Легенда о Конане-варваре и стране Хайбории, где разворачиваются события вокруг этого персонажа, придуманы американским писателем Робертом Ирвином Говардом. Его рассказы публиковались в 1930-х годах в журнале Waired Tales и пользовались популярностью, но настоящий прорыв произошел позднее, в 60-е, когда в свет вышли основанные на произведениях Говарда романы Лайона Спрэга де Кампа и Лина Картера, получившие графическое оформление художника-фантаста Фрэнка Фразетты. Именно на этих рисунках выстраивался каноничный образ киммерийского воина.Идея экранизации принадлежала продюсеру Эдварду Саммеру, который в 1975 году предложил ее своему приятелю Эдварду Прессману. Компания Lancer Dooks приобрела авторские права еще в 1966 году, но по вине юридических споров судом был наложен запрет на издание любых рассказов о Конане. Процесс выкупа прав на изображение авторства Фразетты занял два года. Прессману пришлось потратить более 100 000 $ на услуги юристов и отдать еще 7 500 $ непосредственно за права.Подготовка к съемкам стартовала еще в 1977 году, но из-за многочисленных проволочек и судебных тяжб вокруг авторских прав реальная работа началась лишь в 1981 году.Эдвард Саммер видел «Конана» своеобразным ответом на серию фильмов об агенте 007, только в доисторическую эпоху. Увлеченный собственной задумкой, он написал целых шесть вариантов сценария, но ни один из них одобрен не был.Жанр фэнтези был диковинкой для голливудских продюсеров того времени, и никто точно не знал, в каком духе должен получиться фильм о Конане. Студия в буквальном смысле открывала новую эру.Поначалу фильм должен был ставить Оливер Стоун, и он же выступал основным сценаристом, как того требовала студия Paramount. Но вариант Стоуна изрядно разошелся с тем, какой был принят в работу студией Дино Де Лаурентиса. В частности, Стоун, вдохновившись произведениями Говарда «Черный колосс» и «Родится ведьма», планировал перенести события фильма из Хайборийской эры (около 20 000 – 9 500 до н.э.) в далекое постапокалиптическое будущее. Были разработан ряд эпических битв при участии Конана, но даже по самым скромным прикидкам такой фильм имел бы сверхдолгий хронометраж около 4 ч и потребовал бы баснословного бюджета в 70 млн $. В результате проект Стоуна был отвергнут, а бюджет фильма составил 17,5 млн $, плюс еще 12 млн $ для рекламных целей.Параллельно с написанием Стоуном сценария к работе над фильмом планировалось привлечь и самого Фрэнка Фразетту как «визуального консультанта», но тот отказался участвовать в проекте. Тогда на должность художника наняли Рона Кобба, прославившегося на дизайне фильма «Чужой». Сотрудничество, впрочем, получилось непродолжительным: Кобб успел сделать лишь пару набросков и присоединился к другому проекту Милиуса.Стоун и Джо Элвс, приложивший руку к созданию сиквела фильма «Челюсти», планировались на должности сорежиссеров, однако сам Прессман впоследствии назвал эту идею «абсолютно безумной».До того, как на горизонте появилась кандидатура Джона Милиуса, постановкой фильма мог заняться Ридли Скотт, поскольку уже тогда планировалось создание масштабного блокбастера. Стоун лично зазывал британского коллегу, но тот все равно отказался, предпочтя разработку «Бегущего по лезвию».Джон Милиус занялся разработкой фильма с подачи продюсера Дино Де Лаурентиса. Милиус был обязан по контракту ставить любой его следующий фильм и сам предложил «Конана-варвара».Милиус впервые проявил интерес к постановке фильма о Конане в 1978 году, после того как закончил работу над лентой «Все решается в среду», продюсировал которую Базз Фейтшанс, часто работавший с Милиусом. Вместе они обращались с предложением к Прессману, но сразу договориться по ряду причин не удалось.К проекту Милиус вернулся после того, как Рон Кобб продемонстрировал ему свои наработки и сценарий Оливера Стоуна. Милиус заинтересовался, но приступил к работе только после того, как договорился с Прессманом о самостоятельной концепции Конана. Переговоры между Де Лаурентисом и Прессманом заняли целый год, хотя формально Милиус был назначен на пост режиссера в начале 1979-го. Тогда же Кобб получил должность художника. Де Лаурентис заключил соглашение со студией Universal Pictures о том, что она займется распространением фильма на территории США.