Историческая драма, приоткрывающая двери в резиденцию главы колониальной Индии, куда в период ее раздела переезжает новый вице-король Луис Маунтбеттен. В пышном дворце, где с английской элитой соседствуют сотни слуг – индусов, мусульман и сиксков – разгораются социальные и межличностные страсти, перерастающие в события мирового масштаба.
Жанр | Драмы, Исторические |
---|---|
Премьера в мире | 3 марта 2017 |
Время | 1 ч. 46 мин. |
Дели, Индия, 1947 год. Британцы заявили, что они покинут континент. Для передачи власти местным лидерам в Индию приезжает адмирал флота лорд Луис Маунтбеттен (Дикки) с супругой Эдвиной и дочерью Памелой. Маунтбеттен должен занять пост вице-короля. Его встречает Арчибальд Уэйвелл, который давно готов сложить с себя эти полномочия. В качестве управляющего делами и начальника штаба Маунтбеттену представляют генерала Исмея.
Уроженец Пенджаба Джит Кумар поступает на службу как раз к приезду Маунтбеттена. Один из личных охранников вице-короля Дулип Сингх рекомендует Кумара своему начальнику мистеру Гутаджи как очень ответственного человека. Они выросли в одной деревне близ Лахора и знают друг друга с детства. Джит начинал карьеру в полиции, в отставке больше двух лет. Он работал в тюрьме, где сидели многие лидеры национально-освободительного движения, поэтому и оставил эту должность. Гутаджи спрашивает, почему же сейчас Кумар снова решил работать на британцев. Тот отвечает, что новый вице-король будет править недолго, Индия вскоре обретет свободу.
В резиденции Джит встречает мусульманскую девушку по имени Алайя, в которую давно влюблен. Окончившей женский колледж Алайе поручена работа с Памелой, она должна стать ее переводчицей. Личные отношения между служащими здесь запрещены. При встрече Алайя не решается заговорить с Джитом. Своей подруге Суните Алайя рассказывает, откуда она его знает. Ее отец Али Рахим Нур сидел в тюрьме за пособничество Махатме Ганди. Им с матерью не позволяли его навещать, но один молодой индус-полицейский им помогал, передавал записки, еду, лекарства. Сунита замечает, что Алайя изменилась в лице, когда увидела Джита. Смущенная Алайя утверждает, что между ними ничего нет.
Уэйвелл делится со своим будущим преемником мыслями по поводу передачи власти индийцам. Он говорит, что эта операция с самого начала была безумием. Тысячи людей уже погибли, 300 миллионов индусов хотят объединения Индии, но порядка 100 миллионов мусульман – нет. Генерал Исмай поясняет: мусульманское меньшинство не желает быть частью Индии, они хотят образовать собственное государство – Пакистан. Лидеры нации настолько ненавидят друг друга, что даже в одном помещении находиться не могут. Маунтбеттен возражает: хотя бы в одном вопросе они единогласны – хотят поскорее избавиться от нас. Он намерен встретиться со всеми лидерами. Первым визит наносит Джавахарлал Неру. Он говорит, что приятно быть в доме вице-короля, а не в его тюрьме. Уэйвелл возмущен тем, что Неру сейчас не за решеткой – его сторонники отказали британцам в помощи во время войны с нацистами. Неру утверждает, что народ не мог сражаться с Гитлером, когда страна находилась под иностранной оккупацией. Их спор дипломатично прерывает Маунтбеттен, он настроен на дальнейшее сотрудничество.
Два дня спустя в Дели проходит процедура приведения к присяге нового вице-короля.
Эдвина Маунтбеттен принимает активное участие в государственных делах. Она настаивает на том, чтобы не меньше половины гостей на всех официальных мероприятиях составляли индийцы. Кроме того, она обращает внимание мужа на социальные и экономические проблемы в стране. Он знал о том, что 95% населения здесь неграмотные? Один из пяти детей умирает, не прожив и четырех месяцев, половина не достигает возраста пяти лет. Дикки напоминает, что главная его задача состоит не в решении социальных проблем, а в передаче власти.
Джит разыскивает Алайю. Он пытается сказать ей о своих чувствах. Алайя говорит, что она обещана другому, Джиту о ней лучше забыть.
Маунтбеттен встречается с местными губернаторами. Те считают: чем быстрее они передадут власть индийскому правительству, тем лучше. Ненависть между сикхами, индусами и мусульманами портит все, что британцам удалось сделать. В Бенгалии все усугубляется еще и голодом. Однако, если отделить Пакистан, то начнется гражданская война. Остановить насилие невозможно. На кадрах кинохроники Уинстон Черчилль предвещает небывалый кризис в Индии: «Из-за конфликтов между мусульманами и индусами уже погибло более 40 тысяч человек. Новый вице-король, прибыв в Индию, увидит лишь смерть и разрушения. Это будет позор и несмываемое пятно на репутации Великобритании, если мы бросим 400 миллионов индийцев на произвол судьбы».
