В литературоведении есть модное слово – метатекст. По аналогии сегодня в пору говорить о метакадре. Это когда на основе какого-то культового произведения выстраиваются метафоры, контексты и прочие аллюзии. Около двухсот лет назад английская писательница Мэри Шелли написала книгу, которая в силу каких-то загадочных обстоятельств ввела в мировую культуру бессмертный персонаж: чудовище Франкенштейна. На эту тему с тех пор чего только (и кем только) не написано (не снято). А потому очередной творческий продукт о неуклюжем монстре интересен не сам по себе, а именно и в связи с удовольствием, которое можно получить, разгребая чудовищную культурную груду: намеки, нюансы и аранжировки.
Итак, фильм, вышедший в российский прокат под названием «Красавица для чудовища», про английскую писательницу, начитавшуюся немецких ужастиков, снятый режиссеркой из Саудовской Аравии Хайфой Аль-Мансур. История о том, как юная Мэри Шелли создала бессмертное произведение про научно организованного голема, давно стало достоянием широких слоев населения. Сожительница радикального поэта-романтика Перси Шелли (Дуглас Бут) Мэри Годвин (Эль Фаннинг), после выстраданного замужества таки ставшая обладательнице фамилии Шелли, приняла участие в конкурсе, объявленном ввиду большой скуки на дождливых берегах Женевского озера еще более радикальным (и, соответственно, романтическим) поэтом лордом Байроном (Том Стёрридж). Лорд предложил богемной компании, гостившей у него во время швейцарских вакаций, поупражняться в изготовлении коммерческих текстов тогдашней эпохи: готических ужастиках. Мэри принимает задание близко к сердцу и выдает на гора шедевр, который, несмотря на кислый прием критики, начинает сходу пользоваться успехом у публики, а затем приносит автору как минимум двухвековую славу. При этом Мэри в личной жизни испытывает все прелести сожительства с безбашенным креативщиком, представителем тогдашней молодежной субкультуры типа денди (наследники инкруаяблей). Эти самые денди страдали… точнее, наслаждались, половой распущенностью, алкоголизмом, тунеядством и прочими богемными штучками, которыми сегодня после всяких футуристов/битников/гопников/хиппи кого-то удивить трудно. Но в начале позапрошлого века все это выглядело очень круто. Так что Мэри Шелли по современным меркам что-то вроде помеси Улицкой с Пелевиным.
Хайфа Аль-Мансур отнеслась к забронзовевшему в Википедии сюжету очень аккуратно. У нее все вроде бы на месте. И Мэри, дочь продвинутых родителей, обожающая читать готическую белиберду, но усвоившая между делом отцовскую латынь. И Перси Шелли, хулиган и греховодник, но красавчик и Мэри таки любит. И Байрон, демонический мерзавец. Про интерес к опытам Гальвани, которые навели Мэри на лженаучную мысль о том, что, пропуская через труп электрический ток, можно его реанимировать даже после наступления биологической смерти, тоже в нужных местах нам намекают. Чуть-чуть добавлено феминизма. Сексист Байрон некрасиво поступил с сестрой Мэри Клэр (Бел Паули). Она всего-то дала ему понять раз пятьдесят, что не прочь переспать с великим поэтом, а он, такой нехороший, любить ее отказался. Цинично содержал их общего ребенка, но высокого звания любовницы лордической Клэр так и не удостоил. По нынешним временам – жуткий харрасмент и ретроизнасилование. Повезло-таки лорду в Греции погибнуть. Перси Шелли тоже не душка. Правда, его не совсем понятно, за что обвинять: вроде бы жену с ребенком бросил, но ведь ради Мэри. Секс втроем активно предлагал – так ведь открытым текстом, да и мог рассчитывать на современное воспитание Мэри, у которой родители те еще хиппи были. При этом авторы картины эти темы не педалируют, так что в излишнем феминизме их упрекнуть невозможно.
В остальном фильм представляет собой крепко сбитую костюмированную love story: отменная операторская работа, профессиональный монтаж, добротные актерские работы (отдельно хотелось бы отметить Эль Фаннинг в роли Мэри Шелли, хороша, убедительна, во всех отношениях приятна). Говорить в общем-то особенно нечего. Если бы не фигура дамы-режиссера. Точнее, ее происхождение из страны двух святынь.
Итак, Англия начала позапрошлого века. Прогрессивной молодежи приходится пробивать путь сквозь заросли консерватизма, невежества, отсталости и дурного вкуса. Посмотрите, дорогие зрители, в каких жутких условиях приходилось творить даме-креативщице, которую не ценили критики, отцы, мужья и прочее мужское альфа-самцовое население.
