Дэвид Лево дал завистникам и недоброжелателям прекрасный повод пошутить в том духе, что «Исключение» оказалось именно исключением в его долгой, плодотворной творческой карьере. Однако признанный британский режиссёр, зарекомендовавший себя как спектаклями (по пьесам Уильяма Шекспира, Эдмона Ростана, Тома Стоппарда, Юджина О’Нила и др.), так и роскошными мюзиклами, намеренно, надо полагать, не стал браться за адаптацию для кинематографа какой-нибудь из собственных сценических постановок. Другое дело, что сравнительно прохладный приём дебютного кинопроизведения, не вызвавшего особого резонанса на Международном кинофестивале в Торонто и получившего лишь ограниченный кинопрокат, всё-таки вынудил (1) мастера пойти на компромисс… А между тем фильм заслуживает пристального внимания, и, к слову, несколько удивляет, что идею экранизировать роман «Последний поцелуй кайзера» /2003/ Алана Эдвина Петти (Алан Джадд – псевдоним) подбросил Лу Питт, многолетний агент Кристофера Пламмера. Актёр, чьи роли, сыгранные на склоне лет, решительно не уступят образам, воплощённым в расцвете сил, импозантен и весьма органичен в облачении Вильгельма II, вынужденно отрёкшегося от престола (даже от двух!) и доживающего свой век на чужбине. Сложно не заметить, как легко Дэвид нашёл общий язык и с ним, и с артистами нового поколения (австралиец Джай Кортни, англичанка Лили Джеймс), для которых картина также имела определённое значение.
Хитросплетения шпионско-политической интриги невольно вызывают в памяти сюжет «Чёрной книги» /2006/, представляющейся, конечно, более убедительной и захватывающей, причём в данном случае сказалось не только наличие у Пола Верховена колоссального опыта, но и знание им культурных реалий родной страны. Однако Лево и сценаристу Саймону Бёрку в известной степени помогло то обстоятельство, что действие развивается в течение считанных дней и в основном – в пределах роскошного имения. Бывший кайзер коротает время, совершая пешие прогулки, занимаясь колкой дров и кормлением уток, делясь соображениями по актуальным вопросам, прежде всего – касательно успехов вооружённых сил Третьего рейха. Собственно, именно молниеносная (продлившаяся менее, чем полмесяца!) Голландская операция стала для него переломным моментом, поставив в двусмысленное положение. С одной стороны Вильгельм II выступает с безоговорочным одобрением достижений Адольфа Гитлера, отважившегося на то, чего сам когда-то не сумел, – избавить немецкий народ от засилья масонов, большевиков, евреев. Но с другой – проявляет склонность к вспыльчивости, кажущейся чрезмерной (безрассудной?) капитану Штефану Брандту, накануне приступившему к исполнению обязанностей по обеспечению безопасности родовитой персоны. К тому же, вскоре выясняется, что предстоит эпохальное событие – официальный визит Генриха Гиммлера, везущего лестное предложение от фюрера.
Повествование ведётся как бы от лица только что прибывшего в Нидерланды кавалера ордена Железный Крест 2-го класса, не подозревающего о том, чем обернётся обычная интрижка с молодой привлекательной служанкой Мике де Йонг. Ещё до того, как раскрывается истинная причина её пребывания в особняке, мы становимся очевидцами, скажем так, борьбы девушки за Брандта – борьбы нравственного толка, вовсе не сводящейся к банальной (строящейся на женских чарах) вербовке мужчины из лагеря неприятеля. Ситуацию усугубляют широкомасштабные поиски регулярно обменивающегося шифровками с Лондоном разведчика, развёрнутые под руководством инспектора гестапо Дитриха, получившего сведения о внедрении вражеского агента. Мике, устроившая первую проверку любовнику, сообщив о своей – провозглашённой идеологами НСДАП вне закона – национальности, прибегает к неожиданному доводу, пытаясь доказать, что Штефан является исключением из правил. И для этого действительно есть основания – ночные кошмары образцового воина, не выдержавшего душераздирающего зрелища (расстрелянные эсэсовцами из пулемёта жители польской деревеньки, включая женщин и детей) и избившего до бесчувствия офицера… Однажды наступает момент, когда человеку приходится делать выбор – быть может, самый важный выбор в жизни.
