Представивший "Войну Анны" на нескольких международных фестивалях и на российском "Кинотавре" режиссер-визионер Алексей Федорченко ("Ангелы революции", "Небесные жёны луговых мари") обращается к теме холокоста и выживания при помощи минималистического триллера, показывающего военные события глазами 6-летнего ребенка. Исполнившая главную роль Марта Козлова не произносит за весь фильм ни одного слова, ее спокойствие кажется разрушительным. Звуки для Анны в этом фильме становятся непозволительной роскошью, именно они могут выдать ее присутствие и тогда ее схватят нацисты и отправят в концлагерь. Сама экранная история Федорченко, написанная им вместе с Наталией Мещаниновой ("Сердце мира", "Аритмия"), оказывается намного более универсальной, чем просто рассказ на основе реальных событий из истории Второй мировой войны. Главная героиня этой ленты, чудом уцелевшая после массового расстрела евреев на оккупированной фашистами территории Украины в ноябре 1941 года, оказывается тотально одинока в этом мире людей, где нет ни своих, ни чужих. И темы, которые поднимает режиссер в этой ленте при помощи многочисленных символов и метафор, оказываются гораздо шире, чем может представить фильм о военных событиях. Алексей Федорченко показывает зрителям мрачную хоррор-поэму в виде нескольких новелл, соединенных общей сюжетной основой, рассказывая историю выживания и эволюции ребенка, помещенного в одной локации и вынужденного практически на протяжении всего фильма трансформировать внешние сигналы для собственного спасения. В новейшей истории кинематографа появились ленты с аналогичным концептом, далеким от заурядных боевиков, где одиночка сражается против целой армии, примерами тому могут служить "Необходимое убийство" Ежи Сколимовского и "Канава" Вана Бина, но 6-летняя девочка не обладает ни должным набором знаний, ни социализацией, ее сознание мифологизировано, и смерть матери, закрывшей ее своим телом является одним из подтверждений этих мифов. Показательно, что дважды в фильме героиня юной Марты Козловой разражается криком: когда она переживает свое второе рождение и вылезает перепачканная землей, практически голая, из-под тела самого дорогого на свете человека, и когда в финале она оказывается в состоянии еще одной потери. Между этими двумя сценами - несколько месяцев жизни той, которая отчаянно тянется к человеческому и не превращается в безжалостного зверя. Поэтому "Война Анны" оказывается лентой, которая разрывается между ужасами военного гиперреализма и мистификацией событий долгой, длиной, как минимум, в несколько месяцев жизни Анны внутри камина в немецкой комендатуре, находящейся в бывшей советской школе.
Фильм Федорченко замечателен тем, что диалог между смертью и стремлением выжить в "Войне Анны", оказывается жестоким клаустрофобным путешествием в той среде, которая по-настоящему является жуткой и максимально враждебной для главной героини, которой приходится быть на пределе самостоятельности и полагаться только на саму себя. Кроме того, что происходящее на экране находится на грани натурализма, готового вот-вот броситься в пучину ужаса, буквально до самых титров остается сложносочиненной миссия юной протагонистки, для которой физическое выживание очень скоро отодвигается на второй план. Когда Анна прячется внутри большого камина в одной из школьных классных комнат, вряд ли она просчитывает всю ситуацию, однако страх смерти заставляет ее зацепиться за жизнь, в которой будет очень мало солнечного света. Всех приходящих она сможет видеть только через царапины на старом зеркале, висящем над каминной полкой, именно к такому экрану реальности девочка получает доступ, когда убирает несколько кирпичей из кладки. Героиня Козловой сможет выжить, если только станет привидением из камина, маленькой тенью, блуждающей по ночам по коридорам огромного школьного здания, в темных пространствах которого все напоминает о смерти. Сложно говорить слово "жизнь", когда находишься среди страшных агитационных плакатов, которые днем рисуют художники и которые готовы ожить ночью, когда выбираешься в почти кромешную темень. Анне очень тяжело, ей хочется пить, и она радуется любой, даже не самой чистой воде, той, в которой плавали до этого маленькие утята, той, с остатками акварельных красок, в которой отмачивают кисти художники, и даже той, которая натекла в блюдце под горшком с алоэ. Реальность, где живет героиня Марты Козловой - это клетка без прутьев, кажется, что она навсегда заперта на съемочной площадке и приняла для себя этот способ существования в этом новом мире, где основной едой сначала становится сало из крысиных мышеловок. Мир "Войны Анны" становится становится обманчивым видимым континуумом, который кажется бесконечным, но способным в тоже самое время сжиматься до размеров нового дома девочки, который она пытается сделать неким подобием краснознаменного гнезда.
