Лучше бы, конечно, не знакомиться до просмотра фильма с биографией Кроухёрста и с обстоятельствами печально известной кругосветной гонки «Золотой глобус», проведённой в 1968-69-х годах. Если не знать заранее хитросплетений сюжета, а особенно – драматической развязки, впечатление будет гораздо сильнее. Поначалу Дональд вызывает искреннюю симпатию – и не только потому, что является примерным семьянином, всем сердцем любит супругу и детей, но и по той причине, что настроен на борьбу, на преодоление препятствий. Несмотря на явно незавидные финансы своей небольшой компании, герой не отчаивается, возлагая надежды на новое изобретение, действительно полезное для яхтсменов. Строго говоря, и намерение принять участие в упомянутом состязании за солидный приз в пять тысяч фунтов стерлингов свидетельствует о бесспорной смелости. Нет ничего удивительного в том, что ему удалось уговорить прижимистого бизнесмена профинансировать постройку тримарана Teignmouth Electron по собственным чертежам и привлечь спонсоров, поверивших в то, что судно сможет пройти маршрут на огромной скорости…
Словом, немудрено настроиться на восприятие кинопроизведения, воспевающего величие человеческого духа, не сникающего под ударами судьбы. Чего-то в духе «Кон-Тики» /2012/, об экспедиции норвежца Тура Хейердала и пяти спутников, совершивших на плоту путешествие (с научными целями) длиной почти в семь тысяч километров. Или американской картины с символичным названием (1) «Не угаснет надежда» /2013/, в которой Роберт Редфорд изобразил индивида, потерпевшего кораблекрушение, но выжившего в открытом море в одиночку, несмотря ни на что… Вот только энтузиазм Дональда как-то быстро иссякает ещё на берегу, пока ведутся подготовительные работы и, в частности, становится ясно, что для доведения проекта до ума катастрофически не хватает времени. Но, может быть, это не более чем дурные предчувствия, вполне естественные накануне столь ответственного мероприятия? Ведь в конце концов, хорошенько взвесив все за и против, он решает не отступать. Увы, последствия оказались куда плачевнее, чем ожидалось.
В принципе, Джеймс Марш и кинодраматург Скотт Бёрнс оценивали поступки англичанина ничуть не менее трезво, чем создатели советской ленты «Гонка века» /1986/, включая приложившего руку к написанию сценария Владимира Дунаева, авторитетного журналиста-международника. Авторы не склонны вытаскивать на свет божий малоприятные детали, вспоминая, допустим, что будущий любитель парусного спорта неоднократно получал дисциплинарные взыскания, когда нёс службу в авиации и в инженерных войсках. Опытный делец мистер Бест, согласившийся вложить солидные средства, в какой-то момент, устав от бесконечных задержек, просит дополнительные гарантии, предлагая переписать на себя в качестве обеспечения дом Кроухёрста. И не потому, что от природы зол и коварен: таков непреложный закон капитализма. Тем более Дональду бесполезно обижаться на издателя местной газеты Родни Холлуорта, обеспечившего шумную рекламную кампанию и требующего поддерживать постоянный интерес обывателей. Тут не до сантиментов, не до сомнений и переживаний: сенсация нуждается в беспрерывной подпитке подробностями.
Колин Ферт достаточно убедителен для того, чтобы зритель не задумывался на протяжении сеанса, почему на главную роль выбран актёр, который на двадцать лет старше того, чей образ воплощает. Актёр прибегает к очень тонким приёмам, стремясь выразить борение противоречивых чувств, усиливающееся по мере того, как яхтсмен-любитель отдаляется от Тинмута. С океаном и вправду нельзя договориться, и любая мелочь, казавшаяся малосущественной до отплытия, грозит серьёзными трудностями – вплоть до летального исхода… Какой страх одержит верх: перед разорением и позором, ожидающими дома при отказе от участия в соревновании, или же – перед суровой стихией? Такой дилеммы не пожелаешь и врагу! К несчастью, Кроунхёрст не рискнул взять на себя ответственность за сделанный выбор целиком и безоговорочно. Испугался, дал слабину, понадеялся, что сумеет выкрутиться из досадного положения благодаря «маленькой» хитрости. Один обман с неизбежностью тянет за собой другой, но… как верёвочка ни вьётся, а кончику быть. Осознание того, что любой расклад не принесёт ничего хорошего, оказывает на психику удручающее воздействие. Впереди – безумие и смерть.
У аргентинского писателя и неординарного мыслителя Хорхе Луиса Борхеса есть замечательная новелла «Тема предателя и героя» /1944/ (кстати, вдохновившая Бернардо Бертолуччи на создание фильма «Стратегия паука» /1970/). Марш и Бёрнс используют в значительной степени схожую художественную методу, анализируя судьбу своего непридуманного персонажа – с поправкой на то, что он стал не изменником и не клятвопреступником, а мошенником. Речь не о гипотетическом развитии событий в случае, если б тримаран всё же пересёк финишную черту: именно факт гибели (не так уж важно – нечаянного падения за борт или самоубийства) позволяет увидеть ситуацию во всей диалектической сложности. Герой превратился в мошенника, но мошенник – тем не менее остался героем. И одно без другого – никак! В таком контексте предсмертные слова Дональда о снизошедшей благодати, о единстве со всем сущим вовсе не кажутся бредом индивида, сходящего с ума посреди бескрайнего океана. И остаётся, право, лишь поразиться проницательности и щедрости Робина Нокса-Джонстона – победителя регаты, пожертвовавшего призовые деньги вдове своего горе-соперника.
__________
1 – Правда, в оригинале заголовок звучит совсем не так оптимистично – «All Is Lost», что переводится как «Всё пропало».
