Роман голландского писателя и актера Хермана Коха "Ужин" 2009 года выдерживает уже вторую экранизацию и переведен на несколько десятков языков. И если интерес к голландскому варианту 2013 года не распространялся дальше родных Нидерландов, то американская версия "Ужина", поставленная Ореном Муверманом ("Бастион", "Посланник"), была представлена в основной программе Берлинского кинофестиваля в этом году. С одной стороны, Кох попал в США в категорию самых продаваемых авторов из Европы и было бы странно этим не воспользоваться и не вынести бестселлер на экран в американском варианте, с другой - территория действия "Ужина" вполне универсальна и легко трансформируема под любые цивилизованные реалии. Муверману вполне удается через последовательную смену блюд и благодаря великолепному квартету, занятому в главных ролях, создать многослойное действие для любителей постмодернистской экранной гастрономии. "Ужин" трудноразделим как любое блюдо высокой кухни на составляющие стилистические ингридиенты и от мизантропической эксцентрики движется к социальной сатире, прикрываясь семейным морализаторским триллером в основе сценария.
Действие "Ужина" из Амстердама перенесено в безымянный американский город, при этом сохраняются все основные сюжетные линии оригинала. В центре ленты размещен Пол (Стив Куган, "Филомена", "Развод в большом городе"), наэлектризованный правдоруб-мизантроп, бывший школьный учитель истории, который саркастично относится к Америке и ее истории. Метафорой для всей его жизни служит в меру реконструированная во флэшбэках битва при Геттисберге времен Гражданской войны в США, безграничное увлечение Пола этим важным историческим фактом можно рассматривать как одну из граней его помешательства. По иронии судьбы, старший брат Стэн (Ричард Гир, "Красотка", "Чикаго"), конгрессмен, баллотирующийся в губернаторы, создавал долгое время определенную тень для не столь успешного Пола и всех его житейских проблем. Очевидно, что именно младший брат вдохновил слугу американского электората на законопроект, делающий более доступной медицинскую помощь для душевнобольных. Дамы, Клэр (Лора Линни, "Шоу Трумана", "Жизнь Дэвида Гейла") и Кейт (Ребекка Холл, "Город воров", "Вики Кристина Барселона"), представляющие жен братьев, подобно чеховским ружьям манерно любезничают до определенного момента истории с тем, чтобы потом полностью настроить действия мужчин на нужный им лад. Клэр можно рассматривать как доминанту материнского инстинкта, любящую на уровне мазохизма жену, которая рассматривает своего благоверного Пола как раненую птицу, нуждающуюся в постоянной охране. Такой персонаж как Кейт выстраивается от образа второй, более молодой и хваткой, жены Стэна, типичной любящей женщины-трофея для представителя власти, которая, тем не менее, готова идти на любые жертвы и компромиссы ради личного комфорта, который ставится ей во главу угла.
Причина встречи, основная пружина сюжета "Ужина" и основа для создания напряженности ситуации - преступление их нетрезвых сыновей-подростков, которые почти случайно подожгли спящую бездомную женщину внутри помещения с банковским терминалом. Анонимный ролик, заботливо снятый темнокожим приемным сыном Стэна попадает на YouTube, братья начинают шантажировать друг друга и лента набирает характер элегантной ядовитой драмы, где квартет начинает раскрываться со всех возможных сторон. Как режиссер и соавтор сценария Муверман выступает умелым повествователем, приправляя пафосное застолье обилием ретроспектив, эмоциональных всплесков и показной респектабельности, необходимых для раскрытия характеров героев. Беллетристика подачи не позволяет сконцентрироваться ни на одной из поднимаемых за два часа экранного времени проблем. Отношение американского общества к психбольным, тяжелое наследие Гражданской войны, природа политики, расизм в обществе и семьях, американская школьная система, лицемерие класса имущих - темы не новые, но успешно поднимаемые без динамичного развития. Фильм страдает от этой перегруженности и создает дискомфорт для зрителя, не всегда желающего разбираться в этих очевидных риторических вопросах.
Последняя четверть "Ужина", пожалуй, стоит всего предыдущего хронометража ленты, определение ставшего очевидностью преступного эпизода детей формирует дилемму перед родительским квартетом. Возникшую проблему каждый участник гастростолья готов решить по-своему и при помощи своих экранных аргументов, но в итоге каждый получает право на свой момент истины. Финал Муверман выстраивает без говорящего многоточия, игра в правду не получилась в полном смысле слова, поэтому слишком широкое режиссерское предложение получается излишне театральным. "Ужин" можно рассматривать как относительно удачный эксперимент, хорошо разыгранный при рыхлом сценарии и заканчивающийся разочаровывающе-резко. Очевидно, что стандарт классической пьесы "Кто боится Вирджинии Вулф?", где главными участниками становятся две семейные пары в период не самых благополучных отношений удивительно живуч, а степень убедительности представления автоматически определяется степенью таланта постановщика. В "Ужине" Орен Муверман создал атмосферу, рассказал историю, но сделал это в претенциозно-черепашьем темпе, рассчитанном на синефилов и испытывающем иногда и их терпение.
