С первых же кадров не возникает сомнений: нашему вниманию предложили психологическую драму – вовсе не триллер. Людвиг и Пол Шаммасяны ни в коей мере не берутся подражать Альфреду Хичкоку с последователями – не стремятся нагнетать саспенс. Даже в тот момент, когда явно намечается преступление (Малки, прихватив увесистый молоток, поджидает поздно вечером на улице престарелого священника, собравшегося со службы домой), авторы не меняют тональность – не начинают излагать экранные события в ином ключе. И тем не менее напряжение не ослабевает… Конечно, сценарист Джофф Томпсон и режиссёры добиваются такого эффекта сравнительно несложным способом. Мы видим, как мучается ординарный, ничем не примечательный мужчина средних лет, специалист по демонтажу обветшавших зданий. Он трепетно относится к пожилой маме, проявляет нежную заботу, но вместе с тем… тревожит женщину своим поведением: вечно угрюм, неразговорчив, подвержен порывам ярости. К Малки копится всё больше вопросов у Эммы, с которой тот состоит в интимной связи – и которую раздражают не столько странные сексуальные комплексы партнёра, сколько растущая стена непонимания, необоснованные вспышки ревности, обидные мелочные придирки. Да и лучший друг теряется в догадках… Что же он тщательно скрывает от окружающих и, вероятно, от себя? От чего бежит? Чем терзается?
Согласие Орландо Блума исполнить главную роль стало для продюсеров настоящим подарком, заранее обеспечив проекту внимание широкой публики, привлечённой громким именем. Однако актёр, на редкость органично смотрящийся в приключенческих лентах (хотя бы в циклах «Властелин колец» и «Пираты Карибского моря»), не кажется чересчур убедительным в сугубо драматической, более того, трагедийной партии. Дело не исключительно в шлейфе прежних славных образов, тянущемся за исполнителем. В дополнение к тем трудностям, с какими неизбежно сталкивается «звезда» кинематографа действия (в качестве примера достаточно вспомнить Уилла Смита с «Семью жизнями» /2008/, отчасти созвучными по тематике) при столь радикальной смене амплуа, здесь невольно прибавляется неоднозначность затронутой проблематики. Не в том смысле, что создатели понадеялись сорвать куш в свете «футбольного» скандала педофильской окраски, сотрясшего Великобританию ещё до того, как жертвами обвинений в сексуальных домогательствах стали Харви Вайнштейн, Кевин Спейси и другие видные персоны (в США и за их пределами). Закрадывается подозрение, что Блум не столько руководствовался художественными соображениями, сколько поспешил засвидетельствовать политкорректность своих взглядов. Впрочем, само по себе это не портит впечатления от кинопроизведения в целом.
Подобранный для отечественного кинопроката вариант названия представляется не совсем точным, поскольку речь идёт не об отступничестве – наоборот, об обретении человеком веры в Бога. «Братья Шаммасяны» (Людвиг и Пол подписываются в титрах именно так, следуя сложившейся моде) и Томпсон прозрачно намекнули на знаменитый фрагмент из Нового Завета, который по сюжету случайно попадается на глаза Малки вскоре после кончины родительницы – и который тот принуждает вспомнить на исповеди святого отца Джимми. Собственно, они ещё в 2008-м году тем же составом сняли короткометражку «Римлянам 12:20», где этот отрывок из «Послания к Римлянам» (1) тоже являлся сюжетообразующим, а главный герой (правда, вышибала в ночном клубе по профессии) – носил такое же имя. Религиозный пафос пронизывает повествование с самого начала, когда Малки участвует в подготовке к сносу здания старого храма, снимая распятие (кстати, поразительная, почти «бунюэлевская» деталь: ладони Иисуса не приколочены к кресту гвоздями, но прикручены шурупами), разбирая алтарь и т.д. Трудно не заметить, что это занятие если и не вызывает у него приступы депрессии, то – способствует общей подавленности духа, от чего, разумеется, не избавиться привычными средствами (вроде посиделок с приятелями в баре и знакомств по Интернету). Даже поползновения заглушить моральные страдания острой физической болью бесполезны… Лишь новый коллега Пол (как позже выяснится, по совместительству – священник, несущий службу в часовне при больнице) интуитивно понял, в чём истинная причина. Другое дело – согласится ли мученик, вынашивающий идею жестокого отмщения, принять помощь?
Разумеется, замысел не следует упрощать. Авторы говорят не о возвращении блудного сына в лоно матери-церкви, пастыри которой подчас тоже, увы, имеют наклонности к постыдным порокам. Малки, подвергнувшийся в детстве насилию, разуверился, потерял смысл существования. Он – неравнодушный и хороший человек, что доказал по-настоящему смелым поступком, взяв на себя вину друга-семьянина (отсидев срок в тюрьме!) за дебош в пабе. И, кажется, сама жизнь подсказывает персонажу, что расправа над обидчиком не только не залечит кровоточащую душевную рану, но ещё и резко ухудшит ситуацию – во всех аспектах… «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». Вполне возможно, что кто-то примет развязку за типичный хеппи-энд, но в психологическом плане всё показано достаточно убедительно. Современные творцы, к сожалению, редко следуют заветам классиков античности, позволяя зрителям испытать катарсис, и «Отступник» в данном отношении является счастливым исключением.
__________
1 – «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберёшь ему на голову горящие уголья» (глава 12, стих 20; Синодальный перевод).
