Полноценный кинематографический дебют "Исключение" Давида Лево, известного театрального режиссера и обладателя одной из важнейших театральных премий "Тони", состоялся на кинофестивале в Торонто в первой половине сентября 2016 года, где лента получила самый теплый прием. Интерес к событиям Второй Мировой войны по-прежнему велик, но в настоящее время кинематографистов все меньше интересуют прямолинейные черно-белые истории о героизме людей, победивших фашизм. На вновь и вновь перелистываемых страницах истории можно найти массу интересных основ для раскрытия сюжетов, где загадки морали могут находиться по соседству с неоднозначностью трактовки событий почти столетней давности. Роман Алана Джадда "Последний поцелуй кайзера", который увидел свет в 2010 году и стал основой для экранной основой для "Исключения" Лево, как раз принадлежит к тем произведениям о войне, где нет однозначно плохих и однозначно хороших характеров. Вслед за Джаддом при помощи своего главного героя, капитана Стефана Брандта (Джай Кортни, "Отряд самоубийц", "Терминатор: Генезис"), Давид Лево как постановщик размышляет о пробуждении совести в отдельных представителях фашистского режима и о войне как испытании на здравомыслие и порядочность людей, наделенных оккупационной властью. Поэтому "Исключение" могло стать драмой о последних днях жизни кайзера Вильгельма II в его поместье Дорн в Голландии и размышлениями о природе фашизма, но вместо этого Давид Лево сжимает динамику сюжета при помощи сочетания триллера о возможном покушении на Гиммлера и романтической истории между Брандтом и одной из служанок бывшего императора Микой (Лили Джеймс, "Темные времена", "Малыш на драйве"), которая оказалась агентом английской разведки.
Капитан Брандт по сюжету "Исключения" попадает в Нидерланды после определенного инцидента, произошедшего с ним во время оккупации Польши, когда он был на волосок от суда и трибунала. Назначение Брандта в имение Вильгельма несет в себе несколько функций, важнейшая из которых - сохранить в неприкосновенности жизнь сбежавшего из Германии монарха, уберечь его от вредных контактов с Черчиллем и англичанами, а также проверка европейской сановной знати на лояльность Третьему Рейху. При всем неодназначном отношении немцев к фигуре Вильгельма II абсолютно ясно, что он является одним из неоспоримых символов мощи и империи. И кайзер, и его ближнее окружение из второй жены, принцессы Гермины Рейсс-Грейцской (Джанет МакТир, "Отцы и дочери", "Грозовой перевал"), и адъютанта-полковника фон Илземанна (Бен Дэниелс, "Изгой-один: Звёздные войны. Истории", сериал "Изгоняющий дьявола") питают далекие от реальности иллюзорные надежды, что Вильгельм II будет призван обратно в Берлин, восстановлен в своих монарших правах и получит обратно все свои конфискованные земли и собственность. Прибывший к кайзеру в Дорн капитан Брандт быстро завоевывает доверие сверженного монарха и становится постепенно одним из его самых доверенных собеседников. Вильгельм II по адаптированному сюжету сценариста Саймона Бурка (сериалы "Ответный удар" и "Фортитьюд") далек от образа выживающего из ума старика, который изо дня в день кормит уток на пруду со словами, что "утки никогда не будут обвинять вас в собственных проблемах" или что "утки никогда не отрекутся от престола". Вспышка страсти между арийцем Брандтом и еврейкой Микой должна дать сюжету ту эротическую химию, которая дает ленте определенный противовес, тот самый, который заставит зрителя переживать за участников этой истории всем сердцем. Само собой, неподалеку от Дорна действует английская радиостанция и шпионы из вражеской разведки находятся в непосредственной близости от тела кайзера.
Любопытно, что капитан Стефан Брандт в "Исключении" далек от того образа лающего чурбана, который далек от карикатурного изображения гитлеровцев. Он готов воевать с солдатами вражеской армии на поле боя, но он против резни ни в чем неповинных женщин и детей в Польше. Давид Лево показывает зрителям в качестве главного героя человека, который прошел все прелести воспитания после Первой Мировой войны, но он не одержим жаждой реванша, не готов поставить весь мир на колени ради торжества единственной правильной идеи. Брандт живет, он сомневается, он - патриот Германии, а не бесчинствующий монстр. Постепенно фигура Вильгельма II, аристократа с голубой кровью, начинает указывать на те черты его соотечественников, которые привели к власти Гитлера и его клику - пустые обещания, двойная мораль и двойные стандарты, непомерная гордыня и антисемитизм. В этом плане капитан Брандт менее однозначен благодаря своему благородству, ему пока еще не о чем жалеть. Не случайно в качестве ключевой книги в кадре и своеобразного символа Давид Лево выбирает трактат с говорящим названием "По ту сторону добра и зла" немецкого философа Фридриха Ницше. Именно поэтому такое пребывание на грани запредельности и создает прекрасно работающую связку между горничной Микой и немецким офицером, вся семья девушки была убита нацистами, она жаждет крови, но понимает умом и сердцем, что не все оккупанты готовы убивать и глумиться над людьми на захваченных территориях. Сексуальную линию Лево сознательно выбирает в стиле "Ночного портье" Лилианы Кавани в несколько инвертированном варианте, где намеки на некоторый мазохизм у Брандта поначалу компенсируются прагматичным сексом со стороны Мики, которая хочет обольстить капитана и управлять им в целях дела сопротивления, поэтому вполне очевидно, что любовь, вспыхнувшая между ними, показана по всем правилам романтической драмы, где герои и их чувства будут немедленно подвергнуты жесточайшей проверке во время визита в поместье Гиммлера.