Продюсеры Саммер и Прессман рассмотрели множество кандидатур для роли главного героя, учитывая главное требование: наличие атлетической мускулатуры. В разное время прошли пробы таких известных величин, как Сильвестр Сталлоне, Чарльз Бронсон и Уильям Смит, но стоило Прессману натолкнуться на документальную картину «Качая железо», как он понял, что Шварценеггер – тот, кто им нужен. Журналисты же подмечали удивительную схожесть австрийского культуриста с графическим образом Фрэнка Фразетты. По условиям заключенного со Шварценеггером договора, он не мог сниматься в других картинах жанра фэнтези.Милиус был не в восторге от физической формы Шварценеггера на момент начало съемок, что и неудивительно: после завоевания в 6-й раз титула «Мистер Олимпия» Арнольд оставил индустрию бодибилдинга и находился не на пике формы. Ее Шварценеггер возвращал путем интенсивных тренировок, включавших верховую езду, плавание, скалолазание, а также боевые искусства и фехтование пятикилограммовым двуручным мечом. В результате Арнольду удалось сбросить 15 кг лишнего веса.Тренировки Шварценеггера вел его давний партнер по бодибилдингу Франко Колумбу, получивший в фильме эпизодическую роль. Результат тренировок оказался столь впечатляющим, что спустя 5 лет после ухода из бодибилдинга, Шварценеггер триумфально вернулся в спорт, став «Мистером Олимпия» в 7-й раз.Но главной преградой для Шварценеггера стал его сильный австрийский акцент. Продюсеры были категорически недовольны выговором экс-бодибилдера и поручили зачитывать текст Конана японскому актеру Мако Ивамацу, отметившемуся в фильме как колдун Акиро. Так же для улучшения речи Шварценеггер в 1980 году брал уроки у актера Роберта Истона, начав с перефразирования афоризмов Чингисхана о хороших вещах в жизни. Акцент долго не проходил, и тогда Джон Милиус, перепробовав с десяток опытных логопедов, начал заниматься со Шварценеггером сам, заставляя по 40 раз повторять текст, пока не добился годного для записи результата.Гонорар Шварценеггера за участие в фильме составил 250 000 $, а сам он считал своей главной наградой возможность заявить о себе в индустрии развлечений и называл фильм «подарком судьбы для своей карьеры». Много лет спустя, уже став губернатором Калифорнии, Арнольд держал у себя в кабинет экземпляр меча атланта, иногда позируя с ним перед публикой. Шварценеггер любил цитировать своего героя: «Сокрушать твоих врагов, видеть, как они убегают от тебя, и слышать плачи их женщин».Для Милиуса важнее всего было внешнее сходство исполнителей с отыгрываемыми персонажами, чем их артистические способности. Он стремился, чтобы все участники съемочного процесса чувствовали себя максимально раскрепощенно. Так роль лучника Субатая, соратника Конана досталась также непрофессиональному актеру – серферу Джерри Лопесу, который ранее уже снимался в другом фильме Милиуса, «Большая среда», и был его хорошим приятелем. А спутницу Конана Валерию сыграла профессиональная танцовщица Сэндал Бергман, которую Милиусу порекомендовал знаменитый хореограф Боб Фосс.До начала съемок Шварценеггер месяц прожил в доме Джерри Лопеса, чтобы удобнее было проводить совместные репетиции.Для более убедительного вхождения в роль Субатая спортсмен Лопес посещал шестимесячные актерские курсы под руководством все того же Мако Ивамацу, который работал над произношением Шварценеггера.Знаменитый шведский актер Макс фон Сюдов не рассматривался на роль короля Озрика, поскольку никто не верил, что он согласиться на участие в столь «несерьезной» картине, еще и в эпизодической роли. Но планируемый исполнитель заболел, а Сюдов поддался на уговоры своего сына, который был поклонником комиксов о Конане, и просто из любопытства.Джеймс Эрл Джонс на момент съемок уже был очень известен благодаря озвучке Дарта Вейдера, и его участие в картине имело, по мнению Джона Милиуса, мотивационный эффект для Шварценеггера и остальных. Ради роли Дума Джонс отказался от съемок в фильме «Грендель, Грендель, Грендель». При этом Джонс совмещал съемки с участием в театральных постановках и подстраивал рабочий график, чтобы успевать сниматься в «Конане». Джонс немало помог и Шварценеггеру в понимании образа своего персонажа.На разные роли рассматривались также Джон Хьюстон и Шон Коннери.Уильям Смит проходил как один из кандидатов на роль Конана, но сыграл в итоге его отца.Исполнителей на роли телохранителей Тулса Дума подбирали с таким расчетом, чтобы они не уступали по габаритам Шварценеггеру. Торгрима сыграл приятель Арнольда и соратник по бодибилдингу датчанин Свен-Оле Торсен, а Рексора – игрок в американский футбол Бэн Дэвидсон. Рост Торсена 196 см, а Дэвидсона – 203 см.