Премьера ленты "Эскобар" испанского режиссера Фернандо Леона Де Араноа ("Идеальный день", "Идеальная семья") состоялась в начале сентября прошлого года во внеконкурсном показе международного фестиваля в Венеции. Из-за участия в этом проекте Хавьера Бардема ("мама!", "Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки") и Пенелопы Крус ("Убийство в Восточном экспрессе", "Братья из Гримсби"), что стало весомым коммерческим аргументом, премьеру очень ждали на фестивале и позже за его пределами, как ждали от нее и страстной химии отношений на экране между легендарным наркобароном Пабло Эскобаром и глянцевой звездой колумбийского телеэкрана Вирхинией Вальехо. В книге Вальехо, многозначительно названной "Люблю Пабло и ненавижу Эскобара" и увидевшей свет в 2007 году, есть автобиография любви и уже в самом названии расставлены необходимые акценты. Поэтому для Де Араноа, как еще и сценариста своего фильма, открывались вполне обозримые горизонты относительно того, как представить эту историю для зрителей. Латиноамериканский темперамент, который помножен на интересную биографию, мог стать основой не только для обычного экранного байопика, но и для триллера о двойных стандартах и аморальности преступлений Медельинского кокаинового картеля, королем которого был Пабло Эскобар. Но под влиянием продюсерской группы, которую возглавлял исполнитель главной роли Хавьер Бардем, Де Араноа пошел по пути усредненного голливудского рецепта и представил публике компромисс между всем сразу, что могло стать двужущей силой для этой картины. В "Эскобаре" есть сразу все - любовь, политика, семья, влиятельный агент ЦРУ, большие деньги и одиночество лидера преступного клана. Однако усредненное развитие всех этих линий по стандартам блокбастера делает эту историю экранным развлечением, уводя в сторону от биографической драмы, охватывающей самый бурный период жизни этого человека, который несколько лет стал el Padrito, крестным отцом и сразу всем для родной Колумбии.
Благодаря красочному рассказу Вирхинии Вальехо (Пенелопа Крус), которая была с ним несколько лет в близких отношениях, "Эскобар" становится отличным фильмом, который показывает, что даже о наркобаронах можно снимать в формате ток-шоу, где главный герой наделен несколькими главными чертами, способными зацепить зрителя. Пабло Эскобар у Хавьера Бардема, набравшего специально для этой роли пару десятков килограммов веса, производит впечатление как своей тучностью, так и своей толстокожестью беспощадного убийцы, отрабатывая клише характерных гангстерских лент. Актер, мечтавший сыграть этого персонажа долгое время, представляет Эскобара для зрителей в первую очередь как постоянно готовую взорваться комбинацию предпринимательского гения и человека абсолютно безжалостных и беспощадных амбиций. Создавший к началу 80-х годов прошлого века одно из самых прибыльных предприятий за последнее столетие, Эскобар не гнушается строить дома для бедняков и мечтает о карьере политика. Ему важны уважение и власть, которые обеспечат безграничный авторитет в обществе. Поэтому Де Араноа пытается представить альтернативный взгляд на историю событий и посмотреть на нее глазами женщины, которая сыграла немалую роль в том, чтобы Пабло Эскобар стал известным медийным персонажем. Как автор сценария, он, очевидно, слишком тщательно опирается на любовные мемуары Вальехо, извлекая из них и текст для комментариев за кадров, и очевидные сцены, и эпизоды для показательных преступлений. Показную жестокость, тягу к роскоши и эксцентричности, которыми наделяется экранный герой у Хавьера Бардема, можно отчасти списать на впечатлительность писательницы и ее влюбленностьв кокаинового короля. Поэтому отсутствие ощутимой глубины в литературном первоисточнике создает видимые препятствия для создания эмоциональной правды на экране, что показывает для зрителей тлеющий флирт между экранными любовниками.
