» /2004/) волей-неволей воспринимались сквозь призму обозначенных событий. Были и прямые обращения – в кинематографе, литературе, популярной музыке. Другое дело, что такие амбициозные продюсеры, как Люк Бессон и Ариэль Зейтун, обеспечив производственный бюджет порядка $40 млн. (правда, успеха не последовало и в национальном прокате, где аудитория составила 118,8 тысяч зрителей), всё же надеялись представить на суд почтенной публики нечто по-настоящему грандиозное. Отсутствие доступа к объектам Северного флота ВМФ РФ вынудило провести съёмки в Тулоне и Бресте (французском, не белорусском), а также в других местах Европы, вплоть до Норвегии, и в техническом отношении всё выглядит на экране достаточно убедительно. Во всяком случае – на поверхностный взгляд неспециалиста… Но нас интересует в первую очередь, конечно же, другое. Сценарист и режиссёр не стали ударяться в т.н. «теории заговора», в общем и целом следуя в фарватере официальной версии, подготовленной под руководством генерального прокурора Владимира Устинова (причиной аварии стал взрыв «толстой» торпеды 65-76А «Кит» вследствие утечки компонентов топлива – пероксида водорода). Намёки на иные вероятные причины (вроде столкновения с натовской субмариной, миной времён Второй мировой войны или же… действий террориста-смертника) благоразумно не озвучиваются. Однако самоограничения не помешали творцам разобраться в ситуации, раскрыть характеры тех, кто оказался в безвыходном положении, и, мало того, предложить собственную трактовку общеизвестных фактов. Трактовку, впрочем, небесспорную…
Томас Винтенберг ещё сравнительно мягко живописует российские реалии рубежа тысячелетий, деликатно намекая на ту печальную обстановку, в которой пребывала страна. Идеологи марксизма-ленинизма уступили место иерархам РПЦ (эпизоды в православной церкви занимают слишком много времени, чтобы счесть их проходными), а между тем офицеры, сидящие без зарплаты, вынуждены продавать самое ценное, включая командирские часы, чтобы достойно погулять на свадьбе боевого товарища. Исчерпывающе точная деталь! И в сказанной в проброс фразе адмирала, что «масштабные» учения на поверку не идут ни в какое сравнение с аналогичными мероприятиями периода существования СССР, сквозит, что ни говори, сермяжная правда. Да и слова коммодора Дэвида Расселла (Колину Ферту убедительности, как всегда, не занимать) о плачевном состоянии глубоководных спасательных средств, увы, соответствуют действительности… Приходится согласиться и в целом признать обоснованность критических выпадов в адрес командования, чья нерасторопность (пусть с поправкой на необходимость сохранения государственной тайны), по-видимому, стоила двадцати трёх жизней моряков. Вместе с тем режиссёр, сильной стороной работ которого (как ранних, шведских, так и осуществлённых за пределами родины) является умение осмысливать людские судьбы, углубляться в психологию, добиваться от актёров способности вписываться в социальную среду, сознательно сосредотачивается на другом – главном! – аспекте.
Родэт и Винтенберг постарались, что называется, «отыграть» все заявленные линии. Допустим, религиозные мотивы не ограничиваются венчанием и отпеванием в стенах храма. «Начинай молиться», – говорит Павел, обнаруживший проблемы с торпедой, сослуживцу, с тревогой вопрошающему, что же теперь делать; не успевает тот ответить («Я неверующий»), как обоих поглощает неистовое пламя… Но самой интересной, по-человечески трогающей остаётся, безусловно, линия с подводниками, отрезанными от внешнего мира в отсеке. Единственное, что они могут сделать, – обеспечить минимально необходимый запас кислорода (для чего придётся проникнуть в соседнее, уже затопленное помещение) и… ждать спасения. В таких ситуациях личности и раскрываются ярче всего. Этот поддается панике и порывается всплыть на поверхность без барокамеры, прекрасно зная, что скончается от декомпрессионной болезни, тот – старается поддержать друзей, по десятому разу рассказывая бородатый анекдот, пример же всем подаёт командир, не отчаивающийся, поддерживающий дисциплину, проверяющий, чтобы никто не расслаблялся, не впадал в уныние и не забывал о технике безопасности. Не так уж важно, действительно ли моряки «Курска» погибли именно так, как показано на экране… Принципиальнее, что, как явствует из финальных кадров, сын главного героя (Михаила Аверина) унаследовал лучшие качества отца и точно пойдёт по стопам родителя-храбреца. «У моряков «Курска» остался семьдесят один ребёнок», – этим скорбным титром завершается повествование. Что называется, ни убавить, ни прибавить!
_______
1 – Вскоре после наступления Миллениума, когда, помнится, активизировались разного рода предсказатели и лжепророки.
