Забавное обстоятельство: в российском семейном законодательстве отсутствует легальное определения такого понятия, как брак. И это не удивительно: семья – такая загадочная субстанция, что зануды-юристы предпочитают не вдаваться в столь тонкие материи, оставляя эту сомнительную привилегию представителям других профессий. Например, режиссерам и актерам. Очередную попытку понять, что такое брак, как могут быть счастливы и одновременно несчастливы современные семьи, предприняли создатели фильма «Жена» режиссера Бьёрна Рунге.
В жизни Джоан (Гленн Клоуз) и Джо (Джонатан Прайс) Каслманов происходит знаменательное событие. Джо награжден Нобелевской премией по литературе. Пожилая пара в сопровождении своего взрослого сына Дэвида (Макс Айронс) направляется в Стокгольм, где должна состояться торжественная церемония: Джо получит из рук короля Швеции заветную медаль и выступит с традиционной речью. В том же самолете в Европу летит и журналист Натаниэль Боун (Кристиан Слэйтер). Ему заказали написать биографию свежеиспеченного лауреата. Однако этот дотошный писака не желает ограничиваться созданием традиционного байопика знаменитости, которую можно уличить только в неприхотливых сексуальных шалостях, совершенных в невинной юности. Боун жаждет настоящей сенсации. И, кажется, он обнаружил материал, доказывающий, что гендерные роли в семье Каслман на протяжении многих лет распределялись не самым традиционным образом.
Отношения внутри семейства становятся все более напряженными: Джоан что-то гнетет, Дэвид откровенно ревнует отца к его славе (сам он – начинающий писатель). И напряжение это разрешается мощным взрывом грандиозного семейного скандала. Однако вопрос, можно ли считать счастливым брачный союз Джо и Джоан так и остается открытым.
В работе Рунге чувствуется школа, он в полной мере реализует творческие традиции скандинавской драматургии, заложенные его знаменитыми предшественниками (от Стриндберга до Бергмана). Фильм просто искрит тончайшими психологическими деталями, ткань плотной актерской игры покрыта изящной вышивкой хлестких диалогов. Действие развивается вначале неторопливо, но в финале зрителей ожидает настоящий эмоционально-эстетический шок, погружающий их в классический катарсис.
Иногда приглашение на главные роли мегазвезд выглядит попыткой прикрыть многочисленные дефекты, вызванные профессиональным бессилием режиссеров, сценаристов, операторов. Но в случае с «Женой» такое решение оказалось просто идеальным. Игра дуэта Клоуз-Прайс доставит истинное наслаждение любителям киноискусства.
Идеология картины, естественно, включена в глобалистский контекст. Без этого сегодня, к сожалению, фестивальные перспективы даже самого замечательного произведения киноискусства выглядят туманными. Какую бы историю нам не показывали – в основе всегда все то же самое: тирания белых альфа-самцов (сексуальная, экономическая, творческая) должна быть развенчана, уничтожена и, по мере возможности, подвергнута осмеянию.
В «Жене» нам популярно объясняют, что в сексистском патриархальном мире женщина обречена исполнять роли типа «кушать подано». Выйти на авансцену в любой сфере деятельности им не позволит стая гнусных самцов, заполонивших все теплые местечки, захапавших себе все без исключения синекуры. Вот, к примеру, знаменитым писателем женщине стать практически невозможно. По этому поводу в картине звучит темпераментный монолог писательницы Элейн Моззел (Элизабет Макговерн). Исполнен он настолько хорошо, что зритель почему-то не сразу вспомнит имена Вирджинии Вулф, Айрис Мердок, Харпер Ли, Маргарет Митчелл, Анджелы Картер, Джойс Кэрол Оутс, Кэтрин Энн Портер, Элизабет Боуэн. Это я только об английской и американской литературе XX века и даже без Агаты Кристи. Как эти бедолаги пробились на вершину литературного Олимпа, почему их не сбросили с его крутых склонов бешеные сексисты? Кстати, литературной основой фильма выступает одноименный роман, тоже написанный (и опубликованный) женщиной.
Но что интересно: эти мысли приходят в голову только после окончания фильма. Во время его просмотра почему-то не задумываешься над тем, кто лучше играет свою роль, Клоуз или Прайс, актер или актриса? Ответ прост: настоящий талант выше половых/гендерных различий. Перед нами очередная инкарнация Дон Кихота, который решил на пару со своей Дульсинеей (иногда она превращается в Круэллу Де Виль) заняться написанием рыцарских романов. Актерская пара безумно хороша на протяжении всего фильма, меня особенно завораживает экономная, но фантастически убедительная мимика Гленн Клоуз, благо оператор не скупится на крупные планы. А финальное психологическое па-де-де Прайса и Клоуз вызывает ностальгические воспоминания о лучших картинах Ингмара Бергмана.
Джонатан Прайс, один из лучших Гамлетов/Макбетов/Дон Кихотов в истории мировой драматургии, наверное, уже не нуждается в Оскаре, своеобразном актерском Нобеле. А вот Гленн Клоуз хочется пожелать успехов в наступающем году. Возможно, седьмая попытка для нее станет счастливой.