Та роковая связь, которая возникает между Пабло и Вирхинией на экране в "Эскобаре" нужна Фернандо Леону Де Араноа в качестве понимания определенной неотразимости и неизбежности экранных отношений. Режиссера искренне интересует тот сложный моральный компромисс, на который была вынуждена пойти героиня Крус, чтобы просто оказаться рядом с властным и сильным мужчиной. Поэтому именно Вирхиния становится тем пристрастным зеркалом, отражающим для зрителя черты характера Эскобара как одиозной и неоднозначной личности. Но помимо того, что предлагает Вальехо в качестве литературной основы сюжета у "Эскобара" есть и элементы, не имеющие прямого отношения к ее книге. Пытки, массовые убийства политиков и полицейских, кровавые террористические акты служат основой для демонстрации силы колумбийского наркобарона и животной, подсознательной тяги к возмутительному насилию, которое находится в пространстве недорогого боевика и показывает героя Бардема слишком знакомым героем из очередной "мыльной оперы". Хотя в харизматичном мужском соревновании между Эскобаром и симпатичным Шепардом (Питер Сарсгаард, "Экспериментатор", "Джеки"), агентом секретной службы США, который олицетворяет в этом фильме все экранные добродетели сразу в виде семьи, государства и законности, проигрывает именно второй участник его участник. В тоже время навсегда остается в памяти сцена, показывающая, когда разжиревший на одной из своих секретных баз Эскобар, абсолютно голый, продирается через южноамериканскую сельву с автоматом в руках. Он настолько жалок, что кажется вот-вот захлопают друг по другу от позора и страдания ягодицы, колеблющиеся на ветру у этого любимца широких народных масс. Но таких мгновений магического реализма в "Эскобаре" не так много, Де Араноа предпочитает эксплуатировать проверенные сюжетные клише из гангстерских фильмов в виде посадки на автостраду самолета с кокаином в США, самосуд, массовая раздача оружия и выплата вознаграждений за убийства полицейских и, как апофеоз, всего этого заключение Эскобаром и его картелем самих себя в персональную тюрьму со всеми благами цивилизации.
Колебания в поиске интонации о том, что снимается - миф о кокаиновом Робин Гуде или история, основанная на реальных событиях, не идут на пользу "Эскобару". Возможно, в этом проблема самой книги Вирхинии Вальехо, в которой ее былые обиды приобретают большую эмоциональную окраску и теряют объективность даже спустя прошедшие годы. Пабло Эскобар в ее (и Де Араноа) интерпретации оказывается человеком в первую очередь осуществившим свою мечту, но потерявшим все из-за собственного высокомерия. У экранной истории не получается в полной мере показать женский взгляд на грязные мужские преступные игры, что объясняется чрезвычайно просто - Вирхиния, звезда телеэкрана, просто не участвовала непосредственно во всем этом. Поход Эскобра в политику и присутствие его в конгрессе показывают традиционную победу криминального популизма в тот момент, когда в Колумбии был очередной политический кризис, но авторской позиции у Де Араноа по этому поводу тоже нет. Сознательно или нет, но режиссеру благодаря Пенелопе Крус удается показать соавтора своего сценария Вирхинию Вальехо в очень ироничном ракурсе как весьма недалекую героиню дешевого дневного сериала, не сходящую с обложек глянцевых журналов, обладающей как показной отвагой, так и модным обликом по всем канонам 80-х. В экранной Вальехо очень много фальшивого и ее персонаж иногда кажется поддельным бриллиантом в этой экранной истории. Хавьеру Бардему, наоборот, удалось уйти от образа мрачного насильника, социопата и головореза, не ретушируя при этом всю его необузданную жестокость, но добавляя герою всего лишь несколько капель человечности в виде генетически заложенной в латиноамериканцах любви к своей семье и своим детям. Показателен один из лучших эмоциональных эпизодов, когда Эскобар, называющий для дочери себя королем, не может покинуть пределы тюрьмы, в которую сам себя заключил, чтобы купить ребенку мороженое. В глазах чудовища появляется подобие слез... Поэтому важно понимать, что основное послание "Эскобара" находится не в формальном высказывании о продажности, что все правительства могут быть куплены и что они преследуют колумбийцев только за то, что используют преступные деньги за пределами США, а в мифе самой истории о многомиллиардном наркобароне, который хотел всего лишь уважения по его криминальным понятиям от окружающих.