7
,7
2018, Драмы
113 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Трагедия, произошедшая с атомным подводным ракетоносным крейсером К-141 проекта 949А «Антей», получившим почётное наименование «Курск» в честь эпохальной битвы на Курской дуге, неслучайно считается одним из самых значимых (и знаковых!) событий в новейшей истории России. Сводить всё к изысканиям нумерологического или эсхатологического толка, спровоцированным «круглой» датой (1), разумеется, глупо. Однако печально известный (на некоторое время – заполонивший первые полосы газет всего мира) инцидент действительно стал очень показательным. Это – как знак, ниспосланный самой жизнью. Как сигнал, предупреждающий об опасности, нависшей над огромным государством, народом и даже больше – над всей русской цивилизацией, пусть подобное утверждение и прозвучит несколько высокопарно. Грубо говоря, последние наивные личности убедились, что страна катится в пропасть – что путь, официально провозглашённый примерно десятью годами ранее, ведёт в тупик. Не менее знаменательно и то, что катастрофа в Баренцевом море стала одним из серьёзных испытаний (настоящей проверкой на стрессоустойчивость и профпригодность!) для нового Президента… К слову, в исходном сценарии (оскароносный кинодраматург Роберт Родэт взял за основу документальную книгу Роберта Мура «Время умирать» /2002/) предполагалось появление Владимира Путина по крайней мере в нескольких сценах. Однако во избежание двусмысленности создатели решили отказаться от смелой затеи, даже несмотря на то, что представители нашего Министерства обороны, поначалу выказавшие заинтересованность в участии в проекте, в итоге отказали в сотрудничестве. Естественно, авторы не претендовали на звание первооткрывателей темы. В свете истории с «Курском» даже похожие по сюжету, хотя и формально посвящённые иным чрезвычайным происшествиям, постановки (от западной «К-19» /2002/ до отечественных «72 метров» /2004/) волей-неволей воспринимались сквозь призму обозначенных событий. Были и прямые обращения – в кинематографе, литературе, популярной музыке. Другое дело, что такие амбициозные продюсеры, как Люк Бессон и Ариэль Зейтун, обеспечив производственный бюджет порядка $40 млн. (правда, успеха не последовало и в национальном прокате, где аудитория составила 118,8 тысяч зрителей), всё же надеялись представить на суд почтенной публики нечто по-настоящему грандиозное. Отсутствие доступа к объектам Северного флота ВМФ РФ вынудило провести съёмки в Тулоне и Бресте (французском, не белорусском), а также в других местах Европы, вплоть до Норвегии, и в техническом отношении всё выглядит на экране достаточно убедительно. Во всяком случае – на поверхностный взгляд неспециалиста… Но нас интересует в первую очередь, конечно же, другое. Сценарист и режиссёр не стали ударяться в т.н. «теории заговора», в общем и целом следуя в фарватере официальной версии, подготовленной под руководством генерального прокурора Владимира Устинова (причиной аварии стал взрыв «толстой» торпеды 65-76А «Кит» вследствие утечки компонентов топлива – пероксида водорода). Намёки на иные вероятные причины (вроде столкновения с натовской субмариной, миной времён Второй мировой войны или же… действий террориста-смертника) благоразумно не озвучиваются. Однако самоограничения не помешали творцам разобраться в ситуации, раскрыть характеры тех, кто оказался в безвыходном положении, и, мало того, предложить собственную трактовку общеизвестных фактов. Трактовку, впрочем, небесспорную… Томас Винтенберг ещё сравнительно мягко живописует российские реалии рубежа тысячелетий, деликатно намекая на ту печальную обстановку, в которой пребывала страна. Идеологи марксизма-ленинизма уступили место иерархам РПЦ (эпизоды в православной церкви занимают слишком много времени, чтобы счесть их проходными), а между тем офицеры, сидящие без зарплаты, вынуждены продавать самое ценное, включая командирские часы, чтобы достойно погулять на свадьбе боевого товарища. Исчерпывающе точная деталь! И в сказанной в проброс фразе адмирала, что «масштабные» учения на поверку не идут ни в какое сравнение с аналогичными мероприятиями периода существования СССР, сквозит, что ни говори, сермяжная правда. Да и слова коммодора Дэвида Расселла (Колину Ферту убедительности, как всегда, не занимать) о плачевном состоянии глубоководных спасательных средств, увы, соответствуют действительности… Приходится согласиться и в целом признать обоснованность критических выпадов в адрес командования, чья нерасторопность (пусть с поправкой на необходимость сохранения государственной тайны), по-видимому, стоила двадцати трёх жизней моряков. Вместе с тем режиссёр, сильной стороной работ которого (как ранних, шведских, так и осуществлённых за пределами родины) является умение осмысливать людские судьбы, углубляться в психологию, добиваться от актёров способности вписываться в социальную среду, сознательно сосредотачивается на другом – главном! – аспекте. Родэт и Винтенберг постарались, что называется, «отыграть» все заявленные линии. Допустим, религиозные мотивы не ограничиваются венчанием и отпеванием в стенах храма. «Начинай молиться», – говорит Павел, обнаруживший проблемы с торпедой, сослуживцу, с тревогой вопрошающему, что же теперь делать; не успевает тот ответить («Я неверующий»), как обоих поглощает неистовое пламя… Но самой интересной, по-человечески трогающей остаётся, безусловно, линия с подводниками, отрезанными от внешнего мира в отсеке. Единственное, что они могут сделать, – обеспечить минимально необходимый запас кислорода (для чего придётся проникнуть в соседнее, уже затопленное помещение) и… ждать спасения. В таких ситуациях личности и раскрываются ярче всего. Этот поддается панике и порывается всплыть на поверхность без барокамеры, прекрасно зная, что скончается от декомпрессионной болезни, тот – старается поддержать друзей, по десятому разу рассказывая бородатый анекдот, пример же всем подаёт командир, не отчаивающийся, поддерживающий дисциплину, проверяющий, чтобы никто не расслаблялся, не впадал в уныние и не забывал о технике безопасности. Не так уж важно, действительно ли моряки «Курска» погибли именно так, как показано на экране… Принципиальнее, что, как явствует из финальных кадров, сын главного героя (Михаила Аверина) унаследовал лучшие качества отца и точно пойдёт по стопам родителя-храбреца. «У моряков «Курска» остался семьдесят один ребёнок», – этим скорбным титром завершается повествование. Что называется, ни убавить, ни прибавить! _______ 1 – Вскоре после наступления Миллениума, когда, помнится, активизировались разного рода предсказатели и лжепророки.