Но вспомните, откуда родом мадам Аль-Мансур. Кто тут будет отсталым, консервативным, альфа-самцовым: Европа XIX века или Саудовская Аравия XXI века? Мэри и Перси вызывают жуткий скандал: женатый мужчина открыто сожительствует с шестнадцатилетней девицей. Даже прогрессивный папенька отказывает в любви непокорной дочери. А Перси его родитель таки вообще перестает высылать денежное содержание. Какой кошмар, до чего жестоко жизнь с молодежью обходится. Кстати, по законам шариата, которые в СА неукоснительно соблюдается, такие фокусы караются смертной казнью через побиение камнями. Маленький эпизод: Перси и Мэри прячутся от дождя в церкви. Поэт выпивает, используя церковную утварь. Сообщает, что незачем строить отдельные помещения для общения с существом, присутствующим в природе повсеместно (пантеизм паренек исповедует в самом чистом виде). А Мэри отважно заявляет, что она не боится ни самого бога, ни его земных служителей. Не вдаваясь в тонкости: на территории священного королевства даже намекать публично на такие вещи категорически не рекомендуется. Во избежание… смотри выше. Перси говорит Мэри, что она его разочаровала: почему-то секс втроем ей кажется слишком радикальной формой поведения. То есть женщина позволила себе высказать отрицательное мнение по поводу освященного веками обычая многоженства.
Теперь представьте себе, что Хайфа Аль-Мансур попробовала все эти идеи отработать на современном сюжете, да еще снять такой фильм на родине. Тут бы ей никакая мировая общественность не помогла, никакие фестивальные заслуги. Так что уважаемая дама нашла изящный способ показать фигу в кармане своему отечеству. Очень интересное решение. Ждем, когда прогрессивные режиссеры из каких-нибудь эмиратов снимут нам очередной байопик про Вирджинию Вулф. Потом можно про Агату Кристи или хотя бы про Жанну Д'Арк. Поскольку Россия сегодня на Востоке входит в моду – можно предложить нашим арабским друзьям сюжет про боярыню Морозову.
7
,4
2017, Драмы
115 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В литературоведении есть модное слово – метатекст. По аналогии сегодня в пору говорить о метакадре. Это когда на основе какого-то культового произведения выстраиваются метафоры, контексты и прочие аллюзии. Около двухсот лет назад английская писательница Мэри Шелли написала книгу, которая в силу каких-то загадочных обстоятельств ввела в мировую культуру бессмертный персонаж: чудовище Франкенштейна. На эту тему с тех пор чего только (и кем только) не написано (не снято). А потому очередной творческий продукт о неуклюжем монстре интересен не сам по себе, а именно и в связи с удовольствием, которое можно получить, разгребая чудовищную культурную груду: намеки, нюансы и аранжировки. Итак, фильм, вышедший в российский прокат под названием «Красавица для чудовища», про английскую писательницу, начитавшуюся немецких ужастиков, снятый режиссеркой из Саудовской Аравии Хайфой Аль-Мансур. История о том, как юная Мэри Шелли создала бессмертное произведение про научно организованного голема, давно стало достоянием широких слоев населения. Сожительница радикального поэта-романтика Перси Шелли (Дуглас Бут) Мэри Годвин (Эль Фаннинг), после выстраданного замужества таки ставшая обладательнице фамилии Шелли, приняла участие в конкурсе, объявленном ввиду большой скуки на дождливых берегах Женевского озера еще более радикальным (и, соответственно, романтическим) поэтом лордом Байроном (Том Стёрридж). Лорд предложил богемной компании, гостившей у него во время швейцарских вакаций, поупражняться в изготовлении коммерческих текстов тогдашней эпохи: готических ужастиках. Мэри принимает задание близко к сердцу и выдает на гора шедевр, который, несмотря на кислый прием критики, начинает сходу пользоваться успехом у публики, а затем приносит автору как минимум двухвековую славу. При этом Мэри в личной жизни испытывает все прелести сожительства с безбашенным креативщиком, представителем тогдашней молодежной субкультуры типа денди (наследники инкруаяблей). Эти самые денди страдали… точнее, наслаждались, половой распущенностью, алкоголизмом, тунеядством и прочими богемными штучками, которыми сегодня после всяких футуристов/битников/гопников/хиппи кого-то удивить