4
,6
2017, США, Драмы
120 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Роман голландского писателя и актера Хермана Коха "Ужин" 2009 года выдерживает уже вторую экранизацию и переведен на несколько десятков языков. И если интерес к голландскому варианту 2013 года не распространялся дальше родных Нидерландов, то американская версия "Ужина", поставленная Ореном Муверманом ("Бастион", "Посланник"), была представлена в основной программе Берлинского кинофестиваля в этом году. С одной стороны, Кох попал в США в категорию самых продаваемых авторов из Европы и было бы странно этим не воспользоваться и не вынести бестселлер на экран в американском варианте, с другой - территория действия "Ужина" вполне универсальна и легко трансформируема под любые цивилизованные реалии. Муверману вполне удается через последовательную смену блюд и благодаря великолепному квартету, занятому в главных ролях, создать многослойное действие для любителей постмодернистской экранной гастрономии. "Ужин" трудноразделим как любое блюдо высокой кухни на составляющие стилистические ингридиенты и от мизантропической эксцентрики движется к социальной сатире, прикрываясь семейным морализаторским триллером в основе сценария. Действие "Ужина" из Амстердама перенесено в безымянный американский город, при этом сохраняются все основные сюжетные линии оригинала. В центре ленты размещен Пол (Стив Куган, "Филомена", "Развод в большом городе"), наэлектризованный правдоруб-мизантроп, бывший школьный учитель истории, который саркастично относится к Америке и ее истории. Метафорой для всей его жизни служит в меру реконструированная во флэшбэках битва при Геттисберге времен Гражданской войны в США, безграничное увлечение Пола этим важным историческим фактом можно рассматривать как одну из граней его помешательства. По иронии судьбы, старший брат Стэн (Ричард Гир, "Красотка", "Чикаго"), конгрессмен, баллотирующийся в губернаторы, создавал долгое время определенную тень для не столь успешного Пола и всех его житейских проблем. Очевидно, что именно младший брат вдохновил слугу американского электората на законопроект, делающий более доступной медицинскую помощь для душевнобольных. Дамы, Клэр (Лора Линни, "Шоу Трумана", "Жизнь Дэвида Гейла") и Кейт (Ребекка Холл, "Город воров", "Вики Кристина Барселона"), представляющие жен братьев, подобно чеховским ружьям манерно любезничают до определенного момента истории с тем, чтобы потом полностью настроить действия мужчин на нужный им лад. Клэр можно рассматривать как доминанту материнского инстинкта, любящую на уровне мазохизма жену, которая рассматривает своего благоверного Пола как раненую птицу, нуждающуюся в постоянной охране. Такой персонаж как Кейт выстраивается от образа второй, более молодой и хваткой, жены Стэна, типичной любящей женщины-трофея для представителя власти, которая, тем не менее, готова идти на любые жертвы и компромиссы ради личного комфорта, который ставится ей во главу угла. Причина встречи, основная пружина сюжета "Ужина" и основа для создания напряженности ситуации - преступление их нетрезвых сыновей-подростков, которые почти случайно подожгли спящую бездомную женщину внутри помещения с банковским терминалом. Анонимный ролик, заботливо снятый темнокожим приемным сыном Стэна попадает на YouTube, братья начинают шантажировать друг друга и лента набирает характер элегантной ядовитой драмы, где квартет начинает раскрываться со всех возможных сторон. Как режиссер и соавтор сценария Муверман выступает умелым повествователем, приправляя пафосное застолье обилием ретроспектив, эмоциональных всплесков и показной респектабельности, необходимых для раскрытия характеров героев. Беллетристика подачи не позволяет сконцентрироваться ни на одной из поднимаемых за два часа экранного времени проблем. Отношение американского общества к психбольным, тяжелое наследие Гражданской войны, природа политики, расизм в обществе и семьях, американская школьная система, лицемерие класса имущих - темы не новые, но успешно поднимаемые без динамичного развития. Фильм страдает от этой перегруженности и создает дискомфорт для зрителя, не всегда желающего разбираться в этих очевидных риторических вопросах. Последняя четверть "Ужина", пожалуй, стоит всего предыдущего хронометража ленты, определение ставшего очевидностью преступного эпизода детей формирует дилемму перед родительским квартетом. Возникшую проблему каждый участник гастростолья готов решить по-своему и при помощи своих экранных аргументов, но в итоге каждый получает право на свой момент истины. Финал Муверман выстраивает без говорящего многоточия, игра в правду не получилась в полном смысле слова, поэтому слишком широкое режиссерское предложение получается излишне театральным. "Ужин" можно рассматривать как относительно удачный эксперимент, хорошо разыгранный при рыхлом сценарии и заканчивающийся разочаровывающе-резко. Очевидно, что стандарт классической пьесы "Кто боится Вирджинии Вулф?", где главными участниками становятся две семейные пары в период не самых благополучных отношений удивительно живуч, а степень убедительности представления автоматически определяется степенью таланта постановщика. В "Ужине" Орен Муверман создал атмосферу, рассказал историю, но сделал это в претенциозно-черепашьем темпе, рассчитанном на синефилов и испытывающем иногда и их терпение.