Эдвина заходит на кухню, где говорит поварам, что с этого момента за их столом будет все больше индийцев всех конфессий, они должны готовить местные блюда. Изучавшие европейскую кухню повара в недоумении. Некоторые индусы едят руками! Такое вполне допустимо, раз это традиция. Многие из них вегетарианцы! Значит, нужно исключить мясные блюда. Мусульманин (помощник шеф-повара) отпускает нелестное замечание по поводу этой затеи. Но присутствующая при разговоре Алайя переводит его слова по-другому: мы очень рады сближению. Алайя сопровождает Памелу во время посещения той северного района Дели, где живут мусульмане. Она показывает ей свой дом, рассказывает о себе. Отец Алайи потерял зрение в тюрьме, поэтому она теперь вынуждена работать. Тяжело? Нет, работа дает независимость. Памела соглашается, ее мама тоже настоящий трудоголик.
Джит приходит в мусульманский район, здесь празднуют помолвку сына мистера Гутаджи и Суниты. Джит здоровается с Али Нуром, слепой старик отлично помнит молодого человека. Нур говорит, что хочет выдать свою дочь Алайю за Азифа. Тот сейчас в Европе, во время войны он сражался в британской армии. Как только вернется – будет свадьба. Это было последним желанием его покойной жены. На прощание старик благодарит Джита за то, что тот помог ему в тюрьме. На празднике начинаются танцы. Джит хочет пригласить Алайю. На этой почве у него возникает конфликт с одним из мусульман, но его урегулирует Гутаджи.
Вице-король снова встречается с Джавахарлалом Неру. Маунтбеттен говорит, что нужно во что бы то ни стало избежать гражданской войны. Неру обвиняет британцев в том, что они разъединили его страну. Дикки утверждает, что он получил приказ предоставить независимость Индии мирным путем. Неру считает, что все его соотечественники должны объединиться. Маунтбеттен согласен: раздел Индии обернется большой трагедией. Неру просит вице-короля, к которому начал испытывать доверие, чтобы тот поговорил с лидером мусульман Мухаммадом Али Джинной.
Джит провожает Алайю до дома, они хотят признаться ее отцу в том, что любят друг друга. Но Али Нур выходит навстречу с другой радостной вестью: приехал Азиф. Он демобилизовался из британской армии и сейчас временно работает водителем у Али Джинны. Алайя не смеет пойти против воли отца и отказаться от замужества с Азифом.
Вице-король ведет переговоры с лидером мусульман. Джинна настаивает на создании исламского государства Пакистан. Он не идет на уступки, даже несмотря на обещание конституционной защиты мусульманскому меньшинству в рамках единой Индии. Он считает, что оставить их здесь – путь к кровопролитию, приводит в пример отделение Ирландии, ситуацию в Палестине. В Индии никогда не было единой нации, доверять судьбу своих братьев по вере Неру и Ганди он не намерен, те не уважают их взгляды.
В резиденцию вице-короля наносит визит Махатма Ганди. Он говорит, что народ Индии объединяла только общая борьба против угнетателей. Но свобода, которую они так долго ждали, – страшная вещь. Она может обернуться многими бедами. Ганди советует Маунтбеттену предложить Али Джинне сформировать первое правительство независимой Индии. Дикки изумлен: Ганди согласен отдать страну мусульманам, чтобы не разделять ее надвое? Смелое решение. Неужели здравый смысл восторжествует? Но Ганди говорит, что им теперь нужна куда большая сила, чем здравый смысл. Сила, о которой редко вспоминают политики. Любовь? Совершенно верно.
Во время светского приема, организованного в резиденции вице-короля, генерал Исмей сообщает Маунтбеттену тревожные известия: в Пенджабе началась резня, мусульмане сжигают дома сикхов и индусов. В стране практически не осталось солдат-англичан, подавлять беспорядки некому. Индийцы разделились. Маунтбеттен отдает распоряжение как можно скорее собрать за столом переговоров лидеров всех политических сил Индии.
Джинна на переговоры не приходит. Ганди снова озвучивает свое предложение: пусть лидер мусульман станет премьер-министром независимой Индии. Неру утверждает, что Джинна – не дурак, он прекрасно понимает, что большинство будет голосовать против него. Вице-король говорит, что они снова вернулись к первому варианту: создание Пакистана как отдельного государства. Ганди настаивает на том, что Индия должна остаться единой. Неру считает, что отделять мусульман необходимо. Но отдавать Джинне полностью Пенджаб и Бенгалию нельзя – там много индусов и сикхов. А как их разделить? Кто будет решать, где пройдет граница? Маунтбеттен предлагает найти какой-нибудь компромисс. Ганди утверждает: делить индийскую нацию по религиозному признаку неприемлемо, это ввергнет страну в хаос.
Вечером в разговоре с женой Дикки говорит, что процесс разделения все-таки нужно ускорить, это единственный выход в сложившейся ситуации. Вице-король уезжает в Лондон, чтобы обсудить это с премьер-министром.
