Обычно перенос даты премьеры является не очень хорошим признаком. Это чаще всего свидетельствует о возникших трудностях (объективного или субъективного свойства), поневоле наводя на мысль о плохой организации производственного процесса. И ладно ещё, если речь идёт об авторских, артхаусных фильмах – вроде «Трудно быть богом» /2013/ Алексея Германа или недавней «Айки» /2018/ (1). Но когда это касается сугубо коммерческих проектов… Увы, далеко не всем везёт так, как создателям «Вия» /2014/ (да и у самого Олега Степченко с сиквелом ситуация не повторилась). Потенциальные зрители, даже заинтересовавшись замыслом и оценив качество рекламных материалов, нередко «перегорают», успев к релизу утратить интерес или вовсе – забыть о сильном первом впечатлении. Закрадывается подозрение, что с «Комой» произошло нечто подобное: что ни говори, слишком много воды утекло с момента обнародования (аж в апреле 2016-го) интригующего тизера! И ведь самое обидное заключается в том, что кинематографистам нет желания предъявлять претензии в чрезмерном затягивании. С готовностью верю, что задержки диктовались перфекционизмом Никиты Аргунова, задавшегося целью поразить воображение публики. Результат представляется весьма и весьма достойным – и тем досаднее осознавать, что лента не выработала своего коммерческого потенциала, собрав в национальном кинопрокате 151,2 миллионов рублей (при производственном бюджете в 352,5 миллионов рублей).
Для начала остановимся на главном (и, пожалуй, единственном) существенном недостатке кинопроизведения – на не то чтобы слабой, но, скажем деликатно, неидеальной игре актёров. Имеются в виду не Риналь Мухаметов (существует в кадре как раз убедительнее, чем в «Притяжении» /2017/) и точно – не Константин Лавроненко, достойно справившийся с разными ипостасями своего персонажа. Основные претензии хочется адресовать исполнителям со второго плана. Если, скажем, Джеймс Кэмерон в «Чужих» /1986/ выводил на экране галерею образов Колониальных морпехов (Colonial Marines), не было и тени сомнения в их принадлежности к армейской элите, и неважно, что по сюжету заявлено отдалённое будущее. На сеансе «Комы» такого же, абсолютного доверия не возникает, причём ответственность за это несёт персонально постановщик, не сумевший (вероятно, в силу нехватки опыта собственно режиссуры) поставить артистам правильные задачи. Особенно курьёзно смотрится в облачении «Астронома» Милош Бикович, тщетно пытающийся изобразить проявления психического расстройства аутистического спектра; к слову, после триумфа «Холопа» /2019/ его вообще странно наблюдать не в главной роли. Впрочем, недоработки по данной части всё же не кажутся критическими: у фильма слишком много иных достоинств, начиная с отличного понимания Аргуновым самой природы такого рода зрелища.
Неизбежно напрашивающиеся во время просмотра картины параллели (концептуального и чисто визуального плана) с «Матрицей» /1999/, «Началом» /2010/, «Доктором Стрэнджем» /2016/ не носят подражательного характера. Никита сделал заявку на развитие озвученных зарубежными коллегами научно-фантастических идей – именно так, на развитие (не тривиальное заимствование). Изощрённая компьютерная графика не выставляется самоцелью, служа средством сотворения уникального мира – мира, где привычные для нас физические законы действуют с принципиальными оговорками. Причудливость сочленения отдельных кусков пространства приводит к тому, что даже сила тяжести на соседних участках имеет разные направления, а избирательность человеческой памяти – обуславливает заведомую неполноту объектов и предметов в том загадочном месте, где очутился главный герой. Интересный, яркий, продуманный в стержневых аспектах образ комы! Любопытно и предположение авторов относительно обитания так называемых «жнецов» – агрессивных сущностей, порождаемых людьми с умершим мозгом, которых по настоянию родных врачи не отключают от аппаратов искусственного кровообращения. Причём недавно прибывшие индивиды практически ничего не знают о том, кем являлись раньше, – лишь понимают, что время отныне течёт крайне медленно. Вся надежда – на то, что у кого-то из пополнения откроются ценные таланты. Ян, пользующийся непререкаемым авторитетом, почему-то верит в способности «Архитектора», вроде бы ничем экстраординарным себя не зарекомендовавшего. Не станем углубляться в хитросплетения интриги – отметим разве что особенность натуры новичка, привыкшего докапываться до сути вещей, неустанно (с одержимостью, присущей настоящему интеллигенту) ищущего ответы на мучительные вопросы…
Не так давно Стивен Спилберг выступил со своеобразным художественным посланием («первому игроку приготовиться!»), адресованным представителям очередного подрастающего поколения. Адресованным как бы от лица воспитанника старой школы, в своё время заложившей основы современной индустрии виртуальной реальности. Никита Аргунов вроде бы принадлежит к числу тех, кто пользуется плодами научно-технического прогресса и в целом – воспитывался на той же самой (взращенной вундеркиндами Нового Голливуда) традиции, вот только… Вот только высокий пафос, отстаиваемый мэтром из-за океана, не разделяет. Компьютерная симуляция окружающего мира покажется детским лепетом по сравнению с состоянием, в которое погружаются коматозники. С состоянием, известным с глубокой древности, издавна пугавшим и восхищавшим своей таинственностью… Да, там есть опасности, но если взять ситуацию под контроль, можно попытаться сотворить подлинный рай, где осуществляются смелые грёзы, и в определённом смысле – даровать человеку бессмертие. В словах Яна, наглядно (на примерах конкретных личностей) доказывающего, что многие, кто по тем или иным причинам обделён в жизни, имеют право на второй шанс, наличествует доля истины. Но – лишь доля… Создатели фильма, безусловно, недалеки от истины, утверждая, что ущербна сама идея отделить идеальную субстанцию от грубой материи бытия.