Кинематографистам, как и писателю, пришлось отойти от ряда общеизвестных фактов, но сделанные допущения, насколько я могу судить, не противоречат духу исторических событий. Этическая дилемма, с которой столкнулся капитан Брандт, невольно отзывается на высоком политическом уровне. Пообщавшись за обеденным столом с герром Гиммлером, Вильгельм II получил все возможности догадаться, с какими людьми имеет дело – и что стоит за щедрым предложением вернуться. Только наивный мог поверить в искренность намерений рейхсканцлера, дорвавшегося до вершин государственной и партийной власти, стремительно порабощающего новые территории, вернуть монархическую форму правления и, хуже того, посадить на трон того, кто не одно десятилетие находился в изгнании. Вот выведать о личных связях старика с венценосными особами – другое дело! Следовательно, и Фридриху Вильгельму Виктору Альберту Прусскому, ранее чудом избежавшему печальной участи стать главным военным преступником Европы, якобы несущим основную ответственность за развязывание Первой мировой войны, предстоит принять решение. Решение, продолжать ли играть по правилам, навязываемым влиятельными людьми, – или же примкнуть к тем редким исключениям, что не позволяют собой командовать и манипулировать, даже рискуя лишиться состояния, а то и жизни… Решение было принято, бесспорно, верное. Из заключительных кадров явствует, что Штефан, избежавший разоблачения и расправы, узнал о том, что с возлюбленной всё в порядке, распечатав присланную по почте книгу «По ту сторону добра и зла», которую она штудировала в минуты досуга. Это видится забавным, если учесть, что герой проделал путь от приверженности «ницшеанской» (в кавычках, поскольку речь идёт о вульгаризированной интерпретации концепции философа) морали сверхчеловека к глубокому осознанию и приятию гуманистических ценностей – ценностей, лишь ненадолго, хочется верить, возведённых в ранг исключения.
__________
1 – Подразумевается снятый для американского телевидения «Иисус Христос – суперзвезда. Концерт», премьера которого состоялась 1-го апреля 2018-го.
8
,0
2016, Драмы
102 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Дэвид Лево дал завистникам и недоброжелателям прекрасный повод пошутить в том духе, что «Исключение» оказалось именно исключением в его долгой, плодотворной творческой карьере. Однако признанный британский режиссёр, зарекомендовавший себя как спектаклями (по пьесам Уильяма Шекспира, Эдмона Ростана, Тома Стоппарда, Юджина О’Нила и др.), так и роскошными мюзиклами, намеренно, надо полагать, не стал браться за адаптацию для кинематографа какой-нибудь из собственных сценических постановок. Другое дело, что сравнительно прохладный приём дебютного кинопроизведения, не вызвавшего особого резонанса на Международном кинофестивале в Торонто и получившего лишь ограниченный кинопрокат, всё-таки вынудил (1) мастера пойти на компромисс… А между тем фильм заслуживает пристального внимания, и, к слову, несколько удивляет, что идею экранизировать роман «Последний поцелуй кайзера» /2003/ Алана Эдвина Петти (Алан Джадд – псевдоним) подбросил Лу Питт, многолетний агент Кристофера Пламмера. Актёр, чьи роли, сыгранные на склоне лет, решительно не уступят образам, воплощённым в расцвете сил, импозантен и весьма органичен в облачении Вильгельма II, вынужденно отрёкшегося от престола (даже от двух!) и доживающего свой век на чужбине. Сложно не заметить, как легко Дэвид нашёл общий язык и с ним, и с артистами нового поколения (австралиец Джай Кортни, англичанка Лили Джеймс), для которых картина также имела определённое значение. Хитросплетения шпионско-политической интриги невольно вызывают в памяти сюжет «Чёрной книги» /2006/, представляющейся, конечно, более убедительной и захватывающей, причём в данном случае сказалось не только наличие у Пола Верховена колоссального опыта, но и знание им культурных реалий родной страны. Однако Лево и сценаристу Саймону Бёрку в известной степени помогло то обстоятельство, что действие развивается в течение считанных дней и в основном – в пределах роскошного имения. Бывший кайзер коротает время, совершая пешие прогулки, занимаясь колкой дров и кормлением уток, делясь