Поскольку в доисторическую эпоху седла еще не были изобретены, а актерам было тяжело сидеть на жестких лошадиных крупах, то было принято решение маскировать седла шкурами животных.Созданные Роном Коббом декорации к фильму базировались не только на изображениях Фрэнка Фразетты, но и на культуре Темных веков в целом.Уже после выхода фильма и обретения им популярности начали гулять слухи, будто авторитарный Милиус любил расхаживать по съемочной площадке в военной форме и с настоящим оружием. Причем на это у него было разрешение, поскольку режиссер являлся членом Совета Директоров Национальной стрелковой ассоциации США (NRA).Учитель фехтования из Китая, отметившийся в одной из сцен фильма – настоящий, который тренировал актеров обращаться с мечом.По заверению Джона Милиуса в фильме задействовали точную копию музейного экспоната меча ландскнехтов весом в 25 кг. Также и многие другие элементы снаряжения выполнены в натуральном весе и не из облегченных материалов.Руническим языком на мече Конана выгравировано: «Чувство вины не мучает того, кто поднимет этот меч во имя Крома».Съемки стартовали в Великобритании на студии Sheppeton Studios в октябре 1980-го. Фильм должен был начинаться с зачитывания престарелым королем Конаном выдержки из «Немедийских хроник», которую использовал и Говард в качестве вступления к рассказам. Эпизод должен был стать трейлером, но Милиус передумал и использовал его как прелюдию к фильму. В конец картины же он переместился по причине акцента Шварценеггера. На этом настояли продюсеры.Съемочный процесс планировалось вести на территории социалистической Югославии, однако после смерти Иосипа Броз Тито, правившего страной 35 лет, возникли сложности политического характера. Выяснилось, что и ресурсов у местной киноиндустрии недостаточно для реализации столь масштабного проекта. Тогда Дино Де Лаурентис перенес место действия в Испанию, где была собрана полноценная интернациональная команда из 220 рабочих и 1500 статистов из Италии, Испании, США и Великобритании.На вакансию композитора Джон Милиус пригласил своего приятеля Бэзила Поледуриса, на тот момент еще только пытавшегося заявить о себе в кино. Милиуса привлекла эпичность написанной Поледурисом музыки, как аутентичная эпохе и происходящим событиям. И в итоге саундтрек к фильму завоевал 2-е место в списке лучших к фильмам 1982 года по версии Films in Review.Интерьеры Храма Змей и дворца Тулса Дума – это площади большого склада за границей Мадрида. Там же располагалась штаб-квартира съемочной бригады.Храм Змеи был воздвигнут в горах западнее Альмерии, его ширина 50 метров, а высота – 22 метра. Стоимость строительства составила 350 000 $, а в качестве материалов использовались различные породы дерева, лаков и несколько тонн бетона. Протяженность лестницы насчитывала 120 шагов.Деревня киммерийцев была сооружена в лесу, неподалеку от горнолыжного курорта южнее Сеговии. Порядка 1 млн. испанских песет (около 12 084 $) было потрачено на мраморную стружку, выступавшую заменителем снега. Встреча Конана с Субатаем и ведьмой была снята в окрестностях гор Сьюдад Энкантада в провинции Куэна.Древо Скорби, на котором распяли Конана, было создано из пенопласта, древесины, гипса и стали, и возведено посреди песчаных дюн испанской Альмерии. Там же снималось большинство натурных сцен, поскольку Альмерия помимо полупустынной местности отличается присутствием строений древнеримской и мавританской архитектур, которые также использовались в фильме.Эпизод, в котором Субатай и Валерия прогоняют призраков, и финальная схватками со стражниками Дума был сняты в солончаках Альмерии. В качестве руин «выступили» песчаные холмы, которые затем пришлось восстанавливать после протестов энвайронменталистов.Для удешевления производства фильма использовалась техника миниатюрного эффекта, чтобы создать иллюзию величины в некоторых сценах. Они были смоделированы декоратором Эмилио Руисом и размещены непосредственно перед камерами таким образом, что в кадре смотрелись как масштабные строения, увеличенные более чем в два раза. Всего были созданы 8 миниатюрных моделей, включая дворец Шадизара и город площадью в 11 квадратных метров.Для съемок фильма приглашались специалисты по выживанию в диких условиях и под открытым небом. А некоторые особенности из поведений настоящих варваров привнес сам Джон Милиус, неплохо разбиравшийся в истории.Так как Шварценеггеру не нашлось дублера схожего телосложения, то все трюки, в том числе и самые опасные, он исполнял сам. В первый же съемочный день Арнольд оступился и сильно ударился головой о камни.