"Ночной портье" - не единственная лента, чье влияние считывается в "Исключении" Лево. В 2006 году Пол Верховен представил свою "Черную книгу" с очень похожим сюжетом и с совпадающей голландской локацией, но его история была жестче и правдивее, она задевала еще больше, чем "Исключение". Почему лента, снятая Давидом Лево, не выглядит однозначно блестящим фильмом? По одной простой причине - сценарий Саймона Бурка не создает в полной мере напряженной предвоенной атмосферы, он больше ориентирован на шпионские игры, главным призом в которых будет "символ нации". Не чувствуется чего-то большего, нет мира, стоящего на пороге. Из-за этого лента смазывается полностью как драма, а приобретает все черты занимательной исторической беллетристики. Чувства главных героев показаны настолько осторожно, что, кажется, вот-вот начнется сокровенность в отношениях и будет пройдена последняя черта, но, нет, все так и остается на нулевой линии, без желания потрясти или задеть чувства как можно большего числа зрителей. Сама фигура Вильгельма II в исполнении Кристофера Пламмера ("Все деньги мира", "Помнить") подана в весьма условном ключе, он симпатизирует влюбленным, носит старую военную форму, пытается продвигать свое мнение, но в самый важный момент без всякого трагизма после визита Гиммлера герою Пламмера хватает мудрости понять, что он уже давно на свалке политической истории и его движущиеся мощи совсем перестали быть духоподъемной силой для немецкой нации. Поэтому Давид Лево сознательно уклоняется от сложностей характера кайзера и делает эту роль сознательно неглубокой, в отличие от "хорошего немца" капитана Стефана Брандта, способного слышать голос собственной совести. В итоге "Исключение" оказывается тем фильмом, который достигает максимума в популяризации вымышленной истории о противоречивом нацисте, которого преследуют ночные кошмары и который не может уйти в ряды Сопротивления и воевать против собственной страны.
8
,0
2016, Драмы
102 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Полноценный кинематографический дебют "Исключение" Давида Лево, известного театрального режиссера и обладателя одной из важнейших театральных премий "Тони", состоялся на кинофестивале в Торонто в первой половине сентября 2016 года, где лента получила самый теплый прием. Интерес к событиям Второй Мировой войны по-прежнему велик, но в настоящее время кинематографистов все меньше интересуют прямолинейные черно-белые истории о героизме людей, победивших фашизм. На вновь и вновь перелистываемых страницах истории можно найти массу интересных основ для раскрытия сюжетов, где загадки морали могут находиться по соседству с неоднозначностью трактовки событий почти столетней давности. Роман Алана Джадда "Последний поцелуй кайзера", который увидел свет в 2010 году и стал основой для экранной основой для "Исключения" Лево, как раз принадлежит к тем произведениям о войне, где нет однозначно плохих и однозначно хороших характеров. Вслед за Джаддом при помощи своего главного героя, капитана Стефана Брандта (Джай Кортни, "Отряд самоубийц", "Терминатор: Генезис"), Давид Лево как постановщик размышляет о пробуждении совести в отдельных представителях фашистского режима и о войне как испытании на здравомыслие и порядочность людей, наделенных оккупационной властью. Поэтому "Исключение" могло стать драмой о последних днях жизни кайзера Вильгельма II в его поместье Дорн в Голландии и размышлениями о природе фашизма, но вместо этого Давид Лево сжимает динамику сюжета при помощи сочетания триллера о возможном покушении на Гиммлера и романтической истории между Брандтом и одной из служанок бывшего императора Микой (Лили Джеймс, "Темные времена", "Малыш на драйве"), которая оказалась агентом английской разведки. Капитан Брандт по сюжету "Исключения" попадает в Нидерланды после определенного инцидента, произошедшего с ним во время оккупации Польши, когда он был на волосок от суда и трибунала. Назначение Брандта в имение Вильгельма несет в себе несколько функций, важнейшая из которых - сохранить в неприкосновенности жизнь сбежавшего из Германии монарха, уберечь его от вредных контактов с Черчиллем и англичанами, а также проверка европейской сановной знати на лояльность Третьему Рейху. При всем неодназначном отношении немцев к фигуре Вильгельма II абсолютно ясно, что он является одним из неоспоримых символов мощи и империи. И кайзер, и его ближнее окружение из второй жены, принцессы Гермины Рейсс-Грейцской (Джанет МакТир, "Отцы и дочери", "Грозовой перевал"), и адъютанта-полковника фон Илземанна (Бен Дэниелс, "Изгой-один: Звёздные войны. Истории", сериал "Изгоняющий дьявола") питают далекие от реальности иллюзорные надежды, что Вильгельм II будет призван обратно в Берлин, восстановлен в своих монарших правах и получит обратно все свои конфискованные