Каждая страна жаждет знать своих героев. И кинематограф играет в таком знакомстве не последнюю роль. Итальянцы обожают сериалы про Верди и Гарибальди, немцы обязательно наваяют кино-биографии Бисмарка, Маркса и Гете. У англичан, американцев, китайцев тоже широкий спектр гениев и героев буквально всех видов и мастей. И нам грех жаловаться: фильмами про Сталина, Чайковского, Невского и Гагарина можно патриотически воспитывать все новые поколения россиян.
А бразильцам сложнее. Несмотря на пятисотлетнюю историю этой страны по-настоящему знаменитых, известных всему миру бразильцев раз… и обчелся. И все этого «раз» знают. Вот и приходится снимать про него одного много-много фильмов. Итак, снова Пеле. Точнее – «Пеле: Рождение легенды».
Вообще жизнеописание Эдсона Арантиса ду Насименте – занятие неблагодарное. Жизнь этого великого спортсмена дает не так уж много материала для создания по-настоящему драматичного кинополотна. Нет, биография, конечно, впечатляет. Мальчишка из самых маргинальных слоев не самой благополучной страны мира становится настоящей иконой планетарного масштаба. Но, строго говоря, ничего супернеобычного в такой судьбе нет. Сегодня большой спорт и отчасти шоу-бизнес – как раз те социальные лифты, которые позволяют стартовать на высочайшие орбиты благосостояния и благополучия. Всего-то и надо: большущий талант, недюжинное упорство и побольше везения. У одного на пять - десять миллионов такое вполне может случиться. Пеле как раз из них. Но даже из таких везунчиков он – самый успешный. Возьмите того же Гарринчу. Из той же плеяды, тоже суперзвезда, дважды чемпион мира. Но его жизнь сложилась трагично: подъем на самую вершину, а потом столь же резкое падение. А Пеле аккуратно, без скандалов, завершил карьеру игрока и спокойно пересел в кресло всеми уважаемого и почитаемого спортивного функционера. Примерный семьянин, никаких проблем с наркотиками и лишним весом (привет Марадоне); за всю карьеру никого не покусал (ау, Суарес!); налоги платил вполне исправно (как дела, Месси?). Скучный человек, одним словом. Просто унылый пример для юношества.
А снимать надо. Приходится режиссеру отрываться по поводу тяжелого детства будущего короля. Но веселые игры забавных негритят ничуть не ужасают (несмотря на эпизод со смертью Тьягу). Хотите про ужасненьких черненьких детишек? Посмотрите «Город бога». Кадры про игру «не урони мяч» в исполнении юного Пеле и его приятелей – бесстыжая кража расхожих рекламных роликов, в которых звезды мирового футбола показывают жонглерско-акробатические трюки с кожаной сферой.
Понимая, что с трудным детством как-то не очень, оператор показывает нам крупные планы загаженных унитазов, которые чистят Пеле с папой. Но и тут неувязка. Утомленные фекальными трудовыми буднями, отец и сын отрабатывают футбольную технику, используя вместо мяча плоды манго. Их там целые деревья. Их там никто не ест. Так что можно годами запинывать манго в ящики для отходов (отдельно спелые и отдельно не успевшие созреть). Вспоминается анекдот советских времен: в Африке дети недоедают; так везите к нам, мы доедим. Прав был Иосиф Бродский. Нищета в тропиках как-то не внушает ужаса тем, кто может воочию наблюдать борьбу за выживание, которую ведут бомжи в условиях даже не самой суровой русской зимы.
Социальный конфликт тоже не вырисовывается. Представители высших классов, богатенькие мальчики-футболисты, гнобят босяков из команды Пеле весьма умеренно (снова вспомним «Город бога» и тамошние способы ведения классовой борьбы).
Почти полфильма проходят в безуспешных попытках режиссера драматизировать суперуспешную судьбу везунчика Пеле. Пора приступать к описанию футбольных триумфов. Нам изображают самые драматичные эпизоды чемпионата мира 1958 года в Швеции, на котором будущие пентакампеоны завоевали свое первое золото.
И здесь неудача. Как достоверно показать выдающуюся спортивную работу? Режиссеры игрового кино пока не смогли решить эту задачу. Ведь если вы найдете каскадера, который может показать игру в футбол на уровне Месси – так он и будет играть в «Барселоне» за соответствующие гонорары. Приходится исполнять какие-то замедленные постановочные танцы, которые навевают на знатоков невыносимую скуку. Или того хуже – что-то вроде компьютерных игрушек. Неубедительные какие-то мультяхи получаются. Где же выход? Правильно, есть такой жанр – документальное кино. Прекрасный фильм был снят в 1974 году «Это Пеле». Там кинокамеры зафиксировали такие чудеса в исполнении супер-бразильца, что звание Король футбола кажется совершенно бесспорным (снова привет Марадоне).
Ладно, звучат фанфары, в Бразилии карнавал, Пеле падает без чувств, титры сообщают нам о его счастливой дальнейшей судьбе. Вроде бы приятно посмотреть кино про достойного человека, вспомнить славные вехи футбольной истории. Но осадочек все-таки остается. Фильм просто загажен абсолютно неуместным пафосом. Сколько рассуждений об истинном, национальном стиле игры, о том, как селесао (избранные, так в Бразилии именуют футболистов сборной) должны постоять на полях сражений за Бразилию-мать!
Интересно, зрителям где-нибудь в Швеции или Канаде так же противно смотреть нашу «Легенду № 17»?