Фанатичное стремление режиссера обеспечить фильму как можно больше достоверности едва не привело к трагедии: в сцене, где Конан со всех ног уносится от стаи голодных собак, использовали настоящих диких животных, так что страх Шварценеггера самый настоящий. Не меньший риск поджидал Арнольда в эпизоде с огромным змеем. Милиус лично стрелял в рептилию из арбалета настоящими стрелами, и проносились они в считанных сантиметрах от головы Шварценеггера.Чтобы обеспечить костюмам персонажей максимальную естественность, Де Лаурентис не разрешал актерам снимать их в перерывах между дублями.По признанию Шварценеггера самой сложной для него сценой стала – любовная между его героем и Валерией, а все потому, что и для Арнольда, и для Сэндал Бергман такие моменты были в диковинку.В фильме активно использовались манекены, особенно в сценах с обезглавливанием матери Конана и Тулса Дума. Стервятник, которого в одном из эпизодов кусает Конан, является чучелом, слепленным из тела мертвой птицы.Милиус планировал снять трилогию о Конане, но его планам сбыться было не суждено по вине продюсеров, которые решили смягчить рейтинг, в результате чего «Конан-разрушитель» потерял весь суровый шарм ленты-оригинала, став по сути сказкой.Рекламная кампания в поддержку фильма началась в 1980 году. Постерами были обвешаны все американские кинотеатры. Для плакатов использовались рисунку Фрэнка Фразетты, представленные на обложке романа «Конан – искатель приключений» 1966 года.Изначально Де Лаурентис планировал премьеру фильма к рождеству 1981 года, но еще в августе по результатам предпоказов студийные боссы раскритиковали уровень жестокости, признав его чрезмерным. Милиусу пришлось вырезать около 10 минут готового материала, а показ фильма перенесли на весну 1982-го. Перед премьерой были организованы показы в 30 городах США: ажиотаж был невероятный, к кассам выстраивались огромные очереди, а в 16 городах толпы заполонили улицы, создавая заторы.В студии Universal рассчитывали приурочить премьеру фильму к выходным накануне Дня памяти – в это время закрывается учебный сезон и начинается самая урожайная пора высокобюджетных постановок. Однако во избежание конкуренции с другими громкими премьерами продюсеры перенесли дату первого показа.В сценах, пострадавших при монтаже, с королем Озриком жестоко расправляются его же телохранители, предавшие его ради служения Тулса Дума (в итоговом варианте король просто исчезает из сюжета); а в другой Конану должны были продавать жареных ящериц на палочке, причем продавцом выступал сам режиссер. Таким образом, Милиус хотел высмеять продукцию «Макдональдса».Также был вырезан ряд особо кровавых сцен из начала фильма, например, крупный план отрубленной головы матери Конана.В окончательный вариант фильма не попал эпизод, в котором Субатай убивает монстра на вершине Башни Змей, а также сцена, в которой Конан отрубает руку карманнику на базаре. Милиус рассчитывал, что длительность фильма составит 140 минут, однако после финального монтажа вышло 129 минут.Дизайн доспехов Тулса Дума и его воинов навеяны амуницией тевтонских рыцарей из фильма «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна.Для воспроизведения обильного количества крови в боевых сценах к телам актеров были привязаны пакеты с искусственной кровью. Для симуляции человеческой на полу разливалась кровь животных, добытая из скотобоен. В сценах убийства обычно использовались декоративные мечи с выдвижными лезвиями, из наконечников которых распылялась кровь. Но, несмотря на заявленную безопасность таких мечей, Бергман поранилась в одной из сцен спарринга.При обращении с животными также не обошлось без несчастных случаев. Так, на Шварценеггера напала одна из дрессированных собак, а каскадер не удержался при езде на лошади галопом, разбив лицо о камеру. Использование живых зверей сподвигло Американскую ассоциацию гуманности включить фильм в свой «запрещенный список». В отчете ассоциации упоминались избиение собаки, подножка бегущей лошади и удар верблюду по голове.Фильм получил премию «Сатурн» и 8 номинаций, а Сэндал Бергман претендовала на «Оскар» за роль второго плана. Примечательно, что Шварценеггер за свою роль номинировался на антинаграду «Золотая малина» 1982 года.На продюсерском счету Дино Де Лаурентиса великое множество фильмов, добившихся звания классики мирового кинематографа, но феноменальный успех «Конана-варвара» так и остался не превзойденным.
Отзывы