6
,7
2018, Драмы
97 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Лучше бы, конечно, не знакомиться до просмотра фильма с биографией Кроухёрста и с обстоятельствами печально известной кругосветной гонки «Золотой глобус», проведённой в 1968-69-х годах. Если не знать заранее хитросплетений сюжета, а особенно – драматической развязки, впечатление будет гораздо сильнее. Поначалу Дональд вызывает искреннюю симпатию – и не только потому, что является примерным семьянином, всем сердцем любит супругу и детей, но и по той причине, что настроен на борьбу, на преодоление препятствий. Несмотря на явно незавидные финансы своей небольшой компании, герой не отчаивается, возлагая надежды на новое изобретение, действительно полезное для яхтсменов. Строго говоря, и намерение принять участие в упомянутом состязании за солидный приз в пять тысяч фунтов стерлингов свидетельствует о бесспорной смелости. Нет ничего удивительного в том, что ему удалось уговорить прижимистого бизнесмена профинансировать постройку тримарана Teignmouth Electron по собственным чертежам и привлечь спонсоров, поверивших в то, что судно сможет пройти маршрут на огромной скорости… Словом, немудрено настроиться на восприятие кинопроизведения, воспевающего величие человеческого духа, не сникающего под ударами судьбы. Чего-то в духе «Кон-Тики» /2012/, об экспедиции норвежца Тура Хейердала и пяти спутников, совершивших на плоту путешествие (с научными целями) длиной почти в семь тысяч километров. Или американской картины с символичным названием (1) «Не угаснет надежда» /2013/, в которой Роберт Редфорд изобразил индивида, потерпевшего кораблекрушение, но выжившего в открытом море в одиночку, несмотря ни на что… Вот только энтузиазм Дональда как-то быстро иссякает ещё на берегу, пока ведутся подготовительные работы и, в частности, становится ясно, что для доведения проекта до ума катастрофически не хватает времени. Но, может быть, это не более чем дурные предчувствия, вполне естественные накануне столь ответственного мероприятия? Ведь в конце концов, хорошенько взвесив все за и против, он решает не отступать. Увы, последствия оказались куда плачевнее, чем ожидалось. В принципе, Джеймс Марш и кинодраматург Скотт Бёрнс оценивали поступки англичанина ничуть не менее трезво, чем создатели советской ленты «Гонка века» /1986/, включая приложившего руку к написанию сценария Владимира Дунаева, авторитетного журналиста-международника. Авторы не склонны вытаскивать на свет божий малоприятные детали, вспоминая, допустим, что будущий любитель парусного спорта неоднократно получал дисциплинарные взыскания, когда нёс службу в авиации и в инженерных войсках. Опытный делец мистер Бест, согласившийся вложить солидные средства, в какой-то момент, устав от бесконечных задержек, просит дополнительные гарантии, предлагая переписать на себя в качестве обеспечения дом Кроухёрста. И не потому, что от природы зол и коварен: таков непреложный закон капитализма. Тем более Дональду бесполезно обижаться на издателя местной газеты Родни Холлуорта, обеспечившего шумную рекламную кампанию и требующего поддерживать постоянный интерес обывателей. Тут не до сантиментов, не до сомнений и переживаний: сенсация нуждается в беспрерывной подпитке подробностями. Колин Ферт достаточно убедителен для того, чтобы зритель не задумывался на протяжении сеанса, почему на главную роль выбран актёр, который на двадцать лет старше того, чей образ воплощает. Актёр прибегает к очень тонким приёмам, стремясь выразить борение противоречивых чувств, усиливающееся по мере того, как яхтсмен-любитель отдаляется от Тинмута. С океаном и вправду нельзя договориться, и любая мелочь, казавшаяся малосущественной до отплытия, грозит серьёзными трудностями – вплоть до летального исхода… Какой страх одержит верх: перед разорением и позором, ожидающими дома при отказе от участия в соревновании, или же – перед суровой стихией? Такой дилеммы не пожелаешь и врагу! К несчастью, Кроунхёрст не рискнул взять на себя ответственность за сделанный выбор целиком и безоговорочно. Испугался, дал слабину, понадеялся, что сумеет выкрутиться из досадного положения благодаря «маленькой» хитрости. Один обман с неизбежностью тянет за собой другой, но… как верёвочка ни вьётся, а кончику быть. Осознание того, что любой расклад не принесёт ничего хорошего, оказывает на психику удручающее воздействие. Впереди – безумие и смерть. У аргентинского писателя и неординарного мыслителя Хорхе Луиса Борхеса есть замечательная новелла «Тема предателя и героя» /1944/ (кстати, вдохновившая Бернардо Бертолуччи на создание фильма «Стратегия паука» /1970/). Марш и Бёрнс используют в значительной степени схожую художественную методу, анализируя судьбу своего непридуманного персонажа – с поправкой на то, что он стал не изменником и не клятвопреступником, а мошенником. Речь не о гипотетическом развитии событий в случае, если б тримаран всё же пересёк финишную черту: именно факт гибели (не так уж важно – нечаянного падения за борт или самоубийства) позволяет увидеть ситуацию во всей диалектической сложности. Герой превратился в мошенника, но мошенник – тем не менее остался героем. И одно без другого – никак! В таком контексте предсмертные слова Дональда о снизошедшей благодати, о единстве со всем сущим вовсе не кажутся бредом индивида, сходящего с ума посреди бескрайнего океана. И остаётся, право, лишь поразиться проницательности и щедрости Робина Нокса-Джонстона – победителя регаты, пожертвовавшего призовые деньги вдове своего горе-соперника. __________ 1 – Правда, в оригинале заголовок звучит совсем не так оптимистично – «All Is Lost», что переводится как «Всё пропало».