трудно. Но в начале позапрошлого века все это выглядело очень круто. Так что Мэри Шелли по современным меркам что-то вроде помеси Улицкой с Пелевиным. Хайфа Аль-Мансур отнеслась к забронзовевшему в Википедии сюжету очень аккуратно. У нее все вроде бы на месте. И Мэри, дочь продвинутых родителей, обожающая читать готическую белиберду, но усвоившая между делом отцовскую латынь. И Перси Шелли, хулиган и греховодник, но красавчик и Мэри таки любит. И Байрон, демонический мерзавец. Про интерес к опытам Гальвани, которые навели Мэри на лженаучную мысль о том, что, пропуская через труп электрический ток, можно его реанимировать даже после наступления биологической смерти, тоже в нужных местах нам намекают. Чуть-чуть добавлено феминизма. Сексист Байрон некрасиво поступил с сестрой Мэри Клэр (Бел Паули). Она всего-то дала ему понять раз пятьдесят, что не прочь переспать с великим поэтом, а он, такой нехороший, любить ее отказался. Цинично содержал их общего ребенка, но высокого звания любовницы лордической Клэр так и не удостоил. По нынешним временам – жуткий харрасмент и ретроизнасилование. Повезло-таки лорду в Греции погибнуть. Перси Шелли тоже не душка. Правда, его не совсем понятно, за что обвинять: вроде бы жену с ребенком бросил, но ведь ради Мэри. Секс втроем активно предлагал – так ведь открытым текстом, да и мог рассчитывать на современное воспитание Мэри, у которой родители те еще хиппи были. При этом авторы картины эти темы не педалируют, так что в излишнем феминизме их упрекнуть невозможно. В остальном фильм представляет собой крепко сбитую костюмированную love story: отменная операторская работа, профессиональный монтаж, добротные актерские работы (отдельно хотелось бы отметить Эль Фаннинг в роли Мэри Шелли, хороша, убедительна, во всех отношениях приятна). Говорить в общем-то особенно нечего. Если бы не фигура дамы-режиссера. Точнее, ее происхождение из страны двух святынь. Итак, Англия начала позапрошлого века. Прогрессивной молодежи приходится пробивать путь сквозь заросли консерватизма, невежества, отсталости и дурного вкуса. Посмотрите, дорогие зрители, в каких жутких условиях приходилось творить даме-креативщице, которую не ценили критики, отцы, мужья и прочее мужское альфа-самцовое население. Но вспомните, откуда родом мадам Аль-Мансур. Кто тут будет отсталым, консервативным, альфа-самцовым: Европа XIX века или Саудовская Аравия XXI века? Мэри и Перси вызывают жуткий скандал: женатый мужчина открыто сожительствует с шестнадцатилетней девицей. Даже прогрессивный папенька отказывает в любви непокорной дочери. А Перси его родитель таки вообще перестает высылать денежное содержание. Какой кошмар, до чего жестоко жизнь с молодежью обходится. Кстати, по законам шариата, которые в СА неукоснительно соблюдается, такие фокусы караются смертной казнью через побиение камнями. Маленький эпизод: Перси и Мэри прячутся от дождя в церкви. Поэт выпивает, используя церковную утварь. Сообщает, что незачем строить отдельные помещения для общения с существом, присутствующим в природе повсеместно (пантеизм паренек исповедует в самом чистом виде). А Мэри отважно заявляет, что она не боится ни самого бога, ни его земных служителей. Не вдаваясь в тонкости: на территории священного королевства даже намекать публично на такие вещи категорически не рекомендуется. Во избежание… смотри выше. Перси говорит Мэри, что она его разочаровала: почему-то секс втроем ей кажется слишком радикальной формой поведения. То есть женщина позволила себе высказать отрицательное мнение по поводу освященного веками обычая многоженства. Теперь представьте себе, что Хайфа Аль-Мансур попробовала все эти идеи отработать на современном сюжете, да еще снять такой фильм на родине. Тут бы ей никакая мировая общественность не помогла, никакие фестивальные заслуги. Так что уважаемая дама нашла изящный способ показать фигу в кармане своему отечеству. Очень интересное решение. Ждем, когда прогрессивные режиссеры из каких-нибудь эмиратов снимут нам очередной байопик про Вирджинию Вулф. Потом можно про Агату Кристи или хотя бы про Жанну Д'Арк. Поскольку Россия сегодня на Востоке входит в моду – можно предложить нашим арабским друзьям сюжет про боярыню Морозову.