7
,4
2017, Биография
105 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Премьера ленты "Эскобар" испанского режиссера Фернандо Леона Де Араноа ("Идеальный день", "Идеальная семья") состоялась в начале сентября прошлого года во внеконкурсном показе международного фестиваля в Венеции. Из-за участия в этом проекте Хавьера Бардема ("мама!", "Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки") и Пенелопы Крус ("Убийство в Восточном экспрессе", "Братья из Гримсби"), что стало весомым коммерческим аргументом, премьеру очень ждали на фестивале и позже за его пределами, как ждали от нее и страстной химии отношений на экране между легендарным наркобароном Пабло Эскобаром и глянцевой звездой колумбийского телеэкрана Вирхинией Вальехо. В книге Вальехо, многозначительно названной "Люблю Пабло и ненавижу Эскобара" и увидевшей свет в 2007 году, есть автобиография любви и уже в самом названии расставлены необходимые акценты. Поэтому для Де Араноа, как еще и сценариста своего фильма, открывались вполне обозримые горизонты относительно того, как представить эту историю для зрителей. Латиноамериканский темперамент, который помножен на интересную биографию, мог стать основой не только для обычного экранного байопика, но и для триллера о двойных стандартах и аморальности преступлений Медельинского кокаинового картеля, королем которого был Пабло Эскобар. Но под влиянием продюсерской группы, которую возглавлял исполнитель главной роли Хавьер Бардем, Де Араноа пошел по пути усредненного голливудского рецепта и представил публике компромисс между всем сразу, что могло стать двужущей силой для этой картины. В "Эскобаре" есть сразу все - любовь, политика, семья, влиятельный агент ЦРУ, большие деньги и одиночество лидера преступного клана. Однако усредненное развитие всех этих линий по стандартам блокбастера делает эту историю экранным развлечением, уводя в сторону от биографической драмы, охватывающей самый бурный период жизни этого человека, который несколько лет стал el Padrito, крестным отцом и сразу всем для родной Колумбии. Благодаря красочному рассказу Вирхинии Вальехо (Пенелопа Крус), которая была с ним несколько лет в близких отношениях, "Эскобар" становится отличным фильмом, который показывает, что даже о наркобаронах можно снимать в формате ток-шоу, где главный герой наделен несколькими главными чертами, способными зацепить зрителя. Пабло Эскобар у Хавьера Бардема, набравшего специально для этой роли пару десятков килограммов веса, производит впечатление как своей тучностью, так и своей толстокожестью беспощадного убийцы, отрабатывая клише характерных гангстерских лент. Актер, мечтавший сыграть этого персонажа долгое время, представляет Эскобара для зрителей в первую очередь как постоянно готовую взорваться комбинацию предпринимательского гения и человека абсолютно безжалостных и беспощадных амбиций. Создавший к началу 80-х годов прошлого века одно из самых прибыльных предприятий за последнее столетие, Эскобар не гнушается строить дома для бедняков и мечтает о карьере политика. Ему важны уважение и власть, которые обеспечат безграничный авторитет в обществе. Поэтому Де Араноа пытается представить альтернативный взгляд на историю событий и посмотреть на нее глазами женщины, которая сыграла немалую роль в том, чтобы Пабло Эскобар стал известным медийным персонажем. Как автор сценария, он, очевидно, слишком тщательно опирается на любовные мемуары Вальехо, извлекая из них и текст для комментариев за кадров, и очевидные сцены, и эпизоды для показательных преступлений. Показную жестокость, тягу к роскоши и эксцентричности, которыми наделяется экранный герой у Хавьера Бардема, можно отчасти списать на впечатлительность писательницы и ее влюбленностьв кокаинового короля. Поэтому отсутствие ощутимой глубины в литературном первоисточнике создает видимые препятствия для создания эмоциональной правды на экране, что показывает для зрителей тлеющий флирт между экранными любовниками. Та роковая связь, которая возникает между Пабло и Вирхинией на экране в "Эскобаре" нужна Фернандо Леону Де Араноа в качестве понимания определенной неотразимости и неизбежности экранных отношений. Режиссера искренне интересует тот