Фильм-экспедиция с экстремальным и красивейшим маршрутом по русской Арктике. Путь в десять тысяч километров сквозь суровые земли Севера, знакомство с местной природой, историей и коренными народами. Небольшая съемочная группа во главе с фотографом и режиссером-документалистом Леонидом Кругловым отправляется по следам первопроходца XVII века Семена Дежнева. Почти четыреста лет спустя современные путешественники повторяют опасную экспедицию Дежнева, по возможности пользуясь теми же видами транспорта – собачьими упряжками, оленями, лодками. Четыре года съемок в тяжелых условиях завершились созданием впечатляющего документального фильма «Великий северный путь». Самые живописные и труднодоступные места России, от Архангельска до Чукотки, становятся ближе благодаря фильму. Зрители тоже превращаются в первооткрывателей, заражаясь духом исследований, который из века в век толкает людей на путь риска и преодоления себя. Приглашаем посмотреть документальный фильм «Великий северный путь» в нашем онлайн-кинотеатре.
Страны | Россия |
---|---|
Жанр | Документальные, Русские, Для детей |
Премьера в мире | 28 февраля 2019 |
Время | 1 ч. 18 мин. |
Режиссёры | Леонид Круглов |
---|---|
Продюсеры | Леонид Круглов, Анатолий Сергеев |
Это одно из самых труднодоступных мест на Земле. Здесь кончается Евразия. В туманной дали можно различить берега Америки. Здесь проходит линия смены дат, тут начинается новый день. Русские пришли сюда в 17 веке. Имя человека, который это сделал первым – Семен Дежнев. Что мы знаем об этом первопроходце? Он не умел писать, поэтому диктовал свои посланию писарю, да и эти письма сгорели, а рукописные карты – исчезли.
Из челобитной, которую Дежнев направил царю 13 января 1665 года, мы узнаем, что он служил на Индигирке и Колыме, отправился в поход на Анадырь-реку. Он жалуется царю, что впал в долги, погибает в нищете.
В середине 17 века большая часть суши была нанесена людьми на карты. Но оставалось еще одно большое белое пятно – Сибирь. Чем дальше на северо-восток – тем более фантастическими становились тогдашние карты Сибири. Главным вопросом тогда был: соединяется ли Азия с Америкой перешейком, или материки разделяет пролив?
Семен Дежнев начал службу в тогдашней столице Сибири – Тобольске. Известно о нем немного: ему было около 30 лет, он был из поморов.
Кинодокументалист Леонид Круглов говорит, что своим фильмом он пытается создать своеобразный вариант древнерусского героического сказания, он хочет погрузиться в русское средневековье, примерить на себя тулуп русского первопроходца. Дальше – закадровый голос Круглова.
Сначала мы отправляемся на родину Семена Дежнева. Архангельская область, здесь примерно 400 лет назад жил Дежнев. Сюда люди бежали от крепостного права, звали их поморами. Здесь мы встречаем экспедицию Федора Конюхова. Его дед был помором, священником. Конюхов направляется к Конюховой губе, где собирается воздвигнуть Поклон-крест в честь своих предков. Он вручает нам икону, пути наших экспедиций расходятся. Мы идем на восток.
В этих местах сельским хозяйством заниматься невозможно, основной промысел – добыча пушнины. В то время она давала государственному бюджету порядка 20 процентов дохода. Столько же сегодня России дают углеводороды. Но запасы пушнины истощались, за ней приходилось идти все дальше на восток.
В 30 лет Дежневу было нечего терять. Он отправился искать удачу за Большой Камень (Уральские горы). Мы идем по территории заповедника, по берегу Печоры. Здесь в тайге когда-то жили манси. Они считали, что мир состоит из трех частей, где соответственно обитаю боги, люди и демоны. Но есть места, где три мира сходятся в одной точке. Одно из них – плато Манькупупер, центр заповедной зоны. Сюда когда-то могли заходить только шаманы. Но с наступлением русских манси ушли за горы в Сибирь.
За Уралом нас встречает мир кочевников оленеводов. Город Салехард, праздник, гонки на оленьих упряжках. Когда-то здесь проходили ярмарки, здесь собирали дань пушниной – ясак.
Обская губа, полуостров Ямал. Здесь по-прежнему кочуют оленеводы, они ежегодно совершают переходы с юга на север и обратно. Общая протяженность такого маршрута составляет примерно 1500 километров. Стада перегоняют по льду через замерзшее устье Оби. Совершить переход нужно за один день, иначе олени начинают погибать от голода, не имея возможности добыть ягель.
Нас приглашают в чум. Эти люди оделись так не специально для съемки, это их повседневная одежда, она проверена веками. Кочевники исповедуют минимализм, ведь им нужно все свои вещи перевозить с собой. Так что – ничего лишнего.
Новгородцы торговали с самоедами (ненцами) еще с 11 века. Ненцы никогда не крестились, до 20 века оставались практически независимыми. Новгородцы брали с них ясак, для этого приходилось захватывать заложников (аманатов). Их приходилось брать с боем. Так и повелось: стычки, переговоры, ясак. Именно этим и занимался на службе Семен Дежнев.
Тюменская область. В те времена это было пограничье. Каждый имел возможность разбогатеть, подняться в иной социальный слой. Чем-то это напоминало Дикий Запад. Власть была, но она присутствовала только в острогах. А на дороге, в пути, человек мог надеяться только на себя, свое оружие и своего коня. Здесь Дежнев получил статус казака. Потомки этих людей живут здесь до сих пор.
