О спорт, ты – мир! Этот пафосный слоган Пьера де Кубертена сегодня звучит настоящим издевательством над здравым смыслом. Спорт – это война. Например, отлучение от Олимпиады российского флага выглядит настоящим атрибутом войны. Пока – холодной. А вот события, произошедшие на Бостонском марафоне в 2013 году, когда жертвами теракта оказалось множество людей, стали примером превращения спортивного ристалища в настоящую бойню. Об этом и снял свой фильм «Сильнее» Дэвид Гордон Грин. В работе над сценарием принимал участие Джефф Бауман, непосредственный участник тогдашних событий, главный герой картины.
Мирный весенний денек, Бостон. Ожидается традиционный марафон, регулярно проводимый в этой цитадели американской демократии. Джефф Бауман (Джейк Джилленхол), молодой человек 28 лет от роду, живущий с мамой-алкоголичкой-разведенкой и зарабатывающий на хлеб насущный доведением в гриле куриных тушек до рембрандтовского оттенка в подсобке крупного супермаркета (типичное семейство постиндустриальной Америки), отправляется на марафон поболеть за свою девушку Эрин Харли (Татьяна Маслани). Он стоит рядом с трассой, по которой вскоре должна пробежать его подруга, и держит в руках плакатик со словами поддержки. Раздается взрыв. Джефф превращается в инвалида. Его отвозят в больницу, делают операцию. Он приходит в себя, сообщает, что видел одного из террористов. Джефф превращается в национального героя, символ несгибаемости Америки и торжества общечеловеческих ценностей над изуверской идеологией мирового терроризма. Подарки со всего света, бесконечные интервью. Мы с тобой, мы стали сильнее, нас не сломить! Джеффу поручают открывать знаковые спортивные соревнования, где он, сидя в инвалидной коляске, размахивает флагом, и жестикулирует самым оптимистическим образом.
Между тем Джефф – вовсе не супермен, он самый обычный человек, со своими страхами, тревогами и проблемами. Иногда он ведет себя как капризный ребенок, чем страшно обижает Эрин, делающую все возможное для того, чтобы существование ее избранника по мере возможности было комфортным. А тут еще мамаша Петти Бауман (Миранда Ричардсон) норовит то с сыночком напиться, то его девушке нахамить. Возникают самые разнообразные коллизии, но в результате, как нам и обещает название фильма, все и всё становятся сильнее и сильнее: сам Джефф, его чувства к Эрин в частности и дух американской нации в целом.
Фильм вызывает двойственные ощущения. С одной стороны – неплохо вроде бы сыгранная драма простого человека, оказавшегося в очень непростой ситуации. Жизнь инвалида не сахар даже в такой благополучной стране, как США, где Джефф благодаря имеющейся у него медицинской страховке получает в свое распоряжение отличные протезы, изготовленные по последнему слову ортопедической техники. Затравленный взгляд прекрасно отыгравшего свою роль Джейка Джилленхолла делает излишними назойливые флешбэки, где показаны ужасающие последствия взрыва. Этот персонаж, безусловно, вызывает у зрителей сочувствие. И авторы картины поначалу делают все, чтобы эмпатия эта не ослабевала. Дэвид Гордон Грин делает заявку на полномасштабную психологическую драму. Нам, похоже, предлагают историю взросления инфантильного обитателя американского мегаполиса, которого жизнь швырнула в суровую реальность прямо из теплого семейного гнездышка: вместо набора пиво-мама-телевизор он получает проблемы с освоением протезов, с самостоятельным посещением сортира, с невозможностью после скандала с подругой преодолеть три метра, отделяющих его от двери родного дома. А тут еще настоящая вакханалия с превращением застенчивого парня в медийный персонаж всеамериканского масштаба: назойливые журналисты, отвязные поклонники, утомительные пафосные церемонии.
И вдруг авторы фильма вспоминают, что они таки обязаны дать ответ на сакраментальный вопрос: с кем вы, мастера культуры? Какой будет наш ответ Бен Ладену? Дэвид Гордон Грим со товарищи отвечает так, что мало никому не покажется. Нас начинают просто заливать потоками пафосных сцен. Сначала Джеффу предстоит вырасти над собой. В этом ему помогает Карлос (Карлос Санс), человек в сомбреро. Он рассказывает Джеффу историю своих несчастий, от которой упал бы в обморок весь Комитет солдатских матерей. Джефф мужает буквально на глазах и мгновенно становится сильнее. И патриотический шабаш, который бушевал в Бостоне (и, скорее всего, на большей части территории США) после теракта, подается уже не в слегка ироническом ключе, а на полном серьезе. Надо отдать должное американским кинематографистам: получается у них это весьма профессионально. Они умеют выбивать из зрителя слезу коленом. Но если вдуматься в суть предлагаемого нам зрелища, становится слегка не по себе. Эти люди делают шоу буквально на всем, в том числе и на человеческих страданиях. Ты стал жертвой теракта? Хочешь подлечиться в тишине и покое, в окружении любящих родственников? Так нет же, пойди и попляши, исполни свою хореографическую партию в патриотических хороводах, подними свой голос в защиту истинных ценностей. А потом, когда ты вволю посемафоришь флагом, народ со слезами на глазах бейсбол-хоккей посмотрит. Шоу должно продолжаться. Может, и нам такому стоит поучиться? Это едва ли. У нас свои традиции оплакивания павших за родину. Более деликатные.