сложный моральный компромисс, на который была вынуждена пойти героиня Крус, чтобы просто оказаться рядом с властным и сильным мужчиной. Поэтому именно Вирхиния становится тем пристрастным зеркалом, отражающим для зрителя черты характера Эскобара как одиозной и неоднозначной личности. Но помимо того, что предлагает Вальехо в качестве литературной основы сюжета у "Эскобара" есть и элементы, не имеющие прямого отношения к ее книге. Пытки, массовые убийства политиков и полицейских, кровавые террористические акты служат основой для демонстрации силы колумбийского наркобарона и животной, подсознательной тяги к возмутительному насилию, которое находится в пространстве недорогого боевика и показывает героя Бардема слишком знакомым героем из очередной "мыльной оперы". Хотя в харизматичном мужском соревновании между Эскобаром и симпатичным Шепардом (Питер Сарсгаард, "Экспериментатор", "Джеки"), агентом секретной службы США, который олицетворяет в этом фильме все экранные добродетели сразу в виде семьи, государства и законности, проигрывает именно второй участник его участник. В тоже время навсегда остается в памяти сцена, показывающая, когда разжиревший на одной из своих секретных баз Эскобар, абсолютно голый, продирается через южноамериканскую сельву с автоматом в руках. Он настолько жалок, что кажется вот-вот захлопают друг по другу от позора и страдания ягодицы, колеблющиеся на ветру у этого любимца широких народных масс. Но таких мгновений магического реализма в "Эскобаре" не так много, Де Араноа предпочитает эксплуатировать проверенные сюжетные клише из гангстерских фильмов в виде посадки на автостраду самолета с кокаином в США, самосуд, массовая раздача оружия и выплата вознаграждений за убийства полицейских и, как апофеоз, всего этого заключение Эскобаром и его картелем самих себя в персональную тюрьму со всеми благами цивилизации. Колебания в поиске интонации о том, что снимается - миф о кокаиновом Робин Гуде или история, основанная на реальных событиях, не идут на пользу "Эскобару". Возможно, в этом проблема самой книги Вирхинии Вальехо, в которой ее былые обиды приобретают большую эмоциональную окраску и теряют объективность даже спустя прошедшие годы. Пабло Эскобар в ее (и Де Араноа) интерпретации оказывается человеком в первую очередь осуществившим свою мечту, но потерявшим все из-за собственного высокомерия. У экранной истории не получается в полной мере показать женский взгляд на грязные мужские преступные игры, что объясняется чрезвычайно просто - Вирхиния, звезда телеэкрана, просто не участвовала непосредственно во всем этом. Поход Эскобра в политику и присутствие его в конгрессе показывают традиционную победу криминального популизма в тот момент, когда в Колумбии был очередной политический кризис, но авторской позиции у Де Араноа по этому поводу тоже нет. Сознательно или нет, но режиссеру благодаря Пенелопе Крус удается показать соавтора своего сценария Вирхинию Вальехо в очень ироничном ракурсе как весьма недалекую героиню дешевого дневного сериала, не сходящую с обложек глянцевых журналов, обладающей как показной отвагой, так и модным обликом по всем канонам 80-х. В экранной Вальехо очень много фальшивого и ее персонаж иногда кажется поддельным бриллиантом в этой экранной истории. Хавьеру Бардему, наоборот, удалось уйти от образа мрачного насильника, социопата и головореза, не ретушируя при этом всю его необузданную жестокость, но добавляя герою всего лишь несколько капель человечности в виде генетически заложенной в латиноамериканцах любви к своей семье и своим детям. Показателен один из лучших эмоциональных эпизодов, когда Эскобар, называющий для дочери себя королем, не может покинуть пределы тюрьмы, в которую сам себя заключил, чтобы купить ребенку мороженое. В глазах чудовища появляется подобие слез... Поэтому важно понимать, что основное послание "Эскобара" находится не в формальном высказывании о продажности, что все правительства могут быть куплены и что они преследуют колумбийцев только за то, что используют преступные деньги за пределами США, а в мифе самой истории о многомиллиардном наркобароне, который хотел всего лишь уважения по его криминальным понятиям от окружающих.