В "Войне Анны" режиссера не интересует война как феномен или война в ее героическом проявлении, для Федорченко намного важнее оказывается исключительно субъективная точка зрения на окружающий мир, который главная героиня очень часто познает через царапины на зеркале и каминный проем. Очевидно, что героиня так и не может понять, кто из этих взрослых людей является своим, а кто - заслуживает самой жестокой казни, поэтому она наставляет украденный пистолет на партизана, который хочет взорвать камин, ее единственное пристанище при помощи часовой мины, поэтому она жертвует своим единственным кошачьим другом, не желая быть раскрытой, когда немецкая овчарка увидела ее и залилась захлебывающимся лаем. Как и по каким признакам она может понять, что нацисты скоро начнут бежать с оккупированной территории и она сможет поговорить хотя бы с кем-то? И когда в финальной сцене девочка начинает подобно первобытному культу ограничивать булавочными флажками на карте территорию Германии и протыкать ее, так, как дикари накалывают кукол вуду, то вся метафоричность скорой расправы и непобежденности оказывается слишком очевидной и уводящей в дали детского магического реализма. Но ведь даже так, пусть своими детскими средствами, эта девочка приближает победу над врагом, отнявшим у нее родителей. При этом визуально фашисты наиболее ярко показываются в этом проекте во время празднования условного Рождества, когда Анна видит ярко освещенную сотнями свечей огромную комнату с елкой и скачущих вокруг праздничного стола чудовищ в масках, за которыми скрываются пьяные немецкие солдаты, а напоминающий отвратительную нечисть полностью невменяемы Дед Мороз даже делится с ней парой кусков сахара. Поэтому "Война Анны" оказывается еще одной цельной работой Алексея Федорченко, для которой очень важна доля зрительского соучастия при просмотре, такие фильмы обычно смотрят сердцем, не обращая внимания на исторические детали, мистику повествования и нарушения правдоподобия и здравого смысла. По одному, даже такому, красноречиво-яркому, реконструированному фрагменту сложно сформировать представление о всей войне в целом. Однако камерность самой ленты показывает глазами очевидца опыт маленькой девочки, оказавшейся между адом и раем на неопределенный срок. Анна искренне старается пройти опыт терзания не только тела, но и души, держа в себе и злость на врагов, и жажду жизни. Очень большой вопрос, что сохранит в себе ее тяжело деформированный навсегда внутренний мир и останется ли в нем место для гуманизма и человечности.
8
,1
2018, Россия, Военные
71 минута
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Представивший "Войну Анны" на нескольких международных фестивалях и на российском "Кинотавре" режиссер-визионер Алексей Федорченко ("Ангелы революции", "Небесные жёны луговых мари") обращается к теме холокоста и выживания при помощи минималистического триллера, показывающего военные события глазами 6-летнего ребенка. Исполнившая главную роль Марта Козлова не произносит за весь фильм ни одного слова, ее спокойствие кажется разрушительным. Звуки для Анны в этом фильме становятся непозволительной роскошью, именно они могут выдать ее присутствие и тогда ее схватят нацисты и отправят в концлагерь. Сама экранная история Федорченко, написанная им вместе с Наталией Мещаниновой ("Сердце мира", "Аритмия"), оказывается намного более универсальной, чем просто рассказ на основе реальных событий из истории Второй мировой войны. Главная героиня этой ленты, чудом уцелевшая после массового расстрела евреев на оккупированной фашистами территории Украины в ноябре 1941 года, оказывается тотально одинока в этом мире людей, где нет ни своих, ни чужих. И темы, которые поднимает режиссер в этой ленте при помощи многочисленных символов и метафор, оказываются гораздо шире, чем может представить фильм о военных событиях. Алексей Федорченко показывает зрителям мрачную хоррор-поэму в виде нескольких новелл, соединенных общей сюжетной основой, рассказывая историю выживания и эволюции ребенка, помещенного в одной локации и вынужденного практически на протяжении всего фильма трансформировать внешние сигналы для собственного спасения. В новейшей истории кинематографа появились ленты с аналогичным концептом, далеким от заурядных боевиков, где одиночка сражается против целой армии, примерами тому могут служить "Необходимое убийство" Ежи Сколимовского и "Канава" Вана Бина, но 6-летняя девочка не обладает ни должным набором знаний, ни социализацией, ее сознание мифологизировано, и смерть матери, закрывшей ее своим телом является одним из подтверждений этих мифов. Показательно, что дважды в фильме героиня юной Марты Козловой разражается криком: когда она переживает свое второе рождение и вылезает перепачканная землей, практически голая, из-под тела самого дорогого на свете человека, и когда в финале она оказывается в состоянии еще одной потери. Между этими двумя сценами - несколько месяцев жизни той, которая отчаянно тянется к человеческому и не превращается в