7
,7
2017, США, Драмы
118 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
О спорт, ты – мир! Этот пафосный слоган Пьера де Кубертена сегодня звучит настоящим издевательством над здравым смыслом. Спорт – это война. Например, отлучение от Олимпиады российского флага выглядит настоящим атрибутом войны. Пока – холодной. А вот события, произошедшие на Бостонском марафоне в 2013 году, когда жертвами теракта оказалось множество людей, стали примером превращения спортивного ристалища в настоящую бойню. Об этом и снял свой фильм «Сильнее» Дэвид Гордон Грин. В работе над сценарием принимал участие Джефф Бауман, непосредственный участник тогдашних событий, главный герой картины. Мирный весенний денек, Бостон. Ожидается традиционный марафон, регулярно проводимый в этой цитадели американской демократии. Джефф Бауман (Джейк Джилленхол), молодой человек 28 лет от роду, живущий с мамой-алкоголичкой-разведенкой и зарабатывающий на хлеб насущный доведением в гриле куриных тушек до рембрандтовского оттенка в подсобке крупного супермаркета (типичное семейство постиндустриальной Америки), отправляется на марафон поболеть за свою девушку Эрин Харли (Татьяна Маслани). Он стоит рядом с трассой, по которой вскоре должна пробежать его подруга, и держит в руках плакатик со словами поддержки. Раздается взрыв. Джефф превращается в инвалида. Его отвозят в больницу, делают операцию. Он приходит в себя, сообщает, что видел одного из террористов. Джефф превращается в национального героя, символ несгибаемости Америки и торжества общечеловеческих ценностей над изуверской идеологией мирового терроризма. Подарки со всего света, бесконечные интервью. Мы с тобой, мы стали сильнее, нас не сломить! Джеффу поручают открывать знаковые спортивные соревнования, где он, сидя в инвалидной коляске, размахивает флагом, и жестикулирует самым оптимистическим образом. Между тем Джефф – вовсе не супермен, он самый обычный человек, со своими страхами, тревогами и проблемами. Иногда он ведет себя как капризный ребенок, чем страшно обижает Эрин, делающую все возможное для того, чтобы существование ее избранника по мере возможности было комфортным. А тут еще мамаша Петти Бауман (Миранда Ричардсон) норовит то с сыночком напиться, то его девушке нахамить. Возникают самые разнообразные коллизии, но в результате, как нам и обещает название фильма, все и всё становятся сильнее и сильнее: сам Джефф, его чувства к Эрин в частности и дух американской нации в целом. Фильм вызывает двойственные ощущения. С одной стороны – неплохо вроде бы сыгранная драма простого человека, оказавшегося в очень непростой ситуации. Жизнь инвалида не сахар даже в такой благополучной стране, как США, где Джефф благодаря имеющейся у него медицинской страховке получает в свое распоряжение отличные протезы, изготовленные по последнему слову ортопедической техники. Затравленный взгляд прекрасно отыгравшего свою роль Джейка Джилленхолла делает излишними назойливые флешбэки, где показаны ужасающие последствия взрыва. Этот персонаж, безусловно, вызывает у зрителей сочувствие. И авторы картины поначалу делают все, чтобы эмпатия эта не ослабевала. Дэвид Гордон Грин делает заявку на полномасштабную психологическую драму. Нам, похоже, предлагают историю взросления инфантильного обитателя американского мегаполиса, которого жизнь швырнула в суровую реальность прямо из теплого семейного гнездышка: вместо набора пиво-мама-телевизор он получает проблемы с освоением протезов, с самостоятельным посещением сортира, с невозможностью после скандала с подругой преодолеть три метра, отделяющих его от двери родного дома. А тут еще настоящая вакханалия с превращением застенчивого парня в медийный персонаж всеамериканского масштаба: назойливые журналисты, отвязные поклонники, утомительные пафосные церемонии. И вдруг авторы фильма вспоминают, что они таки обязаны дать ответ на сакраментальный вопрос: с кем вы, мастера культуры? Какой будет наш ответ Бен Ладену? Дэвид Гордон Грим со товарищи отвечает так, что мало никому не покажется. Нас начинают просто заливать потоками пафосных сцен. Сначала Джеффу предстоит вырасти над собой. В этом ему помогает Карлос (Карлос Санс), человек в сомбреро. Он рассказывает Джеффу историю своих несчастий, от которой упал бы в обморок весь Комитет солдатских матерей. Джефф мужает буквально на глазах и мгновенно становится сильнее. И патриотический шабаш, который бушевал в Бостоне (и, скорее всего, на большей части территории США) после теракта, подается уже не в слегка ироническом ключе, а на полном серьезе. Надо отдать должное американским кинематографистам: получается у них это весьма профессионально. Они умеют выбивать из зрителя слезу коленом. Но если вдуматься в суть предлагаемого нам зрелища, становится слегка не по себе. Эти люди делают шоу буквально на всем, в том числе и на человеческих страданиях. Ты стал жертвой теракта? Хочешь подлечиться в тишине и покое, в окружении любящих родственников? Так нет же, пойди и попляши, исполни свою хореографическую партию в патриотических хороводах, подними свой голос в защиту истинных ценностей. А потом, когда ты вволю посемафоришь флагом, народ со слезами на глазах бейсбол-хоккей посмотрит. Шоу должно продолжаться. Может, и нам такому стоит поучиться? Это едва ли. У нас свои традиции оплакивания павших за родину. Более деликатные.