Художественно-документальный фильм датского режиссера Питера Энтони рассказывает о судьбе советского офицера Станислава Петрова (1939–2017), которого называют одним из главных героев холодной войны. Сентябрьской ночью 1983 года, когда мир снова оказался на пороге ядерной войны, он принял решение, которое спасло тысячи жизней. В ночь на 26 сентября 1983 года подполковник Станислав Петров был оперативным дежурным на командном пункте системы предупреждения ракетного нападения в секретной части «Серпухов-15». В 0:15 раздался сигнал компьютера: с территории США в сторону СССР запущена баллистическая ракета. Люди повскакивали со своих мест. Ракетное нападение… Нужно срочно доложить обо всем руководству страны… Нужно получить приказ на ответный пуск ракет… На все про все тогда было минут двадцать, а у самого Петрова еще меньше. Подполковник не стал слепо следовать инструкции: не веря в то, что что США могли нанести по Советскому Союзу ядерный удар, он постарался максимально быстро проанализировать ситуацию. Петров доложит наверх, что командный компьютер дал сбой. Позже выяснится, что советские датчики приняли за пуск американской ракеты свет солнечных лучей, отразившийся от облаков. Инцидент засекретят на ближайшие 10 лет: о случившемся не будут знать даже члены семьи Петрова. Сам он через год уйдет в отставку, не получив ни орденов, ни полковничьих погон. Мир узнает об этом человеке лишь в 1998 году – после визита Станислава Евграфовича в немецкий городок Оберхаузен. В 2006 году он получит-таки награду в штаб-квартире ООН как «человек, который предотвратил ядерную войну», но так и продолжит жить в скромной квартире в подмосковном городе Фрязино. Фильм «Человек, который спас мир» вы можете посмотреть онлайн на нашем сайте.
Жанр | Документальные, Драмы, Исторические |
---|---|
Премьера в мире | 17 октября 2014 |
Время | 1 ч. 45 мин. |
Картина представляет собой документальные кадры, перемежающиеся постановочными эпизодами. Фрязино. Пожилой мужчина пьет пиво, смотрит телевизор. В квартире хаос: повсюду валяются бутылки, разбросаны вещи. Звонит телефон: господин Петров, мы рады, что вы согласились дать интервью. Чертовы журналюги! Через некоторое время звонок в дверь. Станислав Петров впускает съемочную группу и журналиста с переводчицей. Репортер с удивлением разглядывает клейкую ленту для ловили мух: он давно такой не видел. Хозяин на кухне заваривает для гостей чай. Крупным планом – давно не чищенная газовая плита. Начинается интервью. В каком возрасте вы пошли служить в армию? Мне было 17 лет. Вам так сильно нравилась армейская служба? Нет. Сам я не хотел идти в армию. Меня туда отправили родители. Им не хотелось со мной возиться. То есть ваша мать захотела от вас избавиться? Я не хочу отвечать на этот вопрос. А что тут такого? Какие у вас складывались отношения с матерью. Я не желаю говорить на эти темы. Мы договаривались, что темой интервью станут только события 23 сентября 1983 года. Я категорически возражаю против того, чтобы в интервью хотя бы слово прозвучало о моей матери. Но журналист продолжает задавать вопросы о матери Станислава Петрова. Тот приходит в ярость и выгоняет из квартиры интервьюера, переводчицу и съемочную группу. Пошли вон!
Петров получает письмо из США с приглашением приехать и рассказать о событиях сентября 1983 года. Документальные кадры: пуски баллистических ракет, ядерные взрывы, сообщения о том, что в сентябре 1983 года южнокорейский пассажирский авиалайнер вторгся в воздушное пространство СССР и был сбит, выступление президента США Рональда Рейгана, в котором он говорит об этом событии как об убийстве 269 мирных граждан.