Поселок Голышманово, казачья заимка. Здесь организуют псовую охоту, занимаются разведением лошадей.
Русские двигались на восток очень быстро, вслед за исчезающей пушниной. В 1619 году было основан Енисейский острог, а всего через четыре года русские объявились на берегах Лены – последней большой реки на пути к Тихому океану. Это земли якутов и юкагиров. Дежнев появился здесь в 1638 году. Тут он женился на якутской девушке. Связи с новой родней ему очень помогли в дальнейшем. Он узнал о новых землях, расположенных за Леной.
Оймякон, полюс холода. Здесь зафиксированы самые низкие температуры в Северном полушарии. Дежнев появился здесь в 1641 году. Сейчас термометр показывает минус 49 градусов. Кроме якутов и эвенов жить здесь никто не хочет, да и не может. Местные оленеводы сообщают нам, что недавно было около 60 градусов, сейчас погода хорошая, надо проверить оленей на дальних пастбищах, там заметили волков.
Здесь Дежнев взял в аманаты местного князя. Якуты как люди оседлые и крещеные платили русским ясак, а вот эвены, кочевники, считали себя свободными, ясак платить не хотели. Они окружили отряд Дежнева, завязалось многодневное сражение. Спасли казаков лояльные якуты, пришедшие им на выручку. Но лошади все погибли. Дежнев решил дождаться лета и сплавляться по Индигирке.
В этих местах мы встретили экспедицию Николая Находкина. Она поставила цель: пройти от Тихого океана до Северного Ледовитого океана на резиновых лодках по рекам, затем навестить Новосибирские острова, посмотреть, как там работают добытчики мамонтовой кости.
В 17 веке места здесь были более оживленные, чем сейчас. Русские ставили остроги, собирали ясак. Дежнев узнал, что дальше на востоке – река Анадырь, на которой русских еще не было, а пушнины – очень много. Он организовал за свой счет экспедицию, но она потерпела неудачу, пришлось возвращаться. Дежневу грозила долговая яма, однако он нашел спонсоров – богатых купцов. У него появился второй шанс.
Лето 1648 года. Семь кораблей с экипажем в 90 человек отправляются на восток. Дежнев решил использовать старый поморский способ: корабли идут вслед за отступающим льдом. Через два дня похода по морю отряд Дежнева обнаруживает поселения чукчей. С ними не удалось найти общего языка: у Дежнева не оказалось переводчика. Углубляться в чужую страну в такой ситуации было опасно. Русские выложили на берегу свои товары. Чукчи взамен оставили резные фигурки из белого материала. Дежнев понял, что это знаменитый рыбий зуб (моржовая кость). Этот материал очень высоко ценился в Европе.
Здесь ничего не растет. Выживать можно только за счет добычи морского зверя. В современном мире добывать серых и гренландских китов разрешено только эскимосам, алеутам и чукчам. Все происходит, как и 1000 лет назад: горстка людей на лодках против 15-тонного гиганта, которому ничего не стоит эти лодки потопить.
Чукчи при помощи трактора вытаскивают на берег тушу убитого кита, разделывают ее.
От устья Колымы, откуда начал свой поход отряд Дежнева, до восточного окончания полуострова Чукотка – 1400 километров. Казаки прошли 1000 километров за пять дней, потом через некоторое время пристали у мыса Большой Чукотский Нос. Именно его спустя 300 лет назовут мысом Дежнева. Он так и не узнал, что совершил великое географическое открытие, дошел до самой северо-восточной точки материка.
И сегодня, как в те времена, охота на морского зверя кормит местное население. У каждого моржового лежбища есть хозяин, который имеет право первым начинать охоту.
Чукчи на моторных лодках охотятся за моржами: загарпунивают огромных животных.
Казаки Дежнева сначала издалека наблюдали за тем, как чукчи ведут промысел. Что случилось потом – точно неизвестно. Возможно, казаки решили поохотиться на моржей, чего не стерпел хозяин лежбища. Чукчи напали на казаков. Была настоящая резня, казаки бежали на корабли и вышли в море. Началась буря. Уцелел только один корабль, на нем было 25 человек, в том числе, Дежнев. Поврежденный корабль выбросило на берег в сотнях километров на юг. Наступила зима. Казаки отправились пешком на север к Анадырю. Дошло только 12 человек. Устье реки оказалось пустынным местом. Дежнев повел людей вверх по течению реки, они уже погибали от голода, когда встретили местных оленеводов. Завязался бой. Казаки взяли аманатов и ясак. Здесь они прожили два года, пока до них не добрался по суше на упряжках отряд казаков. Можно было возвращаться, но Дежнев потерял почти все, полученный ясак едва покрывал расходы. Местный проводник повел его вниз по Анадырю и показал огромное моржовое лежбище, у которого не было хозяина. Дежнев нашел свое Эльдорадо. Несколько лет он запасал моржовый клык, потом лично доставил добычу в Москву. Здесь он выхлопотал себе звание казачьего атамана. Он мог бы остаться в Москве и вести жизнь в достатке, но предпочел вернуться в Сибирь. Говорят, что тот, кто побывал в Арктике, обязательно сюда вернется.
Отзывы