Пожалуй, всплывающая по мере развития сюжета тема тоталитарных сект требовала более скрупулёзного освещения. Вместе с тем немаловажным соображением видится то, что основатель целого религиозного течения, пусть и служащего банальным прикрытием (и стабильным источником доходов), на поверку – примерил на себя звание даже не пророка, а бога. Отдавая должное редкостному дарованию Спилберга, всё же не могу не отметить, что мастер американского киноискусства в очередной раз раскрылся «великим утешителем», очень тонко проведя мысль о компенсаторной функции VR-технологий (и индустрии развлечений в целом). Наши соотечественники же рискнули выступить с позиций разрушителей иллюзий, хотя и не обошлись без компромисса, ощутимого в финале. Виктор одолел конкретного противника, однако в социальной действительности – решил приспосабливаться, а не одержимо бороться за реализацию сокровенной мечты, как поступил бы настоящий энтузиаст. Однако опасность условной «комы», то есть олицетворения тех способов решения «проклятых» вопросов, испокон веков стоящих перед человечеством, что предлагают сегодня некоторые горячие головы (вроде приверженцев концепции трансгуманизма), обрисована достаточно внятно. И это служит дополнительной похвалой режиссёру – помимо слов о сотворённом впечатляющем зрелище.
_______
1 – Задержка создала Сергею Дворцевому массу финансовых проблем, включая штраф, насчитанный Министерством культуры за неоднократный срыв утверждённого графика.
6
,8
2019, Россия, Фантастика
111 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Обычно перенос даты премьеры является не очень хорошим признаком. Это чаще всего свидетельствует о возникших трудностях (объективного или субъективного свойства), поневоле наводя на мысль о плохой организации производственного процесса. И ладно ещё, если речь идёт об авторских, артхаусных фильмах – вроде «Трудно быть богом» /2013/ Алексея Германа или недавней «Айки» /2018/ (1). Но когда это касается сугубо коммерческих проектов… Увы, далеко не всем везёт так, как создателям «Вия» /2014/ (да и у самого Олега Степченко с сиквелом ситуация не повторилась). Потенциальные зрители, даже заинтересовавшись замыслом и оценив качество рекламных материалов, нередко «перегорают», успев к релизу утратить интерес или вовсе – забыть о сильном первом впечатлении. Закрадывается подозрение, что с «Комой» произошло нечто подобное: что ни говори, слишком много воды утекло с момента обнародования (аж в апреле 2016-го) интригующего тизера! И ведь самое обидное заключается в том, что кинематографистам нет желания предъявлять претензии в чрезмерном затягивании. С готовностью верю, что задержки диктовались перфекционизмом Никиты Аргунова, задавшегося целью поразить воображение публики. Результат представляется весьма и весьма достойным – и тем досаднее осознавать, что лента не выработала своего коммерческого потенциала, собрав в национальном кинопрокате 151,2 миллионов рублей (при производственном бюджете в 352,5 миллионов рублей). Для начала остановимся на главном (и, пожалуй, единственном) существенном недостатке кинопроизведения – на не то чтобы слабой, но, скажем деликатно, неидеальной игре актёров. Имеются в виду не Риналь Мухаметов (существует в кадре как раз убедительнее, чем в «Притяжении» /2017/) и точно – не Константин Лавроненко, достойно справившийся с разными ипостасями своего персонажа. Основные претензии хочется адресовать исполнителям со второго плана. Если, скажем, Джеймс Кэмерон в «Чужих» /1986/ выводил на экране галерею образов Колониальных морпехов (Colonial Marines), не было и тени сомнения в их принадлежности к армейской элите, и неважно, что по сюжету заявлено отдалённое будущее. На сеансе «Комы» такого же, абсолютного доверия не возникает, причём ответственность за это несёт персонально постановщик, не сумевший (вероятно, в силу нехватки опыта собственно режиссуры) поставить артистам правильные задачи. Особенно курьёзно смотрится в облачении «Астронома» Милош Бикович, тщетно пытающийся изобразить проявления психического расстройства аутистического спектра; к слову, после триумфа «Холопа» /2019/ его вообще странно наблюдать не в главной роли. Впрочем, недоработки по данной части всё же не кажутся критическими: у фильма слишком много иных достоинств, начиная с отличного понимания Аргуновым самой природы такого рода зрелища. Неизбежно напрашивающиеся во время просмотра картины параллели (концептуального и чисто визуального плана) с «Матрицей» /1999/, «Началом» /2010/, «Доктором Стрэнджем» /2016/ не носят подражательного характера. Никита сделал заявку на развитие озвученных зарубежными коллегами научно-фантастических идей – именно так, на развитие (не тривиальное заимствование). Изощрённая компьютерная графика не выставляется самоцелью, служа средством сотворения уникального мира – мира, где привычные для нас физические законы действуют с принципиальными оговорками. Причудливость сочленения отдельных кусков пространства приводит к тому, что даже сила тяжести на соседних участках имеет разные направления, а избирательность человеческой памяти – обуславливает заведомую неполноту объектов и предметов в том загадочном месте, где очутился главный герой. Интересный, яркий, продуманный в стержневых аспектах образ комы! Любопытно и предположение авторов относительно обитания так называемых «жнецов» – агрессивных сущностей, порождаемых людьми с умершим мозгом, которых по настоянию родных врачи не отключают от аппаратов искусственного кровообращения. Причём недавно прибывшие индивиды практически ничего не знают о том, кем являлись раньше, – лишь понимают, что время отныне течёт крайне медленно. Вся надежда – на то, что у кого-то из пополнения откроются ценные таланты. Ян, пользующийся непререкаемым авторитетом, почему-то верит в способности «Архитектора», вроде бы ничем экстраординарным себя не зарекомендовавшего. Не станем углубляться в хитросплетения интриги – отметим разве что особенность натуры новичка, привыкшего докапываться до сути вещей, неустанно (с одержимостью, присущей настоящему интеллигенту) ищущего ответы на мучительные вопросы… Не так давно Стивен Спилберг выступил со своеобразным художественным посланием («первому игроку приготовиться!»), адресованным представителям очередного подрастающего поколения. Адресованным как бы от лица воспитанника старой школы, в своё время заложившей основы современной индустрии виртуальной реальности. Никита Аргунов вроде бы принадлежит к числу тех, кто пользуется плодами научно-технического прогресса и в целом – воспитывался на той же самой (взращенной вундеркиндами Нового Голливуда) традиции, вот только… Вот только высокий пафос, отстаиваемый мэтром из-за океана, не разделяет. Компьютерная симуляция окружающего мира покажется детским лепетом по сравнению с состоянием, в которое погружаются коматозники. С состоянием, известным с глубокой древности, издавна пугавшим и восхищавшим своей таинственностью… Да, там есть опасности, но если взять ситуацию под контроль, можно попытаться сотворить подлинный рай, где осуществляются смелые грёзы, и в определённом смысле – даровать человеку бессмертие. В словах Яна, наглядно (на примерах конкретных личностей) доказывающего, что многие, кто по тем или иным причинам обделён в жизни, имеют право на второй шанс, наличествует доля истины. Но – лишь доля… Создатели фильма, безусловно, недалеки от истины, утверждая, что ущербна сама идея отделить идеальную субстанцию от грубой материи бытия. Пожалуй, всплывающая по мере развития сюжета тема тоталитарных сект требовала более скрупулёзного освещения. Вместе с тем немаловажным соображением видится то, что основатель целого религиозного течения, пусть и служащего банальным прикрытием (и стабильным источником доходов), на поверку – примерил на себя звание даже не пророка, а бога. Отдавая должное редкостному дарованию Спилберга, всё же не могу не отметить, что мастер американского киноискусства в очередной раз раскрылся «великим утешителем», очень тонко проведя мысль о компенсаторной функции VR-технологий (и индустрии развлечений в целом). Наши соотечественники же рискнули выступить с позиций разрушителей иллюзий, хотя и не обошлись без компромисса, ощутимого в финале. Виктор одолел конкретного противника, однако в социальной действительности – решил приспосабливаться, а не одержимо бороться за реализацию сокровенной мечты, как поступил бы настоящий энтузиаст. Однако опасность условной «комы», то есть олицетворения тех способов решения «проклятых» вопросов, испокон веков стоящих перед человечеством, что предлагают сегодня некоторые горячие головы (вроде приверженцев концепции трансгуманизма), обрисована достаточно внятно. И это служит дополнительной похвалой режиссёру – помимо слов о сотворённом впечатляющем зрелище. _______ 1 – Задержка создала Сергею Дворцевому массу финансовых проблем, включая штраф, насчитанный Министерством культуры за неоднократный срыв утверждённого графика.