Петров с переводчицей Галей едет в аэропорт. А меня точно не обманут? Да, вам оплатили билеты и проживание, вам заплатят деньги. Петров и Галя уже в Нью-Йорке. Они едут на такси мимо здания ООН. Вы здесь завтра будете выступать с речью. С какой речью? Меня об этом не предупреждали. Я не политик, который в любой момент готов произнести речь. Для меня это проблема. Петров снова приходит в ярость. Позже Галя жалуется по телефону подруге: он все время на меня орет, я не знаю, как выдержу работу с ним, противный старикашка!
Флешбэк. 1983 год. Молодой офицер Петров должен заступить на дежурство на Командном пункте системы предупреждения ракетного нападения в Подмосковье. Перед уходом из дома он дает лекарства своей тяжело больной жене Рае. В автобусе, на котором офицеров везут на дежурство, звучат разговоры о международной ситуации. Если мне дадут приказ – я точно пущу ракеты на Америку, говорит один из сослуживцев Петрова. Они уже дважды применяли ядерное оружие, в Хиросиме и Нагасаки. Значит, и против нас могут его использовать.
Петров в гостинице готовит завтрашнюю речь. На следующий день он выступает в ООН. Его представляют: это человек, который спас мир, он должен был принять решение – пускать ракеты на США после ложной (как потом оказалось) тревоги, или нет. Петров говорит, что он смущается, когда его называют героем. Ведь он долго сомневался в том, какое решение принять. И до сих пор не уверен, что поступил правильно. Просто он оказался в нужное время в нужном месте. Последнюю фразу Петров произносит по-английски. Ему аплодируют, вручают специальную награду.
Флешбэк. Смена Петрова заступает на дежурство. Офицеры травят байки, вдруг раздается сигнал тревоги. Советский спутник зафиксировал запуск ракеты с американской базы. Петров требует обозначить уровень вероятности: максимальный. Он приказывает проверить работу боевых программ – они работают в штатном режиме. Петров спрашивает, могут ли эти данные проверить аналитики: они не смогут приехать так быстро, как этого требует обстановка. Петров приказывает проверить программные данные визуальными наблюдениями, изучив съемки из космоса. Наблюдатель отвечает: в этот момент американская база находится на линии терминатора, так что он не может ни подтвердить, ни опровергнуть компьютерные данные. Генштаб извещен о происшествии. Они ждут только резюме Петрова: если он подтвердит атаку американцев, советские ракеты нанесут ответный удар.
Петров объясняет Гале: именно от него зависело, начинать или не начинать третью мировую войну. Петров и Галя отправляются на ракетную базу США. Гид показывает ему шахту ракеты Минитмен. Он сообщает ее тактико-технические данные: мощность заряда составляет 1,2 Мт в тротиловом эквиваленте, максимальная дальность 8,5 тысяч километров. Мощность всех зарядов, взорванных во время Второй мировой войны составляет 60 % от мощности одной такой ракеты. Гид утверждает, что эти ракеты предназначались для нанесения ответного ядерного удара. Петров взрывается: мы не собирались на вас нападать. Наш ядерный потенциал тоже предназначался только для ответного удара.
Флешбэк. Снова раздается сигнал тревоги. Зафиксирован старт второй ракеты, затем третьей, четвертой, пятой. Во всех случаях компьютер сообщает о максимально высокой вероятности пусков. Инфракрасные датчики отмечают тепловые следы летящих ракет. Визуальное наблюдение по-прежнему ничего не дает. Подчиненные напоминают Петрову о том, что визуальное наблюдение – только вспомогательное средство обнаружения пуска ракет. Компьютеры не ошибаются, необходимо принимать решение, иначе будет поздно. Петров приказывает ждать. Но до входа ракет в зону радиолокационного наблюдения остается всего несколько минут. Позже Петров объясняет Гале: я принял решение не брать на себя ответственность за развязывание третьей мировой войны. Истекают последние мгновения, ракеты должны войти в зону действия советских радиолокационных станций. Но они ничего не обнаруживают. Тревога оказалась ложной. Все радуются, обнимают друг друга. Петров плачет.
После этого он вынужден уйти со службы. Его жена умирает от рака, он остается один.
Отзывы