Премьера фильма в США состоялась 16-го июня (в ряде иных стран – накануне), то есть аккурат в ту пятницу, когда Тупак Шакур отпраздновал бы свой сорок пятый день рождения, если б его жизнь драматически не оборвалась в сентябре 1996-го года, в возрасте двадцати пяти лет. Рекламная кампания была проведена безукоризненно – и именно в национальном кинопрокате лента вызвала ажиотаж, собрав гораздо больше, чем изначально предполагалось ($26,4 млн. при прогнозах порядка $17–20 млн.). Правда, радость руководства компании-дистрибьютера омрачили резкое падение выручки по итогам второго уикенда вкупе с отсутствием энтузиазма за рубежом, а весьма скептические, зачастую – отрицательные рецензии заокеанских кинокритиков и отзывы людей, связанных с музыкальной индустрией или даже лично знавших Шакура, подлили масла в огонь. Такая реакция в целом понятна. Ленту неизбежно сравнивали с «Ноториусом» /2009/ (1) и особенно – с «Голосом улиц» /2015/, выражая недовольство малейшими неточностями, допущенными кинематографистами. Тем не менее позволю себе не согласиться (точнее, не вполне согласиться) со столь радикальным мнением.
Более искушённые темнокожие мастера (Джон Синглтон, Антуан Фукуа, Карл Франклин), чьи кандидатуры также рассматривались продюсерами на разных этапах реализации проекта, наверняка «увидели» бы биографию покойной «звезды» иначе. Однако в пользу Бенни Бума говорил не только опыт создания видеоклипов на композиции Кёртиса Джексона (aka 50 Cent), Шона Комбса и других. Изучив изнутри субкультуру приверженцев хип-хопа, он поставил перед собой сложную, но интересную задачу – раскрыть истоки творчества кумира в их полноте и, если угодно, диалектическом единстве. Интервьюер, пытаясь уличить Тупака в непоследовательности, обвиняет именитого заключённого в уступке требованиям коммерции сразу после того, как приобрёл славу правдоискателя и обличителя общественных пороков. Однако авторы, думается, недалеки от истины, отстаивая мысль, что практически невозможно провести грань, разделяющую разные стороны натуры Шакура. Кто возьмётся определить, что повлияло сильнее: взгляды его матери Афени и – шире – идеология «Партии чёрных пантер», членом которой женщина являлась, или увлечения сверстников? Занятия в Балтиморской школе искусств, одарившие помимо прочего дружбой с Джадой Пинкетт, или унылые реалии гетто с вечной нищетой, пьянством и наркоманией, преступностью? Интриги служителей муз или участие в переделе рынка, запросто принимающем форму криминальных разборок?..
Последнее обстоятельство принципиально. Рискованное стремление рэпера не порывать с той социальной средой, где вырос, не воспринималось позёрством – работой на имидж выразителя настроений улиц. Вместе с тем он не считал зазорным соответствовать представлениям о себе как о человеке, осуществившем «американскую мечту», не упускал случая выставить напоказ предметы роскоши и точно не испытывал отвращения к тому образу существования, каким одаривают шальные деньги. Именно в этом противоречии, а не только в юношеском максимализме и во вспыльчивом характере – причина многих бед Шакура. Мало того, покой и финансовое благополучие, гарантированные Шугом Найтом – авторитетным владельцем лейбла Death Row Records, на поверку обернулись ещё большими проблемами. Привычка Тупака время от времени цитировать Уильяма Шекспира служит прозрачным намёком на то, что пафос нетленных трагедий, рассказывавших о борьбе за власть и страстях человеческих, к концу XX века нисколько не утратил актуальности. Вовлечение мятежной знаменитости в так называемую войну побережий вряд ли произошло в соответствии с чьим-то зловещим планом. Но это – та случайность, которая является частным случаем закономерности.
Афени, сама прошедшая через многие испытания (от преследований со стороны правоохранительных органов до пагубного увлечения наркотиками), однажды произнесла мудрые, поистине пророческие слова. Узнав, что сын привлёк внимание (вызвал недовольство!) первых лиц государства, она постаралась предостеречь его от импульсивных поступков, предупредив, что система найдёт способ нейтрализовать неугодную личность. Не хватит судебного процесса по надуманному обвинению – найдутся другие меры воздействия, вплоть до физического устранения. По мере развития экранных перипетий укрепляешься в догадке, что своеобразным ориентиром Буму и сценаристам Джереми Хафту, Эдди Гонсалесу и Стивену Багатуряну послужил «Малкольм Икс» /1992/ Спайка Ли. Кому-то, вероятно, покажется кощунственным сопоставление двух явно разнокалиберных фигур как таковое. Однако идол хип-хопа, претендовавший, как явствует из приведённого под занавес программного высказывания, на статус не революционера, а вдохновителя будущих революционеров, тоже сделал, что мог, для роста самосознания афро-американцев. И, как это ни печально, не сумел избежать той же самой ловушки, в какую угодил выдающийся активист движения чёрных мусульман, погибший от рук членов Нации ислама, где ранее состоял. Старый добрый принцип «разделяй и властвуй» по-прежнему безотказен… Обстоятельства убийства Тупака Шакура так и остались не прояснёнными полицией, породив массу версий и кривотолков. Мёртвый бунтарь не столь опасен, а его непростая судьба, возможно, послужит уроком потенциальным последователям. Так во всяком случае задумано.
__________
1 – Между прочим, Джамал Вулард с удовольствием вновь предстал в обличии здоровяка Бигги (The Notorious B.I.G.), из верного друга превратившегося в злейшего врага.