8
,9
2016, США, Драмы
102 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Каждая страна жаждет знать своих героев. И кинематограф играет в таком знакомстве не последнюю роль. Итальянцы обожают сериалы про Верди и Гарибальди, немцы обязательно наваяют кино-биографии Бисмарка, Маркса и Гете. У англичан, американцев, китайцев тоже широкий спектр гениев и героев буквально всех видов и мастей. И нам грех жаловаться: фильмами про Сталина, Чайковского, Невского и Гагарина можно патриотически воспитывать все новые поколения россиян. А бразильцам сложнее. Несмотря на пятисотлетнюю историю этой страны по-настоящему знаменитых, известных всему миру бразильцев раз… и обчелся. И все этого «раз» знают. Вот и приходится снимать про него одного много-много фильмов. Итак, снова Пеле. Точнее – «Пеле: Рождение легенды». Вообще жизнеописание Эдсона Арантиса ду Насименте – занятие неблагодарное. Жизнь этого великого спортсмена дает не так уж много материала для создания по-настоящему драматичного кинополотна. Нет, биография, конечно, впечатляет. Мальчишка из самых маргинальных слоев не самой благополучной страны мира становится настоящей иконой планетарного масштаба. Но, строго говоря, ничего супернеобычного в такой судьбе нет. Сегодня большой спорт и отчасти шоу-бизнес – как раз те социальные лифты, которые позволяют стартовать на высочайшие орбиты благосостояния и благополучия. Всего-то и надо: большущий талант, недюжинное упорство и побольше везения. У одного на пять - десять миллионов такое вполне может случиться. Пеле как раз из них. Но даже из таких везунчиков он – самый успешный. Возьмите того же Гарринчу. Из той же плеяды, тоже суперзвезда, дважды чемпион мира. Но его жизнь сложилась трагично: подъем на самую вершину, а потом столь же резкое падение. А Пеле аккуратно, без скандалов, завершил карьеру игрока и спокойно пересел в кресло всеми уважаемого и почитаемого спортивного функционера. Примерный семьянин, никаких проблем с наркотиками и лишним весом (привет Марадоне); за всю карьеру никого не покусал (ау, Суарес!); налоги платил вполне исправно (как дела, Месси?). Скучный человек, одним словом. Просто унылый пример для юношества. А снимать надо. Приходится режиссеру отрываться по поводу тяжелого детства будущего короля. Но веселые игры забавных негритят ничуть не ужасают (несмотря на эпизод со смертью Тьягу). Хотите про ужасненьких черненьких детишек? Посмотрите «Город бога». Кадры про игру «не урони мяч» в исполнении юного Пеле и его приятелей – бесстыжая кража расхожих рекламных роликов, в которых звезды мирового футбола показывают жонглерско-акробатические трюки с кожаной сферой. Понимая, что с трудным детством как-то не очень, оператор показывает нам крупные планы загаженных унитазов, которые чистят Пеле с папой. Но и тут неувязка. Утомленные фекальными трудовыми буднями, отец и сын отрабатывают футбольную технику, используя вместо мяча плоды манго. Их там целые деревья. Их там никто не ест. Так что можно годами запинывать манго в ящики для отходов (отдельно спелые и отдельно не успевшие созреть). Вспоминается анекдот советских времен: в Африке дети недоедают; так везите к нам, мы доедим. Прав был Иосиф Бродский. Нищета в тропиках как-то не внушает ужаса тем, кто может воочию наблюдать борьбу за выживание, которую ведут бомжи в условиях даже не самой суровой русской зимы. Социальный конфликт тоже не вырисовывается. Представители высших классов, богатенькие мальчики-футболисты, гнобят босяков из команды Пеле весьма умеренно (снова вспомним «Город бога» и тамошние способы ведения классовой борьбы). Почти полфильма проходят в безуспешных попытках режиссера драматизировать суперуспешную судьбу везунчика Пеле. Пора приступать к описанию футбольных триумфов. Нам изображают самые драматичные эпизоды чемпионата мира 1958 года в Швеции, на котором будущие пентакампеоны завоевали свое первое золото. И здесь неудача. Как достоверно показать выдающуюся спортивную работу? Режиссеры игрового кино пока не смогли решить эту задачу. Ведь если вы найдете каскадера, который может показать игру в футбол на уровне Месси – так он и будет играть в «Барселоне» за соответствующие гонорары. Приходится исполнять какие-то замедленные постановочные танцы, которые навевают на знатоков невыносимую скуку. Или того хуже – что-то вроде компьютерных игрушек. Неубедительные какие-то мультяхи получаются. Где же выход? Правильно, есть такой жанр – документальное кино. Прекрасный фильм был снят в 1974 году «Это Пеле». Там кинокамеры зафиксировали такие чудеса в исполнении супер-бразильца, что звание Король футбола кажется совершенно бесспорным (снова привет Марадоне). Ладно, звучат фанфары, в Бразилии карнавал, Пеле падает без чувств, титры сообщают нам о его счастливой дальнейшей судьбе. Вроде бы приятно посмотреть кино про достойного человека, вспомнить славные вехи футбольной истории. Но осадочек все-таки остается. Фильм просто загажен абсолютно неуместным пафосом. Сколько рассуждений об истинном, национальном стиле игры, о том, как селесао (избранные, так в Бразилии именуют футболистов сборной) должны постоять на полях сражений за Бразилию-мать! Интересно, зрителям где-нибудь в Швеции или Канаде так же противно смотреть нашу «Легенду № 17»?