соображениями по актуальным вопросам, прежде всего – касательно успехов вооружённых сил Третьего рейха. Собственно, именно молниеносная (продлившаяся менее, чем полмесяца!) Голландская операция стала для него переломным моментом, поставив в двусмысленное положение. С одной стороны Вильгельм II выступает с безоговорочным одобрением достижений Адольфа Гитлера, отважившегося на то, чего сам когда-то не сумел, – избавить немецкий народ от засилья масонов, большевиков, евреев. Но с другой – проявляет склонность к вспыльчивости, кажущейся чрезмерной (безрассудной?) капитану Штефану Брандту, накануне приступившему к исполнению обязанностей по обеспечению безопасности родовитой персоны. К тому же, вскоре выясняется, что предстоит эпохальное событие – официальный визит Генриха Гиммлера, везущего лестное предложение от фюрера. Повествование ведётся как бы от лица только что прибывшего в Нидерланды кавалера ордена Железный Крест 2-го класса, не подозревающего о том, чем обернётся обычная интрижка с молодой привлекательной служанкой Мике де Йонг. Ещё до того, как раскрывается истинная причина её пребывания в особняке, мы становимся очевидцами, скажем так, борьбы девушки за Брандта – борьбы нравственного толка, вовсе не сводящейся к банальной (строящейся на женских чарах) вербовке мужчины из лагеря неприятеля. Ситуацию усугубляют широкомасштабные поиски регулярно обменивающегося шифровками с Лондоном разведчика, развёрнутые под руководством инспектора гестапо Дитриха, получившего сведения о внедрении вражеского агента. Мике, устроившая первую проверку любовнику, сообщив о своей – провозглашённой идеологами НСДАП вне закона – национальности, прибегает к неожиданному доводу, пытаясь доказать, что Штефан является исключением из правил. И для этого действительно есть основания – ночные кошмары образцового воина, не выдержавшего душераздирающего зрелища (расстрелянные эсэсовцами из пулемёта жители польской деревеньки, включая женщин и детей) и избившего до бесчувствия офицера… Однажды наступает момент, когда человеку приходится делать выбор – быть может, самый важный выбор в жизни. Кинематографистам, как и писателю, пришлось отойти от ряда общеизвестных фактов, но сделанные допущения, насколько я могу судить, не противоречат духу исторических событий. Этическая дилемма, с которой столкнулся капитан Брандт, невольно отзывается на высоком политическом уровне. Пообщавшись за обеденным столом с герром Гиммлером, Вильгельм II получил все возможности догадаться, с какими людьми имеет дело – и что стоит за щедрым предложением вернуться. Только наивный мог поверить в искренность намерений рейхсканцлера, дорвавшегося до вершин государственной и партийной власти, стремительно порабощающего новые территории, вернуть монархическую форму правления и, хуже того, посадить на трон того, кто не одно десятилетие находился в изгнании. Вот выведать о личных связях старика с венценосными особами – другое дело! Следовательно, и Фридриху Вильгельму Виктору Альберту Прусскому, ранее чудом избежавшему печальной участи стать главным военным преступником Европы, якобы несущим основную ответственность за развязывание Первой мировой войны, предстоит принять решение. Решение, продолжать ли играть по правилам, навязываемым влиятельными людьми, – или же примкнуть к тем редким исключениям, что не позволяют собой командовать и манипулировать, даже рискуя лишиться состояния, а то и жизни… Решение было принято, бесспорно, верное. Из заключительных кадров явствует, что Штефан, избежавший разоблачения и расправы, узнал о том, что с возлюбленной всё в порядке, распечатав присланную по почте книгу «По ту сторону добра и зла», которую она штудировала в минуты досуга. Это видится забавным, если учесть, что герой проделал путь от приверженности «ницшеанской» (в кавычках, поскольку речь идёт о вульгаризированной интерпретации концепции философа) морали сверхчеловека к глубокому осознанию и приятию гуманистических ценностей – ценностей, лишь ненадолго, хочется верить, возведённых в ранг исключения. __________ 1 – Подразумевается снятый для американского телевидения «Иисус Христос – суперзвезда. Концерт», премьера которого состоялась 1-го апреля 2018-го.