5
,7
2017, Драмы
92 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
С первых же кадров не возникает сомнений: нашему вниманию предложили психологическую драму – вовсе не триллер. Людвиг и Пол Шаммасяны ни в коей мере не берутся подражать Альфреду Хичкоку с последователями – не стремятся нагнетать саспенс. Даже в тот момент, когда явно намечается преступление (Малки, прихватив увесистый молоток, поджидает поздно вечером на улице престарелого священника, собравшегося со службы домой), авторы не меняют тональность – не начинают излагать экранные события в ином ключе. И тем не менее напряжение не ослабевает… Конечно, сценарист Джофф Томпсон и режиссёры добиваются такого эффекта сравнительно несложным способом. Мы видим, как мучается ординарный, ничем не примечательный мужчина средних лет, специалист по демонтажу обветшавших зданий. Он трепетно относится к пожилой маме, проявляет нежную заботу, но вместе с тем… тревожит женщину своим поведением: вечно угрюм, неразговорчив, подвержен порывам ярости. К Малки копится всё больше вопросов у Эммы, с которой тот состоит в интимной связи – и которую раздражают не столько странные сексуальные комплексы партнёра, сколько растущая стена непонимания, необоснованные вспышки ревности, обидные мелочные придирки. Да и лучший друг теряется в догадках… Что же он тщательно скрывает от окружающих и, вероятно, от себя? От чего бежит? Чем терзается? Согласие Орландо Блума исполнить главную роль стало для продюсеров настоящим подарком, заранее обеспечив проекту внимание широкой публики, привлечённой громким именем. Однако актёр, на редкость органично смотрящийся в приключенческих лентах (хотя бы в циклах «Властелин колец» и «Пираты Карибского моря»), не кажется чересчур убедительным в сугубо драматической, более того, трагедийной партии. Дело не исключительно в шлейфе прежних славных образов, тянущемся за исполнителем. В дополнение к тем трудностям, с какими неизбежно сталкивается «звезда» кинематографа действия (в качестве примера достаточно вспомнить Уилла Смита с «Семью жизнями» /2008/, отчасти созвучными по тематике) при столь радикальной смене амплуа, здесь невольно прибавляется неоднозначность затронутой проблематики. Не в том смысле, что создатели понадеялись сорвать куш в свете «футбольного» скандала педофильской окраски, сотрясшего Великобританию ещё до того, как жертвами обвинений в сексуальных домогательствах стали Харви Вайнштейн, Кевин Спейси и другие видные персоны (в США и за их пределами). Закрадывается подозрение, что Блум не столько руководствовался художественными соображениями, сколько поспешил засвидетельствовать политкорректность своих взглядов. Впрочем, само по себе это не портит впечатления от кинопроизведения в целом. Подобранный для отечественного кинопроката вариант названия представляется не совсем точным, поскольку речь идёт не об отступничестве – наоборот, об обретении человеком веры в Бога. «Братья Шаммасяны» (Людвиг и Пол подписываются в титрах именно так, следуя сложившейся моде) и Томпсон прозрачно намекнули на знаменитый фрагмент из Нового Завета, который по сюжету случайно попадается на глаза Малки вскоре после кончины родительницы – и который тот принуждает вспомнить на исповеди святого отца Джимми. Собственно, они ещё в 2008-м году тем же составом сняли короткометражку «Римлянам 12:20», где этот отрывок из «Послания к Римлянам» (1) тоже являлся сюжетообразующим, а главный герой (правда, вышибала в ночном клубе по профессии) – носил такое же имя. Религиозный пафос пронизывает повествование с самого начала, когда Малки участвует в подготовке к сносу здания старого храма, снимая распятие (кстати, поразительная, почти «бунюэлевская» деталь: ладони Иисуса не приколочены к кресту гвоздями, но прикручены шурупами), разбирая алтарь и т.д. Трудно не заметить, что это занятие если и не вызывает у него приступы депрессии, то – способствует общей подавленности духа, от чего, разумеется, не избавиться привычными средствами (вроде посиделок с приятелями в баре и знакомств по Интернету). Даже поползновения заглушить моральные страдания острой физической болью бесполезны… Лишь новый коллега Пол (как позже выяснится, по совместительству – священник, несущий службу в часовне при больнице) интуитивно понял, в чём истинная причина. Другое дело – согласится ли мученик, вынашивающий идею жестокого отмщения, принять помощь? Разумеется, замысел не следует упрощать. Авторы говорят не о возвращении блудного сына в лоно матери-церкви, пастыри которой подчас тоже, увы, имеют наклонности к постыдным порокам. Малки, подвергнувшийся в детстве насилию, разуверился, потерял смысл существования. Он – неравнодушный и хороший человек, что доказал по-настоящему смелым поступком, взяв на себя вину друга-семьянина (отсидев срок в тюрьме!) за дебош в пабе. И, кажется, сама жизнь подсказывает персонажу, что расправа над обидчиком не только не залечит кровоточащую душевную рану, но ещё и резко ухудшит ситуацию – во всех аспектах… «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». Вполне возможно, что кто-то примет развязку за типичный хеппи-энд, но в психологическом плане всё показано достаточно убедительно. Современные творцы, к сожалению, редко следуют заветам классиков античности, позволяя зрителям испытать катарсис, и «Отступник» в данном отношении является счастливым исключением. __________ 1 – «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберёшь ему на голову горящие уголья» (глава 12, стих 20; Синодальный перевод).