земли и собственность. Прибывший к кайзеру в Дорн капитан Брандт быстро завоевывает доверие сверженного монарха и становится постепенно одним из его самых доверенных собеседников. Вильгельм II по адаптированному сюжету сценариста Саймона Бурка (сериалы "Ответный удар" и "Фортитьюд") далек от образа выживающего из ума старика, который изо дня в день кормит уток на пруду со словами, что "утки никогда не будут обвинять вас в собственных проблемах" или что "утки никогда не отрекутся от престола". Вспышка страсти между арийцем Брандтом и еврейкой Микой должна дать сюжету ту эротическую химию, которая дает ленте определенный противовес, тот самый, который заставит зрителя переживать за участников этой истории всем сердцем. Само собой, неподалеку от Дорна действует английская радиостанция и шпионы из вражеской разведки находятся в непосредственной близости от тела кайзера. Любопытно, что капитан Стефан Брандт в "Исключении" далек от того образа лающего чурбана, который далек от карикатурного изображения гитлеровцев. Он готов воевать с солдатами вражеской армии на поле боя, но он против резни ни в чем неповинных женщин и детей в Польше. Давид Лево показывает зрителям в качестве главного героя человека, который прошел все прелести воспитания после Первой Мировой войны, но он не одержим жаждой реванша, не готов поставить весь мир на колени ради торжества единственной правильной идеи. Брандт живет, он сомневается, он - патриот Германии, а не бесчинствующий монстр. Постепенно фигура Вильгельма II, аристократа с голубой кровью, начинает указывать на те черты его соотечественников, которые привели к власти Гитлера и его клику - пустые обещания, двойная мораль и двойные стандарты, непомерная гордыня и антисемитизм. В этом плане капитан Брандт менее однозначен благодаря своему благородству, ему пока еще не о чем жалеть. Не случайно в качестве ключевой книги в кадре и своеобразного символа Давид Лево выбирает трактат с говорящим названием "По ту сторону добра и зла" немецкого философа Фридриха Ницше. Именно поэтому такое пребывание на грани запредельности и создает прекрасно работающую связку между горничной Микой и немецким офицером, вся семья девушки была убита нацистами, она жаждет крови, но понимает умом и сердцем, что не все оккупанты готовы убивать и глумиться над людьми на захваченных территориях. Сексуальную линию Лево сознательно выбирает в стиле "Ночного портье" Лилианы Кавани в несколько инвертированном варианте, где намеки на некоторый мазохизм у Брандта поначалу компенсируются прагматичным сексом со стороны Мики, которая хочет обольстить капитана и управлять им в целях дела сопротивления, поэтому вполне очевидно, что любовь, вспыхнувшая между ними, показана по всем правилам романтической драмы, где герои и их чувства будут немедленно подвергнуты жесточайшей проверке во время визита в поместье Гиммлера. "Ночной портье" - не единственная лента, чье влияние считывается в "Исключении" Лево. В 2006 году Пол Верховен представил свою "Черную книгу" с очень похожим сюжетом и с совпадающей голландской локацией, но его история была жестче и правдивее, она задевала еще больше, чем "Исключение". Почему лента, снятая Давидом Лево, не выглядит однозначно блестящим фильмом? По одной простой причине - сценарий Саймона Бурка не создает в полной мере напряженной предвоенной атмосферы, он больше ориентирован на шпионские игры, главным призом в которых будет "символ нации". Не чувствуется чего-то большего, нет мира, стоящего на пороге. Из-за этого лента смазывается полностью как драма, а приобретает все черты занимательной исторической беллетристики. Чувства главных героев показаны настолько осторожно, что, кажется, вот-вот начнется сокровенность в отношениях и будет пройдена последняя черта, но, нет, все так и остается на нулевой линии, без желания потрясти или задеть чувства как можно большего числа зрителей. Сама фигура Вильгельма II в исполнении Кристофера Пламмера ("Все деньги мира", "Помнить") подана в весьма условном ключе, он симпатизирует влюбленным, носит старую военную форму, пытается продвигать свое мнение, но в самый важный момент без всякого трагизма после визита Гиммлера герою Пламмера хватает мудрости понять, что он уже давно на свалке политической истории и его движущиеся мощи совсем перестали быть духоподъемной силой для немецкой нации. Поэтому Давид Лево сознательно уклоняется от сложностей характера кайзера и делает эту роль сознательно неглубокой, в отличие от "хорошего немца" капитана Стефана Брандта, способного слышать голос собственной совести. В итоге "Исключение" оказывается тем фильмом, который достигает максимума в популяризации вымышленной истории о противоречивом нацисте, которого преследуют ночные кошмары и который не может уйти в ряды Сопротивления и воевать против собственной страны.