8
,5
2017, США, Драмы
133 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Премьера фильма в США состоялась 16-го июня (в ряде иных стран – накануне), то есть аккурат в ту пятницу, когда Тупак Шакур отпраздновал бы свой сорок пятый день рождения, если б его жизнь драматически не оборвалась в сентябре 1996-го года, в возрасте двадцати пяти лет. Рекламная кампания была проведена безукоризненно – и именно в национальном кинопрокате лента вызвала ажиотаж, собрав гораздо больше, чем изначально предполагалось ($26,4 млн. при прогнозах порядка $17–20 млн.). Правда, радость руководства компании-дистрибьютера омрачили резкое падение выручки по итогам второго уикенда вкупе с отсутствием энтузиазма за рубежом, а весьма скептические, зачастую – отрицательные рецензии заокеанских кинокритиков и отзывы людей, связанных с музыкальной индустрией или даже лично знавших Шакура, подлили масла в огонь. Такая реакция в целом понятна. Ленту неизбежно сравнивали с «Ноториусом» /2009/ (1) и особенно – с «Голосом улиц» /2015/, выражая недовольство малейшими неточностями, допущенными кинематографистами. Тем не менее позволю себе не согласиться (точнее, не вполне согласиться) со столь радикальным мнением. Более искушённые темнокожие мастера (Джон Синглтон, Антуан Фукуа, Карл Франклин), чьи кандидатуры также рассматривались продюсерами на разных этапах реализации проекта, наверняка «увидели» бы биографию покойной «звезды» иначе. Однако в пользу Бенни Бума говорил не только опыт создания видеоклипов на композиции Кёртиса Джексона (aka 50 Cent), Шона Комбса и других. Изучив изнутри субкультуру приверженцев хип-хопа, он поставил перед собой сложную, но интересную задачу – раскрыть истоки творчества кумира в их полноте и, если угодно, диалектическом единстве. Интервьюер, пытаясь уличить Тупака в непоследовательности, обвиняет именитого заключённого в уступке требованиям коммерции сразу после того, как приобрёл славу правдоискателя и обличителя общественных пороков. Однако авторы, думается, недалеки от истины, отстаивая мысль, что практически невозможно провести грань, разделяющую разные стороны натуры Шакура. Кто возьмётся определить, что повлияло сильнее: взгляды его матери Афени и – шире – идеология «Партии чёрных пантер», членом которой женщина являлась, или увлечения сверстников? Занятия в Балтиморской школе искусств, одарившие помимо прочего дружбой с Джадой Пинкетт, или унылые реалии гетто с вечной нищетой, пьянством и наркоманией, преступностью? Интриги служителей муз или участие в переделе рынка, запросто принимающем форму криминальных разборок?.. Последнее обстоятельство принципиально. Рискованное стремление рэпера не порывать с той социальной средой, где вырос, не воспринималось позёрством – работой на имидж выразителя настроений улиц. Вместе с тем он не считал зазорным соответствовать представлениям о себе как о человеке, осуществившем «американскую мечту», не упускал случая выставить напоказ предметы роскоши и точно не испытывал отвращения к тому образу существования, каким одаривают шальные деньги. Именно в этом противоречии, а не только в юношеском максимализме и во вспыльчивом характере – причина многих бед Шакура. Мало того, покой и финансовое благополучие, гарантированные Шугом Найтом – авторитетным владельцем лейбла Death Row Records, на поверку обернулись ещё большими проблемами. Привычка Тупака время от времени цитировать Уильяма Шекспира служит прозрачным намёком на то, что пафос нетленных трагедий, рассказывавших о борьбе за власть и страстях человеческих, к концу XX века нисколько не утратил актуальности. Вовлечение мятежной знаменитости в так называемую войну побережий вряд ли произошло в соответствии с чьим-то зловещим планом. Но это – та случайность, которая является частным случаем закономерности. Афени, сама прошедшая через многие испытания (от преследований со стороны правоохранительных органов до пагубного увлечения наркотиками), однажды произнесла мудрые, поистине пророческие слова. Узнав, что сын привлёк внимание (вызвал недовольство!) первых лиц государства, она постаралась предостеречь его от импульсивных поступков, предупредив, что система найдёт способ нейтрализовать неугодную личность. Не хватит судебного процесса по надуманному обвинению – найдутся другие меры воздействия, вплоть до физического устранения. По мере развития экранных перипетий укрепляешься в догадке, что своеобразным ориентиром Буму и сценаристам Джереми Хафту, Эдди Гонсалесу и Стивену Багатуряну послужил «Малкольм Икс» /1992/ Спайка Ли. Кому-то, вероятно, покажется кощунственным сопоставление двух явно разнокалиберных фигур как таковое. Однако идол хип-хопа, претендовавший, как явствует из приведённого под занавес программного высказывания, на статус не революционера, а вдохновителя будущих революционеров, тоже сделал, что мог, для роста самосознания афро-американцев. И, как это ни печально, не сумел избежать той же самой ловушки, в какую угодил выдающийся активист движения чёрных мусульман, погибший от рук членов Нации ислама, где ранее состоял. Старый добрый принцип «разделяй и властвуй» по-прежнему безотказен… Обстоятельства убийства Тупака Шакура так и остались не прояснёнными полицией, породив массу версий и кривотолков. Мёртвый бунтарь не столь опасен, а его непростая судьба, возможно, послужит уроком потенциальным последователям. Так во всяком случае задумано. __________ 1 – Между прочим, Джамал Вулард с удовольствием вновь предстал в обличии здоровяка Бигги (The Notorious B.I.G.), из верного друга превратившегося в злейшего врага.