безжалостного зверя. Поэтому "Война Анны" оказывается лентой, которая разрывается между ужасами военного гиперреализма и мистификацией событий долгой, длиной, как минимум, в несколько месяцев жизни Анны внутри камина в немецкой комендатуре, находящейся в бывшей советской школе. Фильм Федорченко замечателен тем, что диалог между смертью и стремлением выжить в "Войне Анны", оказывается жестоким клаустрофобным путешествием в той среде, которая по-настоящему является жуткой и максимально враждебной для главной героини, которой приходится быть на пределе самостоятельности и полагаться только на саму себя. Кроме того, что происходящее на экране находится на грани натурализма, готового вот-вот броситься в пучину ужаса, буквально до самых титров остается сложносочиненной миссия юной протагонистки, для которой физическое выживание очень скоро отодвигается на второй план. Когда Анна прячется внутри большого камина в одной из школьных классных комнат, вряд ли она просчитывает всю ситуацию, однако страх смерти заставляет ее зацепиться за жизнь, в которой будет очень мало солнечного света. Всех приходящих она сможет видеть только через царапины на старом зеркале, висящем над каминной полкой, именно к такому экрану реальности девочка получает доступ, когда убирает несколько кирпичей из кладки. Героиня Козловой сможет выжить, если только станет привидением из камина, маленькой тенью, блуждающей по ночам по коридорам огромного школьного здания, в темных пространствах которого все напоминает о смерти. Сложно говорить слово "жизнь", когда находишься среди страшных агитационных плакатов, которые днем рисуют художники и которые готовы ожить ночью, когда выбираешься в почти кромешную темень. Анне очень тяжело, ей хочется пить, и она радуется любой, даже не самой чистой воде, той, в которой плавали до этого маленькие утята, той, с остатками акварельных красок, в которой отмачивают кисти художники, и даже той, которая натекла в блюдце под горшком с алоэ. Реальность, где живет героиня Марты Козловой - это клетка без прутьев, кажется, что она навсегда заперта на съемочной площадке и приняла для себя этот способ существования в этом новом мире, где основной едой сначала становится сало из крысиных мышеловок. Мир "Войны Анны" становится становится обманчивым видимым континуумом, который кажется бесконечным, но способным в тоже самое время сжиматься до размеров нового дома девочки, который она пытается сделать неким подобием краснознаменного гнезда. В "Войне Анны" режиссера не интересует война как феномен или война в ее героическом проявлении, для Федорченко намного важнее оказывается исключительно субъективная точка зрения на окружающий мир, который главная героиня очень часто познает через царапины на зеркале и каминный проем. Очевидно, что героиня так и не может понять, кто из этих взрослых людей является своим, а кто - заслуживает самой жестокой казни, поэтому она наставляет украденный пистолет на партизана, который хочет взорвать камин, ее единственное пристанище при помощи часовой мины, поэтому она жертвует своим единственным кошачьим другом, не желая быть раскрытой, когда немецкая овчарка увидела ее и залилась захлебывающимся лаем. Как и по каким признакам она может понять, что нацисты скоро начнут бежать с оккупированной территории и она сможет поговорить хотя бы с кем-то? И когда в финальной сцене девочка начинает подобно первобытному культу ограничивать булавочными флажками на карте территорию Германии и протыкать ее, так, как дикари накалывают кукол вуду, то вся метафоричность скорой расправы и непобежденности оказывается слишком очевидной и уводящей в дали детского магического реализма. Но ведь даже так, пусть своими детскими средствами, эта девочка приближает победу над врагом, отнявшим у нее родителей. При этом визуально фашисты наиболее ярко показываются в этом проекте во время празднования условного Рождества, когда Анна видит ярко освещенную сотнями свечей огромную комнату с елкой и скачущих вокруг праздничного стола чудовищ в масках, за которыми скрываются пьяные немецкие солдаты, а напоминающий отвратительную нечисть полностью невменяемы Дед Мороз даже делится с ней парой кусков сахара. Поэтому "Война Анны" оказывается еще одной цельной работой Алексея Федорченко, для которой очень важна доля зрительского соучастия при просмотре, такие фильмы обычно смотрят сердцем, не обращая внимания на исторические детали, мистику повествования и нарушения правдоподобия и здравого смысла. По одному, даже такому, красноречиво-яркому, реконструированному фрагменту сложно сформировать представление о всей войне в целом. Однако камерность самой ленты показывает глазами очевидца опыт маленькой девочки, оказавшейся между адом и раем на неопределенный срок. Анна искренне старается пройти опыт терзания не только тела, но и души, держа в себе и злость на врагов, и жажду жизни. Очень большой вопрос, что сохранит в себе ее тяжело деформированный навсегда внутренний мир и останется ли в нем место для гуманизма и человечности.