Эдвина собирает всю многочисленную прислугу резиденции. Она сообщает, что в Лахоре и Калькутте введен комендантский час, многие территории в Бенгалии и Пенджабе остаются небезопасными. Она знает, что у многих присутствующих там живут семьи. Леди Маунтбеттен говорит, что им разрешено приехать сюда. Если кто-то желает доставить своих родственников в Дели самостоятельно, то они могут отправляться за ними.
Дулип Сингх уезжает в свою родную деревню. Он предлагает также поступить и Джиту. Тот предпочитает остаться. Возвращается из Лондона вице-король. Его план раздела Индии одобрен Черчиллем. В прессе поднимается шумиха. Ганди не присутствует на очередных переговорах со своими политическими оппонентами, у него «день молчания». На реализацию «плана Маунтбеттена» отведено всего пять недель. Для определения того, какие территории войдут в состав какого государства, созданы две специальные комиссии (одна для Пенджаба и одна для Бенгалии) во главе с Сирилом Рэдклиффом.
Беспорядки захлестнули Бомбей, в Дели введен комендантский час. В Северном квартале погромы. Алайя бежит туда, ее дом горит. Девушка рыдает, ищет отца. Слепого старика укрыли у себя соседи. В резиденции вице-короля многонациональному составу служащих объявляют: во дворце не потерпят никакой жестокости, нарушители будут немедленно уволены и заключены под стражу, а их семьи изгнаны. Поскольку национальные резервы и долги страны будут разделены – 80% Индии и 20% Пакистану – в резиденции намерены придерживаться этой же формулы. И еще одна новость, о которой вице-королю очень больно говорить: каждый должен выбрать свое подданство, решить, гражданином какой страны он хочет стать – Индии или Пакистана.
До объявления независимости Индии остается 30 дней. Напряженно работают специальные комиссии по границам. В резиденции вице-короля делят имущество, служащие определяются с гражданством. Алайя в смятении, она не знает, что делать. Джит считает, что их место здесь. Отец поймет Алайю, он хороший человек. По радио передают сообщение: на спорных территориях не утихают конфликты, три тысячи убитых, восемь тысяч раненых. Алайя принимает решение уехать в Лахор, там ее отец будет в безопасности. Она пишет Джиту письмо и плачет. Тот приходит в Северный квартал. Алайя уже готова отправляться. До вокзала их с отцом согласился подвезти Азиф. Он уверен, что родственники в Лахоре приютят его будущую жену и тестя. Позже он к ним присоединится, они с Алайей поженятся и будут жить вместе в исламском государстве Пакистан. Джит пытается убедить Алайю, что для ее отца ударяться сейчас в бега – не лучшая идея. Алайя считает, что им не место среди индусов. Она со слезами на глазах прощается с возлюбленным и вместе с отцом уезжает.
Рэдклифф признается Исмею, что работа комиссии зашла в тупик. Он сам впервые в Индии и не знает местной специфики. Быть может, к решению вопроса о границах следует подключить ООН? Генерал дает Рэдклиффу секретные документы за подписью Черчилля. Границы на карту были нанесены еще в прошлом году, премьер-министр при этом руководствовался геополитическими интересами Великобритании. Но говорить об этом Маунтбеттену не стоит, индийцы ему доверяют.
В Дели прибывают тысячи беженцев. Возвращается Дулип. Он сообщает, что их с Джитом родная деревня полностью уничтожена, он опоздал, все ее жители погибли. Он рассказывает Джиту, какие ужасы сейчас творятся в Пенджабе.
Рэдклифф отчитывается Маунтбеттену о проделанной работе. Он считает, что не справился с заданием. Вице-король говорит, что его усилия были не напрасны – граница проведена. Однако обнародуют ее только празднования Дня независимости. Рэдклифф решает, что человек, который так любит Индию, имеет право знать о секретных документах Черчилля. Маунтбеттен требует объяснений от Исмея. Генерал утверждает, что Черчилль смотрит в будущее. Но в истории план раздела Индии навсегда останется под именем Маунтбеттена, это большая честь.
Джиту сообщают, что поезд, на котором ехали Алайя и ее отец, подвергся нападению, выживших нет. Джит рыдает. Он не желает больше служить в охране Маунтбеттена. Вице-король говорил, что британцы их будут защищать, а вместо этого Индию разорвали на части. Все, кого Кумар любил, мертвы.
Индия торжественно отмечает День Независимости. Образовано новое государство Пакистан. Бывший вице-король и его супруга прилагают все усилия, чтобы обеспечить пищей и водой огромное количество беженцев, прибывающих в Дели. В лагере возле бывшей резиденции, где теперь располагается независимое правительство, Джит встречает раненную Алайю. Ей чудом удалось спастись.
Раздел Индии привел к самому массовому переселению людей в истории человечества. 14 миллионов человек остались без крова. В пути погиб миллион индусов, мусульман и сикхов.
Отзывы