7
,6
2017, Драмы
100 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Забавное обстоятельство: в российском семейном законодательстве отсутствует легальное определения такого понятия, как брак. И это не удивительно: семья – такая загадочная субстанция, что зануды-юристы предпочитают не вдаваться в столь тонкие материи, оставляя эту сомнительную привилегию представителям других профессий. Например, режиссерам и актерам. Очередную попытку понять, что такое брак, как могут быть счастливы и одновременно несчастливы современные семьи, предприняли создатели фильма «Жена» режиссера Бьёрна Рунге. В жизни Джоан (Гленн Клоуз) и Джо (Джонатан Прайс) Каслманов происходит знаменательное событие. Джо награжден Нобелевской премией по литературе. Пожилая пара в сопровождении своего взрослого сына Дэвида (Макс Айронс) направляется в Стокгольм, где должна состояться торжественная церемония: Джо получит из рук короля Швеции заветную медаль и выступит с традиционной речью. В том же самолете в Европу летит и журналист Натаниэль Боун (Кристиан Слэйтер). Ему заказали написать биографию свежеиспеченного лауреата. Однако этот дотошный писака не желает ограничиваться созданием традиционного байопика знаменитости, которую можно уличить только в неприхотливых сексуальных шалостях, совершенных в невинной юности. Боун жаждет настоящей сенсации. И, кажется, он обнаружил материал, доказывающий, что гендерные роли в семье Каслман на протяжении многих лет распределялись не самым традиционным образом. Отношения внутри семейства становятся все более напряженными: Джоан что-то гнетет, Дэвид откровенно ревнует отца к его славе (сам он – начинающий писатель). И напряжение это разрешается мощным взрывом грандиозного семейного скандала. Однако вопрос, можно ли считать счастливым брачный союз Джо и Джоан так и остается открытым. В работе Рунге чувствуется школа, он в полной мере реализует творческие традиции скандинавской драматургии, заложенные его знаменитыми предшественниками (от Стриндберга до Бергмана). Фильм просто искрит тончайшими психологическими деталями, ткань плотной актерской игры покрыта изящной вышивкой хлестких диалогов. Действие развивается вначале неторопливо, но в финале зрителей ожидает настоящий эмоционально-эстетический шок, погружающий их в классический катарсис. Иногда приглашение на главные роли мегазвезд выглядит попыткой прикрыть многочисленные дефекты, вызванные профессиональным бессилием режиссеров, сценаристов, операторов. Но в случае с «Женой» такое решение оказалось просто идеальным. Игра дуэта Клоуз-Прайс доставит истинное наслаждение любителям киноискусства. Идеология картины, естественно, включена в глобалистский контекст. Без этого сегодня, к сожалению, фестивальные перспективы даже самого замечательного произведения киноискусства выглядят туманными. Какую бы историю нам не показывали – в основе всегда все то же самое: тирания белых альфа-самцов (сексуальная, экономическая, творческая) должна быть развенчана, уничтожена и, по мере возможности, подвергнута осмеянию. В «Жене» нам популярно объясняют, что в сексистском патриархальном мире женщина обречена исполнять роли типа «кушать подано». Выйти на авансцену в любой сфере деятельности им не позволит стая гнусных самцов, заполонивших все теплые местечки, захапавших себе все без исключения синекуры. Вот, к примеру, знаменитым писателем женщине стать практически невозможно. По этому поводу в картине звучит темпераментный монолог писательницы Элейн Моззел (Элизабет Макговерн). Исполнен он настолько хорошо, что зритель почему-то не сразу вспомнит имена Вирджинии Вулф, Айрис Мердок, Харпер Ли, Маргарет Митчелл, Анджелы Картер, Джойс Кэрол Оутс, Кэтрин Энн Портер, Элизабет Боуэн. Это я только об английской и американской литературе XX века и даже без Агаты Кристи. Как эти бедолаги пробились на вершину литературного Олимпа, почему их не сбросили с его крутых склонов бешеные сексисты? Кстати, литературной основой фильма выступает одноименный роман, тоже написанный (и опубликованный) женщиной. Но что интересно: эти мысли приходят в голову только после окончания фильма. Во время его просмотра почему-то не задумываешься над тем, кто лучше играет свою роль, Клоуз или Прайс, актер или актриса? Ответ прост: настоящий талант выше половых/гендерных различий. Перед нами очередная инкарнация Дон Кихота, который решил на пару со своей Дульсинеей (иногда она превращается в Круэллу Де Виль) заняться написанием рыцарских романов. Актерская пара безумно хороша на протяжении всего фильма, меня особенно завораживает экономная, но фантастически убедительная мимика Гленн Клоуз, благо оператор не скупится на крупные планы. А финальное психологическое па-де-де Прайса и Клоуз вызывает ностальгические воспоминания о лучших картинах Ингмара Бергмана. Джонатан Прайс, один из лучших Гамлетов/Макбетов/Дон Кихотов в истории мировой драматургии, наверное, уже не нуждается в Оскаре, своеобразном актерском Нобеле. А вот Гленн Клоуз хочется пожелать успехов в наступающем году. Возможно, седьмая попытка для нее станет счастливой.